Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.
учебно-методический материал на тему

Шункова Юлиана Михайловна

Показана особенности организации работы по развитию речи у обучающихся младших классов  нарушениями слуха после кохлеарной имплантации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика работы учителя начальных классов по развитию речи у обучающихся младшего школьного возраста со слуховой депривацией после кохлеарной имплантации.

Достижения науки и техники, новейшие технологии привели к разработке современного способа оказания помощи глухим- метод кохлеарной имплантации(КИ).

Кохлеарная имплантация - система мероприятий, направленных  на улучшение слуха глухих людей. Аппарат КИ как устройство для слушания впервые был применён в 1980-ых годах для глухих людей, которым не помогали даже мощные слуховые аппараты. (О.В.Зонтова)

        Кохлеарный имплант – это медицинский высокотехнологичный  прибор, позволяющий вернуть слух пациентам с выраженной или тяжёлой потерей слуха сенсоневральной этиологии.  Кохлеарный имплант состоит из внешней (носимой) и внутренней (имплантируемой) части. Вживляемая часть импланта берёт на себя функции повреждённых или погибших волосковых клеток улитки. В состав импланта входят: приёмник/ стимулятор с компьютерным чипом в титановом корпусе, покрытый селиконовой оболочкой, а так же, тонкая , равномерно сужающаяся электродная решетка с 24-я электродами.

Электродная решетка внедряется в полость улитки внутреннего уха и располагается в непосредственной близости с окончаниями нервных волокон. Электродная решетка соединяется с приёмником/стимулятором, который располагается под кожей за ухом.

Речевой процессор программируется в соответствии с цифровыми стратегиями кодирования речи. Он содержит направленный микрофон и может носиться либо на теле, либо за ухом, подобно заушному слуховому  аппарату. Речевой процессор анализирует звук, принимаемый и  преобразованный микрофоном звук в электрический сигнал, а внутренний чип осуществляет аналого-цифровое преобразование этого сигнала в кодированный.

Из речевого процессора сигнал посылается на катушку передатчика, расположенную на голове пациента напротив имплантированного приёмника/стимулятора. Передатчик посылает кодированный радиочастотный сигнал сквозь кожный покров к внутренней части – импланту. Принятые коды содержат инструкции для электроники импланта по стимуляции посредством электродов волокон слухового нерва улитки. Слуховой нерв переносит информацию в мозг, который воспринимает её как звук.

 Импланты стремятся максимально точно воспроизвести естественную физиологическую систему кодирования информации о громкости, тональности и прочих характеристик звука.

        Учёными зарубежных институтов проводились исследования с целью выявления развития речи после  КИ, и определение особенностей работы с имплантированными детьми, которые имеют не только нарушения слуха, но и иные комплексные нарушения.

      Обследования проводились в присутствии родителей и терапевта.

      В ходе эксперимента ребенку предлагалось побеседовать на различные темы: любимые мультфильмы, комиксы, обсуждение занятий с терапевтом, описание картинок. Авторы делают вывод, что использование КИ может давать более стабильные и более положительные результатов, чем предварительно ожидалось  от детей с грубыми и тяжёлыми нарушениями слуха.    Одновременно они зафиксировали данные, свидетельствующие о том, что внятность достаточно быстро развивается у детей, имплантированных в возрасте до 3 лет. Исследование показало значимую связь между внятностью речи, «хронологическим возрастом» ребёнка и «возрастом слухового восприятия», но не выявило связи с «возрастом пост-имплантации».

Эксперимент показал, что у детей с тяжелой тугоухостью и глухотой, прошедших КИ, такие показатели, как фразовая речь и высота тона звука, больше не являются проблематичными.  Произвольность в изменении громкости  и темпа оказались проблемными для очень не большой группы высказываний.  При этом авторы пришли к выводу, что устранение указанных трудностей у ребёнка, пользующегося КИ, возможно при условии адекватной работы с ним специалиста – логопеда.

Авторы подводят итог исследования: КИ, проведённая в столь раннем возрасте, позволила детям-испытуемым добиться заметных успехов в освоении просодических и голосовых характеристик устно-речевых высказываний. Следовательно, КИ в целом может рассматриваться как эффективное условие развития устной речи детей.

Процесс обучения слышать -  и говорить снова, или впервые, может быть длительным. Для  некоторых людей,  которые длительное  время не слышали звуков, или для людей, которые никогда не слышали,  требуется определённое время для того , чтобы мозг научился извлекать информацию при стимуляции.

Обучение - очень трудоёмкий процесс для всех участвующих, но результаты стоят затраченных усилий.  

2

Основной особенностью детей после КИ можно считать то, что у глухого ребёнка  одномоментно  пороги слуха приближаются к нормальным, а мозговые центры при этом не умеют анализировать звуки. Главной целью в этот момент является развитие слухового восприятия с КИ и слухового контроля собственной речи.

А приоритетной задачей педагога является умение донести до сознания родителей то, что они должны изменить своё отношение к детям и к себе.

