Учебно-тематический план программы, направленной на формирование необходимых навыков общения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными отклонениями.
рабочая программа

Анастасия Геннадьевна Барейко

Развитие общения детей с нарушением интеллекта является особо актуальным в младшем школьном возрасте, поскольку дети попадают в новый коллектив, являющийся по размеру и составу значительно расширенным по сравнению с социумом интерната.

При формирования правильных навыков общения, перед умственно отсталым ребенком открываются новые возможности компенсации интеллектуального дефекта, новые способы получения разнообразной информации и умений от окружающих, что очень важно для всего последующего психического развития и формирования ребенка в целом.

Навыки общения позволяют младшим школьникам с умственной отсталостью использовать различные способы общения для достижения цели. В число навыков общения входят умения: потребность в общении со взрослыми и сверстниками, владение вербальными и невербальными средствам общения, умения эмоциональной регуляции, позитивное отношение к сотрудничеству, умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог, владение навыками культуры общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план программы, направленной на формирование необходимых навыков общения у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными отклонениями.

Цель программы

Коррекция формирования навыков общения у младших школьников с нарушением интеллекта для успешной социализации в коллективе.

Задачи программы

–  Вызвать у детей потребность в общении с окружением: сверстниками и взрослыми;

Формирование умений и навыков коммуникации, интеракции и социальной перцепции: культуры общения и речевого этикета, диалогического общения «взрослый-ребенок» и «ребенок-ребенок», эмоциональной регуляции, слушать/понимать речь собеседника;

– Развитие умений ориентировки в различных ситуациях общения.

Данную программу можно использовать для детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями от 7 до 12 лет.

Сроки осуществления программы: программа включает в себя 29 занятий.  

Режим занятий: занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 30 минут.

Формы проведения занятий: беседы и дискуссии, ролевые и подвижные игры, коммуникативные упражнения, рефлексия. Все занятия планируется проводить только в групповой форме.

Принципы программы:

  • ранняя социально-педагогическая поддержка;
  • деятельностный подход, обеспечивающий опору в процессе коррекционно-развивающих занятий на основные виды деятельности, соответствующей возрасту. Основной способ реализации – организация и стимуляции активной и деятельности младшего школьника с интеллектуальной недостаточностью посредством игровой деятельности;
  • единство диагностики и коррекции, диагностика является первоначальным и завершающим этапом коррекционно-формирующего блока программы;
  • работа построена на дифференцированном подходе и учете индивидуального уровня развития каждого ребенка, основана на совместном взаимодействии (взаимопомощи) детей, предусматривает развитие у каждого участника эмпатии и децентрации.

Ожидаемые результаты:

  • формирование навыков правильного изложения своих мыслей и осмысливания получаемой информации;
  • выработка навыков активного слушания, эмоциональной вовлеченности в процесс общения;
  • формирование умения диалогического общения и навыков культуры общения.

Название темы

Содержание

Часы

Блок 1. Знакомство, диагностика (первичный срез)

2

1.1

Знакомство

Цель: Знакомство членов группы между собой, принятие правил общения, формирование позитивного настроя, снятие напряженности и скованности.

Упражнения: «Приветствие», «Назови себя», «Представление по кругу»

1

1.2

Первичная диагностика группы

Методика наблюдение «Изучения уровня речевой коммуникации» М.А. Поваляевой, Методика Г.А. Цукермен «Рукавички», Методика «Мозаика» Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой

Цель: выявление особенностей навыков и умений общения в группе

1

Блок 2. Основной блок – Формирование навыков общения у младших школьников с ИН

25

2.3

Общение без слов – навыки невербального общения, умение различать эмоции при общении.

Цель: установление коммуникации в группе

Беседа: как важно понимать человека, напротив. Упражнения: «Ладошки», «Через стекло»

Игры: «Мое любимое животное», «Зеркало»

1

2.4

Цель: обучение детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе

Беседа: Смотрим внимательно

Упражнение: «Море волнуется», «Зрители и актёры»

Игра: «Муравьи», «Кто здесь кто»

1

2.5

Цель: освоение умения различать спектр эмоций и чувств

Беседа: Добро и зло

Упражнения: «Ладошки», «Рисуем эмоции»

Игра: «Лото настроений», «Крокодил»

1

2.6

Цель: развитие умения свободного общения своим телом

Беседа: как общаться красиво

Упражнение: «Море волнуется», «Паровозик»

Игра: «Скульптор и глина», «Поприветствуем друг друга без слов»

1

2.7

Цель: закрепление навыков невербального общения, раскрепощение

Беседа: общаемся по-новому

Упражнение: «Пойми меня», «Друг к дружке»

Игра: игра-имитация «Обезьянка», «Театр теней»

1

2.8

Внимание к другому

 – навыки взаимодействия и эффективного общения; умения определения эмоции по голосу, мимике, жестам, позе; навыки проявления интереса к сверстнику

Цель: развитие у детей интереса друг другу

Беседа – Обрати внимание на друга

Упражнения: «Магнит», «Общий круг»

Игра: творческая «Рукавички», игра- драматизация «Репка»

1

2.9

Цель: развитие внимания и наблюдательности, необходимых для эффективного общения

Беседа – Притча о дружбе

Упражнения: «Общий круг», «Спина к спине»

Игра: «Испорченный телефон», хороводная игра «Ау»

1

2.10

Цель: вырабатывание умения оценивания эмоций окружающих людей

Беседа – посмотри внимательно на другого

Упражнение: «Барометр настроения», «Море волнуется раз»

Игра: «Передай настроение», «Закончи предложение»

1

2.11

Цель: закрепление навыков проявления интереса к сверстнику

Беседа: Оцени товарища

Упражнение: «Пружинки», «Мяч»

Игра: «Упрямое зеркало», «Мне нравится в тебе..»

