Рабочая программа «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»
рабочая программа на тему

Зырянова Дарья Сергеевна

Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых дети – с разной интеллектуальной подготовкой – сильные и слабые – могли бы решать нетиповые, поиско-творческие задания, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, т.к. решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка. 

Цель программы: преодоление трудностей в развитии познавательных процессов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа с. Казым»

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста»

Педагог-психолог

СОШ с.Казым Зырянова Д.С.

(Ф.И.О. педагога)

Программа рассчитана на школьников 7-10 лет

Срок реализации программы: 1 учебный год

2016 г.

Пояснительная записка

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка на боле высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства.

Источниками полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают 2 вида деятельности:

- во-первых, любой ребенок развивается за счет приобщения к современной ему культуре; в основе этого процесса лежит учебная деятельность, направленная на овладение ребенком знаниями, умениями, необходимыми для жизни в обществе;

- во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Смысл программы «Коррекция и развитие познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах регулярные занятия, на которых дети – с разной интеллектуальной подготовкой – сильные и слабые – могли бы решать нетиповые, поиско-творческие задания, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, т.к. решение не учебных задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребенка.  

Цель программы: преодоление трудностей в развитии познавательных процессов.

Задачи:

  1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объем внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания.
  2. Развит объем, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
  3. Развить волевую сферу.
  4. Научить мыслить творчески, видеть взаимосвязи, делать умозаключения.
  5. Развить воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
  6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия с одноклассниками и педагогами.
  7. Формировать устойчивую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.

Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, в первую очередь, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков.

В структуре занятий можно выделить следующее этапы:

  1.  Ритуалы приветствия – прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющие сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь важно для плодотворной работы. В него должны быть включены все дети.
  2. Разминка не только служит элементом развития внимания, но и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями.
  3. Основное содержание занятий представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных не только на решение задач данного коррекционно-развивающего комплекса, но и на формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. В основную часть занятий также включены психогимнастические упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности.  
  4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают обратную эмоциональную связь друг другу и психологу.

Данная программа объемом 33 часа ориентирована на групповую форму работы. Численность группы до 20 человек. Частота групповых встреч – 1 раз в неделю. Приблизительная длительность каждого занятия – 40-60 минут. Занятия проводятся в помещении со столами, стульями, доской. Выполнение индивидуальных работ проводится в тетрадях (на листочках).

Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

  1. Личностные
  1. - внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
  2. - самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
  3.  - смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление  к приобретению знаний).
  1. Коммуникативные
  1. - ориентация на позицию других людей, отличную от собственных,   уважение иной точки зрения;
  2. - учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  3. - умение слушать собеседника;
  4. - Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
  1. Регулятивные
  1. - целепологание;
  2. - контроль;
  3. - коррекция;
  4. - оценка;
  5. - саморегуляция
  1. Познавательные
  1. - рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  2. - поиск и выделение необходимой информации;
  3. - самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
  4. - анализ объектов с целью выделения признаков;
  5. - синтез;
  6. - установление причинно-следственных связей.

Предполагаемые результаты программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о познавательных процессах, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки различных упражнений.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества и социально реальности в целом): коррекция и развитие различных параметров внимания: концентрации, устойчивости, объема, распределения, переключения, помехоустойчивости, наблюдательности; коррекция и развитие других психических процессов взаимосвязанных с вниманием; развитие эмоциональной сферы, произвольности поведения, общения.
  3. Результаты третьего уровня (получение школьником опята самостоятельного общественного действия): школьник приобретает опыт общения с одноклассниками, с социальным окружением; опыт успешного выполнения упражнений, связанных с развитием познавательных процессов; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими людьми.

Учебно-тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Занятия по развитию внимания

1.

Вводное занятие. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности.

1

2.

Развитие устойчивости, концентрации, распределения внимания.

1

3.

Игры на развитие внимания.

1

4.

Игры на развитие внимания.

1

5.

Развитие объема и распределение внимания, зрительной памяти; конвергентного мышления; воображения.

1

6.

Игры на развитие волевого внимания.

1

7.

Развитие распределения, переключения, объема внимания, слуховой памяти; пространственной ориентации, гибкости мышления.

1

8.

Развитие активного внимания.

1

9.

Развитие распределения, объема внимания; зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

1

Раздел 2. Занятия по развитию памяти

10.

Развития зрительной и кинестетической памяти; наблюдательности; логического мышления; творческого воображения.

1

11.

Игра – путешествие «Виды памяти».

1

12.

Развитие смысловой памяти; логического мышления; гибкости мышления.

1

13.

Игры на развитие моторно-слуховой памяти, внимания.

1

14.

Игры на развитие памяти и наблюдательности.

1

15.

Развитие смысловой памяти; пространственной ориентации; логического мышления; креативности.

1

16.

Игры способствующие успокоению и организации.

1

Раздел 3. Занятия по развитию познавательных процессов

17.

Развитие взаимодействия, развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализаторов; развитие логического мышления

1

18.

Игры на развитие внимания, памяти.

1

19.

Игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности.

1

20.

Повышение уверенности в себе; развитие саморегуляции; концентрации и переключения внимания; смысловой памяти; умения выполнять действия по аналогии; выявлять существенные признаки.

1

21.

Игры на развитие памяти, внимания.

1

22.

Упражнение на развитие внимания.

1

23.

Развитие концентрации, объема внимания; зрительной памяти; звукового восприятия; развитие оригинальности, гибкости мышления.

1

24.

Игры на развитие наблюдательности и эмпатии друг к другу.

1

25.

Развитие концентрации внимания; смысловой памяти; понятийного мышления; воображения.

1

Раздел 4. Занятия по развитию познавательных процессов, на расслабление, этюды на выражение различных эмоций

26.

Развитие объема, переключения внимания; зрительной памяти; логического мышления; творческого воображения.

1

27.

Упражнения на расслабление мышц рук.

1

28.

Этюды на выразительность жестов.

1

29.

Этюды на расслабление мышц.

1

30.

Развитие концентрации, объема внимания; смысловой памяти; логического мышления; грамматических навыков.

1

31.

Этюды на выражение удивления.

1

32.

Этюды на выражение гнева.

1

33.

Игра на развитие памяти «Первоклассное путешествие»

1

Литература:

1. Стебенева Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста. // Школьный психолог №1 2001г.

2. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1998г.

3. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М., 1994.

5. Уфимцева Л., Окладникова Т. Вместе весело играть. Программа психокоррекционных занятий для соматически ослабленных младших школьников. // Школьный психолог №25-26 2003г.

6. Баканова Н.С. Найди, придумай, нарисуй. Развитие познавательных способностей учащихся классов коррекции. Практические материалы. М.: Генезис, 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте

Психологи, изучая познавательные процессы человека, полагают все же – и не без оснований – что они более или менее адекватно отражают действительно существующий мир....

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

" Особенности психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте"

Презентация, в которой описаны кратко особенности всех психических процессов, таких как: память, мышление, воображение, внимание....

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...

Творческий отчет. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентиро...

ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ учащихся младшего школьного возраста

Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста (6,5-10 лет), имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способст...

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...