Программа дополнительного образования. Художественно-эстетическое и творческое развитие для школьников 7-11 лет.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Тананыкина Ольга Сергеевна

Программа дополнительного образования.    Художественно-эстетическое и творческое развитие   для школьников 7-11 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_veselaya_kistochka_7-11.docx80.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1213».

Школьное отделение.

Программа

Художественно-эстетического и творческого развития.

Изостудия «Веселая кисточка»

                               для школьников 7-10 лет.

ПДО по изобразительной деятельности Тананыкина О.С.

2018-2019уч.г.

Предисловие

        Развитие творческих способностей детей воспитывает активную творческую личность. Способность творить - одно из фундаментальных свойств человеческой личности. Идея творчества - самая влекущая и загадочная в сфере вопросов о природе человека, его самобытности и предназначении.

 «Творчество необходимо сегодня более чем когда-либо, и оно должно быть переориентировано на цели сохранения человечества и всего живого на нашей планете» - утверждала академик Н.П.Бехтерева .

Н. Рерих говорил, что творчество - это выражение законов.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном мире. Эффективное ее развитие  начинается с дошкольного возраста. Как говорил В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Существует утверждение - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы (рисунок, живопись, коллаж, объемно-пространственные композиции). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) доступными ему изобразительно – выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Школьный возраст – это этажи общего развития ребенка. Именно в этом возрасте продолжают закладываться основы всестороннего, гармонического развития ребенка. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями. Художественный образ, лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Пояснительная записка

Важнейшим фактором обучения детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Нужно окружить ребенка такой средой и такой системой обучения, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.

Важно заметить творческие проявления ребенка, помочь их реализовать, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать, вдохновить. Н. К. Рерих писал: «Откройте в школах пути к творчеству, к великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением. Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка, уберегите его от гримасы жизни. И дайте ему счастливую смелую жизнь, полную деятельности и светлых достижений».

Для развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительному искусству:

необходимо использование творческих заданий, специальной системы упражнений на развитие воображения, фантазии, творческого мышления, интеграции различных видов искусства,  работа с различными художественными материалами, например, создаем пятно или линию, придумываем на что, это похоже,  и из этого пятна, или линии изображаем какой-то предмет или сюжет, отображаем различные эмоциональные состояния предметов, также использование различных художественных материалов расширяет воображение ребенка;

формировать умений и навыков, необходимых для выполнения заданий, должно сочетаться с использованием  визуальных ассоциаций - наглядных пособий, изучением и творческим освоением на занятиях лучших традиций мировой изобразительной культуры, дети хорошо воспринимают творческое наследие, открывают для себя много нового;

стимулировать самостоятельную работу творческого, исследовательского характера, базирующейся на раскрытии индивидуальных качеств каждого ребенка, для каждого ребенка необходим индивидуальный подход, если одним детям необходимы только наглядные пособия, и они начинают творчески мыслить, то других детей необходимо подтолкнуть и направить на развитие фантазии;

также неплохое влияние оказывает взаимодействие педагога с родителями (лекции, беседы, проведение совместных занятий детей с родителями).

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает  у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

 Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.

  Программа предполагает освоение детьми художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся,

проявляющихся в познавательной и практической творческой

деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в

художественно-творческой деятельности, который приобретается и

закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • мение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Требования к планируемым результатам освоения учебного предмета во 2 классе:

Личностными результатами» является формирование следующих умений:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

-строить сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

использовать речь для регуляции своего действия.

Предметными результатами изучения изобразительного искусства являются формирование следующих умений:

Обучающийся  научится: 

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;

-   узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

-   эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

-   особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

-  знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

-   способы и приёмы обработки различных материалов;

-   организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

-   передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

-   составлять композиции с учётом замысла;

-   конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

-   конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

-   конструировать из природных материалов;

-   пользоваться простейшими приёмами лепки.

Цель программы:

- Развитие творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности.  

Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы изобразительной деятельности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Задачи:

– Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

– Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

- Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста трудолюбие вызывать желание доводить начатое дело до конца, развивать произвольную регуляцию деятельности.

- Формировать умение оценивать создаваемые предметы, развивать эмоциональную отзывчивость.

- Развивать творческие возможности дошкольников.

- Развивать умение анализировать, планировать создавать работу по образцу, заданным условиям.

- Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих  в деятельности изостудии.

- Закреплять навыки и умения,  полученные на занятиях рисованием в группе.

