Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».
рабочая программа (3, 4 класс) на тему

Лисницкая Ольга Евгеньевна

Программа внеурочной деятельности педагога,

направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ

младшего школьного возраста.

Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Муниципальная средняя общеобразовательная школа № 2

г.о. Тейково Ивановской области

Программа внеурочной деятельности педагога,

направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ

младшего школьного возраста.

Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»

Рассчитан на 17 часов

Составила: Лисницкая Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов МСОШ №2 г.о. Тейково Ивановской области

2015г.

Пояснительная записка

к курсу по развитию поэтической одаренности

«Проба пера».

Актуальность данной программы внеурочной деятельности детей с ОВЗ младшего школьного возраста обусловлена тем, что задача современного образования -  воспитание самостоятельной, активной, психически, физически и нравственно здоровой личности, умеющей принимать решения и отвечать за свой выбор, способной выжить в окружающем нас мире.

Как это сделать? Думаю, один из путей – развитие творческих способностей детей. Среди педагогов есть несколько взглядов на это. В.А. Сухомлинский, например, призывал учеников к стихотворчеству, он считал, что благодаря этому дети становятся чувствительней к слову и красоте. «Убогость слова – это убогость мысли, А убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной «толстокожести», – писал он. Считаю, что самая доступная для детей интеллектуальная одухотворенность – это радость стихотворчества

Занятия литературным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребёнка, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Школьный возраст – это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности детей, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Развитие поэтических способностей возможно в любом возрасте. Однако чем раньше начинается такая работа, тем более успешным будет по жизни человек. Совсем необязательно, чтобы он непременно стал поэтом. Но опыт  «всматривания» в Слово, умение увидеть гармонию и музыку речи может оказаться бесценным на любом профессиональном поприще. Данная дополнительная образовательная программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста.

В методологической основе программы внеурочной деятельности лежат труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме детской одаренности (А. Бине, П. Торренс, Г. Россолимо, Ф. Гальтон, Г. Айзенк; Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, В.С. Юркевич и др.); по вопросам современных педагогических технологий (педагогика сотрудничества – Ш.А. Амонашвили, технология эвристического обучения – А.В. Хуторской и др.); исследования литературоведов в области стихосложения (А.П. Квятковский, В.В. Онуфриев, В.Е. Толкачёва, Ю. Лотмана).

Цели программы внеурочной деятельности:

–становление духовного мира ребенка, создание условий для формирования активной личности, реализация творческих способностей учащихся. «Проба пера» – это не ремесленная мастерская. Ведь главное в ней не только (и не столько) научить  правилам стихосложения, а пробудить души детей, чтобы они увидели окружающий их мир – и восхитились, и откликнулись на красоту его всем сердцем.

 - ознакомление учащихся с классической традицией стихосложения, с эволюцией представлений о литературном искусстве, процессами, происходящими в мире современной литературе, терминологическим аппаратом.

Задачи программы внеурочной деятельности:

В процессе занятий осуществляется принцип обучения и воспитания, прививается любовь к поэзии, бережное отношение к слову, воспитывается чувство ответственности за все происходящее в мире, сострадание и милосердие ко всему живому.

образовательная: – дать детям определенный круг знаний по теории стихосложения, выработать умения применять эти знания на практике, развивать у школьников умение наблюдать, выражать свое мнение словом, правильно отбирать при этом языковые средства, совершенствовать написанное, формировать представление о языке.

обучающая: получение и закрепление навыков написания стихотворных произведений, точное использование средств художественной выразительности

воспитательная: повышение общего культурного и нравственного уровня; развитие интереса к литературе, отечественной и зарубежной поэзии; помощь творческим ребятам в адаптации среди одноклассников.

Отличительная особенность программы заключаются в том, что в основе курса лежат занятия, проводимые в литературной игровой форме. Знакомство с «технической» стороной сочинения стихов подчинено смыслу, лишено сухого теоретизирования, форма не довлеет над содержанием, являясь «служанкой», а не «госпожой» творческого процесса.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

• учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• доброжелательный психологический климат на занятиях;

• личностно-ориентированный и системно-деятельностный  подход к организации учебно-воспитательного процесса;

• оптимальное сочетание форм деятельности;

• доступность.

