Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"
статья по теме

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchennyy_pedagogicheskiy_opyt.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Добрым молодцам урок»
А. Пушкин. "Сказка о золотом петушке"

«Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Помните ли вы, как в детстве с упоением слушали волшебные сказки? Как волновались за главного героя, удивлялись его приключениями, радовались его успехам и победам?

Вместе со сказочными персонажами мы учились различать добро и зло, храбрость и трусость, верность и предательство, щедрость и скупость. Сказки будили наше воображение и в своих фантазиях мы перевоплощались в героя волшебных историй, чтобы вместе с ним набираться житейского опыта, противостоять трудностям и искушениям, искать и находить выход из самых, на первый взгляд, безвыходных ситуаций.

Современные дети точно также через сказки познают мир и получают столь необходимый жизненный опыт.
Знаменитый австралийский психолог и сказкотерапевт Д. Бретт писала, что дети видят в сказках "отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха".

Таким образом, сказка становится терапевтической, когда ребенок отождествляет себя с ее героем, проводит параллель между сюжетом волшебной истории и своей жизнью и извлекает из сказки урок.

   Наши дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во «взрослом» мире. Даже если они и встречаются – все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают «как от стенки горох»- не правда ли знакомая картина? Иногда мы, взрослые, желая что-то подсказать ребенку «по-жизни» или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами.

  Для помощи детям я нашла эффективное решение - чтение терапевтических сказок. В чем секрет терапевтических сказок?

Сила терапевтических сказок заключается в том, что их смысл воспринимается на двух уровнях одновременно. На сознательном уровне ребенок понимает, что сюжет сказки вымышленный. Он сочувствует главному герою, представляет себя в его роли, но даже когда узнает свою проблему, все равно думает - "это понарошку, не про меня".

На подсознательном же уровне ребенок впитывает все услышанное, пересматривает свое поведение, систему ценностей и взглядов.

 Все сказки или истории являются проблемно-ориентированными. Иными словами, каждая из них предназначена для решения какой-то одной проблемы или нескольких сразу. Сказка позволяет ребенку сконцентрироваться, сосредоточиться на проблеме, показывает возможность, но не дает жестких рекомендаций. Ведь если нет одинаковых жизней,- значит,  и нет общих на всех способов приближению к счастью.

  Сам процесс чтения далек от традиционного:( если это групповое занятие), это происходит в сенсорной комнате, дети лежат на пуфиках фоном может  звучать релаксационная музыка, при необходимости могут быть включены световые эффекты. Или приходит новый ребенок в группу испытывает чувство тревоги, закрыт, чтобы познакомиться , преодолеть   барьеры, я тоже читаю сказку. При возникновении какой- то проблемы, если воспитанник расстроен, плачет, успокоив его, затем я прочитаю или расскажу сказку, связанную с определенной проблемной ситуацией.

  Дети как бы погружаются в мир сказки, отвлекаясь от реальности, идентифицируя себя с героями сказок. После чтения истории идет обсуждение. При обсуждении я придерживаюсь двух основных правил:       

   1.Ребенок должен сказать все, что он думает. Нельзя оценивать ни единого слова из того что он говорит. Ребенок должен четко знать , что ни одно из его высказываний не будет подлежать обсуждению.

2.Подталкивая ребенка на обсуждение сказки, высказывая свое мнение я  по-возможности отдаю « бразды правления» в этом разговоре ребенку. Если же ребенок не хочет ничего говорить, я не настаиваю. Разговор может получиться потом, при рисовании. Иллюстрирование сказки, является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы. Терапевтические сказки подразделяются не только по направлениям, но и по возрастам с3 до 15 лет (и даже для взрослых),что дает широкий диапазон для их использования. Поэтому я активно их использую с мальчиками младшего  школьного возраста, но также применяла, занимаясь с девочками – подросткам.

   Работа велась на групповых занятиях с целью преодоления имеющихся проблем у детей, а именно: трудности общения со сверстниками, чувство неполноценности, одиночество, неуверенность. Ощущение себя «белой вороной». Часто уже в процессе обсуждения дети делают довольно серьезные выводы. Например, прослушав «Сказку о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море» Даша (11лет) сказала. Что она как эта маленькая рыбка, а психолог, как «сомик» из сказки, показывающий ее неповторимость и красоту окружающего мира. Сказка о «Фламинго или скале желаний» тоже направлена на преодоление неуверенности в себе, чувства неполноценности. Девочки сравнивали себя с облачком, которое не умело летать. Алина(13лет) подчеркнула, прослушав сказку, «нужно постараться и все получиться». Миша, (10 лет) испытывая трудности в обучении в школе, прослушав сказку о «Цветике – семицветике» сказал, что нужно только очень захотеть и все получиться. Иногда дети обращаются к содержанию сказки в последующие дни.  «Как ежик» - через неделю после чтения сказки говорили ребята о мальчике, который привлекает к себе  внимание деструктивными выходками.  

  Таким образом, у ребенка развивается «механизм самопомощи». Он осознает, что необходимо искать силы для разрешения конфликта в себе самом. В этом случае силы обязательно найдутся. «Ты наверняка победишь трудности, у тебя все получится»- всегда в заключении говорю я ребенку.

Подготовила педагог-психолог ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Литвинова Л.Ф.

ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

«Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

                                                   Подготовила педагог-психолог Литвинова Л.Ф.

Белгород 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с презентацией. "Игры с буквами и словами для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста".

Описание: Данная методическая разработка предназначена для родителей, логопедов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы  –  для занятий с детьми старше...

Методическая разработка с презентацией. "Игры с буквами и словами для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста".

Описание: Данная методическая разработка предназначена для родителей, логопедов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы  –  для занятий с детьми старше...

Методическая разработка на тему: «Игры и упражнения в сухом бассейне с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередо...

Статья "Адаптация сказки для использования на занятиях английским языком с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

В статье описана ценность использования сказки в раннем обучении английскому языку, описаны принципы адаптации текста сказки, а также приведен пример адаптации английской сказки....

Методическая разработка "Бланк мониторинга эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми (дошкольный и младший школьный возраст)"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«БЛАНК МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ»коррекционно-развивающей работы с детьми(дошкольный и младший школьный возраст) Автор: Звонцова Наталья Александровна - учитель...

"Нетрадиционные методы рисования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

В статье приводятся примеры нетрадиционных методов рисования с детьми....