- Развивать конструктивные и творческие способности с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка.

- Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

- Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

- Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.

- Обогащение индивидуального художественно-эстетического опыта «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание-художественно-эстетических объектов с помощью воображения и образа (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

-  Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

-  Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

-  Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

- Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я - концепции-творца».

Принципы организации деятельности

● Принцип психологической комфортности, предполагающий психологическую безопасность, защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для активности, самореализации дошкольника.

●  Принцип активности, инициативности и субъективности в развитии ребёнка.

●  Принцип выбора.

●  Принцип доверия и поддержки.

Методы взаимодействия детей и педагога на занятиях

 -► информативно - рецептивный;

- ►словесный;

- ►репродуктивный;

- ►исследовательский;

- ►эвристический;

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:

- ►зрительный ряд;

- ►наблюдение;

- ►образ, созданныйпедагогом;

- ►показ приемов изображения.

Словесный метод включает в себя:

- ►беседу;

- ►рассказ, искусствоведческий рассказ;

- ►художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

- прием повтора;

- работа с экизами;

- выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявлении самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает ребенку самостоятельно выполнить всю работу, а не какую-то часть.

Основные методы обучения:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Актуальность.В группах воспитатели проводят большую работу по изобразительной деятельности. Но, в связи с тем, что в группах много детей, у воспитателя нет реальной возможности раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Работа в изостудии ведется небольшими группами и художником-педагогом,  что позволяет закрепить умения и навыки, полученные на занятиях.

Занятия в изостудии  позволяют закрепить полученные на занятиях в группе знания, умения  и навыки, развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в творческом процессе, учат работать в коллективе, создавая общие коллективные работы, уверенность в себе при подготовке конкурсных работ.

Педагогическая целесообразность. На занятиях  в изостудии детям представлены более широкие возможности  в выборе тем работ, использовании разнообразного материала, использовании нетрадиционных методик изобразительной деятельности. Широко используются коллективные работы,  длительное выполнение работы. Это оказывает комплексное воздействие на развитие ребенка:

- координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики;

- разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса);

- возможность создания объемных поделок;

- умение планировать работу и доводить ее до конца;

- богатое воображение;

- формирует умение планировать работу по организации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

А так же способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно эстетического вкуса. Вот почему работа изостудии является необходимой составной частью воспитательно – образовательного процесса.

Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности свидетельствует, что процесс  обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Это положение стало для нас ведущим в разработке программы.

Отличительные особенности программы:

Особенностью данной программы является сочетание  разнообразных изобразительных техник. В процессе посещения изостудии  дети получают разнообразные умения одновременно и  в работе с пластичным материалом, и бумагой, тканью, картоном,  и др.,  у детей развивается фантазия, формируется эстетическое восприятие, развивается точность и тонкие движения мелкой моторики руки. Создание макетов, коллективных работ  позволяет развить у ребенка пространственное и логическое  мышление. В итоге развитие ребенка идет разносторонне, расширяется кругозор и творческое самовыражение. Следовательно, все это будет способствовать более успешному обучению в школе.

Посещение изостудии   положительно сказывается на взаимоотношениях  между детьми –они помогают друг другу, дарят подарки, сделанные своими руками, растут отзывчивыми, добрыми и творческими личностями.

Форма организации процесса обучения:

Непосредственно образовательная деятельность организуются в групповом помещении и изостудии,  с учетом  возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений воспитанников 2 раза в неделю по 45  мин.

Программа рассчитана на 2 года  144 занятия.

Программа составлена с учетом реализации  межпредметных связей по образовательным областям и разделам:

  1. «Речевое развитие». На занятиях используется прием комментированного рисования. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми, дети друг с другом рисования обсуждают свою работу. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
  2. «Социально-коммуникативное развитие». Для занятий по изобразительной деятельности подбираются сюжеты близкие опыту ребенка,  позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения. На занятиях дети узнают о различных явлениях природы , о жизни людей, о жизни животных.
  3. «Познавательное развитие». Знакомство видами и жанрами изобразительного искусства. Знакомство с художниками, лучшими произведениями изобразительного искусства.

Занятия по изобразительной деятельности способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, о свойствах используемых материалов.

  1.  «Музыкальное воспитание». Рисование по передаче восприятия музыкальных произведений. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

Содержание образовательного процесса

Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры, развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Продолжать учить детей сюжетному рисованию, размещая изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего, ближе к нижнему краю листа или дальше от него); передавать соотношение изображений по величине (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т.п.). Формировать композиционные умения, умение передавать движения людей, животных.

