Урок изобразительного искусства. 3 класс. "Мамин платок"
видеоурок по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Белякова Оксана Анатольевна

рок изобразительного искусства (техника штамп из картофеля) для 3 класса. Программа Б. М. Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.docx576.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: мамин платок

Цель урока: создание эскиза росписи  платка

Задачи: учиться составлять простейший орнамент при выполнении эскиза платка, продолжить знакомство с техникой нанесения росписи на платок штамп; уточнить представления детей о геометрическом и растительном орнаментах; учиться наблюдать  за особенностями орнаментов и их связью с природой,  формировать умение самостоятельно выбирать приемы рисования для творческой работы;

                развивать эстетическое восприятие и радостные переживания от произведений народных умельцев, воспитывать у детей любовь и заботу о маме; развивать у детей образную память эмоционально - эстетическую отзывчивость.

Формирование УУД:

Регулятивные

  1. Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению.
  2. Планировать свои действия и выполнять их, соблюдая инструкцию.
  3. Контролировать процесс, результаты одноклассников и своей деятельности.
  4. Оценивать свою и коллективную  работу.

Коммуникативные

  1. Вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, высказывать свою точку зрения.
  2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.

Познавательные

  1. Владеть общими способами решения конкретных учебных  задач.
  2. Формировать познавательный интерес к окружающей действительности.

Личностные

  1. Формировать положительное отношение к учению.
  2. Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства.
  3. Развивать эмоциональный отклик на произведения различных видов искусства.

Тип урока: урок усвоения новых знаний 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мамин платок\DSC02784.JPG

2 ноября.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мамин платок\DSC02778.JPG

Оборудование: моноблок, интерактивная доска, презентация, листки с таблицей для рефлексии, листки с таблицей «Знаю - Хочу узнать – Узнал», картинки с изображением братьев – мастеров Украшения, Изображения и Постройки, заготовки из цветной и белой бумаги треугольной и квадратной формы, гуашь, кисти, непроливайка, картофель, нож, салфетка, платки; учебник«Изобразительное искусство. 3 класс» под редакцией Б. М. Неменского, рабочая тетрадь «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс» под редакцией Б. М. Неменского.

Список литературы:

  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., ПитерскихА.С. Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 3 класс /Под. Ред. Б. М. Неменского;
  • Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь: 3 класс/ Под. Ред. Б. М. Неменского;
  • Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского/ автор- составитель Н. В. Лободина.- Волгоград: «Учитель», 2014 год;
  • Изобразительное искусство и художественный труд в начальной школе. Система преподавания уроков изо в 1-4 классах по программе Б. М. Неменского/авторы - составители А. Г. Александрова, Н. В. Капустина.- Волгоград: «Учитель», 2014 год.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Цель: создание комфортной атмосферы урока, осуществляя межличностное взаимодействие)

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, комплектацию разноуровневых малых групп.

– Давайте улыбнемся друг другу, членам вашей группы и всем одноклассникам, пожелаем удачи и начнем урок.

Мы начнем сейчас  урок.
Нам  пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо - не лениться
И старательно трудиться.

II. Актуализация опорных знаний                        

(Цель: повторить изученный материал, создавая ситуацию успеха на уроке, актуализация знаний, включение каждого ученика в процесс деятельности по решению учебной задачи)

Работа в группах

 -Обратите внимание на доску. С братьями – мастерами Украшения, Изображения и Постройки куда вновь мы попадаем на нашем уроке?

(Мы попадаем в свой дом.Продолжим работать по теме «Искусство в твоём доме».)

-Что в нашем доме помогли нам рассмотреть, нарисовать и украсить братья-мастера на прошлых уроках?