1

2.12

Давай поговорим

– умение входить в контакт, навыки диалога, умения слушать и понимать речь

Цель: формирование умения вхождения в контакт

Беседа – давай познакомимся

Упражнения: «Просьба», «О чем спросить при встрече»

Игра: «Ласковое имя», игра-ситуация «Хочу игрушку-попроси»

1

2.13

Цель: формирование диалоговой речи

Беседа - давай поговорим

Упражнение: «Волшебный мяч», «Я начинаю ...»

Игра: игра- драматизация «Гуси», «Менялки»

1

2.14

Цель: формирование навыка слушать и понимать другого

Беседа: что я сказал?

Упражнение: «Попробуй повторить», «Продолжи»

Игра: «Клубочек», «Рассказываем сказку»

1

2.15

Цель: обучение умению выстраивать линии общения

Беседа: как правильно беседовать

Упражнение: «Я начинаю...», «Познакомимся поближе»

Игра: «Паутинка», «Можно – нельзя»

1

2.16

Цель: сформировать умение правильно выражать свои мысли

Беседа: скажи так, чтобы тебя поняли

Упражнение: «Лавата», «Ветер дует на…»

Игра: «Испорченный телефон», хороводная игра «Ау»

1

2.17

Цель: закрепление навыков диалогической речи

Беседа: Как правильно спросить

Упражнение: «Общий круг», «Ручеек»

Игра: «Разговор  по телефону», «Интервью»

1

2.18

Общение в коллективе

– навык согласованности действий, навыки  взаимопомощи, умение работать в паре

Цель: обучение взаимодействию

Беседа: что такое коллектив

Упражнение: «Передавалки», «Пружинки»

Игра: «Сороконожка», «Мы ходим, ходим, ходим»

1

2.19

Цель: научить достигать согласия в совместной деятельности

Беседа: как прийти к единому решению

Упражнение: «Продолжи движение», «Солнечный зайчик»

Игра: «Лепим скульптуры», «Путанка»

1

2.20

Цель: сформировать умения эмоционального настроя на другого при совместной деятельности

Беседа: он твой товарищ

Упражнение: «Ласковое прикосновение», «Спина к спине»

Игра: «Сиамские близнецы», «Иголка и нитка»

2.21

Цель: обучение способам договариваться при совместной деятельности

Беседа – Попробуем договориться

Упражнение: «Волшебный мяч», «Ладошки»

Игра: «Путаница», «Истории из чудо-мешочка»

2.22

Цель: формирование навыков взаимопомощи

Беседа: помогаем друг другу

Упражнение: «Мы вместе», «Связующая нить»

Игра: игра- ситуация «нет игрушки – поделись», «Менялки»

2.23

Цель: закрепление навыков работы в паре, в коллективе

Беседа: двое тоже коллектив

Упражнение: «Магнит», «Общий круг»

Игра: «Цветик-семицветик», «Паутинка»

2.24

Культура общения

–соблюдение речевого этикета, навыки вежливости,

культура поведения при общении, навыки неконфликтного общение

Цель: формирование представлений о различных формах вежливого общения

Беседа – как говорить приятно

Упражнение: «Азбука хороших слов», «Секрет волшебных слов (приветствие/прощание/спасибо/пожалуйста)»

Творческая игра «Страна вежливости»,

1

2.25

Цель: освоение простых правил этикета общения

Беседа –давай поговорим

Упражнение: «Приветствие-движение», «Пожалуйста»

Игра: «Мы ходим, ходим, ходим», «Вежливые слова»

1

2.26

 Цель: научить не конфликтовать

Беседа – не надо ссориться

Упражнение: «Божья коровка», «Руки здороваются, ссорятся, мирятся»

Игра: игра ситуация «обидел- попроси прощения», дидактическая игра «Не поделили книжку»

1

2.27

Цель: обучение навыкам сопереживания

Беседа: если больно одному, плохо всем

Упражнение: «Дружба начинается с улыбки», «Рыбки в пруду»

Игры ситуации: «ссора - помири», «плачет - успокой»

1

2.28

Цель: закрепление навыков культурного общения

Беседа: как нельзя вести себя при общении

Упражнение: «Двигаемся красиво», «Говорим вежливо»

Игра: «Запрещенные движения», «Злой дракон»

1

Блок 3. Аналитика ( заключающая диагностика)

2

3.29

Заключительная диагностика

Методика наблюдение «Изучения уровня речевой коммуникации» М.А. Поваляевой, Методика Г.А. Цукермен «Рукавички», Методика «Мозаика» Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой

Цель: выявление сформированных навыков общения в группе после участия в программе

1

3.30

Подведение итогов

Цель: Подведение итогов, актуализация полученных знаний, умений.

Итоговое «Морское путешествие»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

Чтение – основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться....

Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста

  В статье рассмотрены условия успешного развития речи и формирование речевых умений и навыков у детей. Определены критерии оценки ученических устных и письменных высказываний. Выделены и ...

Программа формирования регулятивных универсальных учебных действий детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению понятий «универсальные учебные действия» и «регулятивные универсальные учебные действия»; представлена программа формирования регулятивных универсальных учебных действий дете...

Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста

Дано понятие навыков читательской грамотности. даны занятия, упражнения,задания различного характера для формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста...

Формировани навыков самоконтроля у детей младшего школьного возраста

Приемы и методы формирования навыков самоконтроля...