Главные вкладки

    Рабочая программа по рисованию 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
    рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

    Якушева Елена Владимировна

    Рабочая программа по рисованию  2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2_kl.risovanie.docx487.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа г. Мамоново

    АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    педагога

    первой квалификационной категории

    Якушевой Елены Владимировны

     рисование 2 класс

    2016- 2017 учебный год

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по  учебному предмету «Рисование» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями для 2 класса составлена на основе  адаптированной  основной  образовательной  программы начального общего образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая является  учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.

    Содержание программы направлено на освоение обучающимися базовых знаний, универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС к освоению обучающимися АООП НОО. Данная программа включает все темы, предусмотренные программой учебного предмета.

    Рабочая программа  составлена на основе Программы специальных  (коррекционных) образовательных  учреждений  VIII вида: Подготовительный, 1-4классы: / Под ред. В.В. Воронковой. - Москва «Просвещение», 2010 г.

    Основной формой реализации программы является урок.

    Учебный предмет «Рисование» включен в обязательную предметную область «Искусство».

    Программа составлена на основе программы учебного курса «Рисование» АООП НОО МБОУ СОШ г. Мамоново и предназначена  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 2 года обучения рисованию  в МБОУ СОШ г. Мамоново.

    Нормативно-правовую базу разработки рабочей программы  учебного предмета «Рисование» (2 класс) составляют:

    • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 года  N 99- ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
    • Приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 года № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
    • Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;  
    • Устав МБОУ СОШ г.Мамоново;
    • Адаптированная Основная Образовательная программа МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;
    • Учебный план МБОУ СОШ г.Мамоново на 2016-2017 учебный год;

                          -Годовой календарный план – график МБОУ СОШ г.Мамоново на  2016-2017 учебный год.

    Цель: совершенствование процесса социализации детей с интеллектуальными нарушениями путем решения практических задач.

    Задачи:

    способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;      

    находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;      

    содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;      

    ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;      

    исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;      

    дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

    знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;      развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.  

    Основные направления коррекционно-развивающей работы.

    1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

    - развитие зрительного восприятия и узнавания;

    - развитие зрительной памяти и внимания;

    - развитие пространственных представлений ориентации;

    - развитие слухового внимания и памяти;

    2. Развитие основных мыслительных операций:

    - навыков соотносительного анализа;

    - навыков группировки и классификации ;

    - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

    - умения планировать деятельность;

    - развитие комбинаторных способностей.

    3. Развитие различных видов мышления:

    - развитие наглядно-образного мышления;

    - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

    4. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы 

    5.Развитие речи, овладение техникой речи.

    6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

    7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

    В процессе реализации образовательной программы по рисованию  решаются  коррекционно-развивающие задачи:

    • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объёма внимания) путём выполнения различных заданий
    • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение коррекционных заданий
    • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) путём выполнения упражнений на развитие памяти.
    • коррекция и развитие зрительного и слухового  восприятия
    • коррекция и развитие тактильного восприятия
    • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявления главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)
    • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки).
    • Умение выражать свои чувства.

    Содержание коррекционно-развивающего компонента в сфере развития жизненной компетенции для  детей с ОВЗ.

    1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении

    Направления специальной (коррекционной) работы

    Требования к результатам

    Развитие адекватных представлений о собственных возможностях иограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

    - Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя: в еде, физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации.

    - Понимание ребёнком того, что пожаловаться и попросить о помощи при возникновении проблем в жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно, не унизительно.

    - Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений.

    - Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей.

    - Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, сформулировать запрос о специальной помощи

    1. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни

    Направления специальной (коррекционной) работы

    Требования к результатам

    Формирование активной позиции ребёнка и веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания дома и в школе; стремления к самостоятельности и независимости в быту; привычки и потребности помогать в быту другим людям.

    Прогресс в самостоятельности и независимости в быту.

    Освоение устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел (покупка продуктов, приготовление еды; покупка, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды; поддержание чистоты в доме, создание тепла и уюта и т.д.), предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному.

    - Представления об устройстве домашней жизни.

    - Умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность  в каких-либо областях домашней жизни.

    Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми.

    -Представления об устройстве школьной жизни.

    - Умение ориентироваться в пространстве школы и обращаться за помощью при затруднениях или происшествиях.

    - Умение самостоятельно ориентироваться в расписании занятий.

    - Умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела, принимать в них посильное участие, брать на себя ответственность. Положительная динамика в этом направлении.

    Формирование понимания значения праздника дома и в школе, желания участвовать в устройстве праздника, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными.

    Стремление ребёнка участвовать в подготовке и проведении праздника, положительная динамика в этом направлении

    III.  Овладение навыками коммуникации

    Направления специальной (коррекционной) работы

    Требования к результатам

    Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях

    - Умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную).

    - Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор.

    - Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

    - Умение получать информацию от собеседника и уточнять её.

    - Освоение культурных норм выражения своих чувств.

    Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

    Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели.

    1. Дифференциация и осмысление картины мира

    Направления специальной

     (коррекционной) работы

    Требования к результатам

    Расширение и обогащение реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей.

