Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста
методическая разработка

Сидоренко Марина Николаевна

Методические рекомендации

по использованию методов и приёмов

для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (военвед) г. Зернограда

Методические рекомендации 

по использованию методов и приёмов

для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Учитель Сидоренко Марина Николаевна

2020-2021

учебный год

Введение.

«Ни один наставник не должен забывать,
что его главнейшая обязанность состоит
в приучении воспитанников к умственному
труду и что эта обязанность более важна,
нежели передача самого предмета»

К.Д. Ушинский

В современных условиях социально-экономических изменений, реформирования образовательной системы организация полноценного процесса познания требует, прежде всего, реализации развивающего образования и самообразования, непрерывности данного процесса на всех его ступенях, а постоянно увеличивающийся поток информации – особого внимания к развитию мыслительных способностей детей на основе любознательности, интереса в познавательной деятельности.

В последнее время большое внимание уделяется саморазвитию школьников в ходе обучения. Они должны овладеть умениями и навыками самообучения и саморазвития, а именно должны научиться самостоятельно принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, осуществляя оценку и самооценку. Чтобы младшие школьники овладевали этими умениями и навыками, важно сформировать у них потребность в обучении и саморазвитии.

Для формирования потребности в обучении и саморазвитии должна проводиться определенная работа. В основу работы ставятся следующие принципы:

1. принцип природосообразности (развитие способностей учащихся, поддержка стремления ребенка к обучению, осуществление помощи детям в учении и развитии);

2. принцип гуманизации, где учитываются интересы младших школьников к определенным видам занятий;

3.   принцип обучения в зоне ближайшего развития каждого ребенка.

Эти принципы служат ориентиром при выборе методов и содержания образования для реализации предлагаемой системы обучения, в которой самое главное – обеспечение полной занятости всех учащихся на протяжении всего урока и организация индивидуальной деятельности каждого ученика.

В своей работе я использую различные формы и приемы, игровые моменты, которые имеют большое значение в активизации познавательной деятельности младших школьников.

Основная цель – поднять интерес учащихся к учебе и, тем самым, повысить эффективность обучения.

Задачи:

1. создание условий для умственного развития детей;

2. формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

Использование таких форм работы дает возможность развивать творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике, а также вносит элемент занимательности в учебный процесс и помогает снять усталость и напряжение на уроке.

I. Возрастные особенности младших школьников.

Знать индивидуальные и возрастные особенности учеников максимально учитывать их в своей педагогической деятельности – это важнейшая задача педагогов, которые должны помнить слова К.Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Младший школьный возраст – это особый период, когда в жизни ребенка происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. Ведущей деятельностью младших школьников становится учение. С поступления ребенка в школу в результате обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов. Эта перестройка заключается в том, что процессы начинают приобретать качества, которые свойственны взрослым людям. Познавательные процессы должны стать произвольными, продуктивными и устойчивыми. Познавательные интересы младших школьников складываются постепенно. Они не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, тем более, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось должного внимания. Для маленького школьника выполнение интеллектуальных операций всегда связано с трудностями. Представим некоторые из них:

-- анализ звукового состава слова и анализ слов в предложении;

-- представления о количестве насыщены конкретным содержанием, дети путают величину и количество;

-- определение понятий, ребенок исходит из практической значимости явления, не принимая во внимание его генезис;

Все виды деятельности (учебная, игра, труд, самообслуживание) способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей производности, ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками будущего формирования формально логического мышления.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны: активность протекания всех процессов; слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения и самореализации за счет расширения круга общения, вхождения ребенка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания; потребность в оценке взрослого человека; потребность в игровой деятельности; свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность; стремление к новым впечатлениям и др..

     

II. Как сделать урок интересным?

Основной формой обучения является урок, на котором формирование умений и навыков учебного труда, умение пользоваться полученными знаниями осуществляется через взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся.

На каждом уроке, в зависимости от темы и содержания, учащиеся включаются в индивидуальную, парную и групповую формы работы, в ходе которой ученики организуют свою деятельность, учатся достигать поставленных целей, добиваться результатов, получают ответы на вопрос: «Как это сделать?» Таким образом, у них вырабатываются умения и навыки учебного труда, которые базируются на развитии психических процессов, и на каждой ступени обучения приобретают новые качества.

