Методы и приёмы формирования скорочтения у обучающихся младшего школьного возраста
статья по теме

Значение работы по формированию скорочтения переоценить невозможно.  В результате этой работы устраняются трудности в  чтении, страх и неуверенность обучающихся, появляется интерес  к чтению. Приобретение  обучающимися  одного из самых основных общеучебных навыков – скорочтения, даёт гарантию того, что обучающиеся справятся с учёбой.  Эта работа объединяет детей, родителей и учителей в достижении общей цели. Скорочтение позволяет сохранить в среднем звене школы высокую успеваемость. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_formy_form._skorochteniya_.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и приёмы формирования скорочтения                                     у обучающихся младшего школьного возраста

Значение работы по формированию скорочтения переоценить невозможно.                       В результате этой работы устраняются трудности в  чтении, страх и неуверенность обучающихся, появляется интерес  к чтению. Приобретение  обучающимися  одного из самых основных общеучебных навыков – скорочтения, даёт гарантию того, что обучающиеся справятся с учёбой.  Эта работа объединяет детей, родителей и учителей в достижении общей цели.

     Скорочтение позволяет сохранить в среднем звене школы высокую успеваемость.

Условия успешного формирования навыка беглого чтения.

  • Задача бегло читать должна быть принята учениками и их родителями.
  • Ученики и родители должны быть научены специальным упражнениям по формированию беглого  чтения.
  • Необходим систематический диагностический контроль техники чтения.
  • Ведение читательского дневника и ежедневное заполнение таблицы:

Дата

Название

текста, автор

Кол-во слов за 1-ую мин

Кол-во слов за 2-ую мин

Кол-во слов

 за 3-юю мин

Кол-во слов

за 4-ую мин

Кол-во слов

 за 5-ую мин

  • Продолжительность работы над техникой чтения не должна превышать  10-15 минут.
  • Обязательны дыхательные гимнастика и гимнастика для глаз.
  • Упражнения на релаксацию.

Предлагаю вашему вниманию  упражнения по формированию скорочтения, проверенные мною на практике.

  1. Найти в тексте заданную букву. /Приучает к внимательному чтению/.
  2. Хоровое чтение. /Раскрепощение, отсутствие боязни/.
  3. Нахождение среди случайного набора букв заданного слова. /Развивает внимание, зоркость при чтении/.
  4. Упражнение над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. /Чтение шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и уверенно, игры на подражание и т.д./.
  5. Чтение скороговорок с различным темпом проговаривания и речи.
  6. Чтение слов столбиками. /Как можно больше за 1 минуту/.
  7. Жужжащее чтение. /5 минут в начале каждого урока/.
  8. Выбор слов из текста по заданию. /Например: найти слово в котором 3 слога и т.д./.
  9. Чтение за взрослым./ в унисон/
  10. Чтение со взрослым/развивает орфографическую зоркость : учитель читает вслух, дети следят по тексту. Учитель специально допускает ошибки в чтении: заменяет слова, предлоги, искажает слова  и т.д.Дети останавливают чтеца, указывают на ошибку/
  11. Найти в тексте половину слова. /Например: лесной, удочка, речушка и т.д./.
  12. Найти в тексте нужную строку. /Вертикальное движение глаз по странице/.
  13. Постепенное наращивание слов. /Например: лес, лесник, лесовичок/.
  14. Чтение слов, записанных шрифтом разной высоты. /Например: ёлОЧкА, мЕдВЕДь, ТЕтеРевоЧеК и т.д./.
  15. Деление слов на слоги горизонтальными и вертикальными линиями. /про-ле-та-ли, про/ле/та/ли/.
  16. Чтение со счётом слов.
  17. Чтение с помехами, напевание песенки.
  18. Чтение с простукиванием ритма.
  19. Чтение в парах группах. Взаимопроверка.
  20. Самозамер техники чтения.
  21. Сравнение скорости чтения незнакомого и известного текста.
  22. Чтение «спринт»
  23. Чтение «разведка»/ найти в тексте слова с сочетаниями чк, чн, жи, ши и т.д. /
  24. Чтение «канон».
  25. Зрительные диктанты И.Т.Федоренко. /Главное условие -систематичность/.
  26. Упражнения с буквенными и цифровыми таблицами А.Т.Степанищевым.
  27. Чтение слов справа налево по памяти. /нафелет (телефон) и т.п./

                               Желаю успехов!

     

                                                                      Учитель начальных классов                      

                                                                             МБОУ « Камызякская СОШ  №4»  

                                                                Тулепбергенова  Гульсара  Нурзихановна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕГЛОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Среди всех общеучебных умений и навыков, по моему мнению,  самое большое значение имеет умение беглого и качественного  чтения. В помощь учителям,...

Формирование исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Данная статья рассказывает о методах и приемах формироования исследовательской деятельности с использованием сети Интернет...

Формирование познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка

В данной статье представлена разработанная система упражнений по формированию познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста  на уроках русс...

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...

Методы, приёмы и формы организации общения, обучающихся младшего школьного возраста.

Методы, приёмы и формы организации общения, обучающихся младшего школьного возраста....

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста

Методические рекомендации по использованию методов и приёмов для активизации познавательной деятельности обучающихся младшего школьного возраста...