Главные вкладки

    Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста
    статья (4 класс) на тему

    Струихина Наталья Михайловна

    ДОКЛАД социального педагога позволяет раскрыть сущность внеурочной деятельсти в начальной школе. Благодаря занятости детей во время внеурочки-дети меньше гуляют, нарушают правила поведения на улице, меньше бродяжничают.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий

    профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста

     Свое выступление начну словами русского писателя, поэта - Владимира Алексеевича Солоухина:

                                                                         Детство, как почва, в которую падают семена.

                                                                 Они крохотные, их не видно, но они есть.

                                                       Потом они начинают прорастать…

                                                                                  Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

                                                      Некоторые – хлебными колосьями,

                                                   Некоторые - злым чертополохом.

         

    Актуальность темы заключается в том, что изменения, происходящие сегодня в России в различных сферах жизни, экологическое и экономическое неблагополучие, социальная нестабильность, неблагоприятные семейно - бытовые отношения, чрезмерная занятость родителей приводят к возникновению серьезных предпосылок для зарождения у детей отклоняющегося поведения. И эти формы проявления отклоняющегося поведения детей также многообразны: от незначительных поступков до общественно опасных деяний. С каждым годом отмечается рост детской преступности, тенденция к увеличению безнадзорности и беспризорности, ранней алкоголизации, табако-курения, токсикомании и наркомании среди детей и подростков. Так, по данным социологических исследований по России за 2013 год, курят 27% молодежи, 75% употребляют алкоголь.

    В младшем школьном возрасте начинается процесс формирования и развития личности ребенка, поэтому так необходима образовательная и воспитательная деятельность школы в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья. И внеурочная деятельность, на мой взгляд, является тем самым необходимым педагогическим условием профилактики отклоняющегося поведения детей данного возраста.

     В процессе своей социально - педагогической работе объектом исследования по данной теме стал процесс организации внеурочной деятельности в начальной школе.

    В начале выступления определим значение понятий – младший школьный возраст, отклоняющееся поведение и внеурочная деятельность учащихся.

         Младший школьный возраст — период жизни ребенка от 6–7 до 10 лет, когда он проходит обучение в  начальных классах (I – IV классы) современной школе.

         Отклоняющееся поведение – синоним  «девиантное поведение» - поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

          Внеурочная деятельность учащихся - деятельностная организация, составляющая базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.

      Внеурочная деятельность в начальной школе в соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста, и все занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяют в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. 

    В нашем образовательном учреждении создана система внеурочной деятельности, а педагогами ее осуществляющим составлены программы, где сформулированы представления о целевых ориентирах, принципах, содержании, организации и ожидаемых результатах внеурочной деятельности обучающихся.

    Данная система внеурочной деятельности включает в начальной школе №2 широкий спектр видов (направлений) и форм организации внеурочной деятельности, которые способствуют формированию личности ребенка и его целостного взгляда на мир.

    Это: курс «Ослепительная улыбка», кружок декоративно - прикладного искусства «Умелые ручки», исследовательский кружок «Роботехника», кружок - «Юный лингвист», «Информашка». Студия «Акварелька», студия хорового пения «Свирелька», кружок бисероплетения «Бусинка», кружок «Экология».  Проходят увлекательные библиотечные уроки «Книга мой друг», реализуется для детей спортивная секция «Спартанец» и т.д.

    Перечисленные выше виды внеурочной деятельности прослеживаются и в следующих направлениях.

    Спортивно – оздоровительное направление реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские спортивные секции.

    Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности может так же реализовываться через профилактические мероприятия проводимых в виде подвижных игр, классных часов и экскурсий, с целью побуждения у детей желания вести спортивный образ жизни, а не бродяжничать по улицам.  

    Духовно-нравственное направление и общекультурное направление реализуются через кружки декоративно - прикладного искусства, исследовательский кружок «Робототехника»,  посещение с классом -  художественных выставок, музеев, кино, спектаклей и т.д.

    Общеинтеллектуальное направление реализуется через  такие формы как познавательные беседы, предметные факультативы, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.) и др.

    Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал.

    Внеурочная деятельность организуется  через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

    «Положительное» влияние внеурочной деятельности можно проследить в социально - педагогической работе, например с детьми «проблемной» группы.

    Занятость таких детей в кружковых и дополнительных секциях, положительно влияет на поведение детей, они меньше прогуливают школу, бродяжничают, участвуют в школьных и городских мероприятиях, у них появляется интерес к учебной деятельности.

       И на мой взгляд, наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность, духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, профилактику дисциплины и формирование способности сделать правильный нравственный выбор.

    Заключение:

    И в заключение вернусь к словам В.А. Солоухина:

                                                                        Детство, как почва, в которую падают семена.

                                                                Они крохотные, их не видно, но они есть.

                                                      Потом они начинают прорастать…

                                                                 Некоторые становятся чистыми и яркими цветами,

                                                      Некоторые – хлебными колосьями,  

                                                    Некоторые - злым чертополохом.

      Главная задача социальных педагогов – организовать работу по активному включению социально-проблемных обучающихся во внеурочную деятельность. Тогда, найдя занятие по своим интересам, ребенок в полной мере, подобно цветку, сможет раскрыть свой внутренний потенциал.

    социальный педагог: Н.М. Струихина,

                                                                        МБОУ НШ-Д/С №2.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников

    Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...

    Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуализации внеурочной деятельности в рамках работы классного руководителя. Обобщение опыта работы.

       Данная работе - презентация обобщения опыта работы по теме "Создание условий для реального развития детей младшего школьного возраста через интеграцию общего развития и индивидуали...

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

    Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

    : в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....

    Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

    Рабочая программа по коррекции агрессивно направленного поведения «Я стану лучше!» составлена для детей младшего школьного возраста. Данная программа состоит из упражнений и игр, которые о...

    Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»

    Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...