    - Формирование адекватного представления об опасности и безопасности.

    - Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды.

    - Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации.

    - Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двор, дача, лес, парк, речка, городские и загородные достопримечательности и др.

    - Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрастным возможностям ребёнка.

    - Формирование у ребёнка умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком.

    - Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве.

    - Умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день и т.п.).

    - Умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни, соответствовать этому порядку (например, посещение магазина, парикмахерской и т.п. ограничено определёнными часами их работы, посещение театра, музея требует определённого вида одежды и др.)

    - Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению.

    - Формирование понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

    - Развитие у ребёнка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослыми  исследовательскую деятельность.

    - Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

    - Накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий.

    Развитие способности ребёнка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности (игра, рисунок, чтение как коммуникации и др.).

    - Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

    - Умение принимать и включать  в свой личный опыт жизненный опыт других людей.

    - Умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми.

    1. Дифференциация и осмысление своего социального окружения. Принятых ценностей и социальных ролей

    Направления специальной

     (коррекционной) работы

    Требования к результатам

    Формирование знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и детьми (старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми людьми.

    Знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса: с близкими в семье; с учителями и учениками в школе; с незнакомыми людьми в транспорте, в парикмахерской, в театре, в кино, в магазине, в очереди и т.п.

    Освоение необходимых ребёнку социальных ритуалов.

    - Умение адекватно использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы.

    - Умение корректно выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение.

    Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения.

    - Умение проявлять инициативу, корректно устанавливать  и ограничивать контакт.

    - Умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи.

    - Умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

    Расширение и обогащение опыта социального взаимодействия ребёнка в ближнем и дальнем окружении.

    Расширение круга освоенных социальных контактов.

    ФГОС устанавливает единые направления коррекционной работы и базовые требования к результатам обучения в сфере формирования жизненной компетенции ребёнка с ОВЗ

    Общее количество обучающихся в классе 30. Данная программа предусматривает обучение детей  с ОВЗ   (с интеллектуальными нарушениями) . Форма получения образования обучающимися – очная.. Класс интегрированный,  преподавание предмета ведётся с учётом индивидуальных особенностей  данной категории детей. Учебный материал ведётся дифференцированно. Задания и упражнения для этих детей отличаются заниженным уровнем сложности. Они более простые, доступные пониманию. Во время выполнения контрольных  и самостоятельных работ предусматриваются задания другого уровня сложности.

    На изучение учебного предмета «Рисование» отводится – 34 часа.

    Обучающиеся должны уметь:   

     свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;      

    ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;      

    использовать данные учителем ориентиры 9опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;      

    закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;      

    рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

           понимать принцип повторения и чередования элементов в узоре (по форме и цвету);      

    различать и знать названия цветов;      

    узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

    Содержание учебного предмета

    № п/п

    Раздел программы

    Содержание работы

    Декоративное рисование.

    Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный. Желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.      

    Рисование с натуры.

    Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

    Рисование на темы.

    Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).    

    Беседы об изобразительном искусстве.

    Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картине, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета. Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста.  Уроки рисования должны быть тесно связаны с другими учебными предметами, в частности с уроками письма и предметно-практической деятельности.      

    Тематическое планирование

    по рисованию   во 2 классе


    п /п

    Тема урока

    Кол-во ча

    сов

    1

    Фрукты. Яблоко.

    1

    2

    Белый гриб.

    1

    3

    Узор в полосе из листьев и ягод.

    1

    4

    Составление  узора  в полосе.

    1

    5

    Овощи. Помидор, огурец.

    1

    6

    Геометрический орнамент в квадрате

    1

    7

    Узор в квадрате из веточек с листочками.

    1

    8

    Осенние листья.

    1

    9

    Деревья осенью.

    1

    10

    Узор  из  цветов  для коврика  прямоугольной  формы.

    1

    11

    Учебные принадлежности.

    1

    12

    Разноцветные флажки.

    1

    13

    Ветка  ели.

    1

    14

    Узор в квадрате из веточек ели.

    1

    15

    Вот какая ёлочка!

    1

    16

    Снеговики.

    1

    17

    Узор из снежинок.

    1

    18

    Башенка из элементов строительного материала.

    1

    19

    Узор в круге – расписная тарелка.

    1

    20

    Машина.

    1

    21

    Рамка для картины.

    1

    22

    Платочек для мамы.

    1

    23

    Узор из чередующихся геометрических фигур в полосе.

    1

    24

    Игрушка (рыбка).

    1

    25

    Дорожный знак «Впереди  опасность».

    1

    26

    Узор в полосе из цветов и листочков.

    1

    27

    Скворечник.

    1

    28

    Ракета в космосе.

    1

    29

    Светофор.

    1

    30

    Ветка с листьями.

    1

    31

    Весенние цветы.

    1

    32

    Узор из цветов в круге.

    1

    33

    Рыбки в аквариуме среди водорослей.

    1

    34

    Машины на дороге.

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по математике 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по развитию речи 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека"2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по музыке 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по предмету "Ручной труд" 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...