Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Программа «Юный художник» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Программа нацелена на быструю результативность, творческое развитие и развитие креативного мышления у детей в соответствии потребностям времени. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Умная продлёнка "Юный художник"50.35 КБ

Предварительный просмотр:

МО «Зеленоградский муниципальный округ Калининградской области»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Романово»

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

 

 

 

Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 9 месяцев

 

 

 

 

 

 

 

Автор составитель:

Тимофеева Любовь Дмитриевна  учитель начальных классов

 

 

 

 

п. Романово, 2023 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуй смело» имеет художественную направленность. 

Актуальность программы

Программа реализуется в рамках проекта «Губернаторская программа «УМная PROдленка», является бесплатной для обучающихся 1-4 классов МАОУ «СОШ» п. Романово.  

Программа «Юный художник» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей. Программа нацелена на быструю результативность, творческое развитие и развитие креативного мышления у детей в соответствии потребностям времени.

Программа предполагает развитие у ребёнка любознательности, воспитания усидчивости, аккуратности  и самостоятельности. Бережное отношение к личности ребёнка, его внутреннему миру, создание комфортных условий в процессе обучения, играют немаловажную роль для раскрытия ребёнком своих сил и способностей.

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что в процессе обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Реализация программы «Основы изобразительного искусства» обеспечивает ряд преимуществ всем участникам образовательного процесса: для учащихся – это возможность попробовать себя в конкретном виде деятельности, возможность определиться с выбором направления деятельности; для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка; для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент детей, а также, стимул к разработке базовой программы.

Согласно Федеральному закону от 31.07.2020 года № 304 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся (вступил в силу 01.09.2020 года) определена система организации воспитательной работы в сфере образования, скорректирован понятийный аппарат, указанный в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации». 

Так же закреплена норма, согласно которой воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализуется на основе включенных в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утвержденных с учетом  включенных в примерные образовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы. Развитие личности  - цель педагогической деятельности.  

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 10 лет.

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы – 9 месяцев.  

На полное освоение программы требуется 72 часа.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса

Программа реализуется в рамках проекта «Губернаторская программа «УМная PROдленка» и является бесплатной для обучающихся.  

Группы формируются из числа учащихся МОУ «Калининская СОШ» им. Ю.Н. Малахова.  

Состав группы – от 15 до 20 человек.

Набор детей в объединение — свободный, по заявлению родителей (законных представителей) и при наличии сертификата ПФДО.  Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество часов в год — 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40-45 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.  

Педагогическая целесообразность программы объясняется предлагаемыми в ней средствами: видами деятельности, содержанием и формами организации занятий. В процессе обучения у детей развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются определённые качества личности. Появляется оптимизм, потому что с помощью педагога дети учатся организовывать свой досуг весело, интересно, обретают бодрый эмоциональный настрой. Деятельная дружественная атмосфера в коллективе помогает пробудить у них чувство радости от общения друг с другом, интерес к жизни других людей.

Цель программы: приобщение обучающихся к искусству через изобразительное творчество.

Задачи программы:  

Образовательные 

  1. Способствовать         формированию         начальных         технологических знаний, умений и навыков.
  2. Способствовать накоплению опыта практической деятельности по созданию поделок.
  3. Научить владеть способами планирования и организации досуговой деятельности.
  4. Учить использовать навыки  творческого сотрудничества.

Развивающие: 

Способствовать развитию:  

  1. творческих способностей;  
  2. креативного мышления;
  3. сенсорики, мелкой моторики рук;
  4. пространственного воображения;
  5. технического и логического мышления, глазомера;
  6. способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение к результатам труда.  
  2. Воспитывать интерес к творческой и досуговой деятельности.  

Принципы отбора содержания  

 Образовательная программа разработана с учётом особенностей детей, доступностью теоретического и практического материала, небольших материальных затрат, зримых результатов работы, а также с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются: 

  • в         принципах         обучения         (индивидуальность,         доступность,

преемственность, результативность)

  • в формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, экскурсии)
  • в методах контроля и управления образовательным процессам

(тестирование, анализ результатов конкурса и т.д.)