Используются следующие педагогические технологии:  культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Продолжительность и структура программы: Так как программа рассчитана на учащихся с ОВЗ, то занятия могут проводиться дистанционно, режим преподавания щадящий: 17 занятий (1 раз в 2 недели).

 Занятия подразделяются на 3 этапа:

На первом (начальном) этапе вводятся два ключевых понятия: РИФМА, РИТМ и РАЗМЕР. Не злоупотребляя литературоведческой терминологией, в игре, с помощью забавных рисунков, несложных рифмовок необходимо показать, как «работает» рифма, какие способы рифмовки существуют, что такое размер и как стихи «текут» плавно и красиво, когда не сбиваешься с выбранного ритма и размера.

На втором (основном) этапе происходит постепенное усложнение занятий, вводятся новые термины и понятия, усваиваются новые формы и способы стихосложения; появляются «зрелые» стихи в противовес «ученическим»; поэтические «этюды» становятся не самоцелью, а средством; усложняется мировосприятие; какие-то элементы стихосложения, способы и приёмы, усвоенные на занятиях, активно используются в поэтической практике.

На третьем (рефлексивном) этапе учащиеся получают возможность читать свои стихи, обсуждать их с коллегами. Лучшие работы рекомендуются на общественное прочтение и к публикации в дистанционном журнале «Маленький принц»,  в местных СМИ.  Но самое главное, что должны дать занятия – это литературное образование и духовно обогащенное общение, самоутверждение.

Формы занятий: лекция, беседа, дискуссия, литературные игры (конкурсы, викторины, буриме, синквейн и т.д.), работа с раздаточным материалом, тестирование (на этапе проверки усвоения знаний).

Режим занятий. Каждое занятие делится на 2 части: теоретическую и практическую. В ходе занятия учащимся даётся определенный теоретический материал (например, сведения о размере, рифме, форме стиха – сонет, рондо и т.д.), а затем предлагается выполнить практические упражнения по теме (например, подобрать рифмы, составить буриме, написать  хокку).

Ожидаемые результаты:

Метапредметные:

-освоение приёмов поиска нужной информации;

-овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, нахождение средств художественной выразительности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения;

-освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;- формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе;

-овладение основами коммуникативной деятельности.

Предметные:

-ознакомление учащихся с классической традицией стихосложения.

-ознакомление учащихся с эволюцией представлений о литературном искусстве, процессами, происходящими в мире современной литературы,

- усвоение учащимися базовых методологических понятий дополнительной образовательной программы (ритм, размер; рифма, система рифмовки).

получение навыков написания стихотворных произведений.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Личностные:

-осознание значимости стихосложения для своего дальнейшего развития;

-формирование потребности в систематическом чтении и стихосложении как средстве познания мира и самого себя;

-знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;

-восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

-эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

-высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Познавательные:

- анализировать стихотворный текст с опорой на вопросы, проявлять индивидуальные творческие способности,

 - выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения.

Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них.

Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, басен, при выполнении проектных заданий.

- Замечать в литературных текстах средства художественной выразительности, анализировать их назначение в тексте,

-осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

- читать стихотворения  выразительно, передавая самые позитивные чувства

Коммуникативные:

- Строить рассуждения и доказательство своей точки зрения 7 – 8 предложений, проявлять, работать в паре и группе.

-Проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия.

Регулятивные:

- формулировать учебную задачу и стараться её выполнить,

Читать в соответствии с целью чтения,

-Анализировать причины успеха/неуспеха, фиксировать причины неудач, пути их исправления.

Материально-техническое обеспечение

1. Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2. CD-диски, DVD-диски с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3. Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4. Компьютер,

Литература:

Литература для педагога:

1.        Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.

2.        Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);

3.        Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;

4.        Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и  читательское восприятие школьников. – Л., 1974.

5.        Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.

7.        Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;

 


Литература для обучающихся:

1.    Волина М. Игры в рифмы. – М.: Просвещение, 2009.

2.    Матвеева Т. В. От звука до текста. – М.: Просвещение, 2001.

3.    Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. – М.: Либроком, 2009.

4.    Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.

5.    Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.

6.    Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. – М.: Просвещение, 2009.

7.    Шульговский Н. Занимательное стихосложение. – М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

8.        Эткинд Е. Разговор о стихах.  – М.: Просвещение, 1989


Содержание программы

Тема

Кол-во часов

Содержание изучаемого материала

Примечания

1

Вводное занятие. Что такое поэзия? Чем отличаются стихи от прозы.

1

Цель, задачи, содержание программы обучения. Чтение любимых стихотворений.

2

Назначение поэта и поэзии.

1

Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать – «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

3

Стихотворный размер

2

Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

4

Стихотворная рифма.

2

Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму». Игра «Буриме». Написание стихотворений на заданную тему.

5

Ритм стихотворения.

1

Понятие ритма. Практическая работа – простукивание ритма.

6

Стихотворные жанры.

1

Знакомство с лирическими  жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах

7

Стихотворения в прозе.

1

Знакомство с понятием «Стихотворение в прозе». Чтение стихотворений в прозе русских классиков. Сочинение стихотворений в прозе.

8

Понятие “риторика”. Принципы выразительного чтения.

1

Знакомство с понятием «Риторика» и с принципами выразительного чтения стихотворений (логические паузы, логическое ударение). Выразительное чтение стихотворений.

9

Выразительно – изобразительные средства языка, их роль в речи.

3

Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

10

Поэзия и живопись.

1

Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

11

Музыка в поэзии.

1

Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

12

Моё поэтическое творчество.

2

Чтение стихотворений собственного сочинения. Беседа о прочитанном.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата проведения

Фактическая дата проведения

Примечания

1

Вводное занятие. Что такое поэзия? Чем отличаются стихи от прозы.

2

Назначение поэта и поэзии

3

Стихотворный размер

4

Стихотворный размер

5

Стихотворная рифма.

6

Стихотворная рифма.

7

Ритм стихотворения.

8

Стихотворные жанры.

9

Стихотворения в прозе

10

Понятие “риторика”. Принципы выразительного чтения..

11

Выразительно – изобразительные средства языка, их роль в речи

12

Выразительно – изобразительные средства языка, их роль в речи

13

Выразительно – изобразительные средства языка, их роль в речи

14

Поэзия и живопись.

15

Музыка в поэзии.

16

Моё поэтическое творчество

17

Моё поэтическое творчество


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей. Тема: «Основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе воспитательно-образовательной деятельности»

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ...

Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В статье рассматривается проблема преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста

ДОКЛАД социального педагога позволяет раскрыть сущность внеурочной деятельсти в начальной школе. Благодаря занятости детей во время внеурочки-дети меньше гуляют, нарушают правила поведения на улице, м...

Программа индивидуальных занятий эмоционального, познавательного, творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данном  учебно-методическом пособии представлены индивидуальные занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подходящие для работы с детьми как с нормой, так и с отклонением в ра...

«Традиции в классе – средство для формирования нравственных качеств и творческого потенциала» (работа с детьми младшего школьного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии).

Как управлять процессом формирования нравственных качеств, стремлений у ребёнка? Наполните социум ребёнка разнообразными традициями и живите вместе согласно им. Постепенно эти доброволь...

Развитие творческого воображения у детей с ОВЗ младшего школьного возраста на уроках математики

Проект ориентирован на развитие творческого воображения детей с ограниченными интеллектуальными возможностями на уроках математики в начальной школе. Особое внимание уделяется на подбор специальных ме...

Педагогический проект«Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»

Педагогический Проект «Развитие творческих способностей у детей с РАС младшего школьного возраста» Программа внеурочной деятельности «Как я вижу этот мир»...