Большинство родителей уверенны в том, что после имплантации ребёнок заговорит сам, без приложения  к этому каких либо усилий. Он будет различать звуки, понимать речь и т.д. Но это далеко не так!

3

Для полноценного и эмоционального речевого развития ребёнка с нарушенным слухом большое значение имеет общение со взрослыми, совместные дела, игры. При этом ребёнка надо учить делиться полученными впечатлениями, опытом.  Детей необходимо учить  описывать  пережитые события, но  совместно с взрослыми. Учить перекладывать на бумагу  увеличение его жизненного опыта словесно.

Данное направление интенсивно разрабатывается в последнее время. Примером этому может служить рабочая тетрадь «Дневник событий жизни ребёнка» (авторы Гончарова ЕЛ, Королевская ТК, кукушкина ОИ 2002), методической основой которой являются исследования ИА Сколянского и БД Корсунской. Эта форма работы рассчитана на детей с нарушенным слухом школьного возраста.

Подобную работу мы ведём давно, но тетрадь наша имела другое название и была предназначена в основном для работы в каникулярное время. Несколько лет назад, решено было  назвать  эту тетрадь - «Дневник выходного дня» и началось  активное его использование.

Введение таких дневников помогает налаживать контакты детей с родителями и близкими людьми. Дневник выходного дня является одной из эффективных форм  вовлечения родителей в работу по развитию речи детей в начальных классах после КИ.

Как известно, дети с нарушенным слухом после КИ имеют различный уровень речевого развития. Вести дневник можно с любым ребёнком, как имеющим развёрнутую фразовую речь, так и  с ещё практически не говорящим, имеющим в речевом развитии лишь отдельные слова.

Дневник выходного дня- это тетрадь, в которой зарисованы  жизненно важные, для ребёнка,  ситуации или эмоционально значимые события. Под картинкой размещается подпись: слова, фразы, небольшой текст, описывающий данное событие. Благодаря дневнику у детей появляется потребность рассказать о случившемся, что способствует и стимулирует развитие их монологической речи. С помощью отдельных фраз, небольших рассказиков про себя ребёнок пройдёт путь от наглядных представлений (2-3 слова), до развёрнутой фразовой речи, от глобального  к аналитическому чтению и пониманию прочитанного.

У детей возникает желание поделиться впечатлениями с товарищами, показать им моменты прожитого дня, всё то интересное, что с ним происходило, гордость за себя и родных в различных ситуациях.  А учителю, желание  продемонстрировать   слова и фразы,  и быть поощрённым за старания.

Но для этого работа с дневником выходного дня должна быть регулярной и последовательной, и начинаться она должна как можно раньше.

Педагогу необходимо объяснить родителям, как и для чего нужно вести дневник. Родителям же необходимо вовлекать своего ребёнка в оформление каждой страницы дневника, учить его с помощью рисунков и подписей рассказывать о случившемся.

Именно родители должны понимать важность и необходимость такого Дневника, как средства развития речи своих детей. Ведь именно от их стараний и отношения , от понимания значимости и зависти дальнейший настрой ребёнка и его работа в данном Дневнике.

От формальность родительского подхода и настроя будет зависеть дальнейшее желание работы ребёнка с Дневником. Если ребёнок только заметит отношение с «прохладцей» со стороны родителей – не быть успешности в этом деле. У ребёнка сложится несерьёзность и необязательность выполнения данной работы.

«Объём» подписей обязательно должен соотноситься с уровнем  речевого развития ребёнка. Не следует завышать его. После фиксации события на листах Дневника и его обсуждения ребёнка учат с помощью рисунка и подписей рассказать о произошедшем. Рисовать каждый раз детям бывает лень, а бывает и нет времени, поэтому, как дополнительным способом фиксации можно использовать фотографирование, которое так же можно использовать в Дневнике.

Важно учить ребёнка именно рассказывать об увиденном, произошедшем, а не заучивать текст наизусть без осмысления содержания.

В подписях используются только знакомые ребёнку слова и фразы. Постепенно вводятся по 1-2 новых слова. , тем самым расширяя словарь ребёнка. Важно так же постепенно усложнять и структкру фраз.

Форма введения дневника выходного дня дополняется и составлением рассказов по прочитанным дома текстам. Это могут быть как небольшие книжечки, простые сказки, рассказы. Важно учит ребёнка рассказывать о прочитанном.

Именно этот вид работы позволяет расширить словарь ребёнка, использовать в речи более сложные грамматические конструкции. При отборе текстов для чтения и при составлении рассказа о прочитано следует учитывать уровень речевого развития конкретного школьника.

Данная  работа выполняется не только родителями.