Качество рисунков, их выразительность зависят от овладения техникой изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять материалы, которые дети могут использовать в рисовании (краски гуашь, акварель, пастель - сухая и жирная, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.), учить соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа, учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою). Учить детей разным способам создания фона для изображаемой картины: акварелью и гуашью -до создания картины; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения.

Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами - при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.

Учить видеть красоту созданного изображения и в передаче формы, плавности, слитности линий или их тонкости, изящности, ритмичности расположения линий и пятен, равномерности закрашивания рисунка; учить чувствовать плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и регулировании нажима на карандаш.

Развивать представление о разнообразии цветов и оттенков, опираясь на реальную окраску предметов, декоративную роспись, сказочные сюжеты, обучать созданию цветов и оттенков.

Постепенно подводить детей к обозначению цветов, например включающих два оттенка (желто-зеленый, серо-голубой) или уподобленных природным (малиновый, персиковый и т.п.). Обращать внимание на изменчивость цвета предметов (например, при созревании помидоры зеленые, а созревшие - красные) ) Учить замечать изменениецвета в природе в связи с погодой, освещением.

Закреплять навыки изображения предметов декоративно – прикладного искусства.

Закреплять навыки лепки и аппликации, полученные детьми в группе.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

2 года.

Материальное обеспечение   для реализации программы:

-краски, гуашь, цветные карандаши;

- восковые мелки и акварель;

- свеча и акварель;

-баночки для воды, простые карандаши, кисточки, ластики.

-альбомы для рисования, палитра.

-репродукции картин известных художников,

-компьютер для просмотра презентаций.

Нетрадиционные техники:

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошек;

- волшебные веревочки;

- кляксография;

 - тычок жесткой кистью;

- монотопия;

Ожидаемые результаты образовательной деятельности:

Организация  тематических выставок.

Участие в городских и всероссийских выставках и конкурсах в течение года.и т.д.

Конечным результатом обучения считается умение:

В ходе процесса обучения рисования дети должны освоить начальные навыки изобразительной деятельности и дизайнерского искусства, воплощать свои идеи, свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков, выбирать средства выразительности для выражения задуманного образа, получать удовлетворение от занятий.

Последовательно рисовать отдельные предметы, предметы природы;

Составлять композицию из предметов;

Последовательно работать над живописным изображением рисунка;

Применять разные техники изображения.

Оценка результативности программы (сформированность уровня художественно – эстетического развития детей) проводится один раз в год (май).

Используемая программа:

Б.М.Неменский. Изобразительное искусство,Колл Мэри-Энн, Джин Поттер. Наука через искусство, Колл Мэри-Энн, Синди Гейнер. 200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваемся, Колл Мэри-Энн, Ким Сольга. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет,  

Литература:

1.Б.М.Неменский. Изобразительное искусство 1- 4 классы, М, Просвещение, 2016 -128стр,

2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.

4. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

5. Колл Мэри-Энн, Синди Гейнер. 200 увлекательных проектов для детей: творим, экспериментируем, развиваемся, Минск Попури 2009 -221стр

6. Колл Мэри-Энн, Ким Сольга. 110 креативных заданий для детей 4-12 лет Минск Попури2009 -256стр,  

7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.

8. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.

  1. Величко Н.: Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия.-М.: АСТ- ПРЕСС книга, 2009.
  2. Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.: «Просвещение». 1980.

.Межуева Ю.А. «Сказочная гжель» (рабочая тетрадь) - М., 2003.

  1. Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство в школе». - М.,1982.
  2. «Основы декоративного искусства в школе» / Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина. – М., 1981.
  3. Кузин В.С. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. - М. «Просвещение», 1970.
  4. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1, 2,3,4 классы. – М.: Дрофа. - 2004.
  5. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. - М. «Просвещение», 1972.
  6. Михейшина М.: Уроки рисования для младших школьников 6-9 лет. Серия РУЧЕЁК. – Минск: «Литература», 1997.
  7. Наглядно-дидактическое пособие «Мир в картинках»: Городецкая роспись по дереву. Мозаика – Синтез, 2003.
  8. Неменский Б. Искусство вокруг нас. - М. «Просвещение» 2004.
  9. Никодеми Г.Б. Рисунок: Школа рисунка. - М.: ЭКСМО, 2004.
  10. Никологорская О. Основы художественного ремесла. Волшебные краски. Книга для детей и родителей. – М:. АСТ–Пресс, 1997.
  11. Орлова Л.В. Искусство детям: Рабочие тетради по основам народного искусства. – М: Мозаика-Синтез, 2003.
  12. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. - М.: «Просвещение», 2004.
  13.  Шалаева Г. Учимся рисовать. – М.: ЭКСМО, 2007.
  14. 18 Материалы интернет сайтов.

