Формирование познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста на уроках русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Евдокимова Татьяна Ивановна

В данной статье представлена разработанная система упражнений по формированию познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста  на уроках русского языка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.3

Формирование  познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста  на уроках русского языка

Евдокимова Татьяна Ивановна,

 учитель начальных классов ГБОУ школы № 604,

Россия, Санкт-Петербург

В данной статье представлена разработанная система упражнений по формированию познавательного логического УУД «классификация» у обучающихся младшего школьного возраста  на уроках русского языка.

 Предлагаемый к использованию в педагогической деятельности опыт позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно планировать выполнение учебной задачи, осуществлять систематический самоконтроль, самооценку деятельности.  Применение предложенных дидактических и методических средств делает возможным использование разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования познавательного логического УУД «классификация» младших школьников на уроках русского языка.

 Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого основания (этот вариант чаще используется с детьми шести-семи лет, так как требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения). Для развития умения осуществлять классификацию обучающимся младших классов,  важно не только знать и использовать в учебной деятельности естественную классификацию объектов, но и проводить искусственную классификацию, т.е. группировать множество предметов по самостоятельно найденным признакам на подгруппы.

Наша система работы над формированием логического действия «классификация» началась в первом классе. На данном этапе, основная цель нашей работы заключалась в передаче обучающимся способа осуществления данной логической операции.  На следующем этапе формирования, во втором классе   обучающиеся уже знакомы со способом осуществления УУД классификация, и предъявление способа больше не нужно. В некоторых случаях обучающиеся осуществляют классификация при помощи подводящих вопросов учителя, предлагаемые в следующей последовательности:

1. Что мы сейчас будем делить? Какова цель выполнения данного действия?

2. Какой признак поможет нам произвести деление на группы?
        3. Какие группы у нас получились? Как они называются?

4. Что в итоге у нас получилось?

В процессе овладения обучающимися учебным умением классификации младших школьников на уроках русского языка мы систематически применяли  следующую систему упражнений:

1) Мы предлагаем детям 1 класса  прочитать  цепочки слов, устранить в каждой лишнее слово и запишите  их:

Кусты, сила, пена, звено

Люди, село, лютик, люки

Перец, лев, вяз, вес

Дети классифицируют слова по разным признакам.  Оснований для деления можно найти множество, и, давая детям задания на классификацию, следует развивать у них и способность к такой важной операции, как комбинаторика. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно [2].

2) Для формирования  умения  делить  объекты на классы по заданному  основанию дети выполняли следующие задания на классификацию слов по указанным признакам.

а) Выберите правильный ответ из трёх  предложенных: 

Слова разделены по числу слогов

Слова разделены по числу букв

Слова разделены по числам

Кусты, сила, пена, звено

Люди, село, лютик, люки

Перец, лев, вяз, вес

б) Разделите слова на группы по числу слогов:

Линейка, карандаш, курица, липа, лампа, нож, нос, кот, вата.

в) Запишите слова в два столбика:

в 1-ый - слова с сочетанием жи,

а в о 2-ой - слова с сочетанием ши. Выделите орфограммы.

 Шишки, лыжи, ужин, жидкий, машина, жилка, шип, кувшин, бежит, сторожит, ландыши, мыши, чижи, покажи, шить.

3)  Комбинированные задания  для овладения  классификацией.

а) Какое слово в ряду является лишним и почему? Что объединяет  оставшиеся слова?

подлежащее сказуемое  предлог

болото  молоко город

моря весна мороз

до свидания   здравствуйте  прощайте

б) Вставь подходящие по смыслу слова.

Нем, как _______________________ .

Хитёр, как ______________________ .

Упрям, как ______________________ .

Труслив, как _____________________ .

Силён, как _______________________ .

Голоден, как _____________________ .

Допиши предложение. Все эти выражения объединяет то, что.

Результаты работы по выбранным  нами дидактическим методам показали  высокую возможностью использовать разработанную систему упражнений в практической деятельности учителей начальной школы по проблеме формирования познавательного логического УУД  «классификация» младших школьников на уроках русского языка.

Таким образом, формируя познавательные УУД  мы осуществляем развитие компетентностей личности младших школьников, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [1].

Список использованной литературы:

1. Приказ Минобрнауки  РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г

© Т. И. Евдокимова, 2015



Предварительный просмотр:

Контрольный диктант в 4 классе за I четверть

Улетают журавли

     

     В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой, над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера  остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес.

     Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблестит. Высоко взлетят журавли. До радостной встречи весной!

Грамматические задания

  1. Второе предложение разобрать по членам предложения, указать части речи и связь слов в предложении, нарисовать схему с однородными членами.
  1. Определить падеж у существительных.

              I в.    Высоко в небе летели журавли.

              II в.    На востоке показалась ранняя зорька.

  1. Выписать из текста по два примера на каждую указанную орфограмму. Буквы – орфограммы подчеркните, напишите проверочное слово:

         I в.  - непроизносимые согласные.

         II в. - безударные гласные в корне слова;

     

      4.  Выпишите из ряда родственных слов имена существительные.

           Обозначьте  род.

                         I в.     Старик, стареть, старый2, старость.
                        II в.     Зеленый
2, позеленел, зеленка, зелень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕГЛОГО И КАЧЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

       Среди всех общеучебных умений и навыков, по моему мнению,  самое большое значение имеет умение беглого и качественного  чтения. В помощь учителям,...

Соблюдение принципов преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В статье рассматривается проблема преемственности при формировании логического мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Программа дополнительного образования «Экология для младших школьников» для обучающихся младшего школьного возраста Срок реализации 2 года

Кружок «Экология   для младших школьников» разработана как дополнение к курсу природоведения в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:·...

Публикация: "Организация внимания обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры".

Актуальность проблемы привлечения внимания и сосредоточенности детей младшего школьного возраста. Раскрытие причин проблематики данной темы. Подходы и методы исследования для привлечения внимания и пр...

Социализация обучающихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры (раздел «Плавание»).

Социализация обучающихся младшего школьного возраста средствами физической культуры и спорта, наиболее оптимальная форма их приобщения к дальнейшей успешной школьной деятельности....

Статья на тему "Использование графических схем на уроках окружающего мира как средства улучшения запоминания материала обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития"

Задержка психического развития- является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психическ...