Методическая разработка с презентацией. "Игры с буквами и словами для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста".
методическая разработка (1 класс) на тему

Кузнецова Марина Александровна

Описание: Данная методическая разработка предназначена для родителей, логопедов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы  –  для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В начальной школе она постепенно уступает место учебной деятельности, однако игры остаются одним из наиболее эффективных приемов обучения.

В эти игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Можно проводить игры в классе, или в кругу семьи. В помещении или на улице, в дороге или в путешествии, в гостях  или на детском тематическом празднике.

Цель:  изучение букв русского алфавита в игровой форме.

Задачи:

-закрепить знания о буквах русского алфавита;

-расширить словарный запас;

-научить сосредоточенности и усидчивости, концентрации внимания;

-помочь в овладении чтением;

-развить наблюдательность, слуховую и зрительную память, воображение, образное и логическое мышление, фонематическое восприятие, мелкую моторику, коммуникативные качества;

-познакомить с окружающим миром.

Данная методика с успехом прошла апробацию на занятиях в детском объединении социально-педагогической направленности «Читаем, учимся, играем» (возраст обучающихся – 6-8 лет).

Данная игровая методика используется на занятиях как вспомогательный компонент в работе по дополнительной общеобразовательной программе. Обучение в игровой форме способствует лучшему усвоению нового учебного материала, а также закреплению уже пройденного. Играя, дети легко и непринужденно выполняют даже самые сложные задания.

Можно порекомендовать использовать данные игровые методы на занятиях с детьми 6-8 лет при изучении букв русского алфавита, русской азбуки, при обучении грамоте и т.п.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ ДО «КИШЕРТСКИЙ РЦДТ»

Игры с буквами и словами

Методическая разработка с презентацией

Кузнецова Марина Александровна    

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Кишертский РЦДТ»

с. Усть-Кишерть Пермского края

 2015-2016 учебный год


Методическая разработка с презентацией.

Игры с буквами и словами для детей 6-8 лет

Игры с буквами и словами для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Автор: Кузнецова Марина Александровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Кишертский РЦДТ», с. Усть-Кишерть Кишертского района Пермского края.        
Цель:  изучение букв русского алфавита в игровой форме.

Задачи: 

-закрепить знания о буквах русского алфавита;

-расширить словарный запас;

-научить сосредоточенности и усидчивости, концентрации внимания;

-помочь в овладении чтением;

-развить наблюдательность, слуховую и зрительную память, воображение, образное и логическое мышление, фонематическое восприятие, мелкую моторику, коммуникативные качества;

-познакомить с окружающим миром.

Описание: Данная методическая разработка предназначена для родителей, логопедов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы  –  для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. В начальной школе она постепенно уступает место учебной деятельности, однако игры остаются одним из наиболее эффективных приемов обучения.

В эти игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Можно проводить игры в классе, или в кругу семьи. В помещении или на улице, в дороге или в путешествии, в гостях  или на детском тематическом празднике.

Кто сильнее? /слайд № 2

Оборудование: карточки с буквами русского алфавита, красочные, можно тематические.

Ход игры:

Играть можно вдвоём, за столом или на полу.

Всем участникам раздается равное количество карточек. Первым начинает тот игрок, у кого карточка с буквой «А». Он кладет эту карточку перед игроком, сидящим слева. Затем произносит: «А, - арбуз. Что сильнее?». Игрок достает любую из своих карточек, показывает всем букву (например, «Х»). Произносит: «Х, - холодильник, он сильнее, потому что больше и может сохранить в себе арбуз». После этого игрок слева забирает себе обе карточки, у него очко. Затем он берет любую из своих карточек и продолжает игру. И так до тех пор, пока не закончатся карточки. Если у игрока попадаются карточки с буквами «Й», «Ъ», «Ь», «Ы», - то он пропускает ход. Вариант: Можно использовать в игре только карточки с уже изученными буквами.  

Вариант игры с группой детей: игроки садятся в круг, у каждого одинаковое количество карточек с буквами. Первым ходит игрок, у которого есть карточка с буквой «А». Далее аналогично. Засчитываются очки игрокам за правильные ответы «Что (или кто) сильнее?». Детям раздаются жетоны, которые подсчитываются в конце игры. Карточки остаются у игроков. Ход переходит к следующему игроку – двигаясь против часовой стрелки. Игра продолжается до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к игре.