                            Календарно – тематический  план  занятий.

                                                 Школьники 7-8 лет.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Материалы

Кол-во занятий

сентябрь

Летняя картина.

Учить детей отображать в работе летние впечатления. Закреплять умение располагать изображение на листе, заполнять фон.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Бабочки-красавицы.

Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности, умение принять и самостоятельно реализовать своё творчество разными изобразительными средствами.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Живые листья.

Учить детей передавать характерные особенности листьев деревьев.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Дары осени.

Учить детей передавать характерные особенности фруктов, овощей, веток, листьев, цветов. Развивать наблюдательность.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Мир науки глазами детей.

Учить создавать жанровую композицию.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Мир науки глазами детей.

Учить создавать жанровую композицию.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Осенняя ветка.

Учить детей передавать характерные особенности деревьев.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Бежал ежик по дорожке.

Учить детей рисовать зверей, строение тела, пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

октябрь

Осень наступила.

Продолжать знакомить детей с понятием пейзажа, работать над теплыми оттенками цвета.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Образ Осени.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Превращение комочка.

Учить детей превращать комочек в зверей, строение тела, пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

В царстве грибов.

Создать образ и выразить свои эмоции, определить строение и пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Птицы, звери.

Аппликация из осенних листьев. Учить детей создавать из кусков целое, развивать фантазию в создании образа.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши, листья, клей, цветная бумага.

1

Город на сказочной планете.

Учить создавать жанровую композицию.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Рисуем сказку.

Учить создавать жанровую композицию.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Осень в городе.

Учить передавать в работе эмоции и эстетические чувства.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

ноябрь

Гжельская сказка.

Познакомить со своеобразием, красотой, нежностью гжельской росписи, воспитать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками гжельскую роспись, закрепить умение рисовать мазок с оттенком, украшение концом кисти.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

 Сказочный герой.

Учить создавать  портрет или жанровую композицию (в основе авторские и народные сказки).

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Дождик.

Создать образ и настроение дождя, изобразить себя и свои эмоции.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Моя мама.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Читаем и рисуем.

Учить создавать литературные образы.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Чудесная мозаика.

Учимся создавать композицию из геометрических форм.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши, цветная бумага, клей, картон.

1

Пуантилизм.

Знакомимся с новой техникой рисования и художниками.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Жар-птица.

Создаем образ сказочной птицы.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

декабрь

Звери зимой.

Учить детей рисовать животных, обсудить какие животные, чем занимаются зимой.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Посуда.

Учить передавать форму посуды и цветовую гамму.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Моя буква.

Знакомство с каллиграфией, развитие фантазии.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Зимние забавы.

Учить создавать жанровую композицию, передавать эмоции.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Новогодняя открытка.

Познакомить с творчеством художников-иллюстраторов, учить создавать образ, развивать воображение и фантазию.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Новогодние игрушки.

Учить создавать образы.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Елка.

Создать  образ новогодней елки.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Дед Мороз и Снегурочка

Создать образ, выразить настроение, пропорции фигур.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

январь

Птицы зимой.

Учить детей рисовать птиц, изображать перья, воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Снеговик.

Учить лепить форму мазками, изображать белое на белом.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Город зимой.

Создавать образы домов, деревьев, окружающей среды в определенное время года.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Животные Севера.

Коллаж. Познакомить с животными Севера, средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Дымковская игрушка.

Уметь передавать форму игрушки и цветовую гамму. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Дремлет лес под сказку сна.

Передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать разными способами хвою на елях, соснах и коре деревьев.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Морозные узоры (витражи).

Познакомить с искусством витража, техникой его исполнения, основными мотивами узоров; умение видеть красоту в окружающем мире; развитие фантазии и творческого воображения; воспитания желания передавать в работе эмоции и эстетические чувства.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Иллюстрирование зимних сказок (народные и авторские сказки).

