Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шванкова Екатерина Сергеевна

Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способов лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, рельефная лепка, круговой (спиральный), ленточный, формование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_skulptor_2017-18.docx110.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №1002»

Принята на заседании

педагогического совета

ГБОУ Школа № 1002

от «____» ______________2017г.

Протокол № _____

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Школа № 1002

_______________Солодуха Е.Г.

«___» ____________ 2017 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Юный скульптор»

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Шванкова Екатерина Сергеевна,

педагог  дополнительного  образования

Москва  

2017

АННОТАЦИЯ  ПРОГРАММЫ.

Название программы

«Юный скульптор» 

Направленность

Художественная

Вид деятельности

Декоративно-прикладное творчество, работа с глиной, песком, тестом, пластилином.

Возраст детей

6-10 лет

Уровень программы

ознакомительный

Форма работы

групповая

Цель программы

Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей детей посредством работы с пластическими материалами.

Задачи

  • Познакомить  с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса.
  • Изучить закономерности и правила работы с материалами.
  • Изучить способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, рельефная лепка, круговой (спиральный), ленточный, формование
  • Сформировать стремление получать новую информацию и применять ее на практике.
  • Воспитывать культуру труда;  самостоятельность, инициативность, стремление к саморазвитию;
  • Развивать любознательность и наблюдательность.
  • Развивать у ребенка уверенность в себе (создавать для ребенка ситуацию успеха).

Содержание работы

  Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способов лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, рельефная лепка, круговой (спиральный), ленточный, формование.

Сроки реализации

2017– 2018 учебный год

Ожидаемые  конечные результаты реализации программы

Результатом обучения по данной программе является сформированность умения выполнять творческие художественные работы разными пластическими материалами, разными способами лепки.

Система контроля за исполнением программы

Контроль за реализацией Программы осуществляется в установленном порядке через:

-  мониторинг развития художественных умений и навыков;

-  экспертизу практических работ воспитанников;

- художественно-творческие задания.

Пояснительная записка.

Рабочая программа дополнительного образования детей (ОП ДОД) «Лепка» составлена на основе следующих нормативных документов в области образования РФ:

•        Закон РФ «Об образовании».

•        Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 N 212, от 08.08.2003 N 470).

•        Изменения, подлежащие внесению в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 752).

•        Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические требования и нормативы СанПиН 2.4.4.1251-03).

•        Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

        Педагогическая целесообразность 

           Изобразительная деятельность людей очень многогранна. С её различными сторонами дети знакомятся на протяжении всей жизни - в быту, в дошкольных учреждениях, в школе, в системе дополнительного образования. Один из видов изобразительной деятельности, доступный и интересный детям - лепка.

         Художественная лепка позволяет решить широкий круг образовательных, воспитательных, развивающих задач. В процессе этой деятельности дети овладевают приемами, техникам работы с пластичным материалом, знакомятся с основами моделирования, осваивают знания изобразительно-художественного характера, имеют возможность проявить свои способности, выразить в процессе созидательной деятельности своё видение окружающего мира. Вместе с тем занятия по изобразительной лепке способны развивать познавательный кругозор, развивать образное мышление, воспитывать мотив труда (потребность в труде, достичь высоких результатов в работе). Лепка позволяет ребенку оттачивать высокое художественное мастерство, самостоятельно вводить новшества в искусство лепки, развивать выявленный талант. Пластичные материалы (пластилин, глина, соленое тесто, пластик) в силу своих свойств (мягкости, пластичности, легкости в применении) позволяет ребенку уже в младшем школьном возрасте создавать настоящие шедевры.

             

        Многие ученые указывают на важность развития мелкой моторики, которая находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного опыта, развития навыков ручной умелости. Одно из таких эффективных способов развития моторики  – лепка. Это одно из занятий, которое приносит ребенку радость, успешность, уверенность.

Программа составлена на основе модифицированной программы «Лепка» Немцевой Лилии Александровны, преподавателя художественного отделения Школы искусств Рузского района Московской области и типовой программы «Лепка. Программа для подготовительных групп детских художественных школ».

          Новизна: В контексте гармонизации интересов обучающихся содержание программы расширено знакомством с различными пластическими материалами: пластилином, глиной, соленым тестом, пластиком.

Актуальность данной программы заключается в том, что работа с различными материалами в разнообразных техниках будит фантазию, развивает эстетический вкус, творческую активность, мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Содержание программы характеризуется разнообразием материалов, используемых в работе, разнообразием ручных операций и видов деятельности, разнообразием познавательных сведений.

         

   Освоение программы служит целостному развитию ребенка, стимулирует различные сферы психики: эмоционально-волевую, сенсорную, интеллектуальную и способствует раскрытию индивидуальности ребенка. Занятия лепкой - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления.

