Статья «Применение компьютерных игр социальным педагогом и педагогом-психологом в работе с детьми образовательного учреждения» (младший школьный возраст)
статья по теме

Нагорная Лариса Анатольевна

Статья рассказывает о применении компьютерных игр для развития у младших школьников интеллекта, их личностного роста, организации сетевых сред общения, коррекции агрессивности, депрессии, замкнутости, страхов и успешной социализации ребенка в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2_komp_igry.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Урайский профессиональный колледж»

СТАТЬЯ

«Применение компьютерных игр

социальным педагогом и педагогом-психологом

в работе с детьми образовательного учреждения»

(младший школьный возраст)

                                  Подготовила:

                                              Социальный педагог

                                                                  Нагорная Лариса Анатольевна

г. Урай, 2012

Компьютерные игры становятся мощным инструментом развития человеческого сообщества. В онтогенетическом аспекте компьютерные игры позволяют детям познавать окружающий мир и вовлекают их в развивающую деятельность, формируя культурно одобряемые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна игры, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. В игре ребенок может контролировать уровень сложности, правила, способы решения проблем, что позволяет создать когнитивные конструкты. Видеоигры являются одним из инструментов социализации ребенка в современном обществе.

С помощью компьютерной игротерапии можно осуществлять развивающе-коррекционную работу в сфере эмоциональных, поведенческих и личностных качеств личности. Прямым, непосредственным развивающе-коррекционным эффектом обладают только ролевые, приключенческие и стратегические компьютерные игры,  которые могут применяться в следующих направлениях работы социального педагога и педагога-психолога образовательного учреждения:

1) Социально-ролевое обучение заключается в том, что ребенок, играя в сюжетно-ролевую сказку и взаимодействуя с определенными сказочными персонажами, вырабатывает модели общения и поведения необходимые для социальной адаптации. Сюжетно-ролевая сказочная игра развивает весь спектр чувств ребенка в совокупности  эмоциональных,  интеллектуальных  и нравственных чувств.

2) Развитие интеллекта происходит в основном за счет развития логического, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Развиваются и другие качества интеллекта такие, как интуиция, опыт, социальное познание, нравственное мышление.

3) Ролевые игры являются психологическими тренажерами личностного роста, так как главной задачей в этих играх является улучшение личностных качеств игрока.  Ролевые игры, являются сюжетно-ролевыми играми, направленными на обучение и развитие личностных качеств, в качестве которых в ролевых играх фигурируют:  здоровье, опыт, интеллект, сила, ловкость, мудрость, обаяние, удача, меткость, образованность, интуиция, восприимчивость, сила воли. Ребенок одновременно познает, что такое структура личности и учиться развивать эти качества в выбранном им ролевом персонаже в игре.

Под положительными качествами личности мы понимаем определенный набор личностных черт, характеризующих личность, ее поведение, ее эмоционально-волевые качества. В качестве таких черт мы можем перечислить такие качества, как: положительная мотивация к деятельности, стремление к лидерству, высокий уровень интеллекта, рациональный или художественный тип мышления, эмоциональная устойчивость, общительность, оптимистичность, смелость, решительность,  радостное преобладающее настроение, подвижность.

   4) Сетевые среды общения организовываются в локальных сетях и сети Интернет. Коллективные игры в локальных сетях позволяют социальным педагогам и педагогам-психологам решать те же вопросы, что и в обычной групповой терапии. В сети Интернет организовываются не только совместные игры, но и клубы общения, коллективные мероприятия - путешествия, экскурсии в культурно значимые места, воплощенные в виртуальной реальности.

