технологическая карта внеурочных занятий По страницам Сталинградской битвы
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Майбурова Светлана Владиславовна

Серия внеурочных  занятий по  теме: Сталинградская битва. В сотрудничестве с учителями истории, классными руководителями и учителями изобразительного искусства можно организовать отличные внеурочные занятия, очень познавательные и творческие!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта внеурочных занятий, разработанная совместно с учителями ИЗО, учителями  истории и классными руководителями, работающими в 5-8 классах.

Название: " По страницам Сталинградской битвы"

Цели: 1. Патриотическое воспитание учащихся.

           2. Изображение рисунка на тему «По страницам Сталинградской битвы»

Задачи: 1.Привлечь  учащихся к изучению истории крупнейших сражений Великой                   Отечественной войны на примере Сталинградской битвы.

2.Воспитывать у учащихся гражданственность, патриотизм, чувство гордости за наш народ и страну.

3. . Воспитывать у детей чувство личного сопереживания тем, кто стоял за Родину, к их подвигам.

4. Воспитывать чувство ответственности за судьбу близких и судьбу своей страны.

5. Развитие творческих способностей и работы с художественными материалами.

6. Развитие навыков в изображении сюжетной композиции: главное, второстепенное, как выразить свою идею в рисунке, какую цветовую гамму использовать.

 Оборудование: ИКТ; раздаточный материал в виде  репродукций картин, посвященных войне, памятников войны; раздаточный материал с вопросами викторины;  выставка книг о Сталинградской битве в библиотеке; аудиозаписи песен о войне; карта военных действий в кабинете истории; репродукции картин художников на доске; презентация «Сталинградская битва; лист А3, гуашь, акварель, графические материалы (на выбор учащихся)  

Классы: 5-8

Время: 7 часов ( из них 1 час - это планирование, 1 час - это урок истории, 1 час – классный час, 2 часа- урок изобразительного искусства, 1 час- домашняя работа, 1 час- работа жюри конкурса)

Этапы занятия

Содержание

Планируемые образовательные результаты

Оборудование

Время

1 этап: Планирование

Обсуждение серии внеурочных занятий с классными руководителями, учителями истории, библиотекарем и учителями ИЗО.

-Библиотекарь планирует выставку книг, статей по Сталинградской битве.

-Учителя истории планируют урок по теме.

-Классные руководители составляют план классного часа.

-Учителя ИЗО планируют уроки и домашнее задание.

1 урок

2 этап: Урок истории

Учитель истории проводит урок по теме «Сталинградская битва»

Разбираются вопросы:

1.Ход битвы, даты

2.Значимые моменты битвы

3.Герои Сталинградской битвы

4.Роль битвы для В.О. войны в целом

Личностные результаты: ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по теме в словарях, справочниках и учебниках, выражать свое мнение в отношении хода битвы, попытаться почувствовать себя на месте солдат, участвовавших в обороне Мамаева кургана. Уметь эмоционально откликаться на подвиги героев, сопереживать им.

Метапредметные результаты: уметь на основе сравнительного анализа цифровых данных о численности сил и техники противника делать прогноз исхода битвы;

Уметь рассуждать и  аргументировать утверждения вескими доказательствами (ссылка на исторический документ, анализ личных дневников участников войны и пр).

Предметные результаты: должен знать дату Сталинградской битвы, фамилии главнокомандующих советскими и немецкими войсками, фамилии героев битвы.

ИКТ, докум. фильм «Сталинградская битва», карта военных действий, учебник по истории

1 урок

3 этап: Классный час

Урок памяти «По страницам Сталинградской битвы»

1.- Приветствие.

2.- В этом году наша страна празднует знаменательную дату, связанную с Великой Отечественной войной.

- Возможно кто то знает об этом? (Ответы учащихся)

-Что вы запомнили и вынесли для себя с урока истории? (Ответы учащихся)

3.(Показ презентации, беседа с учащимися, опираясь на их знания, рассказ о героях, о картинах художников, изображавших войну и саму битву.)  

(Читают стихи в тот момент, когда речь идет о Мамаевом кургане)

1-й ученик.

В свой срок - не поздно и не рано

Придёт зима, замрёт земля.

И ты к Мамаеву кургану

Придёшь второго февраля.

2-й ученик.

И там, у той заиндевелой,

У той священной высоты,

Ты на крыло метели белой

Положишь красные цветы.

3-й ученик.

И словно в первый раз заметишь,

Каким он был, их ратный путь!

Февраль-февраль ,солдатский месяц

Пурга в лицо, снега по грудь.

4-й ученик.

Сто лет пройдёт. И сто метелиц.

А мы пред ними все в долгу.

Февраль-февраль, солдатский месяц.

Горят гвоздики на снегу.

4. Игра – викторина «По страницам Сталинградской битвы» (класс делится на команды, раздается раздаточный материал)

5. Рефлексия

- Что запомнилось на уроке?

 -Что нового узнали?

-Что понравилось?

Личностные результаты:  Уметь эмоционально откликаться на подвиги героев, сопереживать им, уметь работать в группах, уметь слушать других и принимать их мнение, уметь рассматривать и анализировать картины художников, уметь аккумулировать  знания прошлого урока и делать выводы.

