Презентация Васнецов В.М.
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Чепурнова Анна Сергеевна

Презентация к уроку ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vasnetsov_viktor_mihaylovich.doc82 КБ
Office presentation icon vasnetsov1.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

(1 слайд) Будущий русский живописец Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15 мая) 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Глава семьи был священником, и не раз дом Васнецовых посещали странники и монахи. Именно рассказы этих путников, которые так жадно впитывал маленький мальчик, о далеких городах, вымышленных созданиях, животворящих чудесах определили будущую судьбу сына священника Васнецова.

Ранние годы

Глядя на автопортрет художника, сложно в мужчине с бледным и усталым лицом рассмотреть черты гениального живописца. Но стоит только посмотреть на созданные им полотна, как тотчас ощущается вся сила удивительного душевного дара и таланта человека, создавшего незабываемые прекрасные картины, которые без всякого преувеличения можно назвать сказочными.

Обучаясь в Вятской духовной семинарии с 1862 по 1867 год, Виктор Васнецов обрел желание стать художником, которое крепло в нем из года в год. Определяющим моментом для Васнецова стала встреча с ссыльным художником Эльвиро Андриоли, который, оценив по достоинству работы семинариста, посоветовал ему поехать в Петербург, в Академию художеств. Для того, чтобы собрать деньги на поездку в Петербург, юный Васнецов разыграл несколько своих картин в лотерею, в которой участвовала вся местная интеллигенция, по достоинству оценившая юный талант.

Академия

В 1867 году бывший семинарист Виктор Васнецов выдержал экзамен в Академию. Однако никакой радости тогда он не испытал, ибо, не веря в свои силы, банально не решился посмотреть списки поступивших.

Но времени даром он не терял. Попробовав себя в литографии, молодой человек открыл в себе редкие для провинциала-недоучки возможности. В тот же момент юноша начинает посещать школу Общества поощрения художеств, где преподавал Крамской-прекрасный педагог и замечательный художник. Он поддержал начинающего живописца.
Учился Васнецов в Академии серьезно и ответственно. Его наставником стал Петр Петрович Чистяков, молодой преподаватель, уже удостоенный звания академика.  Васнецов начинал обращаться к теме жизни «маленьких людей». Каждое его полотно передавало драматическую жизненную ситуацию, характеры его персонажей были социально детерминированны.

«С квартиры на квартиру»(слайд3):

Передвижники, увидев эту картину, приняли молодого художника в свой круг. Благодаря уникальной способности Васнецова обнажать острые проблемы общества, передвижники увидели в авторе своего единомышленника, борца за гуманистические идеалы. На картине изображена бедная пожилая пара, печально бредущая по пустынной улице со своим жалким скарбом. Композиционной антитезой этим «маленьким людям» служит гордо возвышающаяся на заднем плане Петропавловская крепость. Однако миру успешных людей нет никакого дела до проблем бедняков. И только маленькая собачка преданно сопровождает печальных страдальцев

Париж и Москва

В 1876 году художник по просьбе Репина и Поленова приедет в Париж, где познакомится с современным западным искусством и расширит жанровую тематику своего творческва.

«Акробаты»(слайд 4)

На этом полотне запечатлено выступление бродящих артистов. Несомненно влияние западного искусства. На этот раз Васнецов пренебрег детальностью, подробностями и отдался эмоциям, создав картину настроения.

После поездки в Европу Васнецов поселился в Москве, в 1878 году он, окончательно распростившись со строгим Петербургом, перебрался в первопрестольную. Москва всегда будет у него воплощением самого русского города. Васнецов с упоением прогуливался  по московским улицам и бульварам, впитывая в себя особый московский дух. Васнецова начинают посещать мысли о новых темах и о новых жанрах. И он обращается  к теме людей-богатырей, готовых свернуть горы, победить зло во имя добра и чести; в его памяти оживают отроческие эскизы на темы русских сказок, художник мечтает перенести свои мысли на полотно.

