Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения в начальной школе».
материал (1 класс) на тему

Суслова Елена Алексеевна


Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы  на уроке, способствующими формированию универсальных учебных  действий.

Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masterklass.doc46.5 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс 

«Формирование универсальных учебных действий 
на уроке литературного чтения в начальной школе».



Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы         на уроке, способствующими формированию универсальных учебных        действий.

Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

- раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;

- показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках. 

Ход проведения мастер-класса

I . Постановка проблемы
           Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании,- это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а вооружить ребёнка способами действий. Именно об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС. 
Особое место в реализации ФГОС отводится формированию универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

II. Презентация педагогического опыта 

      Вот уже пятый  год я работаю по новым ФГОС. 
      В самом начале работы по новым стандартам я задумалась, а как помочь детям ставить цели к каждому этапу урока, подводить итоги своей деятельности и как связать это с универсальными учебными действиями. Для решения этих задач, я  все 4 группы универсальных учебных действий распределила по цветам: познавательный – синий цвет, коммуникативные – зелёный, регулятивные – жёлтый цвет и личностные – красный. У каждого ребёнка имеются по 4 круга этих цветов на парте. Я выписала все УУД для и переформулировала их на детский язык. И на каждом этапе уроке, ставя цель, дети опираются на эту таблицу, показывая при этом круг определённого цвета. Это вошло в систему и дети без труда могут сказать, что будет формироваться на данном этапе урока.                                                    
III. Представление системы уроков, имитационная игра

Фрагмент урока с применением созданного пособия. В роли учеников выступают присутствующие коллеги.


1. Постановка учебной задачи.
– Давайте предположим, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Посмотрите на слайд «страница Азбуки». 
– Мы будем открывать новые знания или повторять изученное? 
-
Поставим перед собой цель на урок:
Дети: Закрепить свои знания о мягком, глухом, согласном звуке [щ’].

2. Определение вида формируемого УУД
- Ребята, что мы сейчас учились делать? (планировать свою деятельность).
- Обозначьте эти действия кружком. (жёлтый, регулятивное ууд)


Фрагмент 2
1. Составление слов с изученной буквой
- Я придумала слова со звуком [щ’]. Отгадайте их (Щука, роща, щавель, щенок, щурить)
(Когда встретится слово с сочетанием ЩА или ЩУ, гласные пропустить).
2. Создание и решение проблемной ситуации
- Ребята, а какие же буквы мне написать в сочетаниях ЩА, ЩУ?
- Давайте посмотрим презентацию. (Слайд № ___)

- Что мы видим?
- Сделайте вывод.

- Прочитайте этот же вывод на страницу Азбуки. (Запомни! ЩА, ЩУ) 
3. Определение вида формируемого УУД
- Ребята, что мы сейчас учились делать? (учились строить речевое высказывание) 

- Каким кружком мы обозначим эти действия (зелёным кружком, коммуникативное ууд).
4. Закрепление изученного правила
- Послушайте сказку, почему же Ч и Щ не дружат с Я и Ю.
Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат - нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали, икали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

- Так об этом говорится в сказке. А вы, ребята, как думаете, почему не нужно после букв Ч и Щ ставить буквы Ю и Я? (Буквы ч и щ всегда обозначают мягкие согласные звуки. И нет необходимости их смягчать гласными я и ю.)
- Хорошо ли поступили гласные Я и Ю?
6. Определение вида формируемого УУД
- Ребята, что мы сейчас учились делать? 

1. (Добывали информацию из текста). 
- Каким кружком мы обозначим эти действия? (синим кружком, познавательное ууд).

2. (Учились оценивать поступки героев). 

- Каким кружком мы обозначим эти действия? (красным кружком, личностное ууд).

IV. Итог

На этом занятии я представила фрагмент урока, как я формирую ууд на занятиях.

Спасибо за внимание.











                                                                                                    Приложение.
Познавательные УУД: синий цвет
1) учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) учимся делать схемы;
3) учимся делать выводы;
4
) учимся обобщать и классифицировать по признакам;
5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы;

6) учимся ориентироваться в учебнике

Коммуникативные УУД: зелёный цвет 
1) учимся слушать и понимать других;
2) учимся строить речевое высказывание;
3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;
4) учимся работать в паре, группе.

Регулятивные УУД: жёлтый цвет
1) учимся высказывать своё  предположение на основе работы с материалом учебника;
2) учимся оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей;
3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: красный цвет
1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий на уроке литературного чтения в начальной школе».

Слайд 2

Цель: познакомить с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий (УУД).

Слайд 3

Задачи: познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками; раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД; показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

Слайд 6

Щ..ка, рощ.., щ..вель, щенок, ищ.. .

Слайд 9

Жили-были на свете шипящие Ч и Щ, а неподалёку жили гласные У, Ю, А, Я. Жили дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат - нашли уже А и У. Вот только никак не могут найти гласные Ю и Я. Искали, икали, с ног сбились, - до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Я и Ю, как ни в чём не бывало, сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие, с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЧУ - ЩУ, ЧА - ЩА.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические приёмы для формирования мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе»

Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа изучения литературы....

Мастер-класс. Формирование личностных УУД на уроках литературного чтения. Работа с текстом. Технология продуктивного чтения.

Главная цель школьного обучения – развитие личности ученика. Одним  из сильнейших средств воздействия на личность, является книга,  как средство сохранения и передачи нравственных ценн...

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских навыков на уроках литературного чтения в начальной школе...

Формирование мотивации обучения на уроках литературного чтения в начальной школе

Разнообразные приёмы работы развивают познавательные способности каждого ребёнка, позволяют использовать индивидуальный опыт ученика, помогают личности познать себя, самоопределиться и самореализовать...

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование читательских компетенций на уроках литературного чтения в начальной школе...

ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ( мастер-класс)

Без навыков чтения  смысловое чтение не работает и ребёнок никогда вам не ответит: «Для чего автор написал сказку? Как в жизни мы можем использовать эти знания?»Значит, чтобы работа н...