Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста
методическая разработка

Наталья Иванова

В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением  здоровьесберегающих технологий.

            Работа включает в себя методические рекомендации для педагогов-психологов  по внедрению разнообразных форм психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий в  коррекционно-развивающую работу с  младшими школьниками, имеющими  задержку психического развития..

            При разработке данных рекомендаций использовался опыт работы других педагогов-психологов, собственный опыт и изученная литература по данной теме.

                Представленный материал может быть использован педагогами-психологами    при проведении индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий  с  детьми с ЗПР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_ivanova_n.d.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Рославльского района Смоленской области

Методические рекомендации

для педагогов-психологов по  использованию психолого-педагогических

 здоровьесберегающих технологий при проведении  коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста

                                                                                     Составитель: Иванова Н.Д.,

педагог-психолог 1 кв. категория.

 

2019 г

АННОТАЦИЯ

В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением  здоровьесберегающих технологий.

        Работа включает в себя методические рекомендации для педагогов-психологов  по внедрению разнообразных форм психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий в  коррекционно-развивающую работу с  младшими школьниками, имеющими  задержку психического развития..

        При разработке данных рекомендаций использовался опыт работы других педагогов-психологов, собственный опыт и изученная литература по данной теме.

        Представленный материал может быть использован педагогами-психологами    при проведении индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий  с  детьми с ЗПР.

                     

        Составитель: Иванова Н.Д., педагог-психолог МБОУ «Перенская средняя школа»,

1 квалификационная категория.

телефон: 8(48134) 5-74-92;  8-919-040-06-53

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Всемирная организация здравоохранения определила, что здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

        Реализация стандартов образования, усложнение которых обусловлено объективными потребностями общества, нередко происходит на фоне постепенного ухудшения здоровья учащихся.

        Большую группу риска школьной дезадаптации составляют учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР). Системное и комплексное изучение задержки психического развития особенно активно началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века. Ученые, внесшие существенный вклад в решении этой проблемы: Т. А. Власова, Л. С. Выготский, Н. С. Певзнер, В. М. Астапов, В. М. Лубовский, Б. В. Зейгарник, А. Р. Лурия, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, Г. Е. Сухарева, на который до сих пор опираются современные педагоги. Ими было показано, что у этих детей затруднен процесс овладения знаниями, задерживается развитие познавательной, речемыслительной деятельности, и несовершенство этих сфер у детей с ЗПР препятствует развитию у них игровой, учебной и коммуникативной деятельности и нарушает их социальную адаптацию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, нарушение общей и ручной моторики, дискоординация движений,  нарушение ориентировки в пространстве. Задержка психического развития выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов,  снижении познавательной активности. Своеобразно поведение детей данной категории: им присущи негативизм, раздражительность или заторможенность, апатичность, чувство ущемленности. Нарушается произвольная регуляция. Дети не способны к длительным волевым усилиям. Поэтому работая с такими детьми, приходится исправлять и нормализовать их психическое и физическое состояние. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий.

        Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе способствует сохранению и улучшению здоровья обучающихся.

        Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы для всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

        

Можно выделить три вида здоровьесберегающих образовательных технологий:

  1. организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  2. психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
  3. учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • Игровые технологии
  • Снятие эмоционального напряжения
  • Создание благоприятного психологического климата на уроке или занятии
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Субъект-субъектные взаимоотношения
  • Дифференцированное обучение
  • Создание ситуации успеха
  • Чередование видов деятельности (учёт сенсорного типа ребёнка)
  • Чередование методов преподавания
  • Чередование позы на протяжении урока или занятия
  • Динамические паузы
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Массаж биологически активных точек
  • Физкультминутки
  • Эмоциональные разрядки на уроке или занятии
  • Сказкотерапия
  • Музыкотерапия
  • Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и т.д.

        

        ЦЕЛЬ:  повышение адаптивных возможностей детей с задержкой психического развития через использование различных форм здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий.

