Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности "Мой край"
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Александра Валерьевна Припузова

Нетрадиционные техники рисования способствуют повышению интереса к изучаемому материалу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Припузова Александра Валерьевна, учитель начальных классов

МБОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №3»

МР «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия)

Использование нетрадиционных техник рисования  на занятиях

по внеурочной деятельности «Мой край».

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок.

                                                                                                                  В.А. Сухомлинский.

Актуальность:  Большую роль в развитии коммуникативной компетенции играет развитие творческих способностей учащихся, их умения нестандартно мыслить, видеть предметы и явления с другой стороны. Как отмечал Л.С. Выготский, ребенок строит воображаемую реальность, в которой удовлетворяет свои потребности, дает выход настроениям, чувствам. Развивая воображение детей, мы помогаем им понять, "проиграть" свои устремления, что очень важно для развития внутренней жизни.

В современный мир внедряется большое количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных средств. Считается, что именно та стратегия учителя наиболее удачна, при которой учебно-познавательная атмосфера создается при использовании новых технологий обучения. Таковыми можно считать творческие задания, которые можно включить в занятия по внеурочной деятельности. Одной из форм данного вида деятельности является рисование с применением нетрадиционных техник, направленных на раскрытие творческих способностей  учащихся, формирования духовно-нравственного развития, которое можно качественно развивать в условиях внедрения ФГОС.

Целью работы является использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся  на занятиях по внеурочной деятельности «Мой край».

Задачи:

  1. создать условия для формирования универсальных учебных метапредметных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных;
  2. сформировать у детей интерес и любовь к родному краю через нетрадиционные техники  рисования;
  3. развивать в ребенке чувства красоты, чувства  ритма, художественного вкуса,  творческого воображения, фантазии;

По нашему предположению, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей. Данное предположение взято в качестве гипотезы данного проекта.

Основной педагогической идеей данного опыта является развитие  творческих способностей  учащихся на занятиях во внеурочное время посредством использования нетрадиционных техник, на которых решаются задачи всестороннего развития детей, необходимого для успешного обучения в школе, формируются универсальные учебные метапредметные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Новизна данного проекта заключается в применении нетрадиционных техник рисования на занятиях по внеурочной деятельности для развития творческих способностей учащихся, формирования универсальных учебных действий и духовно-нравственного развития учащихся в условиях внедрения ФГОС.

Методы работы

  1. информационно-рецептивный;
  2. репродуктивный;
  3. исследовательский;
  4. проблемно-поисковый.

Структура занятия: 

 Вводная часть - настрой на творчество состоит в подготовке детей к художественной деятельности. Основная часть - предполагает индивидуальное творчество, целесообразно включать музыку в сочетании с изобразительным творчеством. Заключительный этап – презентация работы и рефлексия.

Общепедагогические принципы построения занятий:

  1.  систематичность и последовательность;
  2.  гуманизация;
  3.  повышение мотивации.

Специфические принципы, обусловленные использованием нетрадиционных методов рисования:

  1. обогащение сенсорно - чувственного опыта;
  2.  принцип естественной радости;
  3.  эстетизация предметно - развивающей среды и быта в целом;
  4.  взаимосвязь продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
  1.  интеграция различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности.
  2.  поддержание в ребенке чувства собственного достоинства и позитивного образа "Я";

На занятиях используются следующие нетрадиционные техники рисования: волшебные ладошки (пальчиковая терапия), тычок жесткой полусухой кистью, печатание (оттиск пробкой, печатками из картофеля), ниткография, игры с кляксой, монотипия, паспарту, (дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, осваивают способы работы с нетрадиционными инструментами), рисование набрызгом, граттаж.

 Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, мелкую моторику,  дает полную свободу для самовыражения.

Нетрадиционные методы рисования можно применять не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. При использовании данной  методики, было отмечено, что у детей качественно повышается интерес к изобразительной деятельности, изучению родного края, развиваются мыслительные и коммуникативные навыки, самостоятельность, таким образом, изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческого потенциала детей и формирования универсальных учебных действий.  

        В работе применяются технологии:  здоровьесберегающие (биоадекватные), игровые, информационно- коммуникационные, проблемного обучения  и КТД.

Заключение

Применение нетрадиционных форме и методов рисования позволяет создать условия для формирования универсальных учебных действий.

У обучающихся активно формируется уровень мотивации, развивает интерес и любовь к родному краю, развивает в ребенке чувства красоты, чувства  ритма, художественного вкуса,  творческого воображения, фантазии.

Креативность нетрадиционных техник рисования  способствует овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умению адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ 8 ВИДА"

В статье рассмотрены различные методы и способы нетрадиционного рисования на уроках ИЗО....

Методическая разработка на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах».

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:- Обучение навыкам и умениям общаться с различными художественными материалами, как сре...

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....

Использование нетрадиционной техники рисования в организации внеурочных занятий в начальной школе в условиях введения ФГОС.

Знакомство и применение различных нетрадиционных техник рисования в начальной школе.                    "Истоки способностей и дарования детей ...

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Конспект открытого занятия, с использованием нетрадиционной техники.Рисование по воде, по- подобию "Эбру"

Конспект открытого занятия.Рисование на воде по-подобию "Эбру".Для детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста....

Использование нетрадиционной техники рисования "мятая бумага" на коррекционно-развивающих занятиях с детьми

Про неоценимую роль   развития у детей  творческих способностей высказывались многие выдающиеся деятели. В. А. Сухомлинский говорил:  «Истоки способностей и дарования де...