 Цель: Создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей детей посредством работы с пластическими материалами.

Задачи:

  • Познакомить  с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса.
  • Изучить закономерности и правила работы с материалами.
  • Изучить способы лепки: конструктивный, пластический, комбинированный, рельефная лепка, круговой (спиральный), ленточный, формование
  • Сформировать стремление получать новую информацию и применять ее на практике.
  • Воспитывать культуру труда;  самостоятельность, инициативность, стремление к саморазвитию;
  • Развивать любознательность и наблюдательность.
  • Развивать у ребенка уверенность в себе (создавать для ребенка ситуацию успеха).

     В программе  большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам.

Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7–10 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности.

        Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками.

       Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, связи теории с практикой.

     Срок реализации программы составляет 1 год.

Программа предназначена для учащихся от 7 до 10 лет.  На изучение программы отводится 1  час в неделю. Форма организации занятий – групповые.  

Основной тип занятия - практическое занятие.

 

  Текущий контроль осуществляется по ходу и в конце занятия.

Итоговая аттестация осуществляется в виде  выставки или просмотра детских работ в конце курса обучения (май).

Ожидаемый результат.

По окончании освоения программы учащийся должен знать и уметь: 

- правила техники безопасности;

- требования к организации рабочего места;

-инструменты и приспособления;

-свойства пластических материалов  и способы работы с ними;

-правильно обращаться с инструментами и приспособлениями;     .

-рельефный, модульный, конструктивный, скульптурный и комбинированный способ лепки;

- приемы лепки;

- сравнивать, различать и называть предметы по цвету, форме, величине;

-понятие пропорции;

-участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

                                    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

П.п.

             

                     Наименование темы задания

Кол-во часов по учеб.плану

Теория

Практика

1

Введение в программу.

1

0,5

0,5

2

Композиция на свободную тему

1

0,2

0,8

3

В детский сад за «шариками» и «колбасками» (приемы лепки).

1

0,2

0,8

4

Чудо – дерево

1

0,2

0,8

5

Как горшок огонь и воду примирил.

1

0,2

0,8

6

Как горшок родственников нашел.

1

0,2

0,8

7

Пластилиновая живопись.

1

0,2

0,8

8

Петушок.

1

0,2

0,8

9

Заяц.

1

0,2

0,8

10

Глиняный перезвон.

1

0,2

0,8

11

Лягушонок.

1

0,2

0,8

12

Черепаха.

1

0,2

0,8

13

Улитка .

1

0,2

0,8

14

Создание рельефа – маленький приём большого искусства.

1

0,2

0,8

15

Декоративная пластина.

1

0,2

0,8

16

Русский пряник.

1

0,2

0,8

17

Декоративный сосуд.

1

0,2

0,8

18

Игрушка.

1

0,2

0,8

19

Подсвечник.

1

0,2

0,8

20

Погремушка - ботало.

1

0,2

0,8

21

Акарина.

1

0,2

0,8

22

Свистульки.

1

0,2

0,8

23

Рыбка. Рельеф.

1

0,2

0,8

24

Котик.

1

0,2

0,8

25

Хитрая лиса.

1

0,2

0,8

26

Сказочный персонаж.

1

0,2

0,8

27

Изразец.

1

0,2

0,8

28

Сувенир.

1

0,2

0,8

29

Рельеф на тему «Город».

1

0,2

0,8

30

Человек и животное.

2

0,4

1,6

32

Подготовка к выставке. Подведение итогов.

1

0

1

Итого:

32

6,5

25,5

Содержание занятий

                                                                   

Тема 1. Введение в программу.

Задачи: знакомство  с  предметом, с оборудованием и   материалами, дать первоначальное понятие о лепке.

Материалы: пластилин, глина, соленое тесто, пластик, стек, дощечка, тряпочка, баночка с водой.

Тема 2. Композиция на свободную тему.

 Задачи: выявление наклонностей детей и уровня их подготовки.

 Материалы: пластилин.

Тема 3. В детский сад за «шариками» и «колбасками» (приемы лепки).

Задачи: освоение приемов лепки, приобретение навыков работы со    скульптурными инструментами.

Задание: лепка бусин различной формы, размера, фактуры.

Материалы: пластик, стеки.

Тема 4.Чудо-дерево.

Задачи: развитие у детей интереса к предмету, развитие навыков коллективной работы, развитие мелкой моторики рук.

Задание: украшение ветки цветами из пластика.

Материалы: пластик, бисер для украшения.

Тема 5.Как горшок огонь и воду примирил.

