статья по теме: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (1 класс) на тему

Юртайкина Ольга Александровна

В статье рассматриваются подходы к диагностической работе с детьми, имеющими задержку психического развития в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследованию познавательных универсальных учебных действий у учащихся. Основное внимание уделяется организации и методике проведения исследования познавательных универсальных учебных действий учащихся с задержкой психического развития в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья96.5 КБ
Microsoft Office document icon статья63 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.31(045)

ББК 74.2

Ю.82

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  ДЕТЕЙ

 МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Юртайкина Ольга Александровна

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический

Институт»

г. Саранск

e-mail: ol.yurtajkina@yandex.ru

DETERMINING THE LEVEL OF FORMATION  COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATION ACTION CHILDREN  PRIMARY SCHOOL AGE

Olga Yurtaikina
PhD, associate of the Mordovian State Pedagogical
Institute named after M. E. Evsev'ev, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются  подходы к диагностической работе с детьми, имеющими задержку психического развития  в условиях массовой школы, а также описываются результаты диагностической работы по исследованию познавательных универсальных учебных действий у учащихся. Основное внимание уделяется организации и методике проведения исследования познавательных универсальных учебных действий  учащихся с задержкой психического развития в начальной школе.

ABSTRACT:

The article discusses approaches to diagnostic work with children with mental retardation in the regular school, and describes the results of diagnostic work on the study of universal cognitive learning activities among students. Focuses on the organization and methodology of the study of universal cognitive learning activities of students with mental retardation in elementary school.

Ключевые слова: задержка психического развития, универсальные учебные действия, ограниченные возможности здоровья, психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа.

Keywords: universalnyn curricular activities, mental retardation, disabilities, psychological and pedagogical diagnostics, correctional and developing work

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся, сегодня всё более востребованными. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в «Концепции федеральных государственных стандартов общего образования».

Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; уметь устанавливать аналогии.

В связи со стихийностью и зачастую непрогнозируемостью результатов развития детей со своей остротой встаёт задача целенаправленного управляемого формирования системы познавательных универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.

 Трудности в формировании познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития обусловлены тем, что эта категория детей полиморфна и разнородна по своему составу. Эти дети различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны и достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков  различных видах деятельности.

Диагностическая работа в массовой школе строится с опорой на основные психолого-педагогические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л. С. Выготского, А.Р. Лурии, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина. [7, с.124]

При диагностическом обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения познавательных процессов детей школьного возраста (начальные классы), в том числе – детей с отклонениями в развитии. Это хорошо известные методики и диагностические комплексы Ю.З. Гильбуха, Э. Ф. Замбацявичене и др.[ 5, с. 78]

 Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса  средством оптимизации этого процесса. Углубленное обследование познавательной сферы ребенка позволяет определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

Результаты обследования необходимо соотнести с качественными характеристиками психического  развития «возрастной нормы». Это поможет выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить характер их взаимовлияния.  

Раскроем методику исследования познавательных универсальных учебных действий  у детей младшего школьного возраста.

В эксперименте приняли участие учащиеся 1-4 классов. В количестве 67  человек, из них 27 учащихся с задержкой психического развития — экспериментальная группа и 40 учащихся возрастная норма с сохранным интеллектом — контрольная группа. Целью эксперимента было изучение познавательных универсальных учебных действий у указанной категории учащихся.

Для выявления исходного состояния уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий учащихся мы использовали следующие методики.

  1. Методика «Исключение понятий».

Цель: предназначена для исследования способности к классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с рядами слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим родовым понятием, пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуемые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

Инструкция:  «Вам предлагаются  ряды слов. В каждом ряду четыре слова объединены общим  понятием, пятое к нему не относится. В каждом случае вам необходимо указать лишнее слово, а также назвать понятие для оставшихся четырех».

Критерии оценки: при оценке результатов необходимо учитывать количество правильных ответов, число которых, при хорошо развитом понятийном мышлении, должно составлять 5- высокий уровень; 3-средний уровень; 2 и ниже – низкий уровень способности к классификации и анализу.

  1. Методика для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбицявичене.

Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программного материала начальных классов.

Цель: направлен на выявление осведомленности,  сформированности логического действия (классификации), способности к абстрагированию, сформированности логического действия «умозаключения» (по решению аналогий),  сформированности обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию — обобщение).

1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого;

2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений;

3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

4 субтест - выявление умения обобщать.

Инструкция:

«Инструкция к 1 субтесту «Осведомленность»:

«Прочитай первую фразу. Из перечисленных под фразой слов выбери одно слово, которое подходит по смыслу, чтобы закончить эту фразу. Нужное слово подчеркни. Выбирай только одно слово. Например: У сапога всегда есть подошва. Переходи к чтению следующей фразы».