Ознакомление с произведениями иллюстраторов детских книг, развитие фантазии.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

февраль

Любимые сказки.

Учить создавать литературные образы.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Замок Снежной Королевы.

Знакомить с произведениями иллюстраторов детских книг, учить создавать образы.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Портрет папы.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Холодные краски зимы.

Учить видеть красоту в окружающем мире, развитие фантазии и творческого воображения; воспитания желания передавать в работе эмоции и эстетические чувства, создать образ.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Интерьер комнаты, в которой я хочу жить.

Познакомить с понятием перспективы, развитие фантазии и творческого воображения.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Зимушка-зима.

Закреплять знания о жанре пейзажа, особенностях изображения, учить отображать перспективу, строить композицию и передавать цветовую гамму зимнему времени год, развивать фантазию и творческое воображение.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Завитки.

Знакомить с основными элементами каллиграфии, развивать фантазию и творческое воображение.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Страничка календаря.

Познакомить с искусством каллиграфии и леттерлинга.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

март

Цветы для мамы.

Графика, коллаж. Учить детей передавать характерные особенности натуры, веток, листьев, цветов.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Матрешка.

Создавать различные орнаменты, линий, развивать фантазию и творческое воображение.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Образ весны.

Развитие эмоциональной отзывчивости  у детей. Восприятие образа через музыку.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Гнездо для птичек.

Создавать объем при помощи линий, развивать фантазию и творческое воображение.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Портрет мамы, бабушки.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Кошки.

Закрепить знания о строении животных, совершенствовать композиционные навыки, учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах; развивать творческую фантазию и чувство гармонии.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Золотая хохлома. (Роспись посуды).

Знакомить с хохломской росписью, ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием, рисовать узор в определенной последовательности.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Животные Африки.

Закрепить знания о строении животных, совершенствовать композиционные навыки, учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах; развивать творческую фантазию и чувство гармонии.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

апрель

На далекой планете. Ко дню космонавтики.

Знакомить с историей космонавтики, учиться создавать композицию.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

По реке плывет кораблик.

Учить создавать композиции.                            

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Ко дню Победы.

Воспитывать патриотизм, знакомить с историей нашей Родины. Смешанные техники.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Цветущая клумба.

Закреплять знания о строении цветка, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Рисуем сказки.

Знакомить с произведениями иллюстраторов детских книг, учить создавать образы.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Чудо букет.

Передавать в работе эмоции и эстетические чувства, создавать композицию, передавать пропорции.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Друзья.

Передавать в работе эмоции и чувства, учить создавать композиции, учить создавать выразительный образ.                            

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Путешествие.

Учить создавать композиции, учить создавать выразительный образ.                            

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

май

Автопортрет.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Насекомые.

Монотипия, оттиск мятой бумагой, изучать строение насекомых, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Подводный мир.

Расширять представление детей о море и его обитателях.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Деревья в цвету.

Учить изображать цветущие деревья, передавать их характерное строение, цвет коры, расположение веток, окраску цветов; учить создавать выразительный образ; прививать любовь к окружающей природе.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Ваза с цветами.

Продолжать знакомить с жанром натюрморт как жанром живописи; умение располагать отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта; передавать характерные особенности цветов, учить двухцветному боковому мазку.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Весенний день.

Закреплять знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей весне, передавать в работе эмоции и эстетические чувства.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Здравствуй, лето.

Передавать в сюжетном рисунке характерные особенности летней природы, продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках, учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения.

1

У лукоморья дуб зелёный (по сказкам Пушкина)

Знакомить с творчеством А. С. Пушкина; воспитывать чувство прекрасного, учить иллюстрировать отрывок произведения, передовая его в рисунке, развивать воображение, чувство цвета и композиции.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

                                                 Школьники 9-10 лет.

Месяц

Тема занятия

Программное содержание

Материалы

Кол-во занятий

сентябрь

Воспоминание о лете.

Продолжать учить детей отображать в работе летние впечатления. Закреплять умение располагать изображение на листе, заполнять фон.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Бабочки.

Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности, умение принять и самостоятельно реализовать своё творчество разными изобразительными средствами.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Графика листьев.

Учить детей передавать характерные особенности листьев деревьев.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Натюрморт с овощами, фруктами.

Учить детей передавать характерные особенности фруктов, овощей, веток, листьев, цветов. Развивать наблюдательность.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Мир науки глазами детей.

Учить создавать жанровую композицию.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Мир науки глазами детей.