(Мы работали по теме «Твои игрушки», «Твоя посуда», «Обои и шторы у тебя дома»)

- Очень важное значение имеет труд художника для нашего дома и предметов, которые нас окружают в повседневной жизни. С помощью красок и фантазии вы, как настоящие волшебники, превратили неприметную игрушку в яркую и веселую, темную, маленькую комнату сделали светлой и большой, ваша посуда стала праздничной. Мы украсили нашу жизнь.
III.  Постановка целей и задач урока. Целеполагание

(Цель: формировать умение  самостоятельно формулировать цель урока, исходя из заданной темы, видеть проблемные вопросы; нацелить каждого ученика на решение учебной задачи)

-Прекрасные получились эскизы на прошлом уроке «Обои и шторы у тебя дома». (Демонстрация)

- С каким настроением вы рассматриваете их? Появляется ли желание продолжить работу, желание творить?

-Куда бы вы предложили перенести ещё в своём доме данный узор?

(На одежду, на ткань)

-А можно ли назвать одежду частью искусства? Почему?

- Ребята! Выскажите предположения о теме нашего урока.

Группы предлагают варианты темы урока.

-Действительно, хотелось бы перенести узор на ткань, одежду. Тема урока появится на слайде.(«Мамин платок»)                                                         СЛАЙД 2

-А почему именно так звучит тема? Что вместе с платком мы подарим маме?

- Сегодня мы поговорим об одежде, и подробнее об одной из деталей одежды, головном уборе – платке.

-Каковы  цели урока?  

(Ответы членов групп)                                                                                       СЛАЙД 3

-Действительно, на нашем уроке мы будем создавать  узоры для платка.                                                                                          

Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал»

- Предлагаю вам, ребята, заполнить  первые две колонки таблицы «Знаю» и «Хочу узнать».                                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Знаю

Хочу узнать

Узнал

IV. Изучение нового материала

(Цель:выдвинуть гипотезу, формировать новые способы решения  поставленной учебной задачи)

ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДКИ

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный …. (платок)                                                           СЛАЙДЫ 4-6

РАССКАЗ О ПЛАТКАХ                                                                ПРИЛОЖЕНИЕ 2    

Убрус (белое льняное полотенце с вышивкой) считается  предшественником платка на Руси. Издревле женщины покрывали им голову.

С конца 17 века он уступает место платку.

Спустя век, в русском языке появилось слово “шаль”, заимствованное из персидского языка. А означает оно большой узорный платок.

В ансамбле народного костюма платок играет важную роль, завершая головной убор, или украшая повседневный и праздничный женский наряд.

В крестьянских хозяйствах были  красильни и ручные ткацкие станки. На смену ручному труду пришли паровые двигатели, ситценабивные машины -истанки для узорного ткачества. Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже 18-19 веков. 

Пришла слава и к русским платкам и шалям.

Техника ткачества позволяла тогда делать узоры одно- и двусторонними. Одним из ярких примеров традиций набивного рисунка являются платки и шали мануфактуры Лабзина и Грязнова из Павлово-Посада.

РАССМАТРИВАНИЕ ПАВЛОПОСАДСКИХ ПЛАТКОВ                    

Город Павловский Посад                                                                             СЛАЙД 7
Славен мастерами, 
Знают люди: стар и млад 
О платках с цветами.

МИНИИТОГ

-Ребята! А ваши мамы, бабушки носят платки? Используют ли данный аксессуар в своём гардеробе мужчины?

- Действительно, платок —  постоянный спутник женщины на протяжении всей ее жизни. Он хранит тепло, дарит здоровье и хорошее настроение.

РЕФЛЕКСИЯ

– На лестнице успеха поставьте крестик (галочку) на соответствующей ступеньке.                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                                                                                         Отлично, мне понравилось,

                                                      хочу знать больше

                                        Хорошо, но могу лучше

Испытывал трудности                                                                                        

V. Первичная проверка понимания

(Цель: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала,  выявить пробелы первичного осмысления изученного, неверные представления, скорректировать их)

Обсудите в группах ответ на вопросы: что такое платок? Кем и как он используется? Давно ли появился платок?

- Выслушаем ответы групп.

 (Ответы детей).

МИНИИТОГ

-Все ли команды ответили на вопросы верно?

-Так что же такое платок?                                                                  СЛАЙД 8

 - В словаре В. Даля есть такое определение: «Лоскут равносторонний, шёлковый, бумажный, шерстяной, холщовый, каким повязывают голову, мужчины шею, а женщины накидывают на плечи, носят в руках или кармане».

РЕФЛЕКСИЯ

– На лестнице успеха поставьте крестик (галочку) на соответствующей ступеньке.

VI. Первичное закрепление

(Цель: в форме коммуникации (в группах и фронтально)  проговорить и закрепить новое знание; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию)

-Обсудите в группах ответ на вопросы: как расположен узор на ткани? В какой цветовой гамме может быть оформлен рисунок платка? Определите платки с растительным и геометрическим узором.

- Выслушаем ответы групп.

 (Ответы детей).

(Рисунок может быть крупный по краям, а к центру становиться мельче.  Углы  могут украшать броские цветы - акцент на углах. По кайме и углам симметрично размещены букеты крупных цветов, а середина поля заполнена редко разбросанными мелкими цветочками. Есть композиции, состоящие из цветочных гирлянд, которые замкнуты в пространстве и увеличиваются к центру. Кайма украшена плотным узором из садовых цветов).

(На платке с растительным узором – узор состоит из растительных элементов. Вот платки с геометрическим узором. Обратим внимание на цветовое решение платка.  Этот платок в тёплой цветовой гамме, этот в холодной цветовой гамме. Этот – с  контрастными цветами).

МИНИИТОГ

-Где подсмотрели узор платка художники?

-Как в павлопосадских платках расположен узор на ткани?

-Каким может быть характер узора? цветовая гамма?

-Все ли команды ответили на вопросы верно?

-Действительно, художники умело вписывают  узор в квадрат, строят угол, находят бесчисленное количество вариантов одного и того же узора.

РЕФЛЕКСИЯ

– На лестнице успеха оцените свою работу на этом этапе урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Цель: создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации)

-Встанем в круг и полюбуемся нашим платочком. Подумайте: какой он? Подберите прилагательные.

Наш платочек расписной

Поиграть хотим с тобой

Ты беги платок по кругу

Выбирай скорее друга!

Покружитесь, попляшите,

И платочек покажите!

Ведущий идет по кругу, передает платочки сразу двум ребятам – они выбегают  в центр, называют прилагательное, характеризующее платок. Затем  они передают платок следующим. Игра повторяется.

VII. Работа с учебником

(Цель: самостоятельная работа  с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний, работа с иллюстративным материалом)

- Откройте учебники. Прочитайте в группах текст на с 30-31, рассмотрите иллюстрации.

-Обсудите в группах ответ на вопросы: почему платок – лучший подарок? Каковы отличия рисунка платка для мамы, сестры (молодой девушки) бабушки? Платок с каким узором выбрали бы для себя вы, девочки?

-Откройте с. 33 учебника. Обсудите в группах на выбор по одному вопросу.

  • Почему не всегда красиво то, что ярко и пёстро? Бывает ли яркая, нарядная одежда неуместна, а потому некрасива? (Ответы детей).
  • Как ты думаешь, можно ли через орнамент на платке выразить красоту и звонкость раннего утра?
  • Какими узорами и цветом на платке можно передать сказочную таинственность наступающего вечера?
  • Кому бы могли предназначаться такие платки? (Ответы детей)

Члены каждой группы отвечают на вопрос, члены остальных команд дополняют их ответы.

РЕФЛЕКСИЯ

– Оцените свою работу на этом этапе урока на лестнице успеха.

VIII. Творческая практическая деятельность

(Цель: создать эскиз росписи платка)

-Обсудите в группах и составьте алгоритм создания штампа из картофеля.

1. Выбрать картофель нужного размера, помыть и высушить.       СЛАЙДЫ 9-12

2. Нанести карандашом рисунок (цветок, листок).

3. Обрезать снаружи лишнюю часть.

4. Обмакнуть печать из картошки в краску  и сделать оттиски.

-Можно использовать штамп с прошлого урока. По желанию члены группы могут сделать новые штампы. Можно обмениваться штампами.

- Ребята! С прошлого урока у вас остались эскизы обоев и штор для вашего дома. Сегодня на уроке мы их сможем использовать.