Метапредметные результаты: воспитание уважения к истории, литературе и художественной культуре своего Отечества

уметь на основе знаний цифровых данных о численности сил и техники противника, о расположении войск  заполнять карту битвы

Уметь рассуждать и  аргументировать утверждения вескими доказательствами (ссылка на исторический документ, анализ личных дневников участников войны и пр).

Предметные результаты: умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения,  другому восприятию мира, должны научится сотрудничать со сверстниками,  работая в группах.

ИКТ, презентация «Сталинградская битва», карта военных действий на доске, раздаточный материал с вопросами викторины, репродукции картин художника на доске.

1 урок

4 этап: Художественный

Урок ИЗО по теме «Сталинградская битва»

- Вспоминаем предыдущие занятия по теме «Сталинградская битва».  Расскажите  что вы запомнили? (Ответы учащихся)

- А какие картины художников, изображавших войну,  вы помните? (Ответы учащихся)

- Давай те рассмотрим подробнее картины художников (Показ репродукций картин художников, обсуждение сюжета картины, цветовой гаммы, композиции, с помощью чего художнику удалось выразить свою задумку)

- Для чего,  художники изображали , эти страшные моменты войны? (Ответы учащихся)

-Правильно, чтобы поднять дух наших воинов, чтобы сохранить память для потомков о героических поступках обычных людей, чтобы научить сопереживать и помогать людям, чтобы мы гордились нашей Родиной.

-Есть много документальных кадров и фотографий с места событий. (Показ презентации) Они помогут вам представить, как выглядела форма  солдат, какая была техника и т. д.

-Поставьте себе задачу на урок: что мы должны сегодня успеть сделать?  (Ответы учащихся)

- 1. Мы должны выбрать сюжет для своей работы.

2. Сделать наброски и составить композицию, выделить главное и второстепенное.

3. Нарисовать крупные детали простым карандашом.

- Приступаем к работе. А я включу вам песни военных лет, ведь не только художники рисовали картины, но и композиторами было написано очень много песен.   (Творческая работа учащихся)

- Рефлексия: Что я успел сегодня на уроке?

Что получилось?

Что не удалось и надо доработать?

- Домашнее задание: дома дорисовать композицию картины в простом карандаше и начать работать над фоном и крупными деталями  в цвете или графике, на ваш выбор.

 

Личностные результаты: осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов в картинах художников, изображающих войну; обретение творческого опыта в изображении военных сюжетов, умение эмоционально откликаться, сопереживать, чувствовать  события войны.

Метапредметные результаты: воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в музыке и изобразительном искусстве, диалогически подходить к освоению произведения искусства,  умение подходить эстетически к любому виду деятельности, быть  готовым к осознанному выбору сюжета композиции, развивать  фантазию, воображение, визуальную память.

Предметные результаты:  воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; овладение основами культуры практической работы в композиции и создании сюжета, овладение средствами художественного изображения, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально нравственной оценки.

Репродукции картин художников на доске, презентация «Фото с войны» , лист А3, пр. карандаш

1 урок

5 этап: Домашняя работа

Самостоятельное завершение выполнения композиции в простом карандаше, начало работы в цвете (художественный материал выбирается учеником самостоятельно, исходя из сюжета, композиции работы) : фон, крупные детали.

Личностные результаты: развитие способности самостоятельной деятельности, выбора художественного материала, доработки композиции;

Метапредметные результаты: обретение творческого опыта самостоятельной художественной деятельности; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

Предметные результаты: овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами на основе знаний, полученных на уроках ИЗО; ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию в интернете, справочниках, книгах

Лист А 3 с начальным изображением задумки сюжета, художественные материалы.

На усмотрение ученика

6 этап:  Художественный

Рефлексия

Заключительный урок ИЗО по теме «Сталинградская битва»

- Ребята, что вы должны были сделать дома?     (Ответы учащихся)

-Дорисовать композицию в карандаше и начать работать в художественном материале.

- Рассмотрите свои работы, чего там не хватает, что нужно дорисовать? (Ответы учащихся)

-Не дорисованы детали, не выделено главное в картине, не аккуратно.

- Ребята,  а как выделить главное?

- Ярче цвет или тон, обвести контуром, использовать контрастные цвета.  (Показ картин художников, анализ)

-У кого есть проблема увидеть это? Ведь критиковать себя очень трудно.

-Вы можете попросить соседа по парте помочь вам.  (Работа в парах)

- Поставьте себе задачу на урок, у каждого она будет отличаться. Кому то нужно доработать картину в цвете, кто то не выделил главного, не сделал акцент на этом, кому то надо доработать штриховку. ( Постановка задачи учениками)

(Работа учащихся)

-Рефлексия:

(Выставка работ на доске)

- Как вы считаете, удалась ли ваша задумка в картине?

-Что не удалось сделать? Почему?

- Чему новому вы научились?

Личностные результаты: воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства; умение доводить работу до конца , видеть свои недоработки и исправлять их.

