Методическая разработка урока по чтению в 1 классе "Устное народное творчество. Работа над сказкой "Собака и петух"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Лизнёва Юлия Владимировна

Данная методическая разработка урока  помогает учащимся 1 класса познакомится с разными жанрами устного народного творчества.  Урок построен с использованием игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_1_klass._ustnoe_narodnoe_tvorchestvo..doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ   УРОКА

ПО   ЛИТЕРАТУРНОМУ    ЧТЕНИЮ

В    1 «Б»  КЛАССЕ

                                                    Учитель высшей категории

                                                 Лизнёва  Юлия  Владимировна

Дата  проведения: 18 марта 2008г.

Место проведения: гимназия № 441, 1 «Б» класс

ТЕМА: Устное народное творчество. Работа над сказкой

             «Петух и собака».

ТИП  УРОКА:  обобщение и систематизация знаний

ЦЕЛИ  УРОКА:

1.Образовательная:

  1. Закрепить понятия об устном народном творчестве
  2. Поговорить о жанрах : « пословицы». « небылицы», « потешки», «считалки», «загадки». «сказки».

2. Развивающая:

  1. Развитие умения внимательно, вдумчиво, воспринимать художественный текст
  2. Развитие грамотной устной речи
  3. Формирование навыков выразительного чтения
  4. Развитие памяти, воображения, интереса к книге

3. Воспитательная:

  1. воспитание бережного отношения к устному народному творчеству
  2. воспитание черт характера, как доброта, нежность

ПОСОБИЯ:  

  1. Цветок с лепестками
  2. Таблички со словами
  3. Карточка с зашифрованным словом (на каждого ученика)
  4. Карточки для словарной работы (на каждого ученика)
  5. Магнитофон
  6. Мультимедийная установка
  7. Иллюстрации человечков с разной мимикой ( 3 большие, по 3 на каждого ученика).

ПЛАН  УРОКА:

1.Организационный момент урока -2 мин.

2.Тема урока-12 мин.

3.Физкультминутка-3 мин.

4.Виды сказок (показ слайдов)-5 мин

5.Работа по сказке «Петух и собака»-15 мин

  1. Подготовка к чтению сказки «Петух и собака»-работа с карточками
  2. Чтение русской народной сказки «Петух и собака» по цепочке с комментированием по ходу чтения.
  3. Проверка прочитанного
  4. Выборочное чтение
  5. Чтение по ролям

6.Итог урока-2 мин.

7.Рефлексия-1 мин

ХОД   УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ   МОМЕНТ

( Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.)

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

Сегодня у нас необычный урок

На нём подведём мы работы итог.

О жанрах устного  народного

Творчества поговорим.

Во саду ли, в огороде

Жар-птица летала.

Во саду ли, в огороде

Цветочки собирала.

Один цветок принесла

И нам в класс передала.

2. ТЕМА УРОКА

-Лепестки на нашем цветке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора.

-Попробуем ребята?  А для этого нам надо выполнить задания, которые приготовили жар-птица.

-Вы готовы?

  1. -Продолжите четверостишие.

Мы не щелкали орешки,

А читали на уроках

Интересные … /потешки/

-Как вы думаете, а для чего нужны потешки? /Потешка-это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, руками/

-Молодцы! Вы выполнили задание и жар-птица открывает первый лепесток.

  1. -Жар-птица торопилась к нам на урок и случайно уронила карточки с буквами.

-Расставьте буквы  по порядку, впишите их в пустые клеточки  и вы узнаете название следующего жанра. /карточка у каждого ученика/

с

п

о

и

а

л

о

в

ц

3

1

5

7

9

4

2

6

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Кто сможет сказать, что такое пословица?

-Молодцы! Открывается следующий лепесток.

  1. -Один, два, три, четыре,пять

-Кто умеет здесь считать?

-Рассчитайте-ка ребят,

-Что в кружочке здесь стоят

-Как называется этот жанр народного творчества? /считалки/

  1. -Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку.

И упала в яму-бух!

Раздавила сорок мух.

-А как называется этот жанр? /небылицы/.

-Ребята, что такое небылица. /Небылица-это выдумка. Это то, чего не бывает, не было/.

-Вы отгадали и это задание, у нас открывается ещё один лепесток.

  1. -На уроке, мы, ребятки,

Отгадали все…./загадки/

-Кто из вас догадался, название какого жанра зашифровано в шестом лепестке? /сказки/.

                                          ПОТЕШКИ (к)

?                                                                      ПОСЛОВИЦЫ (а)

                            ФОЛЬКЛОР                      

 ( к,а) ЗАГАДКИ                                                         СЧИТАЛКИ  (з)

                                           НЕБЫЛИЦЫ (с)

-Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного народного творчества русского народа.

-Давайте перечислим  жанры фольклора, которые открыла нам жар-птица.  

3.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА /под музыку песни «От улыбки…»/

4.ВИДЫ СКАЗОК

-Что  же такое сказка? /Показ презентации при помощи компьютера  См.Приложение№1/

Сказка-это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Бывают сказки литературные, волшебные, бытовые, сказки о животных.

5.РАБОТА ПО СКАЗКЕ « Петух и собака».

  1. Подготовка к чтению сказки «Петух и собака».

-Ребята. Сегодня мы будем читать сказку о животных. А о каких вы узнаете отгадав загадки?

Не ездок, а со шпорами

Не сторож, а всех будит. /Петух/

Гладишь-ласкается,

Дразнишь-кусается./Собака/

-Откройте учебники по закладке.

-Прочитайте название сказки.

-Знакома ли вам сказка? А сейчас мы поработаем над словами из этой сказки.

Про-да-дим                                     продадим

Ис-пу-гал-ся                                   испугался

Рас-ска-зал                                      рассказал

Раз-ли-ва-ет-ся                               разливается

Раз-да-ёт-ся                                     раздаётся

Рас-хва-ли-ва-ет                             расхваливает

По-ла-ко-мить-ся                           полакомиться

Об-ра-до-ва-ла-сь                           обрадовалась

Про-су-ну-ла                                    просунула

/Карточки  со словами у каждого учащегося/

  1. Чтение русской народной сказки «Петух и собака» по цепочке с комментированием по ходу чтения

/Карточки со словами на доске/

        

Занялась заря-рассвело

Масленый праздник-праздник Масленицы

Припасла-заготовила  про запас

Счастье привалило-появилось неожиданно

  1. Проверка прочитанного

-Почему петух покинул стариков?

-Кто помог уйти со двора в лес?

-Как петух навлёк на себя опасность?

-Чем лиса хотела заманить к себе петушка?

  1. Выборочное чтение

-Найдите в тексте и прочитайте, почему петух испугался и к кому обратился за помощью.

-Прочитайте, как лиса расхваливала петуха.

-Чему обрадовалась лиса?

6. ИТОГ   УРОКА

-Какие жанры устного народного творчества  вы знаете?

-Кто были главные герои сказки?

-Какие виды сказок вы знаете?

7.РЕФЛЕКСИЯ

-На доске изображены три человечка с разной мимикой. Оцените свою работу на уроке.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"

Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе на тему: «Путешествие по стране устного народного творчества»

Изучение литературы в начальной школе с детьми ОВЗ — этап школьного обучения, в течение которого должны быть сформированы навыки чтения. Данная методическая разработка подготовлена для детей с н...