Учить создавать жанровую композицию.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Ветка рябины.

Учить детей передавать характерные особенности деревьев.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Белка.

Учить детей рисовать зверей, строение тела, пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

октябрь

Осенние мотивы.

Продолжать знакомить детей с понятием пейзажа, работать над теплыми оттенками цвета.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Образ Осени.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Что получилось из пятна.

Учить детей превращать комочек в зверей, строение тела, пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Грибы.

Создать образ и выразить свои эмоции, определить строение и пропорции, воспитывать любовь и заботу об окружающем мире.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Образ птицы и зверей.

Аппликация из осенних листьев. Учить детей создавать из кусков целое, развивать фантазию в создании образа.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши, листья, клей, цветная бумага.

1

Сказочная планета.

Учить создавать жанровую композицию.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Сказки.

Учить создавать жанровую композицию.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Осенний город.

Учить передавать в работе эмоции и эстетические чувства.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

ноябрь

Гжель.

Познакомить со своеобразием, красотой, нежностью гжельской росписи, воспитать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками гжельскую роспись, закрепить умение рисовать мазок с оттенком, украшение концом кисти.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

 Герои сказок.

Учить создавать  портрет или жанровую композицию (в основе авторские и народные сказки).

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Я гуляю под дождем.

Создать образ и настроение дождя, изобразить себя и свои эмоции.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Портрет мамы.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Читаем и рисуем.

Учить создавать литературные образы.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Разноцветная мозаика.

Учимся создавать композицию из геометрических форм.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши, цветная бумага, клей, картон.

1

Пуантилизм.

Знакомимся с новой техникой рисования и художниками.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Волшебная птица.

Создаем образ сказочной птицы.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

декабрь

Зимовье зверей.

Учить детей рисовать животных, обсудить какие животные, чем занимаются зимой.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Образ посуды.

Учить передавать форму посуды и цветовую гамму.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Алфавит.

Знакомство с каллиграфией, развитие фантазии.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Зимние игры.

Учить создавать жанровую композицию, передавать эмоции.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Новогодняя открытка.

Познакомить с творчеством художников-иллюстраторов, учить создавать образ, развивать воображение и фантазию.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Игрушки на елку.

Учить создавать образы.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

В лесу родилась елочка.

Создать  образ новогодней елки.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

К нам приходит Дед Мороз и Снегурочка.

Создать образ, выразить настроение, пропорции фигур.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

январь

Птицы зимой.

Учить детей рисовать птиц, изображать перья, воспитывать любовь и заботу о зимующих птицах.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Лепим снеговика.

Учить лепить форму мазками, изображать белое на белом.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Белый город.

Создавать образы домов, деревьев, окружающей среды в определенное время года.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

На далеком Севере.

Коллаж. Познакомить с животными Севера, средой их обитания. Расширять знания об окружающем мире.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Дымковская игрушка.

Уметь передавать форму игрушки и цветовую гамму. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах, традициях формы и росписи.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Зимний лес.

Передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать разными способами хвою на елях, соснах и коре деревьев.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Морозный калейдоскоп (витражи).

Познакомить с искусством витража, техникой его исполнения, основными мотивами узоров; умение видеть красоту в окружающем мире; развитие фантазии и творческого воображения; воспитания желания передавать в работе эмоции и эстетические чувства.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Иллюстрации к зимним сказкам (народные и авторские сказки).

Ознакомление с произведениями иллюстраторов детских книг, развитие фантазии.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

февраль

Сказочные образы.

Учить создавать литературные образы.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Замок Снежной Королевы.

Знакомить с произведениями иллюстраторов детских книг, учить создавать образы.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Мой папа, дедушка.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Холодные краски зимы.

Учить видеть красоту в окружающем мире, развитие фантазии и творческого воображения; воспитания желания передавать в работе эмоции и эстетические чувства, создать образ.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Интерьер комнаты, в которой я хочу жить.

Познакомить с понятием перспективы, развитие фантазии и творческого воображения.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Зимой.

Закреплять знания о жанре пейзажа, особенностях изображения, учить отображать перспективу, строить композицию и передавать цветовую гамму зимнему времени год, развивать фантазию и творческое воображение.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Завитки и закорючки.

Знакомить с основными элементами каллиграфии, развивать фантазию и творческое воображение.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Страничка календаря.

Познакомить с искусством каллиграфии и леттерлинга.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

март

Весенние цветы.