ЗАДАЧИ:  

  1.  Снижение  психоэмоционального напряжения, формирование умения расслабляться
  2. Формирование  произвольности, саморегуляции  поведения, снятие проявлений импульсивности
  3. Развитие  общей и мелкой моторики
  4. Развитие  межполушарного взаимодействия
  5. Развитие речи  
  6. Формирование пространственных представлений, «схемы тела»

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ:

 В результате  применения  предлагаемых   психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий у детей, имеющих  задержку психического развития:

  • формируется устойчивое положительное настроение, они становятся спокойнее,  умеют выполнять упражнения на снятие мышечных зажимов
  • формируется произвольность поведения, уменьшается количество импульсивных проявлений
  • улучшается общая и мелкая моторика
  • повышаются функциональные возможности головного мозга путем  развития межполушарного  взаимодействия
  • обогащается  активный и пассивный словарный запас
  • формируются пространственные представления, и  представления  о собственном  теле и теле другого  человека

Особенность и новизна данных методических рекомендаций состоит в  комплексном  использовании разнообразных форм психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении  коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Основные требования к организации коррекционно-развивающих  занятий

1. Постарайтесь для детей создать комфортные  гигиенические условия в кабинете. К ним относится установленный СанПиНом режим температуры и влажности. Строгое соблюдение графика проветривания помещения. В классе во время занятия не должно быть никаких посторонних звуков. Парты должны соответствовать возрасту и росту обучающихся, на них должна быть указана ростовая маркировка. В классе должно быть чисто и красиво.

2. Структура занятия должна состоять из различных элементов. Исключайте однообразность, она способствует утомлению. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности в норме составляет 7-10 минут. Смена видов деятельности через более короткие промежутки времени вызывает у детей необоснованную напряженность.

3. Используйте на занятии разные методы преподавания. Число используемых методов должно быть не менее трех. Это могут быть словесный метод, наглядный метод, практическая работа и многие другие. Использование одного или двух методов преподавания ведет к потере у обучающихся интереса, падению внимания и низкому уровню усвоения материала, делая тем самым занятие малоэффективным и здоровьезатратным.

4. В то же время соблюдайте правило чередования  методов преподавания. Переход от одного метода к другому целесообразно использовать в среднем через 13 минут. Слишком частое чередование вызывает излишнее напряжение у обучающихся и может способствовать быстрому утомлению и появлению стресса.

5. Хроническое утомление является одним из главных факторов истощения ресурсов здоровья. Все изменения в организме, связанные с утомлением, носят временный характер и исчезают при смене деятельности или в процессе отдыха. При правильно организованном учебном занятии работоспособность детей сохраняется. Необходимо увидеть момент наступления утомления. Снижения у ребят учебной активности, проявление «двигательного беспокойства» и неправильная посадка за партой служат сигналом для преподавателя, что обучающиеся утомлены.

Внешние признаки усталости ребёнка - это частая смена позы, потягивание, встряхивание руками, зевота, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, увеличение количества ошибок в ответах.

Необходимо знать, уметь и использовать определенные приемы, устраняющие утомление. К ним относятся:

- комплексы физических упражнений общего воздействия, направленные на активизацию нервных центров, на восстановление общей работоспособности обучающихся;

- комплексы физических упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук;

 - комплексы физических упражнений для улучшения мозгового кровообращения;

- гимнастика для глаз снижает напряжение зрительного анализатора;

- дыхательные упражнения общей направленности (разработаны А.Н.  Стрельниковой).

6. Использовать физкультминутки. Благотворное влияние активного отдыха в виде физкультминуток между занятиями отмечали в своих исследованиях многие ученые. В соответствии с особенностями детей школьного возраста время, в течение которого обучающийся способен удерживать статическую позу, очень невелико. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение у детей, были простыми, интересными, хорошо знакомыми. Физкультминутки могут быть тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом.

7. Во время занятия постарайтесь создать доброжелательную атмосферу взаимодоверия, поддержки и успешности. Необходимо избегать стрессовых и напряженных ситуаций. Залог эффективности занятия с позиций здоровьесбережения – создание ситуации успеха для каждого ребёнка.

8. Используйте на занятиях игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания и отступления, которые позволят снять эмоциональное напряжение.