Инструкция ко 2 субтесту «Исключение понятий»: «Прочитай первый ряд слов. Среди них есть одно, которое не подходит к остальным. Подчеркни его. Прочитай следующий ряд слов и тоже найди слово, не подходящее к остальным четырем словам».

Инструкция к 3 субтесту «Обобщение»:

«Прочитай первые два слова. Как назвать одним словом или словосочетанием те предметы, о которых идет речь? Выпиши это слово или словосочетание после двух напечатанных слов.

Переходи к следующим двум словам».

Инструкция к 4 субтесту «Аналогии»:

«Под цифрой один в первом столбике над чертой написано – огурец, а под чертой – овощ. Эти предметы находятся в определенном отношении. Чтобы лучше понять это отношение, можно между словами огурец и овощ вставить какое-либо слово (глагол, предлог). Например: Огурец – это овощ. В правом столбике надо выбрать из слов под чертой такое слово, которое бы относилось к слову гвоздика так же, как слово овощ к слову огурец.

Например: Гвоздика – это. Подчеркни выбранное слово и переходи к следующему заданию.

Левый столбик: Огород/морковь (на огороде растет морковь).

Правый столбик: В саду растет. Выбери нужное слово и подчеркни его.

Дальше выполняй задания самостоятельно»

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный — 0 баллов.

100 -75 – высокий уровень развития

74 -50 – средний уровень развития

49 -25 – низкий уровень развития

  1. Методика «Парные аналогии» Ю.З. Гильбуха.

Цель: методика направлена на определение понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении ряда разнообразных задач. Для 1 класса предлагается вариант с картинками, для 3-4 класса -вербальный вариант.

Инструкция: «даны три картинки, первые две находятся в определённой связи. Между третьей и одной из предложенных ниже  существует такая же связь. Тебе нужно найти эту картинку».

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов равно количеству предъявленных ребенку картинок.

Все выполнил правильно – высокий уровень

Совершил 2-3 ошибки – средний уровень

4 и более ошибок – низкий уровень.

  1. Методика «Выделение существенных признаков».

Цель: используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, второстепенных по характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

Инструкция: «Вам предлагается ряд слов: пять слов даётся в скобках, а одно – перед ними. Вы должны за 20 секунд исключить из скобок ( то есть выделить) два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками».

Критерии оценки: каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов 10 – высокий уровень

7-5 баллов – средний уровень

4 и ниже – низкий уровень.

  1. Методика «Сюжетные картинки».

Цель: методика направлена на исследование способности к анализу ситуации, установлению причинно-следственных связей и пространственно-временных связей, пониманию скрытого и переносного смысла.

Инструкция: «Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ ».

Критерии оценки:

4 балла (высокий уровень)- дети способны правильно установить последовательность событий, выявить причинно-следственные связи и составить рассказ; 3 балла (средний уровень)- дети испытывают затруднения при составлении рассказа по самостоятельно правильно разложенной серии последовательных картинок, предпочитая вопросно-ответную форму. Иногда нуждаются в помощи и при раскладывании картинок в правильной последовательности; 1-2 балла (низкий уровень)- дети передают содержание отдельной сюжетной картинки. Чаще воспринимают ее фрагментарно, просто перечисляя изображенные предметы и не связывая их единым сюжетом. Понимание скрытого смысла сюжетных картинок затруднено. Оказание помощи не эффективно.

  1. Методика «Числовые ряды».

Цель: предназначена для определения способностей учащихся к устному счету, к решению задач, к математическим вычислениям.

Инструкция: «Внимательно прочитай каждый ряд чисел и на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд».

Критерии оценки: оценка производится по числу правильно написанных чисел. От 5 до 7 – высокий уровень

От 2 до 4 средний уровень

Ниже 2 – низкий уровень

  1. Методика «Толкование пословиц».

Цель: предназначена для исследования уровня и целенаправленности мышления, умения понимать и оперировать переносным смыслом текста, дифференцированности и целенаправленности суждений, уровня развития речевых процессов.

Инструкция: «тебе будут названы несколько пословиц, нужно объяснить их смысл».

Критерии оценки:

Понимание переносного смысла пословиц, сопоставление, отделение существенных признаков от случайных – высокий уровень.

Уровень толкования в общем плане, без конкретизации – средний уровень.

Буквальное толкование пословицы свидетельствует о низком уровне обобщения.

  1. Методика «Обобщение».

Цель: предназначена для выявления способности испытуемого обобщать, уровня его понятийного мышления, умения находить общее в предметах и разного рода явлениях, умение выражать найденное общее в виде конкретного понятия.