Подготовка к такой   работе  начинается  в школе, на уроках и во внеурочное время.  Вначале обсуждается то или иное эмоционально значимое для детей событие, которое было для них ярким. Оно зарисовывается. И каждый рисунок может быть неповторим. По рисункам, в дальнейшем, составляется устный рассказ. Затем, ребёнку предлагается этот рассказ записать самостоятельно. В зависимости от уровня речевого развития ребёнка , этот рассказ у каждого будет своим, но он будет иметь общую смысловую нагрузку.

В работе дома родители помогают грамотно сформулировать каждое предложение и следят за тем, чтобы оно было записано без ошибок.  Если уровень речевого развития ребёнка ещё  относительно низок, то большую часть текста записывают родители, а меньшую, посильную - сам ребёнок. Проведение такой работы развивает у ребёнка не только умение устно рассказывать о произошедшем или прочитанном, но и описать события письменной речью.

Таким образом, ведение Дневника выходного дня помогает ребёнку  с нарушениями слуха поделиться своими впечатлениями с близкими ему людьми, рассказать о заинтересовавшем ему событии.

Родителям же нужно специально создавать ситуации, когда ребёнку есть кому рассказать об интересном событии. При этом, если близкие люди не были свидетелями этого события, ребёнок получает стимул более тщательно подбирать слова из своего словарного запаса, чтобы понятно рассказать о произошедшем. Часто, именно в такие моменты,  словарь ребёнка и пополняется новыми словами, которые из пассивного словаря переходят в активный.

Работа с дневником выходного дня продолжается в школе. После выходных учащиеся приносят Дневник в класс и ещё до уроков показывают друг другу рисунки и фотографии, и, что самое главное, рассказывают о событиях(правда, рассказывают кто как может).

Работа с Дневником выходного дня ведётся и на уроках развития речи, ООМ, Природоведения и чтения, где каждый учащийся учится не только рассказывать, но и слушать рассказы других учеников.

При проведении таких слушаний, учителем иногда, ставится задача: «Послушайте внимательно, и скажите, есть ли ошибки?».  Это мотивирует учеников и стимулирует к  внимательному прослушиванию и минимальному анализу рассказа товарищей.

Найти ошибку в такой ситуации не достаточно, и учащиеся это знают. Ребята должны не только найти ошибку в построении предложений, но и предложить свой вариант, как правильно сказать в данном случае.

Не всегда родители внимательно слушают учителя и как следствие- неправильно оформляют страницы дневника выходногодня. При его ведении выявились типичные, часто допускаемые ошибки.

В дневнике отображаются события, важные не для ребёнка, а для взрослых. А ребёнку запомнилось или понравилось что то другое, о чём он потом и рассказывает. Но этого нет в Дневнике.

Некоторые родители стараются как можно больше написать о каком-нибудь событии. Забывая о том, что ребёнок ещё не в состоянии пересказать текст такого объёма. Либо ребёнок не владеет необходимым словарным запасом и большая часть текста не доступна для ученика. Особенно, если в нём много сложных предложений и новых слов..

Описание интересного события, такого как посещение театра, музея, цирка, нужно разбить на несколько частей и оформить на несколько страниц.

Бывает, что родители не расширяют словарный запас ребёнка, а сводят его к минимуму. Несмотря на то, что ребёнок обучается уже не в первом или втором классе, и уже владеет достаточным словарём. В таких случаях страничка Дневника часто содержит рисунок и подпись , состоящую из одного предложения(Сегодня мы ходили в театр. Я играл с Алёной.  Подобный рассказ ребёнок может составить сам и обучающего момента в этом случае не  происходит.

Часто, записи в Дневнике не оформлены в связный рассказ, а представляют собой отдельные предложения, перечисляющие действия. Например:  Я смотрела мультик. Я рисовала.

Такой Дневник не интересен детям.

Бывают дневники, в которых ежедневно описываются одни и те  же события.

Родители должны стараться акцентировать внимание детей на чём - то интересном, а не на действиях, которые сами собой предполагаются в повседневной жизни.

Таким образом, ведение Дневника выходного дня позволяет вовлекать родителей в активную работу по развитию речи их детей. Практика показала, что эта форма работы способствует активизации родителей, проявлению у них инициативности в общем и речевом развитии детей с нарушениями слуха после КИ.

Одним из важных средств развития речи детей после КИ служит игра. Это связано с тем, что дети играют с очень большим интересом и решают при этом поставленные перед ними задачи в определённом смысле в непроизвольном плане. С детьми проводятся дидактические(игры с предметами, настольно-печатные, словесные), сюжетно- ролевые, подвижные.  В игре дети, относительно легко,  усваивают не только названия предметов, признаков предметов, действий,  но и  овладевают значением слов, обозначающих некоторые абстрактные понятия : времени (сегодня, вечер, четверг..),  относительные (быстрее, больше…),  пространственные (вверху, справа, близко…)  

В словесных играх дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и отличия, группировать предметы по различным свойствам, признакам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»

Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....

игры на развитие словообразования у обучающихся младшего школьного возраста

Презентация, на тему словообразования в начальной школе.В презентации идет рассмотрения, игр на формирование новых слов....