«Три царевны подземного царства»(слайд 5)

В это время художнику был дан заказ на три картины для здания правления Донецкой железной дороги. Васнецова все сильнее тянет к русскому фольклору. Красочнее становятся изображаемые им образы, сказочные сюжеты, и вот наконец художник дает жизнь трем прекрасным царевнам: Золотой, Медной и Царевне каменного угля. Сказочный сюжет художник сумел адаптировать к тематике железных дорог. По сути, девушки на картине олицетворяют собой главные богатства края- золото, медь и уголь. Однако эта картина не удовлетворила членов правления железной дороги, им не понравились статные девушки в роскошных одеждах и стоящая чуть в стороне их скромная гордая подруга. Эту версию картины купил Александр Иванович Мамонтов.
В 1884 году Васнецов создает второй вариант картины. Он меняет цветовую гамму на более светлую, яркую, и позволяет младшей царевне опустить руки вдоль тела. Теперь она не кажется маленькой и неуверенной в себе рядом с подругами. Сейчас эта картина находится в Киевском музее русского искусства.

«Ковер-самолет»(слайд 6)

Примечательная история обстоятельств, послуживших появлению на свет картины Ковер-самолет». Молодому русскому художнику Виктору Васнецову был предложен очень заинтересовавший его заказ от крупного мецената и промышленника Мамонтова Саввы Ивановича. Было предложено нарисовать картину, олицетворяющую фантастический полет, сказочность движения.

Украсить планировалось кабинет председателя Донецкой железной дороги. Но члены правления сочли неуместными в деловой обстановке служебного помещения созданные Васнецовым полотна. Средством для передвижения по воздуху народное творчество избрало летящий по небу ковер, на котором сказочный герой возвращается с победой. Иван Царевич с честью выполнил задание, отыскал в тридевятом царстве, тридесятом государстве волшебную Жар-птицу в золотой клетке, свет от которой озаряет бледный небосклон. В традиционном для русских народных сказок нарядном и торжественном царском одеянии, стоит в полный рост юный царевич на летящем по небу ковре. Весь его облик говорит об уверенности, смелости и неподкупности героя.

Иллюзию движения создают распростертые по диагонали края полотнища, явно напоминающие крылья огромной птицы, рядом с которой реальные, испуганные пернатые, выглядят довольно мелко и жалко. Пейзаж, простирающийся под крылом ковровым, видится в перспективе, усиленной туманной дымкой.

Гладь протекающей внизу реки, уходящей вдаль, подчеркивает реальность ощущения движения летательного средства. А уверенность в материальности, весомости ковра-самолета создается его изгибами. Воплощая извечную мечту народную о покорении воздушных просторов, картина наполнена оптимизмом и верой в прекрасное будущее.

«После побоища Игоря Святославовича с половцами» (слайд 7)

 Исход страшной битвы с половцами - сюжет картины Васнецова. Поле усыпано трупами. Судьба не пощадила ни опытного воина, ни юношу, жизнь которого прервала половецкая стрела. Они лежат рядом, пораженные дикими половцами.

           Тела половцев и русичей лежат рядом. Смерть примирила их, уравняла, успокоила, разрешила все конфликты. Окровавленное оружие валяется ненужное, отслужившее. Мертвые руки еще сжимают красные щиты, бессмысленные теперь.

           Над мертвыми телами схватились в драке стервятники. Они продолжают то, что люди уже закончили. Над полем восходит розоватая луна. Она словно отражает кровавое поле битвы. Совсем скоро мертвое поле накроет ночь. Битва окончена.

           Природа в картине противопоставлена сюжету. Если люди - это смерть, то природа вокруг полна жизни.

           Показывая одно из важнейших событий русской истории, Васнецов славит отважных русских воинов, воспевает их подвиг. Художник изобразил гораздо больше мертвых тел русичей. Действительно, битва закончилась победой кочевников. Но Васнецов не вносит в сюжет уныния или скорби, он внушает оптимизм и гордость за прошлое своей страны, своего народа. Васнецов - романтик, поэт в живописи - сумел создать полотно, способное воспитывать патриотические чувства зрителя.