Качественные новообразования в развитии личности младшего школьника

1 класс

 

   4 класс                                                                                                  2 класс

                                                                 3 класс

 

        

Целью учебного процесса становится не только достижения знаний, умений и навыков, но и создание условий для развития психологических особенностей учеников.

Учитель принимает новую роль – роль организатора познавательной деятельности учащихся. Немецкий психолог Карл Бюлер писал: «Развитие ребенка зависит от того, как мы его учим, от его деятельности».  Деятельность всегда стоит между обучением и развитием, она является ведущим фактором развития. Природные задатки ребенка превращаются в способности только в процессе деятельности, но не всякая деятельность помогает развитию способностей, а только та, которая вызывает положительные эмоции.

Интересный урок – это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и воздействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, интересным, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска, возбудить у учеников интерес к предмету, желание познания? Все это возможно при наличии у учащихся положительной мотивации к учебной деятельности.

Педагог должен построить уроки так, чтобы дети могли и хотели достаточно длительное время сохранять повышенное внимание, усидчивость, способность воспринимать и хорошо запоминать учебный материал, предлагаемый учителем.

Психологами доказано, что младшие школьники в состоянии усваивать и сложный материал, но для того, чтобы это произошло, необходимо соблюдение следующих условий:

-- учебный материал должен быть ребенку интересен и понятен;

-- ребенок должен быть мотивирован на его изучение;

-- ребенок должен владеть умениями по его изучению.

III. Приемы активизации познавательной деятельности

Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представление по изучаемой теме до формирования устойчивых навыков помогают различные средства обучения. Чтобы привлечь внимание к новому материалу, используются игры и упражнения, занимательный дидактический материал.  

Обучить ребенка знать – значит постоянно использовать приемы, затрагивающие его личность, его опыт.

В своей работе я использую упражнения и занятия, которые не только повышают интерес к учебе, но и развивают память и внимание, мышление и воображение.

1. Обучение русскому языку предоставляет учителю большие возможности в работе над развитием мышления школьников. Приучая ребенка к осмыслению нового материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений, развивая пытливость его ума, учитель закладывает основы успешной мыслительной деятельности учащихся.

Однако важно учесть, что не всякое задание способствует развитию мыслительной деятельности. Многие задания по русскому языку, рассчитанные на самостоятельное выполнение, выявляют лишь способность действовать по образцу. Хотя репродуктивная деятельность является важным компонентом мышления, многие задания не могут быть решены только на репродуктивном уровне, а требуют самостоятельного творческого мышления. Это должны быть задания, требующие осуществления мыслительных операций в новых условиях, то есть в условиях непривычной формулировки задания, применения нового языкового материала, необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщение. [Приложение 1, 7]

На уроках математики проводятся «минутки повторения», включающиеся в устный счет, с использованием заданий ранее изученных тем. С целью развития творческого мышления я провожу на уроках на математики  интеллектуальные разминки. [Приложение 2, 10]

2. На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. И сама память немыслима вне других психических процессов. Для большинства людей лучший способ запоминания – многократное повторение. Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно  и активно. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность. Так при изучении нового словарного слова включаются в словарную работу различные виды разборов, изученные ранее: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический. В этих условиях необходимые знания прочно запоминаются даже без заучивания, то есть непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, не только обновляются, но и качественно изменяются, переосмысливаются.  [Приложение 3]

В работе я также использую такой прием: любому ученику, отвечающему на уроке, одноклассники дополнительно задают два вопроса из пройденного материала. Порой ученики, задающие вопрос, вспоминают и озадачивают своих одноклассников так, что тем приходится поднапрячься, чтобы вспомнить материал. Таким образом, задавая вопросы и отвечая на них, школьники вновь невольно обращаются к тому, что, казалось бы, забыто.

Важным является то, что при повторном воспроизведении той или иной информации учащиеся учатся выделять существенное, отбрасывая второстепенное. Одновременно при активном повторении учебного материала знания углубляются, расширяются, вырабатываются интеллектуальные умения и навыки. Благодаря этому, обеспечивается необходимая прочность усвоения, устраняются причины пробелов в знаниях учащихся и создаются благоприятные условия для повышения эффективности изучения программного материала. [Приложение 4, 7]  

3. Важное условие эффективности учебно-воспитательного процесса – умение педагога организовать на уроке внимание школьников. Внимательно слушая объяснение, ученик легче воспринимает, понимает, запоминает новый материал, и тем самым облегчает свою дальнейшую работу по выполнению соответствующих заданий. Нет ни одной стороны умственной работы, которая осуществлялась бы без волевого напряжения в виде произвольного внимания.

