2 класс. Технологическая карта по теме: "Краски природы в наряде русской красавицы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2, 4 класс)

Соловьева Валерия Михайловна

Цели деятельности учителя:

  • расширить представление о русском народном костюме женщины;
  • выполнить орнамент в русском народном стиле.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание значения русского народного женского костюма для современного человека;
  • стремление развить внимательность и творческое мышление.

Предметные:

  • расширить и обобщить знания о русском народном женском костюме и природном орнаменте;
  • применять на практике полученные знания;
  • уметь эстетично преобразовывать элементы в творческую композицию.

 

Тип урока: открытие нового знания.

 

Оборудование урока:

  • для учителя: презентация, компьютер, проектор, демонстрационные варианты готовых работ, акварельные листы, краски, кисти, варианты орнамента;
  • для учащихся: акварельные листы, краски, кисти.

 

Словарная работа: красавица; русский народный костюм; женский костюм: рубаха, кокошник, сарафан; вышивка; орнамент: геометрический, растительный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_kraski_prirody_v_naryade_russkoy_krasavitsy.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата урока:

Учитель: Маркова К.А.

Школа: 148

Методист: Подгорская Л.С.

Класс: 2 класс

Студенты: 33 группы

№ урока: 21

Соловьева В., Якимова Е.

Время:

Конспект урока изоискусства

Тема урока: Краски природы в наряде русской красавицы.

Цели деятельности учителя:

  • расширить представление о русском народном костюме женщины;
  • выполнить орнамент в русском народном стиле.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание значения русского народного женского костюма для современного человека;
  • стремление развить внимательность и творческое мышление.

Предметные:

  • расширить и обобщить знания о русском народном женском костюме и природном орнаменте;
  • применять на практике полученные знания;
  • уметь эстетично преобразовывать элементы в творческую композицию.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование урока:

  • для учителя: презентация, компьютер, проектор, демонстрационные варианты готовых работ, акварельные листы, краски, кисти, варианты орнамента;
  • для учащихся: акварельные листы, краски, кисти.

Словарная работа: красавица; русский народный костюм; женский костюм: рубаха, кокошник, сарафан; вышивка; орнамент: геометрический, растительный.

Этап, время

Методы, приёмы

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

15 сек.

словесный

Приветствие

приветствовать учителя

настроиться на урок,

концентрировать внимание и поведение

2.Мотивационный

1-2 мин.

словесный

фронтальный опрос

- Над какой темой мы работаем в этой четверти на уроках изоискусства?

(Радуйся многоцветью весны и лета)

- Вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке?

(Открой секрет дымки – дымковская игрушка)

- Что нового узнали на прошлом уроке?

- Какие новые понятия узнали?

- Какой мастер помогал нам на уроке?

активно слушать, отвечать на вопросы, оценивать свои знания

умение пользоваться полученной информацией

3.Постановка учебной задачи

1-2 мин.

эвристический вопрос,

наглядный

Рассказ:

В каждом уголке России были свои фасоны сарафана и мотивы вышивки, и потому, «встречая по одежке», можно было сразу сказать, откуда прибыла гостья.
Каждая губерния имела свой вариант костюма. Одежда каждой губернии имела свой орнамент, отделку, формы и фасоны.

Северорусский костюм, как его еще называли, женский сарафановый комплекс широко распространен в северных и центральных губерниях (Архангельская, Вологодская, Рязанская, Тверская, Ярославская)

Главной частью этого костюма являлся сарафан. Изготавливался сарафан из холста, крашенных тканей, шелка или порчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Не даром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой.

Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками.

Женский костюм Вологодской губернии состояла из сарафана с “букетами”, узорчатой душегреи с золотой отделкой, белой тонкой рубахи, и кокошника с алым верхом и шейного украшения. Браслеты и платок из тонкой ткани дополняли костюм.

Женский костюм Архангельской губернии состоял из сарафана, рубахи и головного убора – венца. Основной частью костюма была рубаха. Рубаху шили из домотканого холста – льняного или конопляного. По синему полю сарафана рассыпаны ярко оранжевые кружочки. Спереди сарафан украшен металлическими пуговицами. Рубаха была белая с рукавами украшенными кружевной вышивкой. На голову одевали венец (головная повязка) из широкого золотого галуна, завязывающийся на затылке алыми лентами. Иногда одевали кокошник в виде шапочки с алым верхом, сплошь расшитый золотыми нитями и золотыми блестками.

Женский костюм Ярославской губернии построен на сочетании красного цвета, разных полосок и клеток. Поверх красной с белыми полосками рубахи, одевался клетчатый сарафан, покрытый передником с черной бахромой внизу. Нарядность костюму придавала отделка - немного голубого, белого и желтого цвета в вышивке пояса передника и на узкой ленте, украшающей рукава рубахи. В народной одежде всегда любили красный цвет, цвет праздника. Крестьянские мастера с поразительным искусством использовали мотивы, которые им подсказывала природа.

- Предположите, какую тему мы будем изучать?

- Какое задание выполним?

Схема-опора – на слайде.

Познакомимся с народными костюмами русских красавиц

Выполним орнамент в декоре народного женского костюма с использованием в изображении узоров красок русской природы

Тема: Краски природы в наряде русской красавицы

Задачи: раскрыть значение орнамента в декоре народного женского костюма;

Познакомимся с понятиями красавица, русский народный костюм, женский костюм: рубаха, кокошник, сарафан, вышивка, орнамент геометрический, растительный.