Графика, коллаж. Учить детей передавать характерные особенности натуры, веток, листьев, цветов.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Барышня-матрешка.

Создавать различные орнаменты, линий, развивать фантазию и творческое воображение.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Образ весны.

Развитие эмоциональной отзывчивости  у детей. Восприятие образа через музыку.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Птички в гнездах.

Создавать объем при помощи линий, развивать фантазию и творческое воображение.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Образ мамы, бабушки.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Кошки.

Закрепить знания о строении животных, совершенствовать композиционные навыки, учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах; развивать творческую фантазию и чувство гармонии.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Золотая хохлома. (Роспись посуды).

Знакомить с хохломской росписью, ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием, рисовать узор в определенной последовательности.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Африканские мотивы.

Закрепить знания о строении животных, совершенствовать композиционные навыки, учить применять ранее полученные знания о композиции, цвете и цветовых контрастах; развивать творческую фантазию и чувство гармонии.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

апрель

В космосе. Ко дню космонавтики.

Знакомить с историей космонавтики, учиться создавать композицию.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Кораблики.

Учить создавать композиции.                            

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

С Днем Победы.

Воспитывать патриотизм, знакомить с историей нашей Родины. Смешанные техники.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Цветная клумба.

Закреплять знания о строении цветка, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Герои сказок.

Знакомить с произведениями иллюстраторов детских книг, учить создавать образы.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Букет.

Передавать в работе эмоции и эстетические чувства, создавать композицию, передавать пропорции.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Наши друзья.

Передавать в работе эмоции и чувства, учить создавать композиции, учить создавать выразительный образ.                            

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Мы едем в далекие края.

Учить создавать композиции, учить создавать выразительный образ.                            

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

май

Автопортрет.

Знакомить с портретным жанром, пропорциями.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Насекомые и их знакомые.

Монотипия, оттиск мятой бумагой, изучать строение насекомых, развивать восприятие окружающей природы, наблюдательность.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Мир в аквариуме.

Расширять представление детей о море и его обитателях.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Деревья в цвету.

Учить изображать цветущие деревья, передавать их характерное строение, цвет коры, расположение веток, окраску цветов; учить создавать выразительный образ; прививать любовь к окружающей природе.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Ваза с цветами.

Продолжать знакомить с жанром натюрморт как жанром живописи; умение располагать отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта; передавать характерные особенности цветов, учить двухцветному боковому мазку.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Весенний день.

Закреплять знания о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей весне, передавать в работе эмоции и эстетические чувства.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1

Скоро лето.

Передавать в сюжетном рисунке характерные особенности летней природы, продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках, учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения.

1

У лукоморья дуб зелёный (по сказкам Пушкина)

Знакомить с творчеством А. С. Пушкина; воспитывать чувство прекрасного, учить иллюстрировать отрывок произведения, передовая его в рисунке, развивать воображение, чувство цвета и композиции.

Бумага, кисти, акварель, восковые мелки, карандаши.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Данный материал поможет найти различные способы и приёмы развития творческих способностей школьников. Умение осуществлять индивидуальный подход с опорой на наклонности ребёнка....

Творческое развитие младших школьников.

Одной из важных проблем начального обучения детской психологии и педагогики была и остаётся проблема творческого развития детей. На этом этапе закладывается фундамент формирования общих изобретате...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности

Программа кружка «Родное слово». Направленность: художественно-эстетическая. Срок реализации: 3 года. Руководитель: Харасова Л. Ф. 2011-2014 уч. г....

Развитие ассоциативно-образного мышления на занятиях по общеобразовательным программам дополнительного образования художественно-эстетического профиля

В статье рассматривает опыт внедрения образовательных проектов в системе общего и дополнительного образования на примере разработки занятия, целью которого является развитие ассоциативно-образного мыш...

Образовательная программа внеурочной деятельности интеллектуального и творческого развития младших школьников «Развивайка»

Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Большую роль в процессе учебной деятельности...

Программа дополнительного образования учащихся «Creative English» «Творческий английский»

Данная рабочая программа разработана для освоения английского языка учащимися 3-4 класса, которые изучают английский язык в рамках дополнительного образования в объеме 2 часа в неделю. Длительность од...

Методическая разработка. Программа дополнительного образования «Художественная эстетическая гимнастика»

Методическая разработатка для педагогов дополнительного образования, благодаря которой, можно улучшить физические данные детей...