Главные вкладки

    Методы и приёмы формирования скорочтения у обучающихся младшего школьного возраста
    статья по теме

    Значение работы по формированию скорочтения переоценить невозможно.  В результате этой работы устраняются трудности в  чтении, страх и неуверенность обучающихся, появляется интерес  к чтению. Приобретение  обучающимися  одного из самых основных общеучебных навыков – скорочтения, даёт гарантию того, что обучающиеся справятся с учёбой.  Эта работа объединяет детей, родителей и учителей в достижении общей цели. Скорочтение позволяет сохранить в среднем звене школы высокую успеваемость. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metody_i_formy_form._skorochteniya_.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методы и приёмы формирования скорочтения                                     у обучающихся младшего школьного возраста

    Значение работы по формированию скорочтения переоценить невозможно.                       В результате этой работы устраняются трудности в  чтении, страх и неуверенность обучающихся, появляется интерес  к чтению. Приобретение  обучающимися  одного из самых основных общеучебных навыков – скорочтения, даёт гарантию того, что обучающиеся справятся с учёбой.  Эта работа объединяет детей, родителей и учителей в достижении общей цели.

         Скорочтение позволяет сохранить в среднем звене школы высокую успеваемость.

    Условия успешного формирования навыка беглого чтения.

    • Задача бегло читать должна быть принята учениками и их родителями.
    • Ученики и родители должны быть научены специальным упражнениям по формированию беглого  чтения.
    • Необходим систематический диагностический контроль техники чтения.
    • Ведение читательского дневника и ежедневное заполнение таблицы:

    Дата

    Название

    текста, автор

    Кол-во слов за 1-ую мин

    Кол-во слов за 2-ую мин

    Кол-во слов

     за 3-юю мин

    Кол-во слов

    за 4-ую мин

    Кол-во слов

     за 5-ую мин

    • Продолжительность работы над техникой чтения не должна превышать  10-15 минут.
    • Обязательны дыхательные гимнастика и гимнастика для глаз.
    • Упражнения на релаксацию.

    Предлагаю вашему вниманию  упражнения по формированию скорочтения, проверенные мною на практике.

    1. Найти в тексте заданную букву. /Приучает к внимательному чтению/.
    2. Хоровое чтение. /Раскрепощение, отсутствие боязни/.
    3. Нахождение среди случайного набора букв заданного слова. /Развивает внимание, зоркость при чтении/.
    4. Упражнение над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. /Чтение шёпотом и медленно, тихо и умеренно, громко и уверенно, игры на подражание и т.д./.
    5. Чтение скороговорок с различным темпом проговаривания и речи.
    6. Чтение слов столбиками. /Как можно больше за 1 минуту/.
    7. Жужжащее чтение. /5 минут в начале каждого урока/.
    8. Выбор слов из текста по заданию. /Например: найти слово в котором 3 слога и т.д./.
    9. Чтение за взрослым./ в унисон/
    10. Чтение со взрослым/развивает орфографическую зоркость : учитель читает вслух, дети следят по тексту. Учитель специально допускает ошибки в чтении: заменяет слова, предлоги, искажает слова  и т.д.Дети останавливают чтеца, указывают на ошибку/
    11. Найти в тексте половину слова. /Например: лесной, удочка, речушка и т.д./.
    12. Найти в тексте нужную строку. /Вертикальное движение глаз по странице/.
    13. Постепенное наращивание слов. /Например: лес, лесник, лесовичок/.
    14. Чтение слов, записанных шрифтом разной высоты. /Например: ёлОЧкА, мЕдВЕДь, ТЕтеРевоЧеК и т.д./.
    15. Деление слов на слоги горизонтальными и вертикальными линиями. /про-ле-та-ли, про/ле/та/ли/.
    16. Чтение со счётом слов.
    17. Чтение с помехами, напевание песенки.
    18. Чтение с простукиванием ритма.
    19. Чтение в парах группах. Взаимопроверка.
    20. Самозамер техники чтения.
    21. Сравнение скорости чтения незнакомого и известного текста.
    22. Чтение «спринт»
    23. Чтение «разведка»/ найти в тексте слова с сочетаниями чк, чн, жи, ши и т.д. /
    24. Чтение «канон».
    25. Зрительные диктанты И.Т.Федоренко. /Главное условие -систематичность/.
    26. Упражнения с буквенными и цифровыми таблицами А.Т.Степанищевым.
    27. Чтение слов справа налево по памяти. /нафелет (телефон) и т.п./

                                   Желаю успехов!

         

                                                                          Учитель начальных классов                      

                                                                                 МБОУ « Камызякская СОШ  №4»  

                                                                    Тулепбергенова  Гульсара  Нурзихановна.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕГЛОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

           Среди всех общеучебных умений и навыков, по моему мнению,  самое большое значение имеет умение беглого и качественного  чтения. В помощь учителям,...

    Формирование исследовательской деятельности обучающихся младшего школьного возраста

    Данная статья рассказывает о методах и приемах формироования исследовательской деятельности с использованием сети Интернет...

    Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема ум...

    Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года

    Кружок «Экология   для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...

    Формирование познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка

    В данной статье представлена разработанная система упражнений по формированию познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста  на уроках русс...