Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе
статья по изобразительному искусству (изо)

Адушева Ирина Борисовна
В статье рассматриваются подходы к формированию УУД на уроках ИЗО в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formirovanie_uud_u_mladshih_shkolnikov.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

УДК-373.31

Ирина Борисовна Адушева

магистрант 1 курса ЧГПУ им. Яковлева

г.Чебоксары, РФ

Е-mail: barbariska-07@list.ru

Научный руководитель: Н.Б.Смирнова

профессор, доктор педагогических наук

Е-mail: smirn.05@mail.ru

     Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию универсальных учебных действий у младших школьников.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, системно-деятельностный подход, учебная деятельность, изобразительное искусство.

            Актуальность темы: обусловлена необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации личностного и познавательного развития детей.

 

      В период начального образования закладывается основа формирования универсальных учебных действий (УУД) и полученный в это время опыт определяет успешность обучения. На сегодняшний день в образовательных учреждениях первоочередной проблемой является проблема формирования универсальных учебных действий. Задача по решению этой проблемы ложится на плечи педагогов. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит нам повыть эффективность образовательного процесса в школе. Постепенно знания устаревают и поэтому возникает тенденция к продолжению обучения и далее всю жизнь. Меняются взгляды на мир и меняется законодательная база образования. Так, с введением ФГОС, были определены главными не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Обучение детей в школе направлено на формирование у них УУД, с помощью которых они могут продуктивно учиться [1, с.36].

     Уроки изобразительного искусства в начальной школе вносят особый вклад в формирование УУД через использование игровых, проектных, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, организацию совместной учебной деятельности, которые активизируют учебно-познавательную деятельность у учащихся. Интерактивные методы и формы обучения на уроках ИЗО позволяют преподать материал в яркой, игровой и доступной форме, что способствует повышению уровня мотивации творческой и учебной деятельности, вызывают интерес к познанию, формируют личностную, социальную и коммуникативную компетенции [6].

           Подходы к формированию УУД младших школьников рассматриваются в трудах ученых А.Г.Асмолова, И.М. Осмоловской, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской.

      Как отмечает А.Г. Асмолов, формирование УУД происходит во время усвоения различных дисциплин. В каждом предмете заложены свои особенности формирования УУД, которые зависят от форм и содержания организации учебной деятельности. Теоретико-методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная  на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию[2].

          И.М. Осмоловская отмечает, что ребенок в процессе обучения овладевает предметными действиями. Учебная деятельность состоит из нескольких компонентов: задач, мотивов, действий. Деятельность обучения отличается от других тем, что она сконцентрирована на освоение учебного материала, а также решение учебных задач; – изучение научных понятий и способов действий; – обучение способствует личностному изменению в самих обучающихся [3].

          И.А.Зимняя рассматривает учебное сотрудничество как фактор формирования УУД, выделила характеристики учебного сотрудничества: целеположенность, системность, активность и осознанность. Осознанность и целеположенность находят свое отражение в учебном процессе, они взаимосвязаны, но достаточно условны в плане их автономности[4].

          Д.Б. Эльконин представляет структуру учебной деятельности младших школьников, включающую «мотивацию учения, как систему побуждений, которая заставляет ребенка учиться и придает учебной деятельности смысл; учебную задачу, то есть систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия; учебные действия, с помощью которых усваивается учебная задача и которые ученик осуществляет на уроке (специфические для каждого предмета и общие); действия контроля, включающие действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи и действие оценки – это действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи» [5].

         В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий: познавательные (обще-урочные, знаково-символические и логические), личностные (действия нравственно-эстетическое оценивание и смыслообразование), регулятивные (оценка, коррекция, контроль) и коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками). Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит нам повыть эффективность образовательного процесса в школе, а уроки изобразительного искусства в начальной школе внесут особый вклад в формирование УУД у учащихся в начальной школе.

        Подводя итог сказанному, мы видим, что формирование универсальных учебных действий основываются на системно-деятельностном подходе. Отсюда сделаем вывод, что система образования  направлена на подготовку высокоразвитой  личности,  в формирование  которой заложены универсальные учебные действия, формирующихся во время усвоения различных дисциплин.

         

Список литературы

  1. Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000.
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  3. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. — 2012. — № 10. — С. 6.
  4. Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях учебного сотрудничества // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 12 Медунар.науч.-практ. интернет-конференции / отв.ред. И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 620-623.
  5.   Эльконин Д.Б. Система развивающего обучения. М.: Изд. центр «Союз», 2009. С. 153-157.
  6.  Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя/ Л.Г.Савенкова, Н.В.Богданова. –М.: Вентана – Граф, 2008

©И.Б.Адушева, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

Главная цель, которая ставится сегодня перед учителями согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), это не просто дать учащимся возможность приобрести знания и...

статья "Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"

Главная цель, которая ставится сегодня перед учителями согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), это не просто дать учащимся возможность приобрести знания и...

Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"

Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию....

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения в начальной школе».

Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы  на уроке, способствующими формированию универсальных учебных  действий.Задачи:- познакомить участников с планом проведе...

«УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности., когда появляются  новые отношения со взрослыми и сверстниками, происходит включение в новый вид деятельности &ndash...