Учебно-тематический план программы, направленной на формирование необходимых навыков общения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными отклонениями.
рабочая программа
Развитие общения детей с нарушением интеллекта является особо актуальным в младшем школьном возрасте, поскольку дети попадают в новый коллектив, являющийся по размеру и составу значительно расширенным по сравнению с социумом интерната.
При формирования правильных навыков общения, перед умственно отсталым ребенком открываются новые возможности компенсации интеллектуального дефекта, новые способы получения разнообразной информации и умений от окружающих, что очень важно для всего последующего психического развития и формирования ребенка в целом.
Навыки общения позволяют младшим школьникам с умственной отсталостью использовать различные способы общения для достижения цели. В число навыков общения входят умения: потребность в общении со взрослыми и сверстниками, владение вербальными и невербальными средствам общения, умения эмоциональной регуляции, позитивное отношение к сотрудничеству, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог, владение навыками культуры общения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-тематический план программы, направленной на формирование необходимых навыков общения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными отклонениями.
Цель программы
Коррекция формирования навыков общения у младших школьников с нарушением интеллекта для успешной социализации в коллективе.
Задачи программы
– Вызвать у детей потребность в общении с окружением: сверстниками и взрослыми;
– Формирование умений и навыков коммуникации, интеракции и социальной перцепции: культуры общения и речевого этикета, диалогического общения «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок», эмоциональной регуляции, слушать/понимать речь собеседника;
– Развитие умений ориентировки в различных ситуациях общения.
Данную программу можно использовать для детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями от 7 до 12 лет.
Сроки осуществления программы: программа включает в себя 29 занятий.
Режим занятий: занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 30 минут.
Формы проведения занятий: беседы и дискуссии, ролевые и подвижные игры, коммуникативные упражнения, рефлексия. Все занятия планируется проводить только в групповой форме.
Принципы программы:
- ранняя социально-педагогическая поддержка;
- деятельностный подход, обеспечивающий опору в процессе коррекционно-развивающих занятий на основные виды деятельности, соответствующей возрасту. Основной способ реализации – организация и стимуляции активной и деятельности младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью посредством игровой деятельности;
- единство диагностики и коррекции, диагностика является первоначальным и завершающим этапом коррекционно-формирующего блока программы;
- работа построена на дифференцированном подходе и учете индивидуального уровня развития каждого ребенка, основана на совместном взаимодействии (взаимопомощи) детей, предусматривает развитие у каждого участника эмпатии и децентрации.
Ожидаемые результаты:
- формирование навыков правильного изложения своих мыслей и осмысливания получаемой информации;
- выработка навыков активного слушания, эмоциональной вовлеченности в процесс общения;
- формирование умения диалогического общения и навыков культуры общения.
№ | Название темы | Содержание | Часы |
Блок 1. Знакомство, диагностика (первичный срез) | 2 | ||
1.1 | Знакомство | Цель: Знакомство членов группы между собой, принятие правил общения, формирование позитивного настроя, снятие напряженности и скованности. Упражнения: «Приветствие», «Назови себя», «Представление по кругу» | 1 |
1.2 | Первичная диагностика группы | Методика наблюдение «Изучения уровня речевой коммуникации» М.А. Поваляевой, Методика Г.А. Цукермен «Рукавички», Методика «Мозаика» Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой Цель: выявление особенностей навыков и умений общения в группе | 1 |
Блок 2. Основной блок – Формирование навыков общения у младших школьников с ИН | 25 | ||
2.3 | Общение без слов – навыки невербального общения, умение различать эмоции при общении. | Цель: установление коммуникации в группе Беседа: как важно понимать человека, напротив. Упражнения: «Ладошки», «Через стекло» Игры: «Мое любимое животное», «Зеркало» | 1 |
2.4 | Цель: обучение детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе Беседа: Смотрим внимательно Упражнение: «Море волнуется», «Зрители и актёры» Игра: «Муравьи», «Кто здесь кто» | 1 | |
2.5 | Цель: освоение умения различать спектр эмоций и чувств Беседа: Добро и зло Упражнения: «Ладошки», «Рисуем эмоции» Игра: «Лото настроений», «Крокодил» | 1 | |
2.6 | Цель: развитие умения свободного общения своим телом Беседа: как общаться красиво Упражнение: «Море волнуется», «Паровозик» Игра: «Скульптор и глина», «Поприветствуем друг друга без слов» | 1 | |
2.7 | Цель: закрепление навыков невербального общения, раскрепощение Беседа: общаемся по-новому Упражнение: «Пойми меня», «Друг к дружке» Игра: игра-имитация «Обезьянка», «Театр теней» | 1 | |
2.8 | Внимание к другому – навыки взаимодействия и эффективного общения; умения определения эмоции по голосу, мимике, жестам, позе; навыки проявления интереса к сверстнику | Цель: развитие у детей интереса друг другу Беседа – Обрати внимание на друга Упражнения: «Магнит», «Общий круг» Игра: творческая «Рукавички», игра- драматизация «Репка» | 1 |
2.9 | Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения Беседа – Притча о дружбе Упражнения: «Общий круг», «Спина к спине» Игра: «Испорченный телефон», хороводная игра «Ау» | 1 | |
2.10 | Цель: вырабатывание умения оценивания эмоций окружающих людей Беседа – посмотри внимательно на другого Упражнение: «Барометр настроения», «Море волнуется раз» Игра: «Передай настроение», «Закончи предложение» | 1 | |
2.11 | Цель: закрепление навыков проявления интереса к сверстнику Беседа: Оцени товарища Упражнение: «Пружинки», «Мяч» Игра: «Упрямое зеркало», «Мне нравится в тебе..» | 1 | |
2.12 | Давай поговорим – умение входить в контакт, навыки диалога, умения слушать и понимать речь | Цель: формирование умения вхождения в контакт Беседа – давай познакомимся Упражнения: «Просьба», «О чем спросить при встрече» Игра: «Ласковое имя», игра-ситуация «Хочу игрушку-попроси» | 1 |
2.13 | Цель: формирование диалоговой речи Беседа - давай поговорим Упражнение: «Волшебный мяч», «Я начинаю ...» Игра: игра- драматизация «Гуси», «Менялки» | 1 | |
2.14 | Цель: формирование навыка слушать и понимать другого Беседа: что я сказал? Упражнение: «Попробуй повторить», «Продолжи» Игра: «Клубочек», «Рассказываем сказку» | 1 | |
2.15 | Цель: обучение умению выстраивать линии общения Беседа: как правильно беседовать Упражнение: «Я начинаю...», «Познакомимся поближе» Игра: «Паутинка», «Можно – нельзя» | 1 | |
2.16 | Цель: сформировать умение правильно выражать свои мысли Беседа: скажи так, чтобы тебя поняли Упражнение: «Лавата», «Ветер дует на…» Игра: «Испорченный телефон», хороводная игра «Ау» | 1 | |
2.17 | Цель: закрепление навыков диалогической речи Беседа: Как правильно спросить Упражнение: «Общий круг», «Ручеек» Игра: «Разговор по телефону», «Интервью» | 1 | |
2.18 | Общение в коллективе – навык согласованности действий, навыки взаимопомощи, умение работать в паре | Цель: обучение взаимодействию Беседа: что такое коллектив Упражнение: «Передавалки», «Пружинки» Игра: «Сороконожка», «Мы ходим, ходим, ходим» | 1 |
2.19 | Цель: научить достигать согласия в совместной деятельности Беседа: как прийти к единому решению Упражнение: «Продолжи движение», «Солнечный зайчик» Игра: «Лепим скульптуры», «Путанка» | 1 | |
2.20 | Цель: сформировать умения эмоционального настроя на другого при совместной деятельности Беседа: он твой товарищ Упражнение: «Ласковое прикосновение», «Спина к спине» Игра: «Сиамские близнецы», «Иголка и нитка» | ||
2.21 | Цель: обучение способам договариваться при совместной деятельности Беседа – Попробуем договориться Упражнение: «Волшебный мяч», «Ладошки» Игра: «Путаница», «Истории из чудо-мешочка» | ||
2.22 | Цель: формирование навыков взаимопомощи Беседа: помогаем друг другу Упражнение: «Мы вместе», «Связующая нить» Игра: игра- ситуация «нет игрушки – поделись», «Менялки» | ||
2.23 | Цель: закрепление навыков работы в паре, в коллективе Беседа: двое тоже коллектив Упражнение: «Магнит», «Общий круг» Игра: «Цветик-семицветик», «Паутинка» | ||
2.24 | Культура общения –соблюдение речевого этикета, навыки вежливости, культура поведения при общении, навыки неконфликтного общение | Цель: формирование представлений о различных формах вежливого общения Беседа – как говорить приятно Упражнение: «Азбука хороших слов», «Секрет волшебных слов (приветствие/прощание/спасибо/пожалуйста)» Творческая игра «Страна вежливости», | 1 |
2.25 | Цель: освоение простых правил этикета общения Беседа –давай поговорим Упражнение: «Приветствие-движение», «Пожалуйста» Игра: «Мы ходим, ходим, ходим», «Вежливые слова» | 1 | |
2.26 | Цель: научить не конфликтовать Беседа – не надо ссориться Упражнение: «Божья коровка», «Руки здороваются, ссорятся, мирятся» Игра: игра ситуация «обидел- попроси прощения», дидактическая игра «Не поделили книжку» | 1 | |
2.27 | Цель: обучение навыкам сопереживания Беседа: если больно одному, плохо всем Упражнение: «Дружба начинается с улыбки», «Рыбки в пруду» Игры ситуации: «ссора - помири», «плачет - успокой» | 1 | |
2.28 | Цель: закрепление навыков культурного общения Беседа: как нельзя вести себя при общении Упражнение: «Двигаемся красиво», «Говорим вежливо» Игра: «Запрещенные движения», «Злой дракон» | 1 | |
Блок 3. Аналитика ( заключающая диагностика) | 2 | ||
3.29 | Заключительная диагностика | Методика наблюдение «Изучения уровня речевой коммуникации» М.А. Поваляевой, Методика Г.А. Цукермен «Рукавички», Методика «Мозаика» Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой Цель: выявление сформированных навыков общения в группе после участия в программе | 1 |
3.30 | Подведение итогов | Цель: Подведение итогов, актуализация полученных знаний, умений. Итоговое «Морское путешествие» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста
Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться....

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие техники чтения...

Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста
В статье рассмотрены условия успешного развития речи и формирование речевых умений и навыков у детей. Определены критерии оценки ученических устных и письменных высказываний. Выделены и ...

Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста
Статья посвящена изучению понятий «универсальные учебные действия» и «регулятивные универсальные учебные действия»; представлена программа формирования регулятивных универсальных учебных действий дете...

Доклад "Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью."
Формирование временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью....
Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста
Дано понятие навыков читательской грамотности. даны занятия, упражнения,задания различного характера для формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста...

Формировани навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста
Приемы и методы формирования навыков самоконтроля...