  • в средствах обучения

В процессе реализации программы применяются следующие принципы:

  • принцип         непрерывного         дополнительного         образования         как

механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом

  • принцип творчества, помогает развивать детскую фантазию, способность применять нестандартные решения, неординарно мыслить и действовать
  • принцип коллективной деятельности реализуется при создании совместных коллективных выставок
  • принцип индивидуального подхода ориентирует педагога на учет индивидуальных и возрастных возможностей и способностей детей, реализуется в индивидуальных консультациях учащегося с педагогом
  • принцип самореализации предполагает создание творческой среды, в которой ребёнок может ощутить успех от самостоятельной деятельности, выраженной в создании модели.

Основные формы и методы

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие преподаватель знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий учебный год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся.

Ознакомительное занятие преподаватель знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка, используя натуру.

        Занятие         по         памяти         проводится         после         усвоения         детьми

полученных в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное (на повторение) помогает преподавателю после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь преподавателя.

Конкурсное занятие строится в виде соревнования для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в классе.

Комбинированное занятие проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие подводит итоги работы группы за 9 месяцев занятий. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

При реализации программы используются различные методы обучения:  

  • словесные – рассказ, объяснение нового материала;  
  • наглядные – показ новых игр, упражнений, демонстрация иллюстративного материала;  
  • практические – апробирование новых игр, упражнений: игры на свежем воздухе на школьной спортивной площадке, эстафеты, соревнования, конкурсы.  

Форма организации занятий – групповая.  

Планируемые результаты

Минимум содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Рисуй смело» обеспечивает развитие значимых для социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.

Результатом освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Рисуй смело» является приобретение обучающимися следующих знаний и умений:

  • знаний основных свойств материалов для изобразительного

творчества;

  • знаний о построении композиции;
  • знаний о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении изобразительной композиции, декоративного произведения;
  • знаний цветового круга;
  • знаний особенностей выполнения работы в рисунке, в живописи;
  • знаний особенностей оформления работы; подготовки работ к экспозиции.
  • знаний о понятии «декоративно-прикладное искусство»;
  • знаний основ цветоведения;
  • умения правильно и безопасно пользоваться необходимыми материалами;
  • умения определять нужный формат листа и расположение при выборе композиции;
  • умения располагать предметы в листе (компоновка);
  • умения передавать объем предметов с помощью светотени;
  • умения отличать теплые и холодные цвета; находить цветовой контраст;
  • умения передавать пропорции предметов; умения поставить предметы на плоскость;
  • умения определять техники выполнения; отличать технику исполнения в работах мастеров.

Механизм оценивания образовательных результатов

Основными видами контроля успеваемости обучающихся являются: - текущий контроль успеваемости обучающихся; - промежуточная аттестация обучающихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

  • систематичность;
  • учет индивидуальных особенностей обучающегося;
  • коллегиальность (для проведения промежуточной обучающихся).

Каждый из видов контроля успеваемости обучающихся имеет свои цели, задачи и формы.

Текущий контроль имеет воспитательные цели, учитывает индивидуальные психологические особенности обучающихся. Контроль осуществляется преподавателем, ведущим предмет, регулярно в рамках расписания занятий обучающегося и предполагает использование различных систем оценки. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные, полугодовые, годовые оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и усвоения им образовательной программы на определенном этапе обучения.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Итоговой аттестации не предусмотрено. Прием в школу ведется в течение всего учебного года.

Уровень теоретических знаний оценивается следующим образом:

  • Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.
  • Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы.

Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.  

Отслеживание творческих достижений будет происходить с помощью наблюдения, фотофиксаций и ведения портфолио творческих работ. Формы подведения итогов реализации программы Формы подведения итогов:

  • контрольные работы;
  • просмотры учебно-творческих работ. -контрольные уроки; - зачеты.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на учебных занятиях.