Задачи:  развитие образного мышления и фантазии, развитие  мелкой моторики рук, воспитание аккуратности в работе.

Задание: выполнение из целого куска глины горшочка-шептуна.

Материалы: глина.

Тема 6.Как горшок родственников нашел.

Задачи:  развитие образного мышления и фантазии, развитие    

мелкой моторики рук, воспитание аккуратности в работе.

Задание: выполнение из глины арома-кулончика (формование, рельеф).

Материалы: глина

Тема  7. Пластилиновая живопись.

 Задачи: развитие мелкой моторики пальцев  рук, приобретение навыков работы.

 Задание: выполнение картинки на картоне путем размазывания пальцами.

 Материалы: пластилин, картон, карандаш.

Тема 8. Петушок.

Задачи: закрепление приемов лепки, применение декора, учить  

подбирать гармоничные цвета.

Материалы: пластик, стеки, бисер для украшения.

Тема 9.Трусливый заяц.

Задачи: развитие образного мышления, практических навыков, передача эмоционального состояния.

Задание: лепка объемной фигурки.

Материалы: пластик, стеки.

Тема 10. Глиняный перезвон.

 Задачи: закрепление приемов лепки из целого куска, создание образа.

 Задание: лепка из глины колокольчиков с образами животных.

 Материалы: глина, стеки.

Тема 11. Лягушонок.

Задачи: закрепление приемов лепки из целого куска, создание образа,

развитие фантазии.

Задание: выполнение фигурки лягушонка из целого куска, передача фактуры.

Материалы: пластилин, стеки.

Тема 12. Черепаха.

Задачи: осваивать конструктивный способ лепки, знакомство с видами декора.

Задание: выполнение фигурки черепахи пластинами, передача фактуры     панциря.

Материалы: глина, стеки, бинт, пиала.

Тема  13. Улитка.

Задачи: развитие образного мышления, знакомство с приемами работы.

Задание: выполнение фигурки улитки из валика переменной толщины.

 Материалы: пластик.

Тема 14. Создание рельефа – маленький приём большого искусства.

Задачи: знакомство с рельефом, создать декоративное изображение, знакомство с   новым пластическим материалом.  

Задание: рамки для фото.

Материалы: соленое тесто, гуашь.

 Тема 15. Декоративная пластина.

Задачи: учить раскатывать пластину и придавать ей форму геометрической фигуры, закрепление понятия об орнаменте.

Задание: лепка пластины, орнаментальная роспись гуашью.

Материалы: глина, гуашь.

Тема 16. Русский пряник.

Задачи: закрепление понятия о декоративном рельефе, переработка природных форм, знакомство с народными традициями.

Материалы: соленое тесто, гуашь.

Тема 17. Декоративный сосуд.

Задачи: познакомить с произведениями гончарных народных промыслов,  закрепление приемов лепки.

Задание: выполнить сосуд из жгутов.

Материалы: пластилин.

Тема 18. Игрушка.

Задачи: познакомить с народной глиняной игрушкой, показать последовательность работы.

Задание: выполнить фигурки народных игрушек.

Материалы: глина, гуашь.

Тема 19. Подсвечник.

Задачи: закрепление навыков работы с глиной, познакомить с декоративной обработкой формы глазурью.

Материалы: глина, глазурь.

Тема 20. Погремушка - ботало.

Задачи: знакомство с изготовлением пустотелых изделий, добиваться завершенности.  

Материалы:  глина, глазурь.

Тема 21. Акарина.

Задачи: закреплять умение изготовления пустотелых изделий, развивать способности передавать характер персонажа.

Материалы: глина, глазурь, темпера.

Тема 22. Свистульки.

Задачи: осваивать технологию изготовления игрушки-свистульки.

Задание: изготовление свистулек из глины.

Материалы:  глина, глазурь, темпера.

Тема 23. Рыбка. Рельеф.

Задачи: применение различного декора, развитие фантазии, воспитание  аккуратности.

Материалы: глина, гуашь.

Тема 24.Котик.

Задачи: развитие образного мышления, практических навыков.

Задание: лепка объемной фигурки котика в корзинке.

Материалы: пластик, стеки.

Тема 25. Хитрая лиса.

Задачи: развитие образного мышления, практических навыков, передача эмоционального состояния.

Задание: лепка объемной фигурки.

Материалы: пластик, стеки.

Тема 26. Сказочный персонаж.

Задачи:  развитие образного мышления, способности передать характер сказочного героя пластическими средствами.

Задание: выполнить объемную фигурку.

Материалы: пластилин.

Тема 27. Изразец.

Задачи: вписать орнаментальный мотив в квадрат, закрепить технические приемы лепки рельефа и росписи.

