Тема опыта: «Театрализация как средство развития универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста на уроках».
опыты и эксперименты по теме

Емельянова Юлия Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_opyta.docx266.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Театрализация как средство развития универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста на уроках».

Духовная жизнь ребёнка полноценна

лишь тогда, когда он живёт в мире игры,

сказки, музыки, фантазии, творчества.

Без этого он – засушенный цветок.

В. А. Сухомлинский

С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, которые настраивают учащихся на «умение учиться», формируют способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного освоения нового социального опыта, а не только приобретения учащимися конкретных предметных знаний и навыков.

Ученик сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Это требует создания определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность.

Работаю в первом классе по ФГОС НОО. Главной целью моей педагогической деятельности считаю общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее умение школьника учиться.

Эстетическое воспитание младших школьников в театрализованно-игровой деятельности – актуальная проблема. Занятия такой деятельностью не только вводят учащихся в мир прекрасного, но и побуждают их к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – развивают творческие способности и содействуют психологической адаптации младшего школьника в коллективе.

Учитывая индивидуальные психологические особенности младших школьников, их потребность в движении, в чувственном переживании произведений, ведущую роль наглядно-образного мышления, считаю возможным использование театрализации не только на уроках литературного чтения, но и на уроках математики, окружающего мира, русского языка, уроках технологии и изобразительного искусства.

Опираюсь на высказывание Г.И. Модылевской: «Элементы театра, изобразительного искусства, музыки, выразительное чтение детей и учителя на уроке обязательны». Проблемы применения элементов театрального искусства в деятельности учителя представлены в различных педагогических работах Ю.П. Азарова, И.А. Зязюн, Ю.Л. Львова, В.Ф. Моргуна, Е.Я. Ямбурга.

Театральная деятельность выступает как эффективное дидактическое средство.

Театрализация придаёт:

  • творческий стиль изучению программного материала;
  • повышает познавательную активность детей;
  • создаёт положительный эмоциональный фон любого занятия, урока или внеклассного мероприятия.

Также театрализация является одной из форм организации взаимодействия педагога и детей, их содружества и сотворчества. Она способствует развитию творческого потенциала и самого учителя, реализации его фантазии, эстетических пристрастий.

Драматизация как элемент театрализации учебного процесса создаёт здоровьесберегающий и здоровьесозидающий эффект. Театрализованные игры снимают психическую и физическую утомляемость учащихся, корректируют различные стороны психики ребёнка, межличностные взаимоотношения. (Приложение 1)

Существуют разные классификации театрализованных игр: О. Акуловой (2005), Л.В. Артемовой (1991), Д.В. Менджерицкой (1982), Л.С. Фурминой (1989) и др.

 В своей работе использую классификацию О. Акуловой.

Метод театрализации позволяет вводить творческий пересказ литературного текста с элементами театрализации уже с первого класса, что помогает обучать осознанному чтению и анализу литературных произведений.

(Приложение 2)

А так же «театрализацию» можно использовать на уроках окружающего мира как один из видов самостоятельной творческой работы, что будет способствовать более осознанному восприятию текста. Использование приёмов и средств театрализации поможет ребёнку найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?». (Приложение 3,4)

Благодаря использованию мною стихотворений, сказок, инсценировок уроки математики проходят эмоционально насыщенно. (Приложение 3,5) Эти лирические отступления не занимают много времени, но выполняют важную роль: художественный текст создает картинно-образный облик мира; поэтическая речь воздействует на воображение, обуславливает внутреннюю активность, а то, что вызывает эмоции учащихся, запоминается и осмысливается ими лучше.

Слушая математические стихотворения и сказки, предложенные мной, дети со временем сами начинают пробовать свои силы в сочинительстве.  Умение сочинять сказки по математике приходит не сразу. Как и всякое умение, его надо оттачивать, совершенствовать. Работы детей всегда поощряются и корректируются.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО такие творческие работы ориентированы на оценку способностей школьников решать учебно-практические задачи на основе формируемых универсальных учебных действий. Данная работа направлена на оценивание достижений планируемых результатов обучающихся на уровне «ученик получит возможность научиться». Оценивание результатов носит накопительный характер.

Разрабатываемый ребёнком материал становится составляющей его портфолио. (Приложение 16)

Хочется отметить, что слишком частое включение лирических моментов в урок нецелесообразно, так как нетрадиционное в этом случае может быстро стать традиционным и привести к обратному результату.

Театральная педагогика может эффективно реализовываться совместно с проектной деятельностью учащихся. В таком случае сам спектакль будет являться продуктом проекта.

Опытом работы по теме: «Театрализация как средство развития универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста на уроках» я неоднократно делилась на методическом объединении учителей начальных классов, педагогическом совете школы, в социальной сети работников образования www.nsportal.ru.

Метод театрализации прост в применении. Его могут использовать не только учителя начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности, но и работающие в основном и среднем звене. Школьникам гораздо легче воспринимать и анализировать учебный материал, если они сами прочувствуют и «проживут» жизнь представляемого героя или персонажа. Именно в театрализации возможна апробация школьниками уже имеющихся у них знаний, а также выражение эмоционального восприятия. Урок может проходить в форме спектакля, салона, сказки, студии и др.

Метод театрализации на уроках использую в своей работе пятый год. Мною отмечено положительное влияние этого метода на развитие детского интеллекта, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к предметам. Все это сказывается на уровне качества обучения. Подтверждение этому – успешная сдача итогового предметного тестирования в 2013 году. По результатам внешней экспертизы учащиеся показали 92% качества по математике и 83% по русскому языку при 100% успеваемости. По результатам мониторинга выпускников начальной школы 2013 года 85% школьников имеют уровень сформированности универсальных учебных действий выше среднего. Учащиеся победители и призёры II Всероссийской олимпиады по русскому языку (2012 г., 2013 г.); городской олимпиады «Математического праздника» Центра дополнительного математического образования (2013 г.).

Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников ко всемирной истории, культуре, искусству. Ребенку нравится комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.

Увлечение инсценировкой на уроках в нашем классе переросло в создание театра «Фейерверк» (Приложение 17). С первого класса дети участвуют в различных школьных мероприятиях. В 2013 г. ребята приняли участие во Всероссийском театрально-поэтическом фестивале «Табуретка» (видеоролик см. по ссылке http://youtube.com/4G8wFnCEOus).

Увлечение театральной деятельностью помогает моим воспитанникам в учёбе, повышает успеваемость, их речь становится яркой и образной, ребята легко справляются с различными творческими работами, становятся коммуникабельнее, активнее, раскованнее. Хочется закончить свою работу словами К.Д. Ушинского: «Сделать серьезное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения».