Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста
статья по теме

Пальцева Людмила Ивановна

    В статье рассмотрены условия успешного развития речи и формирование речевых умений и навыков у детей. Определены критерии оценки ученических устных и письменных высказываний. Выделены и обоснованы линии формирования культуры речевого общения у младших школьников. На основе опыта автор  уделяет важное значение  разнообразию видам упражнений, способствующих развитию мышления, социализации младших школьников, развитию интереса к окружающему миру и полноценному развитию своих способностей.

    Статья предназначена для педагогов, родителей и студентов ВУЗов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Основной задачей современной школы является воспитание человека культуры, а именно «…человека думающего  и  чувствующего,  который  не  только  имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который  умеет  общаться и обладает внутренней культурой» [2, с. 35]. Самой целью начального образования становится формирование культуры речевого общения. «Цель современного образования не в том, чтобы ученик знал как  можно больше, а в том, чтобы  он  умел  действовать  и  решать  проблемы в любых жизненных ситуациях» [1, с.5].

Именно в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств.    

Овладение культурой речевого общения  – необходимое условие формирования  социально  активной  личности. Научиться  ясно и  правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать  собственные  мысли в устной  и  письменной  форме,  уметь выражать свои эмоции  разнообразными  интонационными  средствами,  соблюдать речевую культуру и развивать умение  общаться  необходимо  каждому.  Поэтому одной из наиболее  важных  задач  на  современном  этапе  обучения  учащихся  считается развитие культуры речевого общения. 

 Сущность культуры речевого общения – это качество личности, включающее в себя культуру речи, мышления, эмоциональную культуру и предполагающего владение нормами литературного языка, умение адекватно выбирать и использовать средства общения при решении поставленных коммуникативных задач [3,с.85].

          Культура речевого общения – это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли.

Одной из формируемых компетенций младшего школьника, позволяющих решить поставленную задачу, является культура  речи и общения.

          Нельзя отрицать, что одной из целей обучения является развитие коммуникативной компетентности. Данную цель в современном образовании можно достичь не только на уроках связанных с развитием речи, но и в воспитательной работе педагога.

Рассмотрим условия успешного развития речи и формирование речевых умений и навыков у детей, которые составляют основу культуры речевого общения:

-  потребность общения, или коммуникации.

         Общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, в развитии речи  предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание рассказать о чем-то.

-  общение возможно только с помощью общепонятных знаков: слов, их сочетаний, различных оборотов речи.

        Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создавать речевую среду.

- речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Материал должен быть значимым общественно или личностно. Это также необходимое условие речевого развития учащихся.

        Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития.

        Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений, усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике.    Бывает, что родители недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком в повседневном общении с  взрослыми и с книгой. Но этого недостаточно: необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста.

         Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний:

1. Усвоение норм литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов.

Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Здесь необходима система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная работа, чётко и определённо дозирующая материал, нужно соблюдение ступеней в формировании речи.

         2. Овладение учащимися чтением и письмом.

И чтение, и письмо - это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности жанров: описания, повествования, письма, заметки в газету, рассуждения.

          3.  Доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение ее культуры.

В формировании культуры речевого общения выделяются три линии (рис.1).

        

          Рис.1  Основные линии  в формировании культуры речевого общения

Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.

Упражнения в связной речи: рассказы, пересказы, сочинения и т. д.   –

в них сливаются все умения: и в области словаря, и на уровне предложения, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико-орфографические умения.

Особенно важно и разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все доступные возрасту виды работ (устных монологических упражнений: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, пересказ с творческими дополнениями, рассказ по наблюдениям, рассказ по серии картин и по одной картине, рассказ по аналогии с прочитанным и пр.)

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей (рис.2).

                                                               

Рис.2. Общие задачи учителя в развитии речи учащихся

  Какую же речь можно считать культурной, к чему следует стремиться учителю и ученику? (рис.3)

          Рис.3 Основные требования культурной речи

Первое требование – требование содержательности речи.

        Рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания или воображаемые картины, но начинать необходимо со  сказки, особенно в начальных классах.

Содержание  для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь.

Второе – требование логичности, последовательности, четкости построения речи.

Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по нескольку раз.

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.

Младший школьный возраст  это период интенсивного развития всех сторон речи, поэтому взаимосвязь разных речевых задач и формирование связности высказываний на этой основе играют особую роль. Важно развивать и умение связывать предложения разными типами связи и строить высказывания разных типов  описательные и повествовательные.

Только развитие всех сторон речи, в том числе и культуры речевого общения у младших школьников подготовит их к дальнейшему совершенствованию связной речи,  как в плане отбора языковых средств, так и логики выстраивания связного высказывания[5,с.45].

Основной задачей работы по развитию культуры речевого общения  является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли. Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением и текстом.

Таким образом, формирование  культуры  речевого общения у детей младшего школьного возраста способствует развитию мышления, социализации младших школьников, развивает интерес к окружающему миру, помогает ребенку полноценно развивать свои способности.

 

Список литературы:

1. Ахметжанова Г.В. Современные проблемы теории и практики начального образования // Монография/ Под общей редакцией Г.В.Ахметжановой. Тольятти, 2013

          2.  Казарцева, О.М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения / О.М. Казарцева. -  М. : Флинта, 2008. -  496с.

3. Леонтьев, А. А. Речевая деятельность и психология речи, основы    речевой деятельности /  А.А. Леонтьев. -М. : Просвещение, 2001г. - 428с.

4.  Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М. : Просвещение, 2005-  223с.

5.  Соколова, В.В. Культура речи. Культура общения/ В.В. Соколова.   - М.: Просвещение,  2005.- 212с.

6. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?  / Г.А. Цукерман. – Москва - Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь учиться». - Москва, 2006. – 133 с.