Конспект урока по ИЗО "В каждом посаде в своём наряде"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Шумакова Наталья Георгиевна

Предварительный просмотр:

Дата урока: 7.02.16                                                                                                        Учитель: Карлова Н. Ф.

Школа: 104                                                                                                                     Методист: Мотовилова Н. В.

Класс: 3 «б»                                                                                                                          Студентка 35 группы: Шумакова Наталья                                                  

Кабинет: 209                                                                                                                                              

                                                                                                                                           

                                                                                    Конспект урока изокусства

Тема урока: В каждом посаде в своём наряде

Цель деятельности учителя: ознакомление с традиционной культурой и искусством России, русским костюмом, со значением вышивки, развитие творческого воображения и мышления, художественного вкуса, воспитание интереса к русской культуре, быту, чувства национального достоинства.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
  • Проявлять интерес к художественным традициям русского народа;
  • Развивать художественный вкус, воображение, фантазию;
  • Углубить представление учащихся о значении знаков-символов могущественных сил природы  (свет, вода, земля) в орнаментальных мотивах народного костюма;
  • Понимать назначение и роль орнамента и украшений в жизни каждого человека и общества.

Личностные:

  • Продолжить овладение навыками самостоятельной работы в процессе выполнения художественно-творческих заданий;
  • Уметь применять полученные знания в собственно-творческой работе;
  • Осуществить принятие разнообразия культурных явлений.
  • Формировать навыки работы с красками;
  • Развивать способности к творческому самовыражению.

Тип урока:  комбинированный урок

Оборудование: презентация, шаблоны элементов наряда, иллюстрации.

Словарная работа: посад, наряд, орнамент, понева, кушак, душегрея, рубаха, сарафан, оберег

Этап, время

Методы, приёмы

                       Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Огр. момент

0,5мин.

Словесный метод

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Георгиевна, и я у вас проведу урок изобразительного искусства.

Приветствуют  учителя

Настроиться на урок,

концентрировать внимание и поведение

2. Актуализация знаний и мотивация

2,5  мин.

Словесный метод,  

Фронталь-ный опрос

- Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.                            

- Что такое ряженье?                                                                    

- Как оно проходит?                                                                      

- Почему участие ряженных в календарной обрядности требует изменения внешнего облика человека и особой формы поведения?          

 Отвечать на вопросы

умение пользоваться полученной информацией

3.Постановка учебной задачи

2 мин.

Наглядный метод – демонстрация

Словесный метод – чтение стихотворения

Словесный метод - диалог

Эвристический вопрос

схема-опора

- Ребята, сейчас проверим кто у нас самый внимательный. Послушайте стихотворение:

Слайд 2

- Из полотен вырубали пряхи

Длинные холщовые рубахи.

Ворот и подолы украшали,

Дивные узоры вышивали.

Слайд 3

На узорах – травы, кони, птицы…

Выводили тонко мастерицы.

Вышивка людей оберегала –

Нечисть и болезни отгоняла.

Слайд 4

В праздники деревня наряжалась,

Вся одежда в миг преображалась.

Слайд 5

Хороводы,  хохот, пляски!

Яркие, насыщенные краски!

Слайд 6

Девушки лебедушками плыли,

Слайд 7

Первыми красавицами слыли.

Слайд 8

Надевали кольца, серьги, бусы,

Слайд 9

Разноцветные платки-убрусы.

- Когда люди одевали свои лучшие наряды? (в праздники)

- Что одевали девушки на праздники?

Слайд 10

- Предположите тему нашего урока. (женская народная одежда)

Слайд 11

Схема-опора – на слайде.

Познакомимся___________________________________

Выполним___________________________________________

Слушать стихотворение.

Определить тему.

Поставит цели.

умение самостоятельно определять круг  учебных задач

4.Решение учебной задачи

30 мин.

Практический метод – работа в группе.

Наглядный метод – таблица и иллюстрации.

 

Словесный метод - сообщение

Практический метод – показ

Наглядный метод – наблюдение

Инструк-таж

Самостоятельная работа

1). Знакомство с новым материалом- 5-6 мин.

- Сейчас поработаем с новыми словами.

Работа в четверках: выдаются карточки с новыми словами и их понятием. Нужно соединить понятие и подходящий рисунок.

Посад – поселение людей за городом.

Наряд – одежда.

Кушак – пояс.

Понева – юбка южнорусских девушек.

Душегрея – короткие кофточки похожие на сарафнчик.

Платок-убрус – головной убор замужней женщины, скрывающий волосы.

Платок-убрус – головной убор замужней женщины, скрывающий волосы.

2

1.F:\Pictures\Screenshots\Screenshot_2017-02-02-17-06-10.png

Душегрея – короткие кофточки, похожие на сарафанчик.

6

2. I:\пробные уроки\изо\в каждом посаде в своём наряде\картины\f10adf9a176c.jpg

Кушак – пояс.

4

3. F:\Pictures\Screenshots\Screenshot_2017-02-02-17-08-14.png

Наряд – одежда.