Метапредметные результаты: умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другому восприятию мира при анализе своей картины; обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности;  готовность к осознанному выбору; формирование способности к целостному художественному восприятию своей работы; получение опыта восприятия и аргументированной оценки своей работы, как основы формирования навыков коммуникации.

Предметные результаты: – понимать и уметь использовать основы изобразительной грамоты, средства  художественной выразительности в  разных художественных материала;  диалогически подходить к освоению картин художников, уметь видеть, как подобраны цвета, выполнена композиция, выделено главное; уметь подводить итоги своей работы, анализировать.

Лист А3 с работами учеников, художественный материал на выбор учащихся

1 урок

7 этап:

Школьный отборочный тур, где выбираются лучшие рисунки учащихся.

Конкурсные работы оцениваются  по 5-х бальной системе. Критерии оценивания:

- качество выполнения и оформления работы;

- полнота освещения выбранной темы;

- творческая индивидуальность;

- содержательность, познавательность;

- креативность (оригинальность).

Жюри конкурса:

Лобанова Н.Я. – председатель ветеранской организации Визингой школы;

Голосова С.А. – заместитель директора по УЧ;

Дикоева А.Е. – студент факультета искусств СГУ;

Цыпанова У.С. – педагог-огранизатор школы;

Пунегова Е.В. – учитель истории и обществознания

Все творческие работы учащихся

1 урок

8 этап: Муниципальный

Участие лучших работ учащихся в муниципальном этапе конкурса «75 лет Сталинградской битве»

Лучшие работы, занявшие призовые места на муниципальном уровне:  

-Лютоева Елизавета

-Полушкина Любовь

-Елизавета Попова

-Мильчева Ульяна

Личностные результаты: повышение самооценки ученика в творческой деятельности. Пополнение своего личного портфолио, что в дальнейшем может способствовать выбору профессии, связанной с творчеством и изобразительным искусством в целом.

Метапредметные результаты: Повышение  уверенности в свои силах, желание развиваться в художественной и творческой деятельности. Желание узнавать и интересоваться больше предметом изобразительного искусства.  

Предметные результаты: художественно познавать мир, понимать роль и место искусства в жизни человека и общества; закрепление исторического материала, дат, фамилий участников, что в дальнейшем может пригодится на экзамене, участии в олимпиадах и конкурсах по предметам.

Игра – викторина «По страницам Сталинградской битвы»

1. Раздаточный материал с вопросами викторины о Сталинградской битве.

1)  Сталинградская битва началась ____________________________

2)На каком кургане шли самые ожесточенные бои  ___________________

3)Как звали снайпера, который уничтожил более 300 _________________________________________.

4)_______ августа 19____ г. немецкое командование предприняло ожесточённую бомбардировку города, в которой участвовало _______ немецких самолётов, в результате чего были разрушены жилые кварталы, промышленные объекты, погибли десятки тысяч мирных жителей.

5)Операция наступления советских войск под Сталинградом называлась__________________

6) Какому герою был поставлен памятник , который бросился под танк с горящей одеждой и одной гранатой в руках?_________________________________________.

7)Что сказал Сталин защитникам Сталинграда?

8) Какая статуя сейчас находится на Мамаевом кургане?

9) Как называется картина Марата Самсонова?

Ответы: 1) 17 июля 1942 г 2) Мамаев курган  3)Василий Зайцев  4) 23 августа 1942 г.

5)»Уран» 6) Михаил Паникаха  7) «Ни шагу назад» 8) «Родина - мать» 9) «Сестрица»

2. Каждая команда получает карту Сталинградской битвы.

Задания:

1.Обозначить место окончательной ликвидации немецко-фашистских войск с 10 января по 2 февраля 1943 года.

2.Показать стрелками направления ударов советских войск в декабре 1942 года

3.Обозначить флажками места расположения Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов

4. Обозначить линии фронта:

3. Узнай картину художника

Выдается раздаточный материал с репродукциями художников, изображавших войну, надо вспомнить название и автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта внеурочного занятия по краеведению "История моей малой родины"

Технологическая карта внеурочного занятия "История моей малой родины" , разработана в соответствии с ФГОС НОО, на основе программы внеурочной деятельности по краеведению "Мир на ладошке"....

Технологическая карта внеурочного занятия.Тема: На вкус и цвет товарищей нет.

Технологическая карта внеурочного занятия кружка по спортивно-оздоровительному направлению "Разговор о правильном питании" (авторская программа М.М.Безруких,Т.А. Филипповой) Цель этого занятия - сформ...

Технологическая карта внеурочного занятия "Группы дорожных знаков" по курсу «Уроки Светофорчика».

Разработка технологической карты занятия "Группы дорожных знаков" по курсу внеурочной деятельности "Уроки светофорчика". 3 класс....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...

Технологическая карта внеурочного занятия. Юный друг природы. 2 класс

Данный материал содержит разработку технологической карты внеурочного занятия по курсу "Юный друг природы" для учеников 2 класса....

Технологическая карта внеурочного занятия "Что растёт на огороде и в саду?" (ФГОС)

Данная технологическая карта содержит материал по внеурочной деятельности "Доноведение". Соответствует требованиям ФГОС...