«Методические рекомендации по иллюстрированию народных сказок с использованием декоративных приемов»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Баженова Елена Александровна

Использование приемов декоративного рисования в процессе иллюстрирования сказок. Правила выполнения стилизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nachalnaya_shkola.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Методические рекомендации по  иллюстрированию народных сказок с использованием декоративных приемов»

Важное место в системе художественного образования занимает иллюстрирование народных сказок.

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства играет важную роль в нравственно-эстетическом воспитании детей. Народная сказка создает богатые возможности для развития творческого воображения, образного мышления учащихся младшего школьного возраста. Сказка обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности, а значит, ориентирована на социально-педагогический эффект.

Сказка помогает возродить духовный опыт культуры и традиций своего народа – она учит добру и справедливости.

Анализируя разные программы по обучению детей изобразительному искусству, и рассмотрев методику преподавания предмета в начальной школе (В. С. Кузина, Н. М. Сокольниковой), мы пришли к выводу, что в основном предлагается следующая методическая организация уроков по иллюстрированию,

на первом уроке:

  1. Беседа по содержанию литературного произведения;
  2. Анализ иллюстраций художников;
  3. Выполнение набросков с натуры, с целью выявления конструктивного строения, пропорциональных отношений объектов;
  4. Выбор выразительных сюжетов для изображения;
  5. Выполнение эскиза;
  6. Работа над рисунком в карандаше;

на втором уроке:

  1. Беседа о цветовом решении иллюстрации;
  2. Выполнение рисунка в цвете;
  3. Анализ детских работ.

Мы не отрицаем такую методическую организацию урока, но при такой организации урока, совершенно не ставятся вопросы о способах и приемах создания художественных образов к сказкам – использовании сказочной стилизации, стилизации по мотивам народного декоративного искусства, не выполняются упражнения на создание этих образов, которые лучше выполнить заранее, как и упражнения на выполнение набросков с натуры. Это приводит к тому, что при рисовании иллюстрации на формате, учащиеся изображает образы людей, животных, птиц, деревьев, растений, используя разные подходы: реалистичный, декоративный или совмещают оба подхода. При этом часто, композиции лишены целостности и единства.

Мы считаем, что в начале обучения иллюстрированию народных сказок целесообразней использовать декоративный подход к рисованию, в процессе  которого учащиеся научатся создавать художественные образы на основе стилизации, перевоплощая реальные формы и предметы в условные плоскостные декоративные изображения, в изображения близкие и понятные детскому восприятию.  

Для этого необходимо  соблюдать следующие правила:

  • При изображении природных форм важно помочь детям выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, обращая их внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: прямолинейные, мягкие, угловатые, волнистые и т. п.
  • Необходимо детально изучать строение деревьев, цветов, ягод, для этого лучше использовать макеты или фотографии, плакаты хорошего качества.
  • В работе с такими природными мотивами как кора, срезы деревьев, пни, камни, необходимо превращать фактурную поверхность мотива в декор, выразительный по ритму и пластике.
  • В работе над рисованием стилизованного леса надо обобщать форму, стремиться максимально использовать одну и ту же форму, меняя ее размеры и конфигурацию.
  • Декор в пейзаже может применяться как в большей, так и в меньшей степени, композиция может быть сплошь заполнена ажуром, или сделан орнаментальный акцент в некоторых местах, все зависит от замысла.
  • Цвет может использоваться с привязкой к натуре или условно, что предпочтительнее для сказочных образов.
  • При изображении животных можно утрировать то, что активно выделила природа для усиления выразительности сказочного образа. Например, для хищных зверей, волка, например, особенностью является мощная пасть, значит, ее можно изобразить крупнее, чем она есть на самом деле; мордочку хитрой лисы активно вытянуть; неповоротливого медведя предельно округлить.
  • Возможно очеловечивание объектов животного мира – постановка на две лапы, изображение мимики, использование атрибутов, одевание в народные костюмы, при этом важно учитывать особенности костюма, его составляющие элементы, цветовую гамму.
  • При декоративной обработке формы можно использовать природную фактуру, выделив ее графически или ввести орнаментальность. При этом важно учесть, что декор не должен разрушать форму, а наполнять ее красивой фактурой, поэтому орнаментальный рисунок должен располагаться по линиям развития формы.
  •  Нужно избегать изображения сложных ракурсов, лучше использовать профильное изображение животных или другие максимально характерные повороты.

На уроках необходимо использовать примеры стилизованных объектов в декоративно-прикладном искусстве. В данном случае, учащиеся не обязательно должны переносить в сказку готовые формы, созданные народным творчеством, однако необходимо применять те закономерности, на которых строится художественная форма в народном искусстве - ярких красках, четком рисунке, плоскостности изображения, цветовой условности, декоре.

Примерами могут служить иллюстрации Т. Мавриной, Е. Поленовой, Ю. Васнецова - их иллюстрации отличает простота построения композиции, динамичность развития сюжета, яркость и контрастность рисунков, использование условностей.

Композиция иллюстрации должна быть выполнена в едином декоративном «ключе» с изображенными художественными образами, для этого важно соблюдение закономерностей и художественного языка декоративной тематической композиции. При ее составлении не обязательно соблюдать пространственные отношения, пространство вообще может отсутствовать.