3

4.  F:\Pictures\Screenshots\Screenshot_2017-02-02-17-07-31.png

Посад – поселение людей за городом.

1

5. F:\Pictures\Screenshots\Screenshot_2017-02-02-17-10-03.png

Проверка на Слайде 12-16

- Скажите еще элементы женского русского костюма, которые мы неназвали. (сарафан, сапожки, лапти, платок, кокошник, рубашка)

На доске висит слово оберег и его понятие.

- Чем украшалась рубаха? (вышивкой) Что такое вышивка? (узор или орнамент)

Слайд 17

- Посмотрите на слайд,  назовите мне места, в которых выполнялась вышивка (плечи, запястье, локти, ворот, подол) Почему именно эти места? (они считались не защищенными от болезни)

(Возможно сообщение учащегося: одним из важных элементов русского женского наряда являлась рубаха. Женская рубаха была длинная и украшалась вышивкой. Вышивка служила не только для красоты. Она являлась оберегом. Вышивка выполнялась на вороте, плечах, запястье рук, и подоле, потому что раньше считалось, что именно эти места подвержены болезни).

- Что могло вышиваться? (животные, растения и т.д.)

Слайд 17, 18, 19

(Возможно сообщение учащегося: на одежде вышивали не только животных, растения, но и различные символы. Символ земли изображали в виде квадрата с точкой внутри. Символ света –изображали в виде солнца с лучами. Символ воды – в виде волнистой линии).

2). Анализ изделий (образов, композиций) 2-3 мин.

Слайд 20

- Какая одежда может быть? (повседневная и праздничная). 

- Есть разница между повседневным нарядом и праздничным? В чем?

- Посмотрите на доску. Обратите внимание, что девушки, у которых видны волосы, это свободные девушки. А девушки, у которых волосы спрятаны, - это замужние девушки.

Слайд 18

3). Педагогический показ приёмов выполнения задания -3-4 мин.

- Сейчас я покажу вам, как изобразить наряд русской девушки. Я буду вам показывать с помощью аппликации, а вы будете обводить шаблоны и рисовать красками.

- Фигура

- Рубаха

- Сарафан

- Душегрея или кушак.

- Кокошник или платок

- Сапоги или лапти

- В каких местах рубахи будет вышивка? Где у нас будет украшаться сарафан?

4). Постановка творческой задачи- 0,5 мин.

- Кто мне попробует рассказать весь алгоритм работы?

5). Самостоятельная практическая работа учащихся- 15- 20 мин.

- учитель поощряет работу всего класса,

- демонстрирует удачные работы,

- напоминает о времени выполнения задания

Работать в группе.

Слушать. Рассказывать.

Анализировать. Высказывать своё мнение.

Воспринимать  задание

Выполнять задание, соблюдают  требования, проявляют  творчество

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

умение проводить анализ, выявлять общее, типичное, частное в  объекте  

Умение следить и усваивать практические приёмы работы

Умение  принимать учебную задачу

умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания

5. Итоги   урока

Рефлексия

5 мин.

Словесный

Демонстрационный

1). Итоги темы.

- С чем мы познакомились на уроке?

- В чем сходство и различие южнорусский и северорусских костюмов.

- Какие новые элементы костюмов мы узнали?

2).  Итоги практической работы –

Выставка всех работ  - осмотр  и анализ, оценка качества выполнения задания. Рекомендуется учить проводить  анализ отдельных учащихся, включать самоанализ 2-3  учащихся.  

Осматривать выставку,

Анализировать  качество выполнения задания;

Оценивать  достижения свои и товарищей

Умение анализировать результаты труда своего и одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" В каждом посаде в своем наряде". ИЗО, 3 класс (конспект урока).

Данный урок познакомит учащихся с историей русского народного костюма, о особенностями одежды женщин Тульской губернии; углубит представления детей о значении знаков - символов (обе...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "В каждом посаде в своем наряде" 3 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "В каждом посаде в своем наряде" 3 класс (конспект + презентация)...

"В каждом посаде в своём наряде" (ОС "Школа 2100")

Тип урока: урок-вариацияЦель: - создавать условия для эмоционально-ценностного восприятия учащимися красоты ансамбля русского народного костюма: северного сарафанного и южного поневного комплекса;- об...

Технологическая карта урока изобразительного искусства.Тема: «В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры обереги». УМК "Школа России".

Тема: «В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры обереги».Цели деятельности учителя: способствовать  ознакомлению с традиционной культурой и искусством России, ру...

Конспект урока изобразительного искусства "Каждая птица своим пером красуется"

Цели деятельности учителя: создание условий для наблюдения детьми за живой природой, для эстетического восприятия красоты мира птиц, выработки чуткого и бережного отношен...

УМК "Перспектива" конспект урока изобразительного искусства 3 класс Тема: "В каждом посаде в своем наряде"

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с традиционными русскими-народными нарядами.Планируемые результатыПредметные:знать особенности русского народного костюма; ...