Инструкция: «тебе будут названы несколько слов, а ты подумай каким словом их можно объединить».

Критерии оценки: выполнение задания 80-100% свидетельствует о высоком уровне развития;

50-75% - соответствует среднему уровню развития;

ниже 50%  соответствует низкому уровню развития логичности мышления.

  1. Методика «Общая осведомленность».

Цель: методика направлена на выявление круга представлений ребенка об окружающем мире, умения рассуждать и обосновывать свои выводы.

Инструкция: «я буду задавать вопросы о тебе, твоей семье и об окружающем мире, а ты постарайся на них ответить».

Критерии оценки: оценка результатов производится по нижеприведенной шкале, а также необходим качественный анализ, заключение об уровне развития речи.

4-3 балла (высокий уровень)- ребенок ответил точно и достаточно полно на большинство вопросов, свободно формулирует ответы, не затрудняясь в подборе слов и грамматически правильно оформляя свои высказывания.

2 балла (средний уровень)- ребенок дает 4-5 правильных ответов, не ориентируется во временных и пространственных понятиях. Речь затруднена: говорит односложно, не находит нужных слов.

1 балл (низкий уровень)- сведения о себе ограничиваются знанием имен, другие ответы случайны и неадекватны. Речь бедная, невыразительная.

Нами были получены следующие результаты.

Данные представлены в таблице.

Таблица 1.

Название

методики

Дети с задержкой психического развития

Дети с нормой интеллекта

Тест

Замбацявичене

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

1 субтест

0%

14%

86%

40%

60%

0%

2 субтест

0%

28%

72%

70%

30%

0%

3 субтест

0%

0%

100%

40%

60%

0%

4 субтест

0%

0%

100%

80%

20%

0%

Методика «Исключение

лишнего»

0%

42%

58%

50%

50%

0%

Методика «толкование пословиц»

0%

14%

86%

40%

60%

0%

Методика «Парные аналогии»

0%

28%

72%

80%

20%

0%

Методика «Числовые ряды»

0%

28%

72%

60%

40%

0%

Методика «Выделение существенных признаков»

0%

42%

58%

50%

50%

0%

Методика «Обобщение»

0%

28%

72%

80%

20%

0%

Методика «Сюжетные картинки»

0%

28%

72%

70%

30%

0%

Методика «Общая осведоменность»

0%

42%

58%

80%

20%

0%

Из таблицы видно, что процентное соотношение в контрольной и экспериментальной группе резко отличается. Мы предположили, что это  связано с тем, что у детей с задержкой психического развития формирование познавательных универсальных учебных действий происходит более длительно и это достаточно затруднительный процесс, т.к. дети данной категории обладают низкой концентрацией и устойчивостью внимания, частой отвлекаемостью во время выполнения задания, недостаточным объемом зрительной и слуховой памяти, сложностью  обобщения материала, нарушением анализа и синтеза мыслительной деятельности, сложностью  установления причинно-следственных связей, трудностью  обобщения материала и т.д.

Диагностика  была направлена на  определение существующего уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников. Уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (высокий, средний, низкий) в нашем исследовании был избран в качестве интегрального критерия. Результаты эксперимента позволяют нам с достаточной степенью уверенности утверждать о преобладании в  исследуемой группе низкого уровня.

 Мы знаем, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, которые становятся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий. Однако данные таблицы показывают, что у детей с задержкой психического развития преобладает  низкий уровень обобщения, классификации и анализа, общей осведомленности, неумение делать выводы, умозаключения, неумение мыслить логически и обобщать, неумение  дифференцировать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, их мышление носит конкретный характер, низкий уровень  понимания логических связей и отношений между понятиями, дети с трудом устанавливают причинно-следственные связи и пространственно-временные связи, не понимают скрытый и переносный смысл пословиц, снижена способность детей к устному счету и математическим вычислениям.

Опираясь на полученные результаты, мы считаем, что существует  необходимость в разработке и создании специальной коррекционно-развивающей  программы для развития познавательных универсальных учебных действий  учащихся начальных классов с задержкой психического развития. Такая программа должна быть направлена на коррекцию и преодоление выше выявленных недостатков, а также внедрение в практику современной начальной школы комплекса специализированных занятий будет  способствовать достижению наиболее высокого результата - повышению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

Такие занятия  могут быть использованы как в урочной, так и во внеурочной деятельности и они будут способствовать  всестороннему познавательному развитию учащихся, имеющих задержку психического развития.