-Мастер Постройки поможет выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всём поле.

Мастер Изображения поможет выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое.

 Мастер Украшения поможет превратить изображение в узор – выбрать цвет и ритм узора.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мамин платок\DSC02778.JPG

Показ платка и выделение композиции (кайма – противоположные углы; один угол – разные углы; все углы – центр платка).

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\мамин платок\DSC02784.JPG

-Ребята, по заданию учебника нарисуйте в группах платок для своей мамы и ещё платок или косынку для сестрёнки или бабушки. Постарайтесь, чтобы платки получились разными и соответствовали возрасту того, кому они предназначаются. Для работы вам понадобятся штамп из картофеля, бумага и гуашь.

- Приступайте к росписи платка. Используйте свою фантазию, заполняйте платок изображениями трав, цветов, листьев, веточек, птичек, бабочек и др. в соответствующей замыслу цветовой гамме.

- Подумайте, где можно расставить акценты – или в центре платка, или по углам.

- В текстиле такой рисунок будет хорош, когда сочетаются три размера элементов украшения: крупный, средний и мелкий.

Устраивается  выставка платков. Отмечается их разнообразие, яркость, праздничность, неповторимость; группы восхищаются своей  любовью к бабушкам, мамам, сестренкам.

РЕФЛЕКСИЯ

– Предлагаю на лестнице успеха оценить свою работу на данном этапе урока.

IX. Оценивание работы учащихся

(Цель: самооценка учеником своих учебных достижений)

-Изменилось ли ваше настроение после выполнения заданий урока? Прибавилось веры в свои силы, в поддержку товарищей?

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой на уроке?

-Что нового вы узнали на уроке?

Заполните третью графу в таблице «Знаю  - Хочу узнать – Узнал»)

Приём «Знаю - Хочу узнать - Узнал»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

X.Обобщение. Итог урока.

(Цель: сопоставление целей урока с результатом решения учебной задачи, осознание ребёнком личного вклада в общую деятельность)

-Чему учились на уроке? Что было самым интересным? (Ответы детей).

- Оцени свою работу на уроке и работу товарищей.

-Какие пословицы можно отнести к сегодняшнему уроку?

На чужой роток не накинешь платок. 

Бабы бранятся, так платки с головы валятся. 
Шесть досок да холстинки платок. 
Не к роже платочек, утрешься и рукавичкой.

-О чём ты хотел бы узнать на следующем уроке?

Вот мы и выяснили, что платки есть на все случаи жизни, на любой возраст.  

Обратим ещё раз внимание на нашу выставку платков. Хочется закончить сегодняшний урок  словами «Если мы платки расстелем на поля, то еще красивей станет вся земля…»                                                                    СЛАЙД 13

IX. Домашнее задание

Выполнить задание в рабочей тетради с.10 (по желанию)

Подумать, над чем еще работали художники декоративно-прикладного искусства в доме, что еще в доме они расписывали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мамин платок" Урок изобразительного искусства, 3 класс Программа Б.М. Неменского

«Мамин платок» урок изобразительного искусства  (программа Б.М. Неменского) 3 классНа уроке дети знакомятся с народным промыслом «Павловские платки».Цели урока: нарисовать платок с цв...

Урок изобразительного искусства. 3 класс. Мамин платок

Урок изобразительного искусства (техника штамп из картофеля) для 3 класса. Программа Б. М. Неменского...

Конспект урока изобразительное искусство по теме "Мамин платок"

Конспект по программе Неменского для 3 класса...

Презентация "Мамин платок" к уроку изобразительного искусства (Школа России, 3 класс)

Презентация для проведения урока изо в 3 классе по учебнику Неменского...

Конспект урока изобразительного искусства по теме: " Мамин платок"

Конспект урока изобразительного искусства по теме: " Мамин платок"...

Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Изобразительное искусство, тема:" Мамин платок", 3 класс

Самоанализ урока в соответствии с требованиями ФГОС  НОО. Изобразительное искусство, тема:" Мамин платок", 3 класс...