Буквы вокруг меня /слайд № 3

Оборудование: настенная азбука.

Ход игры: Попросите ребенка оглядеться вокруг и назвать все предметы, которые его окружают. Но только в алфавитном порядке. Можно воспользоваться настенной азбукой с картинками или распечатанным вариантом азбуки.

Примерные ответы ребенка: А-азбука, Б - банка, В- вешалка, Г- гардины, Д- диван и т.д.

Вариант: если играет группа детей, можно передавать ход следующему игроку при неправильном ответе (или его отсутствии). Можно придумать свои правила игры. Например, раздавать жетоны за каждое правильно названное слово. Или начислять очки (баллы).

Картины /слайды  № 4,5,6

Оборудование: репродукции картин известных художников.

Ход игры:  Можно играть с группой детей или с одним ребенком.

Возьмите картину, покажите ребенку. Прочтите её название и имя художника. Немного расскажите об этой картине ребенку, заинтересуйте его. Попросите найти на ней  все предметы на определенную букву. Допустим, это репродукция картины И.Е.Репина «Не ждали».

Задание 1: нужно найти все предметы, названия которых начинаются на букву «П» (пол, портрет, пальто, передник, и т.д.).

Задание 2: Попросите ребенка запомнить все слова на эту букву. Закройте картину, и предложите вспомнить все эти предметы.

Варианты: использовать другие репродукции картин, не только русских художников. Или цветную сюжетную тематическую картинку. Или фотографию (иллюстрацию), где изображено много разных предметов.

На выбор: репродукции картин русских художников: А.Пластов «Первый снег»; Д. Я. Александров «Московский дворик»; Е. Г. Балакшин «На санках», «С горки»; Ф. В. Сычков «Катание с горы зимой», «Лепка снеговика»,  «Тройка», «Возвращение из школы» и др.

Возможные варианты ответов детей по сюжетной картинке

(слайд № 6)

Стол, столешница, скатерть, самовар, скамейка, сачок, стрекоза, стул, самосвал, совочек, сумка, свет, сандалии, сланцы, сарафан, сосиски, собака, самолёт, самокат, солнце, стрелы, сок, сорока, сосна, связка, стрельба, солдат, следы, страницы, сетка, сидение, сердечко,  светит, сияет, стоит, сидит, стреляет, строит, стенки, ствол, ступни, смотрит, синий, счастливый, сказка

Колчан, Кепка, Колесо, Кресло, Куличики, Корзина, Кусты, Камешки, Карман, Кружка, Кран, Клюв, Книга, Кружки, Крышка, Крыша, костюм, крылья, косынка, капот, кузов, кабина, крона, колени, кормит, красный, коричневый

Машина, мяч, мишка, мальчик, малыши, мордочка, мирный, мир, махать, место, маленькие

Песок, песочница, пакет/сока/,   пальцы, панама, прическа, платье, платок, площадка, полоски, пятна, пасть, подошва, плечи, палка, пачка, повесть, птица, пить, почва

Ведро, вода, волосы, ветки, воздух, воин, веки, везет, веселый

Лапы, лицо, лучи, лук, лавка, листья, листва, лето, ловля, лоб, локоть, ладонь, ладошка,  люди, летит, лежит

Горка, гриб, голос, голова, грузовик, глаза, гольфы, груз, губы, горячий, горошки

Тетива, тапочки, туфли, туловище, тарелки, трубочка, трава, тень, текст, тепло

Хвост, хвостики, хобот, хвоинки

Нос, ноги, ножки, носки, надувной мяч, ногти, носик, небо, накидка на слоне, насекомое

Уши, усики, усы, углы, улица, угощение, угощает, упаковка

Ручки, руки, рот, руль, ребята, ресницы, ремень, резинки, розовый, рыжий, радость, радостный, рассказ, растет

Дерево, дуб, доска, друзья, дети, дупло, день, дружба, дверцы, дно, доброта, добрый, девочка, даёт