«Внимание!» -- как часто учитель обращается к ученикам с этим призывам, побуждая их сосредоточиться на том, что он говорит и показывает. Однако одного обращения для этого не всегда бывает достаточно. Как показывает опыт, значение развития произвольного внимания учащихся велико. Для его формирования с одной стороны, необходима четкая организация урока, подготовка к нему, тщательное продумывание его содержания, методов и форм работы, а с другой – постоянное использование упражнений и заданий. Особенно важно организовать внимание учащихся в начале урока, та как это во многом определяет весь его дальнейший ход.  [Приложение 5]  

Для мобилизации внимания учащихся в начале урока можно провести игру «Заметь всё». [Приложение 6]  

 С целью предупреждения типичных ошибок при выполнении умножения и деления, связанных с невнимательностью, к которым относятся ошибки на пропуск отдельных операций (4 500 : 9 = 5), смешение арифметических действий (340 * 8 = 348), списывание с доски или учебника и др., можно включить в устный счет специальные упражнения на внимание. [Приложение 6, 7]  

В процессе обучения желательно подбирать задания так, чтобы они и соответствовали теме урока, и способствовали развитию внимания. Приведем примеры заданий, способствующих развитию внимания, которые можно использовать при изучении отдельных тем.

4.  Воображение определяет творческую природу познавательных и эмоциональных процессов. Развитие воображения как системообразующего звена психической организации, психологического фундамента всех «специфических видов деятельности» становится сегодня ключевым приоритетом педагогической работы.

Новизна воспринимаемого, игры и занятия, опирающиеся на воображение, требуют от ребенка интуиции и изобретательности. Высокая умственная активность обнаруживается в легкости возникновения новых ходов мысли, в домыслах, необычных суждениях. [Приложение 7]

5. С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу. В своей работе с детьми использую программу по развитию познавательных процессов Иващенко Ю.А.. [Приложение 8]  

6. В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив. Игра – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Цель игр, проводимых на уроках – пробудить интерес к познанию. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов. [Приложение 9]

    При подготовке уроков с использованием игр, нужно знать, что главное:

-- не удивить инновационными технологиями, а научить учеников;

-- на уроке дети должны для себя сделать какое-то открытие, увидеть что-то новое;

-- урок должен быть уроком, а не внеклассным мероприятием, то есть решать обучающие, развивающие, воспитательные задачи.  

Заключение.

Наиболее частой причиной отставания ученика в школе является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательность процессов, отсутствие мотивации.

Чтобы у младшего школьника развивалось познавательная активность, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир. А в наше время только активный человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха. Развитие у школьников познавательной активности -- одна из важнейших задач в сегодняшней школе.

Учиться должно быть интересно. Только тогда учение может быть успешно. Одна из задач учителя – научить детей учиться, сформировать потребность в учении, научить получать от учебы удовольствие.

Основная цель активизации познавательной деятельности младших школьников – повышение интереса к учебе, формирование познавательной активности, расширение кругозора, образовательного пространства, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.

Использование приемов, указанных в работе, помогает мне создавать психологическую обстановку на уроках, которая способствует  формированию желания учиться, самостоятельно работать, достигать более высоких результатов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов

Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....

Методы и приёмы формирования скорочтения у обучающихся младшего школьного возраста

Значение работы по формированию скорочтения переоценить невозможно.  В результате этой работы устраняются трудности в  чтении, страх и неуверенность обучающихся, появляется интерес  к ч...

Методическая разработка родительского собрания по теме: «Способы развития познавательных процессов обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В данной методической разработке представлен материал по особенностям детей с задержкой психического развития, а также способах развития их познавательных процессов родителями....

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках

Содержание:Введение1. Методы активизации познавательной деятельности2. Педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности3. Приемы активизации познавательной деятельности обучаю...

Методы и приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся

В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей и современных бабушек и дедушек значительную часть времен...

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...