Задание: выполнить орнамент из сочетания растительных и животных форм.

Материалы: глина, глазурь.

Тема 28. Сувенир.

Задачи: закрепление полученных ранее знаний о декоративности и приемах стилизации.

Задание: изготовление небольших стилизованных фигурок людей или животных.

Материалы: пластик.

Тема 29. Рельеф на тему «Город».

Задачи: закрепление полученных ранее знаний, ритмическое расположение масс, выделение главного.

Материалы: пластилин.

Тема 30-31.Человек и животное.

Задачи: передача взаимосвязи персонажей пластическими средствами, передача пропорций человеческой фигуры.

Материалы: скульптурный пластилин.

Тема 32. Подготовка к выставке.

Задачи: знакомство с правилами экспозиции.

                       

Список литературы для детей:

  1. Ватагин В. Изображение животных. – М., 1957.
  2. Величкина Г.А. «Дымковская игрушка» - М., 2009 г.
  3. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» - М., 2006 г.
  4. Евстратова Е. Скульптура. – М., 2001.
  5. Лыкова И.А. «Лепим из пластилина». – М., 2009 г.
  6. Лыкова Л.А.«Слепи свой остров». – М., 2006 г.
  7. Лыкова И.А. «Дымковская игрушка» - М., 2007 г.
  8. Дьюн К. «Научитесь лепить животных» - Минск, 2002 г.
  9. Ляукина М.В., Чаянова Г.Н. «Подарки своими руками» - М., 2007 г.
  10. Михайлова И.  Лепим из соленого теста. – М.: Изд-во Эксмо, 2004
  11. Морозова О.А. «Волшебный пластилин» - М., 2003 г.
  12. Одноралов Н. Скульптура и скульптурные материалы. – М., 1982.
  13. Рогов А.П. Кладовая радости. – М., «Просвещение», 1982.
  14. Рубцова Е.С. «Фантазии из глины» - М., 2007 г.
  15. Румянцева Е.А. «Простые поделки из пластилина». – М.. 2008 г.
  16. Салабай Е. «Лепим из пластилина» - Смоленск, 2002 г.
  17. Скребцова Т.О. «Мини-картины из соленого теста» - Ростов-на-Дону, 2008 г.
  18. Хессенберг К. «Скульптура для начинающих» - М., 2006 г.
  19. Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство». – М., 2007 г.
  20. Шпикалова Т.Я. «Художественный труд» - М., 2006 г.
  21. Чаварра Х. «Ручная лепка» - М., 2006 г.
  22. Чибрикова О. «Нескучный дом» - М., 2008 г.

            Психолого-педагогическая литература.

  1. Асеев В.Г. Возрастная психология / В.Г. Асеев /  Учебное пособие. - Иркутск, 1989
  2. Божович Л.И. Возрастная психология / Л.И. Божович / Учебное пособие. - М., 1968
  3. Возрастная  и педагогическая психология / Под. Ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1979 – 330 с.
  4. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. –        М.: Педагогика, 1988 – 300 с.
  5. Аникеева Н. Воспитание игрой.- М., 1996
  6. Карпова С. Игра и нравственное развитие ребёнка. -  М., 1993
  7. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
  8. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование. Формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  9. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками. - М.: Сфера, 1999.
  10. Играйте с нами (из опыта работы Пономаревой Н.Ю.) Учебно-методическое пособие. Под ред. Н.Д. Епаченцовой – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2008.
  11. Салабай Е. Игры из пластилина. - Смоленск: Русич, 2000.
  12. Столяров Ю.С. Уроки творчества. – М.: Педагогика, 1981.

Интернет ресурсы:

  1. Лепка из глины  http://glina.teploruk.ru/article/sposoby_lepki.html 
  2. Приемы лепки   http://myclay.ru/uroki-lepki/izdelija/shemy-lepki-iz-gliny/
  3. Лепка из глины  http://www.mirpodelki.ru/index.php?id=35 
  4. Рукоделие своими руками  http://www.happy-giraffe.ru/community/24/forum/post/37355/ 
  5. Уроки лепки  http://urokilepki.ru/category/lepka-iz-glini/ 
  6. Творческая мастерская Леонардо http://leonardo-master.com/?p=746 

Лепка - мамины сова, кошки и такса " Поиск мастер классов, поделок своими руками и рукоделия на SearchMasterclass.Net


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАРМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

quot;Юный художник"- дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности составлена с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных образовательных общ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

Программа «Юный художник» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Программа нацелена на быс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

Рисование — это занятие, которое успокаивает и умиротворяет. Регулярные уроки изобразительного искусства помогают детям научиться структурировать своё время, воспитывают усидчивость и дисциплини...