Выполним эскиз женской фигурки в народном костюме.

самостоятельно или с помощью опоры формулировать тему урока, цель

умение самостоятельно определять круг учебных задач

4.Решение учебной задачи

30 мин.

Эвристический, беседа,

наглядный

наглядный, словесное пояснение

демонстрационный,

практический 

инструктаж

самостоятельная

1).  Знакомство с новым материалом – 3-4 мин.

- Почему и в старину, и сегодня почитают женщину, мать?

- Какие черты присуще русской женщине?

- Какую женщину называют красавицей?  

- На прошлом уроке мы познакомились с дымковской игрушкой. Среди них есть и барыня. А кто такая барыня?

(Русская женщина, мать).

- Как вы думаете, из чего состоит костюм русской красавицы?

2). Анализ изделий (образов, композиций) – 2-3 мин.

- Сегодня мы познакомимся с костюмами красавиц разных губерний России. Из каких частей состоит русский народный костюм красавицы?

Сарафан (форма … цвет – бордо, синий, темно-зеленый). Где располагается орнамент.

Рубаха (форма, цвет). Где располагается орнамент.

Кокошник (форма, цвет, украшение).

Педагогический показ приёмов выполнения задания-3-4мин.

По этапам описать действия при показе

1 этап – Вначале украшаем фон головного убора светлым цветом.

2-ой этап – Затем окрашиваем фон сарафана синим, фиолетовым, бордовым или зеленым цветам. НО НЕ ПОКРЫВАТЬ МЕСТА ДЛЯ ОРНАМЕНТА!

3 этап – После того, как наша работа высохнет, я беру фломастер контрастного цвета и рисую узор на кокошнике.

4 этап – Далее дополним костюм красавицы элементами орнамента.

4). Постановка творческой задачи- 15 сек.

- Сейчас выполняем эскиз женской фигурки в народном костюме строго по заданным этапам.

- Для успешного выполнения задания вам нужно оригинальное мышление, хорошее настроение и фантазия! Удачной работы!

5). Самостоятельная практическая работа учащихся – 20мин.

Работа в тишине или под русскую народную музыку.

Корректирую работу класса:

- Заканчиваем окрас головного убора и переходим к сарафану.

- Пора украшать кокошник.

- Необходимо переходить к украшению костюма.

- До конца урока остается 5 мин. Заканчиваем работу и выкладываем около доски, чтобы мы все могли полюбоваться, какие красавицы у нас получились.

- Посмотрите, какие непохожие девушки у нас получились! Все они яркие и красивые, как мы с вами.

наблюдать за объектами;

высказываться по теме;

аргументировать свое мнение;

анализировать особенности объекта;

под руководством учителя или самостоятельно выявлять особенности композиции, характеристик объекта

наблюдать, запоминать порядок выполнения задания

слушать,

воспринимать задание

выполнять задание соблюдать требования, проявлять творчество

умение наблюдать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать, доказывать

умение проводить анализ, выявлять общее, типичное, частное в объекте  

умение следить и усваивать практические приёмы работы

умение принимать учебную задачу

умение сконцентрироваться на работе, соблюдать время выполнения задания

5. Итог урока

Рефлексия

4-5 мин.

Словесный

демонстрационный

1). Итоги темы – обсуждение, как праздничный костюм прославляет женскую красоту, образ-символ Весны в женском облике. 

-

2).  Итоги практической работы – выставка всех работ - осмотр и анализ, оценка качества выполнения задания.

- Чья работа вам нравится больше всего? Почему?

- Вы все большие отлично поработали. Но на мой взгляд лучше всего образ русской красавицы получился у … . Потому что …

осматривать выставку,

анализировать качество выполнения задания;

оценивать достижения свои и товарищей

умение анализировать результаты труда своего и одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"

ТЕМА УРОКА: «КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. НЕКРАСОВА «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ»Цель урока для учителя: развивать речь обучающихся на примере анализа поэтического произведения, развивать чувс...

Конспект урока по ИЗО (1 класс). Тема: "Краски природы в наряде русской красавицы" (УМК "Школа России" 1 класс).

Цели деятельности учителя: Формирование у учащихся представлений о богатстве и разнообразии традиционнойхудожественной культуры на примере народных женских костюмов.Планируемые результатыПредметн...

Технологическая карта по истории ОРКСЭ «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни; изучение основных понятий о природе, её образные характеристи...

Технологическая карта урока окружающего мира «Природа в опасности!» 3 класс

Тема урока «Природа в опасности!» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.З...

Технологическая карта урока литературного чтения "Природа для поэта – любимая и живая". А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» (УМК Перспективная Начальная Школа); 2 класс

Тип урока: “открытие” нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетенции в процессе знакомства с произведениями А. Екимцева «Осень» и Ю. Коринц...

технологическая карта урока окружающего мира «Природа – волшебные двери к добру и доверию» (УМК "Школа России", 4 класс)

Тема урока: «Природа – волшебные двери к добру и доверию»Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование представления учащихся о природе как ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Красота человека (изображение русской народной красавицы)» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цель урока: дать представление о красоте человека через изображение русской женщины в русском народном костюме.Задачи урокаДидактические:дать представление об особенностях национального образа женской...