Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования
статья на тему

Гадзиева Светлана Сослановна

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya.zip2.6 МБ

Предварительный просмотр:

МК-466

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Сиукаева Фатима Борисовна,

Гадзиева Светлана Сослановна,

Мусикова Варвара Сергеевна,

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №3 г.Владикавказа РСО-Алания

Аннотация: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики. 

Ключевые слова: «младший школьник», «девиантное поведение», «психологические особенности».

Forms and methods of work of primary school teachers to prevent deviant behavior of children of primary school age in the conditions of General secondary education

Siukaeva Fatima Borisovna,

Gadzieva Svetlana Soslanovna,

Musicova Varvara Sergeevna

Abstract: the article deals with the problem of deviant behavior of children in primary school. The authors consider the features of the problem and indicate the methods used. 

Key words: "junior schoolboy"," deviant behavior", "psychological features".


Сущность понятий «девиантное поведение»

Раскроем сущность базовых понятий «девиантное поведение».

В.А. Никитин [1, c. 134] девиантное поведение понимает как систему поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Так же автор добавляет, что «чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам».

Е.В. Змановская рассматривает девиантное поведение как нарушение не любых, а лишь наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм. [2, с. 12]

В своей работе В.Д. Пурин дает следующее определение: «девиантное поведение – поведение человека, в частности ребенка, подростка, носящее характер выраженных отклонений от привычных, общепринятых норм поведения». [3, с.13]

Таким образом, изучив понятия «девиантное поведение» мы видим, как тонки те границы, которые отделяют нормальное поведение от ненормального. И пришли к выводу, что для профилактики девиантного поведения младших школьников нам нужно знать не только сущность понятий, но и причины данного поведения.

Каковы же причины девиантного поведения у детей младшего школьного возраста

Человек с рождения попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. Множество факторов, как биологических, так и социальных оказывает влияние на развитие человека.

Н.Ф. Кирдяшкина в своей работе выделяет следующие причины:

  1. Семья – самый главный социальный фактор, который влияет на становление личности. Семьи бывают разные. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. В последние годы большая деловая загруженность родителей становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения, т.к. ребенок лишен внимания и контроля со стороны родителей и более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды.
  2. Академическая неуспеваемость, особенно начавшаяся в начальных классах. Положение неуспевающего ученика кроме чувства неполноценности может привести к попыткам компенсации за счет самоутверждения в асоциальной деятельности.
  3. Конфликтные отношения со сверстниками и педагогами. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором.

Эти дети, ослабленные социально, морально и физически, нуждаются и в поддержке, и в помощи. Часто эти дети   депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации. [4]

С этой целью, отмечает автор, целесообразно педагогу овладеть системой индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов: контактный, диагностический, коррекционный, самостоятельности. [4]

Главное условие успеха, считает автор, это высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.

Повышается роль социально-педагогической и психологической службы в системе воспитательно-профилактической работы. С учащимися, которые имеют склонность к девиантному поведению, с целью профилактики применяются различные формы работы:

  • индивидуальные личностно-ориентированные тренинги и беседы;
  • вовлечение во внеклассные мероприятия;
  • вовлечение в общественную жизнь учебного заведения (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, конкурса рисунков и т. д.).

При взаимодействии учителя на уроке с детьми девиантного поведения автор предлагает следующие рекомендации:

  • сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета;
  • помнить, что ребенок имеет право на ошибку;
  • ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно ее оспорит;
  • использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физминуток;
  • учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
  • необходимо делать акцент на позитивное в анализе работы и поведения девиантного ребенка;
  • учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
  • не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства;
  • оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
  • не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;
  • нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность – это следствие враждебности, а урок — не поле битвы. [4]

Организация занятости учащихся с девиантным поведением

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление  проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся начальной школы. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

Классные руководители в начале учебного года делают диагностику семей учащихся своих классов: проводят анкетирования, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье, составляют «Социальный паспорт класса».

Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Посещение на дому осуществляется по договоренности с родителями.  Изучив контингент семей учащихся, классный руководитель будет иметь возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.

На основании собеседования с классными руководителями заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог проанализировав и обобщив данные о семьях, составляет «Социальный паспорт школы» . Таким образом, на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся.

Как показывает опыт, работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, наиболее эффективна, когда классный руководитель планирует индивидуальную работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной социально-психолого-педагогической карте» ребенка. К этой работе  подключается педагог-психолог, одним из основных  направлений работы, которого является психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

В своем плане работы классные руководители  планируют профилактические мероприятия, организуя либо родительский лекторий, либо работу с группами родителей по конкретной проблематике. [5],[6]

Выделяются категории семей, в которых:

  • не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.);
  • не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом  в целом.