5) Коррекция четырех основных нарушений - агрессивности, депрессии, замкнутости, страхов, - которые в зависимости от их тяжести разными авторами относятся к личностным, поведенческим или эмоциональным нарушениям.  Социальный педагог, педагог-психолог работает с ребенком или в малой группе с другими детьми, применяя такие средства, как рисунок, куклы, готовые картинки, изображающие те или иные ситуации общения. По сравнению с методом работы по картинкам, компьютерные игры имеют ряд преимуществ. Комплекты картинок включает небольшое количество картинок, в компьютерных играх можно создавать гораздо большее количество эпизодов. Картинки статичны, сцены в компьютерных играх динамичны, дают развитие сцены и ее результаты. Графика, трехмерное изображение, динамика - лучше моделируют живую реальность, обусловливая реальное переживание ребенка, достичь которого с помощью статичных картинок более затруднительно. При работе с куклами и картинками ребенок общается или с психологом или сам с собой. Компьютерные игры интерактивны, ребенок вступает в диалоги с героями игры. Ответы героев в компьютерных играх заранее неизвестны, они как бы живые персонажи.

Главное в этом методе работы сопровождающая роль педагога-психолога - он вводит ребенка в игровую ситуацию, обязательно обсуждает совершаемые ребенком в игре действия. Сама психологическая коррекция осуществляется в общении с педагогом-психологом, а непосредственный психокоррекционный эффект самих игр можно обнаружить только в некоторых играх.

Что касается агрессивности, то она не может здесь корректироваться прямо. Нельзя согласиться с известным мнением, что агрессивность уменьшается за счет того, что игрок вдоволь выплескивает ее, убивая много врагов. Такая реализация агрессивности может только подпитывать и укреплять ее. Речь может идти только о преобразовании агрессивности, несущей эмоционально негативный заряд в другой вид деятельной энергии без эмоционально негативной окраски. Иррациональную (деструктивную) или воинственную агрессивность можно преобразовать в социально приемлемое, нравственно окрашенное действие. Допускать к игре можно только после объяснительной беседы о смысле игры и значении уничтожений противников в контексте общего сюжетного смысла игры. Коррекция агрессивности может быть достигнута, только если первоначальная, иррациональная агрессивность видоизменяется в этически социально приемлемое действие.

Компьютерные игры имеют существенное родство с детскими сюжетно-ролевыми играми. Также как детские сюжетно-ролевые игры, компьютерные игры представляют собой моделирование разных сфер человеческой деятельности. Компьютерные игры, представляя собой подвижную модель какой-либо профессиональной реальности, позволяют проводить практическое обучение в данной сфере - рассчитывать ресурсы, динамику социальных процессов, создавать возможные варианты развития. Для нас актуальны компьютерные игры в качестве игрового материала, с помощью которого дети, играя, могут примерить на себя различные социальные роли, развить интеллектуальные способности, положительные качества личности и т.д., что будет способствовать успешной социализации ребенка в обществе.

Используемая литература:

  1. Алаев А., Андреев В. Что такое RPG (Ролевые игры) Понятия и принципы. Навигатор игрового мира. - 1999, № 7;
  2. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях  использования компьютера. - М., МГУ, 2000;
  3. Формирование личности младших школьников/под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989;
  4. Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. Психологический журнал, 1999, том 20, №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный педагогический опыт по теме "Использование терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Обобщен опыт работы по использованию терапевтических сказок в коррекционной работе с детьми младшего и младшего школьного возраста....

Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».

Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....

Методическая разработка с презентацией. "Игры с буквами и словами для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста".

Описание: Данная методическая разработка предназначена для родителей, логопедов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы  –  для занятий с детьми старше...

Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрена проблема по сохранению и укреплению здоровья обучающихся с ЗПР; определены основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий с применением  здоровьесб...

Статья "Адаптация сказки для использования на занятиях английским языком с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

В статье описана ценность использования сказки в раннем обучении английскому языку, описаны принципы адаптации текста сказки, а также приведен пример адаптации английской сказки....

Методическая разработка "Бланк мониторинга эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми (дошкольный и младший школьный возраст)"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«БЛАНК МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ»коррекционно-развивающей работы с детьми(дошкольный и младший школьный возраст) Автор: Звонцова Наталья Александровна - учитель...