II.   Формы здоровьесберегающих  психолого-педагогических технологий

в коррекционно-развивающей работе с учащимися  с ЗПР младшего школьного возраста

1. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).

        Данные упражнения помогают стать детям  более спокойными и работоспособными. Научат детей произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, а также благоприятствуют созданию радостной и свободной обстановки на занятии.

        2.  Развитие общей моторики.

         Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих коррекционно-развивающие  занятия. Упражнения на совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировке в собственном теле, развитие памяти, внимания. Нечеткая латеральная организация у детей с ЗПР препятствует полноценному развитию у них ориентировки в пространстве. Поэтому одной из первостепенных задач коррекционной работы является обогащение чувственного и двигательного опыта ребенка, опыта предметно-практической деятельности и на этой основе формирование представлений о схеме собственного тела и окружающем пространстве. По мере практического освоения ребенком пространства следует включать и словесные обозначения пространственных отношений, изучение пространственной терминологии.

        3. Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика  своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев рук. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей детей, пробуждающий воображение и фантазию. 

        Пальчиковые игры лучше организовывать в вводной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с ЗПР.

        Рекомендую также использовать «пальчиковые шаги» - это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но и развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь, способствует развитию речи. Эти упражнения, предлагаемые детям в игровой форме, важны еще и потому, что в процессе работы ребенок имеет возможность эмоционального общения со взрослым.

            «Пальчиковые шаги» - это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

            Перед началом работы с «шагами» взрослому рекомендуется попробовать поработать самостоятельно, чтобы уметь правильно подсказать ребенку во время занятий. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы – разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

        Этапы работы

            Первый этап: знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Ребенок учится слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм «шагов», можно переходить к работе

          Второй этап: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы ребенок может просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда он будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение задания на этом этапе состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности:

           Указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный и мизинец.

           Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный и средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.

           Третий этап: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой работают по четной странице разворота, правой руки – по нечетной.

          Четвертый этап: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой – «вниз). Разнотипность  движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.

        Несмотря на сложность работы на третьем и четвертом этапах, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.

4. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Целью самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц, повышение активности мозга.

        Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

  • Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
  • Можно использовать без специального медицинского образования

.

5. Кинезиология - развитие межполушарного взаимодействия, способствующее мыслительной деятельности. Задачи кинезиологии: развитие межполушарной специализации; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи; развитие мышления; снижение утомляемости. Комплексы упражнений: растяжки; дыхательные упражнения; глазодвигательные упражнения; телесные упражнения; упражнения для развития мелкой моторики руки; упражнения на релаксацию.

        Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

  • ускорение темпа выполнения,
  • выполнение упражнений с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля),
  • подключение движений глаз и языка к движениям рук,
  • подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

        Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Практика показывает, что применение всех перечисленных здоровьесберегающих технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционно-развивающей  работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка с ЗПР, повышению его адаптивных возможностей. 

        

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. — СПб.: Речь, 2006.
  2. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении/ под ред. Ж.М. Глозман.-м.:Генезис.2016
  3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.
  4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  5. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.— СПб.: КОРОНА-Век, 2007.
  6. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.

Приложение

1. Упражнения на релаксацию:

1.Водопад  (расслабление всех групп мышц)

        Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет, как мягкие волшебные снежинки, падает на ваши ручки. Но эти снежинки не холодные, а теплые и пушистые, они легко прикасаются к вашим щечкам, лобику, задевают шейку. Белый свет, который несут с собой волшебные снежинки, освещает ваши плечики, животик, гладит ваши пальчики, ножки. Ваше тело становится мягким и расслабленным. Всем деткам спокойно и приятно отдыхать под белым светом водопада. Детки спокойно дышат, отдыхают. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебные снежинки белого света наполнили вас свежими силами и энергией.

2. Облака (расслабление всех групп мышц)

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Упражнения для расслабления рук, ног, брюшных мышц по контрасту с напряжением.

3. На пляже 

Психолог (показывает и объясняет): представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Сидя на стуле, руки и ноги поднимаем, держим… Ноги и руки устали. Опускаем. Ноги и руки свободно отдыхают, расслабились. Слушайте и делайте как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем,

Выше руки поднимаем.

