Рабочая программа по ИЗО 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Рабочая программа по ИЗО 1 класс Неменский Б.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1_klass.docx30.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для первого класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (приказ Минобразования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.15 3 1/15), на основе УМК «Школа России» (Неменский Б.М.) , является частью ООП НОО МАОУ «Гимназия № 9».

Цель и задачи курса

По сравнению с другими учебными предметами, развивающими рационально – логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально – образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

        Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

        Содержание курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

  • Развитие у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний;
  • Совершенствование эмоционально – образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
  • Формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Общая характеристика программы

        Данная программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные искусства. Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности- изобразительной, декоративной и конструктивной. Учащиеся на уроках знакомятся с Братьями – Мастерами Изображения, Украшения и Постройки.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства. Научиться видеть красоту времён года, открывать контрасты цветовых палитр, чувствовать движение в живой природе, передавать его художественными средствами и соотносить с впечатлениями реального мира – основная цель первого года обучения.

Практическая художественно-творческая деятельность  и деятельность по восприятию искусства имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Многообразие видов деятельности  стимулирует  интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

На уроках прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Формы организации деятельности учащихся

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроки коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность школьников на уроках – это изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа,  восприятие явлений действительности и произведений искусства,  обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках,  изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

Критерии оценивания

Объектом оценки результатов  освоения программы по предмету «Изобразительное искусство» является способность учащихся решать учебно – познавательные и учебно – практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью – то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ дает возможность каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Формами подведения итогов реализации программы являются тематические выставки.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приема или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объекта), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

В первом классе оценивание является безотметочным.

Место предмета

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение курса «Изобразительное искусство» в первом классе отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю).

Учебно – методический комплект

1. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.

2. Неменская Л.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь для 1 класс. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015.

Планируемые предметные результаты освоения предмета

- знание и умение различать виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно – прикладное искусство;

- понимание образной природы искусства;

- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

- умение узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

- способность использовать в художественно – творческой деятельности различные материалы и техники, различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать их для передачи художественного замысла;

- способность передавать в художественно – творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

- освоение умений применять в художественно – творческой деятельности основы  цветоведения, графической грамоты;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных  регионов нашей страны.

Содержание программы

с указанием основных видов учебной деятельности

         Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)

             Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. Пятно, линия, цвет – основные средства изображения.

              Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Разноцветные краски. Художники и зрители.

        Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8ч)

             Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения – мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.

             Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

        Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11ч)  

 Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

             Мастер Постройки – олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.

             Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.

             Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (6ч)

             Общие начала всех пространственно – визуальных искусств – пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

             Изображение, украшение и постройка – разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

            Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно – образное видение окружающего мира.

           Навыки коллективной творческой деятельности. Выставка детских работ.

Календарно – тематическое планирование

по ИЗО (УМК «Школа России» Б.Неменский)

1 класс (33 ч)

№ п/п

Дата

Тема урока

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения – 8 ч

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

            Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения – 8 ч

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать. Цветы.

Узоры на крыльях. Ритм пятен.

Красивые рыбы. Монотипия.

Украшения птиц. Объёмная аппликация.

Узоры, которые создали люди.

             Как украшает себя человек

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки – 11 ч

            Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

19 - 20

Домики, которые построила природа.

21.

Дом снаружи и внутри.

22-23

Строим город.

Все имеет свое строение.

            Строим вещи.

26-27

  Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу–6 ч

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

Сказочная страна. Создание панно.

Времена года. Весенний день.

Урок любования. Разноцветные жуки.

Здравствуй, лето!  (обобщение темы).

Выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...