Нетрадиционные техники рисования в организации внеурочной деятельности
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Гайнетдинова Оксана Самагуллаевна

Нетрадиционные техники рисования в организации внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_tehniki_risovaniya_statya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования в организации внеурочной деятельности

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок". В. А. Сухомлинский.

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. К 8-10 годам детьми накоплен достаточный жизненный опыт для творчества на новом уровне, так как творческая деятельность зависит от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Этот опыт и есть тот материал, из которого "черпает" идеи фантазия. Дети, в отличие от взрослых, способны не бояться "трудностей" в созидании нового, они искренне стараются проявить себя в творческой деятельности. Не так важно, кем станет ребенок, главное, что занятия различными видами деятельности помогают сформировать творческую личность, учат мыслить смело и свободно. Вводить ребенка в мир искусства следует как можно раньше. В этом поможет игра, как основной и любимый вид деятельности. Любой материал, попадающий в руки ребёнка, становясь игрушкой, обретает новую жизнь, новый смысл.

В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы в целом.

Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция. С другой стороны, учащиеся получают неограниченные возможности выразить в рисунке свои чувства, мысли, переживания, эмоции, настроения. Дети учатся видеть в неожиданных сочетаниях цветовых пятен и линий - образы. Самостоятельно оформляют эти образы до узнаваемых. Погружаются в удивительный мир творчества. Это увлекательная, завораживающая деятельность. И мы не раз убедились в этом, рисуя с детьми. Нетрадиционные техники рисования - это техники на раскрытие правостороннего мышления. Упражнения, направленные на умения отходить от стандарта плюс базовые навыки. Главное условие: самостоятельно мыслить, а задача учителя - не вмешиваться в процесс работы, а корректировать его.

Я стараюсь предоставлять каждому ребенку свободу для художественно-творческого решения общей задачи. В результате способность детей к целенаправленной творческой деятельности становится критерием их художественного развития. На своих занятиях я предлагаю детям использовать довольно необычные инструменты для рисования: свечу, поролон, стекло, нитки, трафарет, зубную щётку, восковые мелки, собственные ладони и пальцы. Несомненно, такие нестандартные приёмы изобразительной деятельности увлекают детей, а значит, станут отличным стимулом для творчества. И не надо волноваться, что дети запачкаются, главное, чтобы они получили удовольствие от непосредственных общений с красками и радовались итогам своей работы. Большое внимание на занятиях я уделяю на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, что способствует активизации внимания.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

Список используемой литературы.

1. Акуненок Т.С. Использование приемов нетрадиционного рисования. М., – 2010.

2. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

3. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

5. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме. С.-П. – 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности "Мой край"

Нетрадиционные техники рисования способствуют повышению интереса к изучаемому материалу....

Использование нетрадиционной техники рисования в организации внеурочных занятий в начальной школе в условиях введения ФГОС.

Знакомство и применение различных нетрадиционных техник рисования в начальной школе.                    "Истоки способностей и дарования детей ...

Организация внеурочной деятельности художественно – эстетического направления в условиях реализации ФГОС. Эбру – техника рисования на воде.

Целью внеурочной деятельностью является создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных и культурных традиций.  Ма...

Внеурочная деятельность. Нетрадиционная техника рисования.

На данном занятии дети учаться рисовать нетрадиционными способами, при помощи лоскутка ткани....

Занятие по внеурочной деятельности "Нетрадиционные техники рисования"

Обобщающее занятие внеурочной деятельности по теме "Нетрадиционные техники рисования. Обезьянка." На занятии используется программа Notebook. Презентация позволяет повторить техники рисовани...

Занятие по внеурочной деятельности "Нетрадиционные техники рисования. Времена года."

Работа в технике рисования пальчиками и ладошкой ("пальцеграфия") способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать за красотой природы и окружающей жизни....