Игра, игрушки, иголки, играет

Чтение, чайник, чай, чаепитие, чашка, читает, черный, человек

Футболка, форма

Буквы, бандана, босиком, бабочка, ботинки, бежит, брови, белый

Цифры, целые сосиски, центр

Отдых, облака, отдыхает, оранжевый

Шнурки, шорты, штанишки, шея, шерсть

Язык

Зеленый, золотой, золотистый, заварка, земля, зубы, зрачки, загорать, загар

Жара, жарко, жаркий, желтый, железный, жалеет, жалость, животное, ждёт

 

Всё из буквы «О» /слайд № 7

Оборудование: цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги. Или цветные мелки для рисования на доске, асфальте. Или палочки для рисования на песке или на снегу.

Ход игры: Можно играть с группой детей, или с несколькими командами, дав им задание. По сигналу ведущего дети начинают рисовать красивые буквы «О» (большие и маленькие). После того, как ведущий скажет «Стоп!», игроки прекращают рисовать. Внимательно рассматривают свой «рисунок», пытаясь угадать, «На что?» или «На кого?» всё это похоже. Затем дорисовывают недостающие детали и дают название своему «шедевру».

Портреты букв /слайд № 8

Оборудование: листы бумаги или альбом, в котором не менее 33-х листов. Простой карандаш, ластик. Цветные карандаши, фломастеры, или краски с кисточкой/ на выбор ребенка/.

Вариант: использовать распечатанные контуры букв на листах белой бумаги формата А4 (или меньше).

Ход игры: Во время изучения букв можно спрашивать, «На что?» или «На кого?» похожа та или иная буква русского алфавита.

Допустим, А- на крышу дома, Б- на кенгуру, В- на бабочку, сложившую крылья, Ф- на филина и т.д. Для каждой буквы выделите отдельную страницу (в альбоме). Пусть ребенок по мере знакомства с буквами рисует их портреты. Например, так: /слайд № 8

По порядку алфавита /слайд № 9

Оборудование: настенная азбука.

Ход игры: взрослый просит ребенка (детей) называть по очереди слова, но таким образом, чтобы первое слово начиналось на «А» и заканчивалось на «Б», второе начиналось на «Б» и заканчивалось на «В», третье начиналось на «В» и заканчивалось на «Г», и т.д. Например, АраБ – БороВ – ВраГ – ГраД и т.д.

На одну букву /слайд № 10

Ход игры: можно играть в помещении, на природе, в дороге или в путешествии. С группой детей или с одним ребенком. Взрослый просит внимательно осмотреть всё вокруг и назвать все предметы, которые начинаются на определенную букву. Например, на букву «К».

Вариант: если играет несколько человек – то победителем считается тот, кто последним назовёт предмет на эту букву.

Вариант: игра может проводиться в виде аукциона. Слова не должны повторяться.

Использованные источники: Синицына, Е. И. Умные слова / Е. И. Синицына. – М. : Лист, 1998. – 176 с. – (Сер. «Через игру – к совершенству»). 

Обобщение опыта работы: методика, положенная в основу этой книги, была мною изучена, переработана, дополнена с учетом интересов, возможностей и направления работы нашего детского объединения. Данная методика с успехом прошла апробацию на занятиях в детском объединении социально-педагогической направленности «Читаем, учимся, играем» (возраст обучающихся – 6-8 лет).

В частности, на одном из занятий дети с интересом выполняли задания, а затем рисовали «портреты» букв. В соответствии с современными образовательными стандартами обучающимся была предоставлена свобода выбора. Например, дети самостоятельно выбрали себе ту букву, которая им нравится – из предложенных им листков с распечатанными контурами букв. Или – по желанию – рисовали букву сами. Также свобода выбора была в том, в какой технике и как они будут рисовать, чем будут рисовать (выбор материалов – цветные карандаши, фломастеры, краски). Некоторые воспитанники нарисовали по две буквы. В итоге у каждого обучающегося получилась своя особенная работа:  оригинальный и неповторимый «портрет» любимой буквы. Все без исключения работы детей были размещены на выставке в кабинете. Эти «портреты букв» часто  использовались на наших дальнейших занятиях, когда проводились различные игры с буквами и словами.