Держим, держим, напрягаем…

Загорели! Опускаем!

 (Ноги резко опустить на пол, руки - на колени)

Ноги не напряжены,

Руки не напряжены. а рассла-а-блены.

4.Кораблик

        Психолог (показывает и объясняет): представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, поставьте ноги на ширину плеч, стопы от пола не отрывайте. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу: сильнее прижмите к полу правую ногу, тело наклоните вправо, и левая нога расслабится. Качнуло в другую сторону: сильнее прижмите к полу левую ногу, тело наклоните влево, и правая нога расслабится. Слушайте и делайте как я:

Стало палубу качать – ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем, а другую – расслабляем!

 5. Шарик

        Психолог (показывает и объясняет): представьте себе, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот так, будто это воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Плечи не поднимаются. Выдохнули воздух медленно – будто шарик сдулся. Живот расслабился. Слушайте и делайте как я:

Вот как шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул – выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, вольно, глубоко.

2. Упражнения на развитие общей моторики и совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировке в собственном теле, развитие памяти, внимания: 

1.«Буратино». Ребенок стоит лицом к ведущему. Инструкция. Правая рука вверх — прыжок на правой ноге. Левая рука вверх—прыжок на левой ноге. Правая рука вверх — прыжок на левой ноге. Левая рука вверх — прыжок на правой ноге. Цикл прыжков повторяется несколько раз.

2.«Робот». Ребенок изображает робота, правильно выполняющего команды человека: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть)».

3.«Секрет». Педагог-психолог прячет в комнате игрушку. Задача - найти ее, ориентируясь на команды психолога, например: «Сделай два шага вперед, один направо и т. д.».

4. Лево - право различаю, каждый свой я пальчик знаю.

 Дети выполняют инструкцию: надеть колечко на мизинец левой руки, взять шарик в правую руку и спрятать за спину и т.д.

 - Ребёнок с закрытыми глазами должен назвать, на какой палец, какой руки надето кольцо

Глазки закрывай, на каком пальчике колечко, угадай.

        

3. Упражнения на развитие мелкой моторики,  пальчиковая гимнастика:

1. Игры с различными волчками.

2. Катать шарики на столе.

3. Хлопать в ладоши громко, тихо, быстро, медленно.

4. Нанизывать бусы на нитку.

5. Сжимать и разжимать кулачки.

6. Ладошки на столе. Пальцы вместе, широко раздвинуть

7. Ладошки на столе. Упражнение выполняется под текст: «Ладошки вниз, ладошки вверх, ладошки на бочок и сжали в кулачок».

8. «Колечко». Соединить большой и указательный палец.

9. «Рожки». Рука сжата в кулачок, вытянуты большой палец и мизинец.

10. «Зайка». Рука сжата в кулачок, вытянуты указательный и средний пальцы.

11. «Замок». Скрестить пальцы обеих рук и опустить их на тыльную сторону ладоней.

12. «Петушок». Из положения  «замок» поднять пальцы.

13. «Домик». Соединить две ладошки; не разжимая кончики пальцев, развести их в стороны.

14. «Стульчик». Левая ладонь вертикально вверх, правая сжата в кулачок и прижимается к левой. Правая ладонь вертикально вверх, левая сжата в кулачок и прижимается к правой.

15. «Скворечник». Ладошки прижать друг к другу, развести в стороны, не разъединяя пальцы. Большие пальцы спрятать внутрь.

Пример упражнения пальчиковые шаги

                                                    Птенцы

                                                        Клювы из гнезда торчат,

Птенчики в гнезде пищат:    

              «Где же мама где же папа?

Почему к нам не летят?»,

Инструкция ребенку:    Помоги  птичкам долететь до гнезда. «Прошагай» пальчиками правой руки по кружочкам. У каждого пальчика своя дорожка: большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний.

        

4. Упражнения  используемые при самомассаже

        Подобраны упражнения, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных возможностей ребенка. Поскольку у детей с ЗПР преобладает конкретно-образное мышление, многие массажные комплексы проводятся со стихотворным текстом. Обучая детей самомассажу, психолог показывает каждый приём на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля, а затем и без него. Когда приёмы будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или тихую музыку. Процедура самомассажа проводится в игровой форме.