 

Учебный план

 

 

№ п/п

 

Название раздела/ темы

Общее колво часов

В том числе теории

В том числе практики

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Роль и значение

изобразительного искусства в процессе обучения

 

2

 

1

 

1

2.

Многообразие линий в природе

2

1

1

3.

Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна.

 

2

 

1

 

1

4.

Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета.

 

2

 

-

 

2

5.

Техника работы сухой пастелью

2

1

1

6.

Кляксография

2

-

2

7.

Пушистые образы. Домашние животные. Техника гуашь.

2

-

2

8.

Фактуры

2

-

2

9.

 

Техника работы масляной пастелью

2

1

1

10.

Выразительные возможности цветных карандашей

4

1

3

11.

Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет»

2

1

1

12.

Техника работы акварелью «мазками»

2

-

2

13.

Техника работы акварелью «по сырому» на мятой бумаге

2

1

1

14.

Техника работы гуашью. Сухая кисть.

2

-

2

15.

Техника работы гуашью «Мазком».

2

1

1

 

Контрольный урок

2

-

2

16.

Техника работы гуашью. Пуантилизм.

4

1

3

17.

Смешанная техника (акварель, пастель, гуашь)

4

1

3

18.

Работа с геометрическими формами. Применение тона.

4

1

3

19.

Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную.

 

4

 

1

 

3

20.

Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную.

 

4

 

1

 

3

21.

Текстура

2

1

1

22.

Ритм. Простой, усложненный

4

1

3

23.

Контрасты. Контрастные пары цветов

4

1

3

24.

Изучение нетрадиционных живописных приемов.

6

1

5

25.

Итоговое занятие

2

-

2

 

Итого:

72

18

54

 

Содержание программы (72 часа, 2 часа в неделю)

 

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Роль и значение изобразительного искусства в процессе обучения.

Задачи курса, знакомство с материалами и рабочими инструментами,

их свойствами и правильным использованием. Знакомство с организацией рабочего места учащихся, его подготовкой к работе, правильной посадкой рисующих относительно постановки. Знакомство с приемами работы.

Тема 2. Многообразие линий в природе.

Материал: графитный карандаш, лайнеры разной толщины.

Цель: Освоение графического языка.

Задачи: Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Выполнение зарисовок (например: скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем).

Тема 3. Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна.

Материал - графитный карандаш, фломастеры, акварель.

Цель: Знакомство с выразительными средствами графической композиции.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе; добиться выразительности линий. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.). Использование формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки.

Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).

Тема 4. Цветовой спектр. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета.

Материал - графитный карандаш, акварель, Размер - ¼ листа.

Цель: Знакомство с понятием «цветовой круг»

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе; точно разделить отрезки на равные части; показать цветовую разницу делений. Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки).

Тема 5. Техника работы сухой пастелью.

Материал - графитный карандаш, пастель, бумага для пастели Размер - ¼ листа.

Цель: Освоение навыков рисования сухой пастелью.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе; изучение технологических особенностей работы пастелью (растушевка, штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик, рыбка, не сложный пейзаж).

Тема 6. Кляксография

Материал - графитный карандаш, акварель, фломастеры, бумага.

Размер - ¼ листа.

Цель: Знакомство с понятием образность

Задачи: Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например: «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь)

Тема 7. Пушистые образы. Домашние животные. Техника гуашь. Материал - графитный карандаш, гуашь, бумага. Размер - ¼ листа. Цель: знакомство с техникой гуашь.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе; передать основные пропорции животного. Применение новой техники в творческой работе. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак).

Тема 8. Фактуры

Материал - графитный карандаш, фломастеры, акварель. Размер — ¼ листа.

Цель Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики.

Задачи: Выполнение упражнений – зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с грибами, морские камушки с водорослями)

Тема 9. Техника работы масляной пастелью

Материал - графитный карандаш, масляная пастель. Размер— ¼ листа.