Данная игровая методика используется на занятиях как вспомогательный компонент в работе по дополнительной общеобразовательной программе. Обучение в игровой форме способствует лучшему усвоению нового учебного материала, а также закреплению уже пройденного. Играя, дети легко и непринужденно выполняют даже самые сложные задания.

Можно порекомендовать использовать данные игровые методы на занятиях с детьми 6-8 лет при изучении букв русского алфавита, русской азбуки, при обучении грамоте и т.п.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

По порядку алфавита к то сильнее? А Б В Г Д

Слайд 3

По порядку алфавита Буквы вокруг меня

Слайд 5

Репродукции Картин русских художников Е. Г. Балакшин «На санках» Е. Г. Балакшин «С горки» Ф. В. Сычков «Катание с горы зимой» Ф. В. Сычков «Лепка снеговика» А. Пластов «Первый снег»

Слайд 6

Найди на картинке: 20 слов на букву «С» 20 слов на букву «К» 5 слов на букву «М» 10 слов на букву «П» 5 слов На букву «В» 10 слов На букву «Л» 5 слов на букву «Г» 5 слов на букву «Т» 5 слов на букву « р » 5 слов на букву «Н» 5 слов на букву « д » 5 слов на букву «ч»

Слайд 9

По порядку алфавита КрокодиЛоМагазиН АраБороВраГраД ЗубкИнеЙ НебОкоПланеРиС

Слайд 10

По порядку алфавита На одну букву «К» «Л»

Слайд 11

Использованные Источники : Синицына, Е. И. Умные слова / Е. И. Синицына. – М. : Лист, 1998. – 176 с. – (Сер. «Через игру – к совершенству»). http://school-ppt.3dn.ru/index/vesjolyj_alfavit/0-105 http://www.stranamam.ru/post/2471754/ http://edu.convdocs.org/docs/5873/index-11069.html http://razvitierebenka.info/raskraski/alfavit.html http://vachzdrav.ru/pravilnoe-pitanie/pitanie-zimoj.html http://fotorelax.ru/cvety-v-fotografiyah/ http://voday.ru/filtry-dlya-vody/filtrovanie-vody-svoimi-rukami.html

Слайд 12

Использованные Источники : http://cards.i.ua/send/1520435/154614/ http://kira-scrap.ru/dir/jivotnie/babochki/270-6 http://kira-scrap.ru/dir/eda/frukty_jagody/jagoda_arbuz/188-1-0-7209 http://kira-scrap.ru/index/eda/0-82 http://kira-scrap.ru/dir/po_zvetam/korichnevaja_eda/1/469-1-0-2089 http://kira-scrap.ru/dir/dom/technika/299-2 http://kira-scrap.ru/dir/eda/eda_khleb/335-2 http://kira-scrap.ru/dir/eda/eda_khleb/335-4 http://img-fotki.yandex.ru/get/6519/16969765.97/0_6a7b5_ddf1fe7a_orig.png

Слайд 13

Использованные Источники : http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/repin-i-e.html?nggpage=2 http://obiskusstve.com/49162784510052632/raboty-russkogo-zhivopistsa-evgeniya-balakshina/ http://artpoisk.info/artist/sychkov_fedot_vasil_evich_1870/gallery/ http://artpoisk.info/artist/plastov_arkadiy_aleksandrovich_1893/gallery/ http://www.mobilmusic.ru/eng/file.php?id=1371437


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Методическая разработка с презентацией. "Игры с буквами и словами для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста".

Описание: Данная методическая разработка предназначена для родителей, логопедов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы  –  для занятий с детьми старше...

Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением  здоровьесб...

Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения в сухом бассейне с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередо...

Статья "Адаптация сказки для использования на занятиях английским языком с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

В статье описана ценность использования сказки в раннем обучении английскому языку, описаны принципы адаптации текста сказки, а также приведен пример адаптации английской сказки....

Методическая разработка "Бланк мониторинга эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми (дошкольный и младший школьный возраст)"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«БЛАНК МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ»коррекционно-развивающей работы с детьми(дошкольный и младший школьный возраст) Автор: Звонцова Наталья Александровна - учитель...