Русские сказки

«Аленушка»(слайд 8)

Аленушка, печальная девочка у пруда, - одна из любимых всеми картин В.Васнецова. Художник удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер.

           Грусть девочки очень взрослая. Печаль в ее глазах граничит с отчаянием. Неубранные рыжие волосы, темные глаза, нежно-алые губы – формируют легко читаемый образ ребенка с трудной судьбой. В Аленушке совсем нет ничего сказочного, фантастического. Собственно, вся сказочность сюжета подчеркнута лишь одной деталью – группой ласточек, сидящих над головой героини. Этим символом (как известно, ласточки символизируют надежду) художник уравновешивает полный тоски образ героини, дает надежду на счастливый финал старой русской сказки.

           Васнецов наполнил фоновый пейзаж атмосферой тишины и грусти. Отлично удались художнику водная гладь пруда, камыши, осока, ели. Все неподвижно, тихо, спокойно. Даже пруд отражает героиню очень деликатно, слегка. Чуть трепещут молодые осины. Едва хмурится осеннее небо. Темные, зеленые тона пейзажа контрастируют с румянцем на лице героини, а осенняя грусть - с яркими цветами на юбке Аленушки. Зритель чувствует: еще мгновение и сказка продолжится...

«Витязь на распутье»(слайд 9)

Отчасти является и отражением судьбы Васнецова. Будучи признанным художником-передвижником, он, как и его товарищи, исполнял жанровые композиции в духе остросоциальных тем, волновавших общество в 1870-1890-х. Но завладевшая им сказочная тематика диктовала иное развитие творчества.Живописец уходил от проблем современности и погружался в мир русской старины, рискуя быть осужденным.

           Выбор пути как один из роковых вопросов человеческой жизни на крупноформатном холсте мастера приобрел эпическое звучание. Перед камнем-предсказателем согнулся под тяжестью фатального пророчества опечаленный витязь. Зловещий ворон, садящееся красное солнце нагнетают атмосферу. Намеренный отказ от изображения дороги (как выхода из трудности) художником сделан для того, чтобы показать неотвратимость судьбы.

«Иван-Царевич на Сером волке»(слайд 10)

Картина Васнецова "Иван-царевич на Сером Волке" несомненно самое сказочное произведение русского изобразительного искусства. В основе сюжета - захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену. Похищенная же полностью покорилась своей судьбе. Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом, волком.

           Серый Волк вызывает особый интерес у зрителя. У Волка особенные глаза - человеческие. Перед нами оборотень, или волколак, как его называли славяне издревле. Однако, нет в его облике ничего кровожадного или дикого. Его образ полон преданности, отваги, самопожертвования.

           Быстро летит Серый Волк по лесу. Если внимательно приглядется, то видно, что вся группа героев словно парит над лесным болотом, окруженном дремучим и зловещим лесом. Оживляют окружающий пейзаж болотные лилии и цветущая яблоня. Откуда взялась яблоня возле лесного болота? Эта деталь отсылает зрителя к сюжету сказки, в которой именно с яблони, приносящей золотые яблоки, все и началось.

           Сказочность сюжета подчеркивает одежда главных героев. Расшитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шелковым одеянием Елены. Золотой и голубой цвета в славянской мифологии были крепко связаны с горним миром, магией, чудесами. Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, словно повторяет цвет одежды царевича, которому он служит. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

«Снегурочка»(слайд 11)

Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом - лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.

           Перед героиней, едва заметная ловушка или капкан. Деревья окружены сиянием, в котором можно разглядеть глаза и широко раскрытые рты. Родной лес предупреждает Снегурочку об опасности. Слева, за спиной сказочной героини, легко читается человеческий силуэт. Мать ли Весна ее провожает, отец ли Мороз...

«Спящая царевна»(слайд 12)

Удивительная, наполненная яркими персонажами, картина показывает королевский дворец изнутри. Мы можем насладиться зрелищем богато расписанных стен, повсюду изумительные орнаменты. Помещение окаймляют величественные красные колонны, сквозь которые открывается вид на природу и соседние, яркие здания. Даже деревья вокруг застыли в безмолвном ожидании пробуждения. Множество героев присутствуют на полотне.