Цель: Освоение навыков рисования масляной пастелью.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе; изучение технологических особенностей работы пастелью (растушевка, штриховка, затирка). Выполнение композиции «фруктовая корзина».

Тема 10. Выразительные возможности цветных карандашей Материал - цветные карандаши, лайнеры. Размер — ¼ листа. Цель: Знакомство с цветными карандашами.

Задачи: Знакомство с цветовыми переходами. Работа штрихом, пятном. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья).

Тема 11. Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет»

Материал - графитный карандаш, акварель, бумага для акварели. Размер - ¼ листа.

Цель: Развитие и совершенствование навыков работы акварелью.

Задачи: Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги способом «оригами»)

Тема 12. Техника работы акварелью «мазками».

Материал - графитный карандаш, акварель, бумага для акварели. Размер - ¼ листа.

Цель: Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью.

Задачи: Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка - ряба»,

«Жар- птица»)

Тема 13. Техника работы акварелью «по – сырому» на мятой бумаге.

Материал - графитный карандаш, акварель, бумага для акварели. Размер - ¼ листа.

Цель: Развитие и совершенствование навыков работы акварелью

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе; Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр) Тема 14. Техника работы гуашью. Сухая кисть.

Материал - графитный карандаш, гуашь, щетинковая кисть. Размер — ¼ листа.

Цель: Развитие и совершенствование навыков работы гуашью.

Задача: грамотно закомпоновать изображение в листе; выполнить этюд (например, «Пушистики», «Летний луг», «Птичье гнездо» Тема 15. Техника работы гуашью «Мазком».

Материал - графитный карандаш, гуашь, бумага. Размер - ¼ листа.

Цель: Развитие и совершенствование навыков работы гуашью

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе, выполнить этюд «Цветочная композиция»

Контрольное задание. Выполнить рисунок на свободную тему, в одной из пройденных техник.

Тема 16. Техника работы гуашью. Пуантилизм.

Материал - графитный карандаш, гуашь, бумага. Размер- ¼ листа.

Цель: Развитие и совершенствование навыков работы гуашью.

Задачи: грамотно закомпоновать изображение в листе; выполнить тематический пейзаж (тема свободная).

Тема 17. Смешанная техника (акварель, пастель, гуашь).

Материал - графитный карандаш, акварель, пастель, гуашь, бумага. Размер - ¼ листа.

Цель: знакомство со смешанной техникой

Задачи: Выполнить рисунок по замыслу на тему «Сказка», используя разные материалы.

Тема 18. Работа с геометрическими формами. Применение тона.

Материал - графитный карандаш, цветные карандаши. Размер - ¼ листа. Освещение верхнее, боковое.

Цель: Изучение плоских форм с тональным разбором.

Задачи: Заполнение штрихом простых геометрических форм (ромб, треугольник, квадрат, трапеция, круг и др.), выполнение зарисовок с натуры (например «Пуговицы», «Печенье» и т.д.

Тема 19. Стилизация. Преобразование геометризированной формы в пластичную

Материал – пастель сухая (масляная). Размер - ¼ листа. Освещение верхнее боковое.

Цель: Формирование умения сравнивать, анализировать и преобразовывать геометрическую форму в пластичную.

Задачи: Выполнение упражнения - наброска схематичного изображения (посуда, обувь, и т.д.) и творческого задания. Форма декорируется простым орнаментом.

Тема 20. Абстракция. Преобразование пластической формы в геометризированную.

Материал - пастель сухая. Размер - ¼ листа. Освещение верхнее, боковое.

Цель: Развитие умения сравнивать и преобразовывать пластическую форму в геометрическую

Задачи: Выполнение зарисовки сказочного животного (лисичка- сестричка, бычок - смоляной бочок, косолапый мишка, мышка-норушка). Сначала изображение реального животного, затем образ сказочного (книжного героя или мультипликационный персонаж), а после выполнить образ из геометрических фигур. Геометрические формы разные по размеру и характеру.