Цвет объектов и предметов может передаваться без учета света и тени – плоскостно, а также с использованием цветовой условности. Для достижения выразительности композиции нужно использовать цветовой и тоновой контраст, ритмическую организацию форм, цветовых пятен, яркость и контрастность, узорчатость и орнаментальность, силуэт.

Главное в декоративной иллюстрации сказки – это раскрытие содержания  литературного произведения; создание выразительных художественных  образов средствами декоративности.

На уроках следует подробно рассматривать иллюстрации художников, с выявлением средств выразительности, используемых иллюстраторами для передачи сказочности и необычности происходящего.

Анализируя иллюстрации, можно задать детям такие проблемные вопросы:

Какой лес нарисован на картине сказочный или реальный? Существуют ли такие животные, птицы на самом деле, как художник передал их необычность и сказочность? Почему художник расположил свою иллюстрацию вертикально (горизонтально)? Какие персонажи являются главными на картине?

        Учащиеся начальных классов очень часто затрудняются в выборе сюжета для иллюстрирования, как правило, останавливаются на одном запоминающемся моменте. В данном случае можно предложить детям заранее подготовленные напечатанные отрывки из сказки на листочках.  

Для активизации творческой деятельности учащихся в процессе иллюстрирования сказок учителю необходимо соблюдать ряд условий:

  1. использование разнообразных форм обучения: нетрадиционные уроки с элементами драматизации, с использованием игровых моментов
  2. создание художественно-эстетической среды урока (оформление кабинета, урока разнообразными наглядными пособиями: динамическими моделями, чучелами животных и птиц, произведениями декоративно - прикладного искусства, детскими рисунками; использование видеофильмов, мультимедийных пособий)
  3. выполнение рисунков разными материалами и техниками исполнения (гуашь – тамповка; акварель – гелевая ручка, тушь, перо; акварель – восковые мелки)
  4. исключение навязывания своего представления о решении образа, сюжета, только при затруднении выполнения задания учитель может предложить варианты решения проблемы
  5. создание доброжелательной  обстановки, учет эмоционального настроя учащихся, индивидуальный подход к учащимся
  6. поддержка самостоятельности в выборе художественных приемов иллюстрации, техник, средств выразительности
  7. развитие сознательного отношения к работе, необходимо спрашивать учеников, что они делают, для чего, почему, каким образом и т. п.

При таком подходе к обучению будут осуществляться следующие направления:

  1. Связь с народным искусством: сказками, декоративно-прикладным искусством, народной музыкой.
  2. Изучение художественных приемов иллюстраций сказки: реалистическое изображение, реалистическое изображение с элементами декора, художественная стилизация и нахождение их отличительных особенностей.
  3. Освоение изобразительной грамоты средствами декоративности (выделение композиционного центра,  выделение главного в рисунке, передача цельности композиции, передача смысловой связи, освоение таких понятий как  ритмичность, цветовая условность, контрастность и ясность и т. п.).
  4. Художественно-речевое развитие ребенка. Только при гармоничном сочетании слова и чувства в ребенке рождается художественный образ, особая форма сознания, которая готова к внешнему выражению.

Таким образом, использование  методических рекомендаций, изложенных в настоящей статье, на уроках по иллюстрированию народных сказок, благоприятно сказываются на формировании художественно - образного и композиционного мышления, творческого воображения у школьников. А также способствуют овладению декоративными приемами в процессе создания сказочных образов, влияя на индивидуальное проявление учащимися в сюжетном рисовании, а это в свою очередь указывает на приобретение школьниками стилевых признаков в своих рисунках, что свидетельствует об их творческом росте.

По нашему мнению, приведенные выше рекомендации, могут быть полезны учителям начальных классов, преподающих изобразительное искусство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации учебно-воспитательной работы с использованием инновационных технологий обучения и воспитания в начальной школе».

Предоставленный материал отражает опыт работы в рамках патриотического воспитания в начальной школе, основной задачей которого является формирование устойчивой гражданской позиции подрастающего поколе...

Методические рекомендации по сформированности универсального учебного действия общего приема решения задач

Цель: выявление сформированности общего приема решения залач.Оцениваемые УУД: универсальное познавательное действие общего приема решения задач; логические действия....

Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением  здоровьесб...

Методические рекомендации. Предмет «Технология». «Композиция с использованием волокнистых материалов, картона, бумаги и приема плетения.» Раздел «Человек и земля» (32 часа), тема «Народный костюм» (4 часа).

Методические разработки. Предмет «Технология». «Композиция с использованием волокнистых материалов, картона, бумаги и приема плетения.»Раздел «Человек и земля» (32 ...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: "Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок" (2 класс).

Цели деятельности учителя:формирование эмоционально-ценностного восприятия учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянин, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространс...

Методические рекомендации по проведению уроков с использованием подвижных игр.

Понятие - игра.Классификация подвижных игр.Эстафеты, как вид подвижных игр.Методика проведения подвижных игр....

Конспект урока по теме "Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование эмоционально-ценностного восприятия учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянин, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем про...