В центре его спит царевна, которую окружают гости и слуги. Все они замерли в спокойных позах, на их лицах читается покой и умиротворение. Все слуги готовились в церемонии бракосочетания царевны, поэтому рядом оказался и гусляр, и шут в праздничном одеянии. У подножия кровати царевны прилегла маленькая девочка, облаченная в прекрасное синее платье. Ее золотистые локоны слегка прикрывают лицо. Невеста в центре полотна распростерла руки, видно, что она погрузилась в тяжелый сон так неожиданно, что даже не смогла понять, что с ней произошло.

Картина написано холодными красками, перекликающимися с небольшими теплыми акцентами. Тонкие узоры платьев персонажей и обстановки помещения, осторожно прописанные мельчайшие детали, расслабленные положения тел создают ощущение реальности происходящего на холсте. Каждая фигура несет в себе яркую индивидуальность и характер, по положению и одежде можно легко судить о происхождении всех присутствующих.

«Царевна-Лягушка»(слайд 13)

Василису – Премудрую художник изобразил в момент пребывания её на балу у царя. Именно сейчас она демонстрирует свои удивительные волшебства: махнув левой рукой – появилось прекрасное озеро, махнув правой – белоснежные лебеди, поплывшие по нему. Василиса исполняет свой танец в одной из комнат царских хором, которая очень красива, о чём свидетельствуют резные ножки на деревянных столах, расписной орнамент на полу и стенах и дверной, окаймлённый росписью, проём. Стол накрыт белоснежной скатертью и заполнен различными яствами.

На заднем плане видно озеро с прекрасной гладью и белоснежных лебедей плывущих по нему, а рядом и летящих к нему. За озером виднеются деревенские избы, стройные берёзки, золотится пшеничное поле, а за ними высокий и густой лес. На озере лодка с человеком, а на берегу, девушка в русских сарафанах водят хороводы. По мирно-голубому небу, плавно летят белые лебеди. Небольшие элементы демонстрации природы на картине, очень точно и красиво её передают.

Мифы

В следующий период своего творчества Васнецов обратился к мифологии.

«Сирин  и Алконост».(слайд 14)

Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – черная вестница печали, тоски по утерянному раю.Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

Васнецов создает удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина черное оперение, изможденное бледное лицо, полные слез глаза в черных глазницах, закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо, раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост – начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.

Фоном для картины стал утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, темная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин весь обращен в прошлое, Алконост весь в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы - вечные спутники жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость, облегчить неподъемное горе. Великая гармония жизни.

На рубеже веков

«Царь Иван Васильевич Грозный».(слайд 15)
           Иван Васильевич шествует по лестнице своих палат. Взгляд его тяжел, суров, грозен. Но ярости, болезненной жестокости в нем нет. Васнецов дает нам образ мудрого царя, государственного деятеля. Золотой цвет монаршей шубы еще сильнее подчеркивает его исключительность, величие, близость к миру горнему.

Крепко государь сжимает в руках свой жезл. Это не посох, не опора. В руках Ивана Грозного - это оружие. Этот жезл прервал жизнь наследника престола, проткнул ногу слуги князя Курбского, заклятого царева врага. Гулял этот жезл и по спинам боярским. В лучшем случае - только жезл... В другой руке Ивана Васильевича - четки, символ глубокой веры и набожности православного царя.

           Красная ковровая дорожка под ногами самодержца, кровав путь властителей на Руси. Еще секунда и нога грозного царя наступит на изображение герба державы - византийского двуглавого орла. Символично. Ивану Васильевичу и вправду удалось подмять под себя страну, перекроить ее устройство, систему управления. Сделать ее современной, управляемой. Страшной ценой...

«Богатыри»(слайд 16)
         Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

           На картине "Богатыри" изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович - знаменитые герои народных былин.

           Над созданием этой картины художник работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П.Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею в Москве

           В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом.

          Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, например, заговорённая броня на его плечах, волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким как и в былинах - величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность, образованность, решительно вынимающий меч из ножен с готовностью бросится в бой , защищая свою родину.

           Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

Последние годы

«Баян»(слайд 17)

Один из последних шедевров художника, работа над которым шла в тревожной обстановке – в это время, время «балканских войн», где потомки васнецовских богатырей-славян сражались друг против друга, становилось очевидным, что и России скоро предстоит большая война.

Отсюда и сюжет и многокрасочная, тревожащая сочетаниями цветов палитра картины. Закатный сумрак, русские воины выдвигаются из лесов на поле, на котором, очевидно, на утро им предстоит решительный бой. Решительный – потому что иначе князь не взял бы с собой малолетнего наследника: судя по детской рубахе (без застежек!), виднеющейся из-под «взрослого» кафтанчика, сыну предводителя русских воинов приблизительно семь лет, возраст, в котором на Руси ребенок лишь в исключительных случаях передавался из-под опеки матери на воспитание отцу.

Все на картине говорит о предстоящей решительной битве – чистые одежды Князя и двух его, видимо, воевод, тревога на их лицах, боевое, а не парадное вооружение воинов, которые все прибывают. Добавляет тревоги и умело «пойманный» художником ветер (развивается борода сказителя, одежды замерших слушателей), и мастерски положенный Васнецовым на пейзаж отсвет уходящего дня.

Исполненная в красно-серых тонах картина – несмотря на то, что почти все персонажи её, кроме размещенного отнюдь не в центре полотна Баяна, статичны, — благодаря этим краскам прямо-таки вопиет о близкой опасности, тревоге и решительности с которой ждут завтрашней битвы русские люди. Но не все так мрачно, символ жизни – несколько зеленых веточек на защищенной от ветра стороне холма, — призваны подарить зрителю надежду. А смелое композиционное решение (новаторское для тех лет), размещение героя картины, самого Баяна, вдохновляющего воинов, почти что в правом углу, позволяет нам увидеть решительность, сменяющую тревогу, на лицах воинов на переднем плане.

23 июля 1926 года Виктор Васнецов, один из крупнейших мастеров русской школы живописи, скончался в своем доме в Москве в возрасте семидесяти восьми лет. Его творчество теперь наконец-то оценено по достоинству. А после смерти живописца его картины вызвали небывало горячие споры: одни критики превозносили их до небес, другие отказывали им в художественной ценности, но, как бы там ни было, необходимо признать, что творчество Васнецова-это отдельный пласт русской живописи, породивший массу подражателей. (слайд 18)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926)

Слайд 2

Биография Будущий русский живописец Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15 мая) 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии.

Слайд 3

«С квартиры на квартиру». На картине изображена бедная пожилая пара, печально бредущая по пустынной улице со своим жалким скарбом. Однако миру успешных людей нет никакого дела до проблем бедняков. И только маленькая собачка преданно сопровождает печальных страдальцев.

Слайд 4

«Акробаты» На этом полотне запечатлено выступление бродящих артистов. Несомненно влияние западного искусства. На этот раз Васнецов пренебрег детальностью, подробностями и отдался эмоциям, создав картину настроения.

Слайд 5

«Три царевны подземного царства» Наконец художник дает жизнь трем прекрасным царевнам: Золотой, Медной и Царевне каменного угля. Сказочный сюжет художник сумел адаптировать к тематике железных дорог. По сути, девушки на картине олицетворяют собой главные богатства края- золото, медь и уголь.

Слайд 6

«Ковер-самолет». В традиционном для русских народных сказок нарядном и торжественном царском одеянии, стоит в полный рост юный царевич на летящем по небу ковре. Весь его облик говорит об уверенности, смелости и неподкупности героя.

Слайд 7

«После побоища Игоря Святославовича с половцами» Исход страшной битвы с половцами - сюжет картины Васнецова. Поле усыпано трупами. Судьба не пощадила ни опытного воина, ни юношу, жизнь которого прервала половецкая стрела. Они лежат рядом, пораженные дикими половцами.