Тема 21. Текстура.

Материал - графитный карандаш, фломастеры, цветные карандаши.

бумага. Размер - ¼ листа.

Цель: воспитание внимательного отношения к изображаемому объекту и стилизованного представления его в виде рисунка.

Задачи: Выполнение зарисовок природных форм с натуры, (например, ракушка, снежинка, перо, паутинка)

Тема 22. Ритм. Простой, усложненный.

Материал - графитный карандаш, гуашь. Размер - ¼ листа. Освещение верхнее, боковое.

Цель: иметь представление о ритмичной композиции.

Задачи: познакомиться с понятием ритма в композиции (простой и сложный ритм), природные (растительные) ритмы, выполнение зарисовок и набросков природных форм с натуры. Выполнение композиции из цветов, сухих растений, водорослей и т.д.

Тема 23. Контрасты. Контрастные пары цветов.

Материал – пастель сухая (масляная). Размер - ¼ листа. Освещение верхнее боковое.

Цель: Познакомиться с контрастными парами цветов, их способностью «усиливать» друг друга.

Задачи: Выполнение композиции из предметов, контрастных по цвету

(например, фрукты, игрушки на полке и др.)

Тема 24. Изучение нетрадиционных живописных приемов.

Материал - пастель сухая. Размер - ¼ листа. Освещение верхнее, боковое.

Цель: Знакомство с новыми техниками и их возможностями.

Задачи: Освоение новых техник. Выполнение упражнений. Вощение (например, морская волна с «барашками», морозные узоры, цветы и т.д.).

Набрызг (салют, фонтан). Использование соли (звездное небо, созвездия зодиака). Монотипия (применение кружев и ткани в создании композиции «Зима»). Кляксография + раздувание («лунные цветы»). Использование формата А4, акварели, гуаши, свечек, туши, кружев, гелиевых ручек и др.

Тема 25. Итоговое занятие. Выполнение рисунка на свободную тему в одной из пройденных техник.

 

Календарный учебный график

 

  1. Начало учебного года: 1 сентября 2023 г.
  2. Окончание учебного года: 31 мая 2024 г.
  3. Продолжительность учебного года: количество недель - 36. 4. Продолжительность учебной недели Работает в режиме 5-дневной рабочей.  

В течение учебного года предусматриваются каникулы в сроки, установленные для общеобразовательных школ при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с законодательством об образовании.

        5.         Продолжительность занятий

Продолжительность 1 занятия – 40 минут. Предусматривается перерыв между занятиями – 10 минут.

 

Организационно-педагогические условия реализации программы

 

Кадровое обеспечение программы

Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее специальное или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы. Требования к преподавателям: высшее или среднее профессиональное образование – направленность (профиль) которого соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы; дополнительное профессиональное образование – профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.

Помимо хорошей профессиональной подготовки, преподавателю необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.

Преподаватель должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий. Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.

От преподавателя зависит настрой обучающихся, их желание учиться и работать. Преподаватель, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.

Материально-техническое обеспечение

  1. Хорошо освещенный, тематически оформленный кабинет, площадью не менее 40 кв.м.
  2. Столы-парты, стулья ученические, стеллажи, мольберты по количеству учащихся в группе, планшеты, подиумы для натюрмортов.
  3. АРМ педагога (компьютер в сборе, клавиатура, мышь), мультимедийная установка (проектор, экран), стол и стул педагога.
  4. Канцелярские материалы: акварель, гуашь, бумага акварельная, кисти (белка) разных номеров, акварельные карандаши, фломастеры, маркеры, линеры разной толщины, пастель масляная, пастель сухая, бумага для пастели различных цветов, папка с листами разных цветов.
  5. Набор муляжей овощей, фруктов, грибов. Набор гипсовых моделей: геометрических фигур, орнаментов капителей, голов. Модель скелета человека.
  6. Дидактические материалы по определенной тематике занятия.

Репродукции по темам, тематические картинки, открытки, журналы «Изобразительное искусство».

