Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе
статья по изобразительному искусству (изо)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК-373.31
Ирина Борисовна Адушева
магистрант 1 курса ЧГПУ им. Яковлева
г.Чебоксары, РФ
Е-mail: barbariska-07@list.ru
Научный руководитель: Н.Б.Смирнова
профессор, доктор педагогических наук
Е-mail: smirn.05@mail.ru
Формирование универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к формированию универсальных учебных действий у младших школьников.
Ключевые слова: универсальные учебные действия, системно-деятельностный подход, учебная деятельность, изобразительное искусство.
Актуальность темы: обусловлена необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации личностного и познавательного развития детей.
В период начального образования закладывается основа формирования универсальных учебных действий (УУД) и полученный в это время опыт определяет успешность обучения. На сегодняшний день в образовательных учреждениях первоочередной проблемой является проблема формирования универсальных учебных действий. Задача по решению этой проблемы ложится на плечи педагогов. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит нам повыть эффективность образовательного процесса в школе. Постепенно знания устаревают и поэтому возникает тенденция к продолжению обучения и далее всю жизнь. Меняются взгляды на мир и меняется законодательная база образования. Так, с введением ФГОС, были определены главными не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Обучение детей в школе направлено на формирование у них УУД, с помощью которых они могут продуктивно учиться [1, с.36].
Уроки изобразительного искусства в начальной школе вносят особый вклад в формирование УУД через использование игровых, проектных, поисковых, диалоговых методов, ИКТ, организацию совместной учебной деятельности, которые активизируют учебно-познавательную деятельность у учащихся. Интерактивные методы и формы обучения на уроках ИЗО позволяют преподать материал в яркой, игровой и доступной форме, что способствует повышению уровня мотивации творческой и учебной деятельности, вызывают интерес к познанию, формируют личностную, социальную и коммуникативную компетенции [6].
Подходы к формированию УУД младших школьников рассматриваются в трудах ученых А.Г.Асмолова, И.М. Осмоловской, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской.
Как отмечает А.Г. Асмолов, формирование УУД происходит во время усвоения различных дисциплин. В каждом предмете заложены свои особенности формирования УУД, которые зависят от форм и содержания организации учебной деятельности. Теоретико-методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных действий для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию[2].
И.М. Осмоловская отмечает, что ребенок в процессе обучения овладевает предметными действиями. Учебная деятельность состоит из нескольких компонентов: задач, мотивов, действий. Деятельность обучения отличается от других тем, что она сконцентрирована на освоение учебного материала, а также решение учебных задач; – изучение научных понятий и способов действий; – обучение способствует личностному изменению в самих обучающихся [3].
И.А.Зимняя рассматривает учебное сотрудничество как фактор формирования УУД, выделила характеристики учебного сотрудничества: целеположенность, системность, активность и осознанность. Осознанность и целеположенность находят свое отражение в учебном процессе, они взаимосвязаны, но достаточно условны в плане их автономности[4].
Д.Б. Эльконин представляет структуру учебной деятельности младших школьников, включающую «мотивацию учения, как систему побуждений, которая заставляет ребенка учиться и придает учебной деятельности смысл; учебную задачу, то есть систему заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия; учебные действия, с помощью которых усваивается учебная задача и которые ученик осуществляет на уроке (специфические для каждого предмета и общие); действия контроля, включающие действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи и действие оценки – это действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи» [5].
В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий: познавательные (обще-урочные, знаково-символические и логические), личностные (действия нравственно-эстетическое оценивание и смыслообразование), регулятивные (оценка, коррекция, контроль) и коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками). Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит нам повыть эффективность образовательного процесса в школе, а уроки изобразительного искусства в начальной школе внесут особый вклад в формирование УУД у учащихся в начальной школе.
Подводя итог сказанному, мы видим, что формирование универсальных учебных действий основываются на системно-деятельностном подходе. Отсюда сделаем вывод, что система образования направлена на подготовку высокоразвитой личности, в формирование которой заложены универсальные учебные действия, формирующихся во время усвоения различных дисциплин.
Список литературы
- Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000.
- Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов и др.; под ред. А.Г.Асмолова.- М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
- Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. — 2012. — № 10. — С. 6.
- Прокудин Ю.П., Миленко Е.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях учебного сотрудничества // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста: материалы 12 Медунар.науч.-практ. интернет-конференции / отв.ред. И.А. Шаршов, Л.Н. Макарова. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2016. С. 620-623.
- Эльконин Д.Б. Система развивающего обучения. М.: Изд. центр «Союз», 2009. С. 153-157.
- Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя/ Л.Г.Савенкова, Н.В.Богданова. –М.: Вентана – Граф, 2008
©И.Б.Адушева, 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-123643-1635869708.jpg)
статья "Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"
Главная цель, которая ставится сегодня перед учителями согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), это не просто дать учащимся возможность приобрести знания и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-123643-1635869708.jpg)
статья "Упражнения на формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе"
Главная цель, которая ставится сегодня перед учителями согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (ФГОС), это не просто дать учащимся возможность приобрести знания и...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-484206-1411293540.jpg)
Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-552299-1418805150.jpg)
Из опыта работы по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
Описание методов и приёмов для формирования УУД на уроках русского языка....
Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры в начальной школе
УУД на уроках физкультуры в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/06/picture-156723-1354761703.jpg)
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения в начальной школе».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Задачи:- познакомить участников с планом проведе...
«УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности., когда появляются новые отношения со взрослыми и сверстниками, происходит включение в новый вид деятельности &ndash...