Слайд 8

«Аленушка» Аленушка, печальная девочка у пруда, - одна из любимых всеми картин В.Васнецова. Художник удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер.

Слайд 9

«Витязь на распутье» Перед камнем-предсказателем согнулся под тяжестью фатального пророчества опечаленный витязь. Зловещий ворон, садящееся красное солнце нагнетают атмосферу. Намеренный отказ от изображения дороги (как выхода из трудности) художником сделан для того, чтобы показать неотвратимость судьбы.

Слайд 10

«Иван-Царевич на Сером волке» . Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену. Похищенная же полностью покорилась своей судьбе. Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом, волком.

Слайд 11

«Снегурочка» Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом - лес.

Слайд 12

«Спящая царевна» Картина написано холодными красками, перекликающимися с небольшими теплыми акцентами. Тонкие узоры платьев персонажей и обстановки помещения, осторожно прописанные мельчайшие детали, расслабленные положения тел создают ощущение реальности происходящего на холсте. Каждая фигура несет в себе яркую индивидуальность и характер, по положению и одежде можно легко судить о происхождении всех присутствующих

Слайд 13

«Царевна-Лягушка» В самом центре полотна изображена статная красивая девушка. Её стан изящно изогнут, голова грациозно запрокинута, а руки разведены в стороны, она танцует.

Слайд 14

«Сирин и Алконост». Сирин и Алконост – два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое... На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные.

Слайд 15

«Царь Иван Васильевич Грозный». Иван Васильевич шествует по лестнице своих палат. Взгляд его тяжел, суров, грозен. Но ярости, болезненной жестокости в нем нет. Васнецов дает нам образ мудрого царя, государственного деятеля. Золотой цвет монаршей шубы еще сильнее подчеркивает его исключительность, величие.

Слайд 16

«Богатыри» Картина Виктора Михайловича Васнецова "Богатыри" по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась картина во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры, русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего творчества.

Слайд 17

«Баян» Один из последних шедевров художника, работа над которым шла в тревожной обстановке – в это время, время «балканских войн», где потомки васнецовских богатырей-славян сражались друг против друга, становилось очевидным, что и России скоро предстоит большая война.

Слайд 18

23 июля 1926 года Виктор Васнецов, один из крупнейших мастеров русской школы живописи, скончался в своем доме в Москве в возрасте семидесяти восьми лет. Его творчество теперь наконец-то оценено по достоинству. А после смерти живописца его картины вызвали небывало горячие споры: одни критики превозносили их до небес, другие отказывали им в художественной ценности, но, как бы там ни было, необходимо признать, что творчество Васнецова-это отдельный пласт русской живописи, породивший массу подражателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Васнецов Виктор Михайлович "Богатыри"

Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения по теме "Былины" в 3-4 классах...

В.М.Васнецов."Баба Яга"

Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе по теме "В.Васнецов.Баба Яга"...

Виктор Михайлович Васнецов.

Предлагаю презентацию о русском художнике Викторе Михайловиче Васнецове. В работе представлены  наиболее известные картины художника. Предлагаю также текстовый материал с краткой биографией этого...

Урок рисования по теме "Художники-сказочники. В.Васнецов. Иллюстрирование сказки "Гуси-лебеди"

Данный материал содержит конспект урока по теме "Художники - сказочники. В.Васнецов. Иллюстрирование сказки "Гуси-лебеди" + презентацию к данному уроку. Урок знакомит с художником-сказочником В.Васнец...

Презентация Васнецов и Билибин

к уроку литературного чтения в 3 классе...

презентация В.М.Васнецов

Биография и творчество В.М. Васнецова. Можно использовать на уроках ИЗО, кружках...

Презентация «Художник-сказочник» - Виктор Михайлович Васнецов. «Поэма семи сказок».

        Презентация по очерку Н. С. Шер «Картины-сказки» выполнена на 16  слайдах для урока литературное чтение в 4 классе. Материал пособия полностью учитывает возраст...