  1. Средства личной гигиены – салфетки, фартуки и нарукавники, мыло и т.д.

Материально-технические условия Школы обеспечивают возможность достижения учащимися результатов, предусмотренных общеразвивающей программой художественной направленности, разработанной Школой.

Материально-техническая база Школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Школа соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

При этом в Школе обеспечено наличие:

  • выставочного зала со специальным оборудованием согласно профильной направленности образовательной программы;
  • учебной аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами, мольбертами и др.).

Учебные аудитории оформлены наглядными пособиями.

В Школе созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта учебного оборудования.

Реализация общеразвивающих программ художественной направленности обеспечена учебно-методической документацией (учебно- методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео

материалами) по всем учебным предметам. Внеаудиторная работа может быть использована учащимися на выполнение домашнего задания, просмотры видеоматериалов, посещение учреждений культуры (выставочных залов, музеев и др.), участие учащихся в творческих мероприятиях, проводимых Школой.

Выполнение учащимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и родителями учащегося.

Реализация общеразвивающих программ художественной направленности обеспечивается доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана.

Во время самостоятельной работы учащиеся обеспечены доступом к

сети Интернет.

Библиотечный фонд Школы укомплектован печатными или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочно- библиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100 учащихся.

Школа предоставляет учащимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными организациями, учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Методическое обеспечение программы

Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, игровой.

Формы организации образовательного процесса:

  • массовая (мастер-класс, конкурсы);
  • групповая (выставки, семинары, экскурсии);
  • индивидуальная (индивидуальная работа с обучающимся, домашняя работа).

В процессе реализации программы используются такие педагогические технологии как:

  • личностные технологии

заключаются в ориентации на свойства личности, её формирования, развития в соответствии с природными способностями; в нахождении методов и средств обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным особенностям каждого обучающегося;

  • игровые технологии

реализуются по направлениям: цель ставится в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который приводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактической задачи связывается с игровым результатом;

  • инновационные интерактивные технологии обучения основываются на психологии человеческих взаимоотношений, рассматриваются как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимодействия преподавателя и обучающегося; опираются на процессы восприятия, памяти, внимания, на творческое мышление, общение; обучающиеся учатся общаться друг с другом, мыслить творчески, решать профессиональные задачи.

Алгоритм учебного занятия:

В целом учебное занятие можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей.

Дидактическое обеспечение:

  • наглядно-иллюстративный ряд;
  • раздаточный материал (шаблоны, образцы); -         папки с файлами для специальной терминологии.

Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.

Перечень предметов натюрмортного фонда:

Предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы);

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные

доски);

в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, кастрюли,

кофейники);

г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).

Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн и т.д.).

Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).

Муляжи (грибы, фрукты, овощи).

Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки).

Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).

Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).

 

Список литературы

Нормативные правовые акты: 

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 № 273-ФЗ.

  1. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 № 599.
  2. Указ Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р.
  4. Проект межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года.
  5. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Для педагога: 