     1.Общий самомассаж мышц головы, шеи, туловища (можно включать как физминутку). 

     - «Ёжик»

 На комод забрался ежик

 У него не видно ножек.

 У него, такого злючки,

 Не причесаны колючки:

 И никак не разберёшь-

 Щетка это или ёж?

Тут и мыло подскочило,

И вцепилось в волоса,

 И юлило, и мылило, и кусала как оса.

 А от бешеной мочалки,

 Я помчался как от палки,

 А она за мною мчится,

 И кусает как волчица.

- «Барашек»

 Нет, барашек, ты не прав!

 Не показывай свой нрав.

 Гребешок скорей возьми

 И кудряшки расчеши.

     2. Самомассаж пальцев рук.

        Самомассаж пальцев рук улучшает координацию произвольных движений, восстанавливает ослабленные мышцы, помогает снять напряжение, улучшает работу головного мозга.  Психоневрологи советуют всю интеллектуальную нагрузку давать только на фоне «разогретых рук».

- «Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки –ой, ой,ой!

Надо ручки нам погреть,

Посильнее растереть.

- «Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх-вниз.

Ножик должен острым быть.

Будем мы его точить,

Чтобы чистил нам морковку

И картошку на готовку.

     3.Самомассаж мышц лица (щёк, губ).

        Он благоприятно воздействует на организм человека. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи  и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов.

- Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).

Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).

Смышлёные (слегка пощипать щёки)

Учёные (пальцевой душ)

Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).

- Самомассаж с помощью теннисных мячиков, бигудей.

   

4. Аурикулярный массаж.

     Массаж ушных раковин помогает лучше работать и развиваться всем системам организма,  усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности ребенка.

- Раз, два, три, четыре, пять-

Будем с вами мы играть.

Есть у ушка бугорок

Под названьем «козелок».

Напротив ушко мы помнем

И опять считать начнем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Продолжаем мы играть.

Сверху в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять-

Продолжаем мы играть.

Из ушка к верхушке

Дорожка идет,

По этой дорожке

Наш пальчик пройдет.

Погладим ее мы,

Чтоб гладкой была…

И дальше продолжилась

Наша игра.

Снизу в ушке ямка есть,

Нужно ямку растереть.

Раз, два, три, четыре, пять-

Продолжаем мы считать.

Ушкам отдыхать пора.

Вот и кончилась игра.

- Поглаживание ушных раковин.

     

        

5. Кинезиологические  упражнения

1.  «Лезгинка». Левую руку надо сложить в кулак, большой палец, отставив в сторону. Кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 5 – 6 раз.

2.  «Ухо – нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью до наоборот».

3.  «Змейка». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть к себе. Можно предложить детям двигать тем пальцем, который назовешь. Можно выполнить движение выворачивания, сцепленных таким образом рук, по направлению к себе, а потом впереди обратно в исходное положение.

4.  «Перекрестные движения». Выполнение перекрестных координированных движений одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем то же делается левой рукой и правой ногой.

5.  «Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды(кулак -ребро-ладонь)

6. Растяжка «Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево

7. Растяжка «Тряпичная кукла и солдат». Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

8. Дыхательное  упражнение «Свеча». Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

9. Глазодвигательное упражнение «Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

10. Горизонтальная (ленивая) восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.

11. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.

12.Медвежье покачивание. Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)

Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости,...

Методическая разработка с презентацией. "Игры с буквами и словами для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста".

Описание: Данная методическая разработка предназначена для родителей, логопедов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы  –  для занятий с детьми старше...

Методическая разработка с презентацией. "Игры с буквами и словами для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста".

Описание: Данная методическая разработка предназначена для родителей, логопедов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы  –  для занятий с детьми старше...

Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения в сухом бассейне с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередо...

Статья "Адаптация сказки для использования на занятиях английским языком с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

В статье описана ценность использования сказки в раннем обучении английскому языку, описаны принципы адаптации текста сказки, а также приведен пример адаптации английской сказки....