Само по себе образовательное учреждение не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Существует афоризм: «Человек – творец своего счастья».

С детьми девиантного поведения и их семьями в нашей школе проводится следующая социально-педагогическая работа:

  1. В рамках работы родительского всеобуча организован цикл лекций для родителей, испытывающих затруднения в воспитании своих детей.
  2. Ежегодно организован цикл лекций для трудновоспитуемых детей и детей с отклонениями в поведении с привлечением инспекторов по делам несовершеннолетних, представителей прокуратуры, милиции и здравоохранения.
  3. Ведется журнал на учащихся, состоящих на внутришкольном учете, согласно которому проводится индивидуальная работа, а также отслеживаются результаты.
  4. Регулярное посещение таких учащихся и семей на дому.
  5. Обеспечение занятости в кружках и секциях
  6. Психологом школы были проведены методики и диагностики:

а) диагностика тревожности Филипса

б) уровень мотивации Лускановой

в) диагностика самооценки Казанцевой

г) Шмишек. Акцентуации характера, несуществующие животные. [6]

Заместитель директора по ВР по окончании каждой четверти проводит индивидуальные собеседования с классными руководителями. В ходе этого собеседования проводится итог определенного этапа работы классного руководителя, корректируя планы на следующий временной интервал. По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности на следующий учебный год. [5],[6].

Таким образом, систематически и последовательно организовывая работу, администрация школы, психолого-педагогическая служба  имеют достоверную и полную информацию об учащихся. На основании сведений  строим планирование и проведение профилактики девиантного поведения школьников. Одной из движущих сил в проведении данной работы является классный руководитель, так как именно он  осуществляет непосредственный контакт с учащимися и их семьями.

Толерантное отношение к особенностям личности – главное в работе с детьми девиантного поведения.  

Н.Ф. Кирдяшкина в своей работе [4] предлагает прочесть притчу о перевернутом камне (Приложение 5) [7]. На основе данной притчи делает вывод, что зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих, главное условие успеха – это высокая культура общения и педагогический такт педагога, вера в силы учащегося, постоянная поддержка и стимулирование.

Притча о перевернутом камне

Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано "Переверни и читай". Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: "Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?"

Эта притча как нельзя лучше подтверждает поднятый вопрос о детях с девиантным поведением. Истина на поверхности. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности - в нас самих. В нашем диктате, лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. 

"Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем" – вот те главные слова, которые сегодня мы должны сказать своим ученикам.


Список литературы

  1. Никитин В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /  В.А. Никитин. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
  2. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие [Текст] / Е.В Змановская, В.Ю. Рыбников. – Питер, 2010. – 352 с. – (серия «Учебное пособие»).
  3. Пурин, В. Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.Д. Пурин. - М.: Академия, 2008. – 192 с.
  4. Кирдяшкина Н.С. Как работать с детьми девиантного поведения. Статья [Электронный ресурс]/ Н.С. Кирдяшкина, Саранск, 2014. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/11/12/kak-rabotat-s-detmi-deviantnogo-povedeniya.-14.11.2015
  5. Организация занятости учащихся с девиантным поведением (Рекомендации для педагогов и родителей), [Электронный ресурс], https://kopilkaurokov.ru/
  6. Организация занятости учащихся с девиантным поведением (Рекомендации для педагогов и родителей), План работы завуча по воспитательной работе МБОУ СОШ №3 г. Владикавказа.
  7. Брауэр С.П. «Трудные дети» – дети, которым трудно [Текст] С.П. Брауэр// Детский дом. 2011. № 39. – 21 с.

© Ф.Б. Сиукаева, С.С. Гадзиева, В.С. Мусикова, 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы над темой: "«Роль разнообразных двигательных игр, физминуток, комплексов упражнений и кинезиологических заданий в снятии общего мышечного и локального утомления детей младшего школьного возраста в условиях ФГОС второго поколения».

Перед начальной образовательной школой на сегодняшний день в условиях современного образования и требований ФГОС второго поколения  встала  важна проблема: организация образовательного проце...

Внеурочная деятельность как одно из педагогических условий профилактики отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста

ДОКЛАД социального педагога позволяет раскрыть сущность внеурочной деятельсти в начальной школе. Благодаря занятости детей во время внеурочки-дети меньше гуляют, нарушают правила поведения на улице, м...

Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.

Показана особенности организации работы по развитию речи у обучающихся младших классов  нарушениями слуха после кохлеарной имплантации....

Формы и методы работы учителя начальных классов по развитию произвольного внимания у учащихся 1 класса

Непременным условием успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте. Школа предъявляет высокие требования к произвольности детского внимания в плане ум...

Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....