  1. Богданов, М. ШИЗО: Шуточное Изобразительное Искусство / М. Богданов, В. Терлецкий. -М.: Эксмо, 2014. - 112 c.
  2. Грабовский, Р. Основы теории и истории искусств. Изобразительное искусство. Театр. Кино: Учебное пособие / Р. Грабовский. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 456 c.
  3. Грабовский, Р. Основы теории и истории искусств. Изобразительное искусство. Театр. Кино: Учебное пособие / Р. Грабовский. - СПб.: Планета Музыки, 2016. - 456 c.
  4. Золотухина, Э.Н. Изобразительное искусство. Физическая культура. 1 класс: рабочие программы по системе: Учебников "Школа России". / Э.Н. Золотухина, Н.В. Судакова, Б. И. Золотарев. - М.: Советский спорт, 2012. - 43 c.
  5. Катханова, Ю.Ф. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 1 кл. в 2 ч. Ч.1 / Ю.Ф. Катханова, А.И. Васильев. - М.: Владос, 2012. - 56 c.
  6. Куревина, О.А. Изобразительное искусство ("Разноцветный мир"): Учебник. 1 класс / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, Школьный дом, 2012. - 64 c.
  7. Куревина, О.А. Изобразительное искусство ("Разноцветный мир"): Учебник. 2 класс / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, Школьный дом, 2012. - 64 c.
  8. Куревина, О.А. Изобразительное искусство (Разноцветный мир). 2 кл: Учебник / О.А. Куревина. - М.: Баласс, 2013. - 64 c.
  9. Куревина, О.А. Изобразительное искусство (Разноцветный мир). 3 кл.: Учебник / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, 2013. - 64 c.
  10. Куревина, О.А. Изобразительное искусство ("Разноцветный мир"): Учебник. 4 класс /О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, Школьный дом, 2012. - 80 c.
  11. Куревина, О.А. Изобразительное искусство (Разноцветный мир). 4 кл.: Учебник / О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская. - М.: Баласс, 2013. - 80 c.
  12. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: Учебник для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменский. - М.: Просв., 2013. - 175 c.

Дополнительная литература 

  1. Величко, Н.К. Русская роспись. Техника. Приемы. Энциклопедия / Н.К. Величко. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. - 224с.: ил. - (Золотая библиотека увлечений)
  2. Додсон, Б.Ключи к искусству рисунка/ Берт Додсон; Пер. с англ. Е.А. Мартинкевич. - 3-изд. - Мн.: ООО «Попурри», 2004. - 224с.: ил.
  3. Домасев, М.В. Цвет, управление цветом, цветовые расчеты и измерения. - Спб.: Питер, 2009. - 224с.: ил. - (Серия «Учебный курс»)
  4. Жабинский, В.И. Рисунок: учеб. пособие / В.И. Жабинский, А.В. Винтова. М.: ИНФРА-М, 2009. - 256 с.: 16 с. цв.ил. - (Среднее проф.

образование).

  1. Живопись с основами цветоведения: курс лекций / сост. Д.Д.Калинкина

- М.: МИПК, 2008. - 72с.

  1. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие / Ю.М.

Кирцер. - 7-е изд., стер. - М.: Высшая школа, 2007. - 272с.: ил.

  1. Сокольникова, Н.М. История изобразительного искусства: учеб.

для студ. высш.пед. учеб. заведений: в 2 т. / Н.М. Сокольникова. - 3-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - 304с. : ил., (16) с. цв. вкл.

  1. Шашков, Ю.П. Живопись и ее средства: Учеб. пособие для вузов / Ю.П. Шашков. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2010. - 128с., цв.

Интернет ресурсы:

1. Музеи России http://www.museum.ru

2. Педсовет - персональный помощник педагога https://pedsovet.org

3. Архивохранилища музеев и библиотек. Архивы России. http://www.rusarchives.ru/muslib/muslib_rf/tamb4.shtml

4. Методика преподавания ИЗО http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html

5. Страна мастеров https://stranamasterov.ru

6. Центр художественной подготовки и дизайна https://prorisunok.ru/ http://pro-risunok.ru/

7. Музейные головоломки http://muzeinie-golovolomki.ru/

8. Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

9. Виртуальный музей искусств http://www.museum-online.ru/

10. Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные экологи»

Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Са...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный скульптор»

Знакомство с пластическими материалами, их свойствами и особенностями выполнения учебных, творческих заданий курса. Изучение закономерностей и правил работы с пластичными материалами. Изучение способо...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные экологи»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Юные экологи»  МБУ ДО «Дом детского...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

quot;Юный художник"- дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности составлена с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных образовательных общ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...

АДАПТИРОВНАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»

Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка с синдромом Дауна. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует у...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Юный художник»

Рисование — это занятие, которое успокаивает и умиротворяет. Регулярные уроки изобразительного искусства помогают детям научиться структурировать своё время, воспитывают усидчивость и дисциплини...