Список литературы:

  1. Акимова, М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.  — Спб.: Питер, 2006. —  2006. —240 с.
  2. Винник, М.О Задержка психического развития у детей. Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов на Дону: Феникс 2007. 2007— 154с.
  3. Левченко, И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. М.:Сфера, 2007 — 2007.— 126с.
  4. Локалова, Е.В. 120 уроков развития младшего школьника. М.: Ось-89, 2008.— 2008 — 160с.
  5. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: Дошкольный и младший школьный возраст Изд. 1-е/ 2-е. М.:Айрис-Пресс,2007.— 2007 — 194с.
  6. Шамарина, Е.В. Обучение детей с ЗПР:организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно-развивающего обучения. М.: ГНОМ и Д Объем, 2007.— 2007— 80с.
  7. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные труды. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.1997— 414с.


Предварительный просмотр:

УДК 376.4(045)

ББК 74.3

Ю.82

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Юртайкина Ольга Александровна

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева»,

г. Саранск

e-mail: ol.yurtajkina@yandex.ru

        

FORMATION OF INFORMATIVE  UNIVERSAL EDUCATION ACTION STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Olga Yurtaikina

Ulianov Mordovian State Pedagogical

Institute named after M. E. Evsev'ev, Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся, имеющих задержку психического развития в условиях массовой школы. Основное внимание уделяется методике формирования познавательных универсальных учебных действий  учащихся с задержкой психического развития в начальной школе.

ABSTRACT

The article deals with the formation of cognitive universal learning activities of students with mental retardation in the regular school. The focus is on the method of formation of cognitive universal learning activities of students with mental retardation in the elementary school.

Ключевые слова: задержка психического развития, универсальные учебные действия, ограниченные возможности здоровья, коррекционно-развивающая работа.

Keyword: universalnyn curricular activities, mental retardation, disabilities, correctional and developing work.

Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий обусловлена сменой парадигмы образования (от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира через системно - деятельностный подход; в соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности), а также запросами общества и участников образовательного процесса и приоритетом развивающего потенциала образования (развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса). Возникает также проблема в необходимости сохранения единства образовательного пространства и осуществления преемственности образования и обеспечении успешной социализации учащихся в будущем.

Мы попытались создать систему коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Формирующий эксперимент был организован на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28» г. о. Саранск. В нём приняли участие 21 ребенок в возрасте 7-11 лет с диагнозом «Задержка психического развития».

Коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:

  • Формирование общеучебных универсальных учебных действий
  • Формирование логических универсальных учебных действий
  • Формирование знаково-символических универсальных учебных действий
  • Формирование умения применять эти универсальные учебные действия ко всем учебным предметам

Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, происходит постепенное формирование у ребенка универсальных учебных действий, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.

Таблица 1

Характеристика познавательных универсальных учебных действий

Название

универсальных

учебных действий

Характеристика УУД

Познавательные УУД

Целесообразно различать:

  • общеучебные, включая знаково-символические;
  • логические;
  • действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Наряду с общеучебными также выделяются универсальны логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Мы предполагаем, что программа обеспечит:

  • формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач познавательного развития обучающихся;
  • формирование у учащихся научной картины мира;
  • развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;
  • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях;
  • овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения;
  • развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

В качестве основной формы проведения коррекционно-педагогической работы нами использовались специальные коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов, проводимые в соответствии с требованиями программы два раза в неделю, на которых осуществлялось целенаправленное и систематическое формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Содержательный аспект системы представлен в тематическом плане коррекционно-педагогической работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития, который и был разработан нами. Коррекционно-педагогическая работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с ЗПР, велась в ходе групповой и индивидуальной коррекционно-педагогической работы, внеурочной и урочной деятельности.

В данном исследовании нами был разработан комплекс занятий, который включал в себя 4 блока и предполагал занятия, направленные на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

На первом этапе организовывалось стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа являлось самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности. Для этого использовались такие задания как определение количества слов в предложении (модификация методики С.Н. Карпова), задание «Отсутствующая буква», задание «Определи фигуру» (определение местоположения предмета в строке и в столбце).,задание «Назови одним словом», задание  «Конкретизация понятии» (развитие понятийного мышления), задание «Раскрась правильно» (усвоение понятий следует за, находится перед, слева, справа, между, сверху, снизу). задание  «Кто точнее срисует?» (развитие памяти и объема внимания), задание  «Геометрические фигуры» (отработка понятий “треугольник” и “четырехугольник”),

На втором этапе организовывалось освоение содержания логических действий, необходимых для выполнения ситуативного задания. Этот этап имел содержательные блоки, каждый из которых включал определенный объем учебной информации и являлся лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определялось учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы. Для этого использовались такие задания как задание  «Кодирование» (действия анализа и синтеза), задание  «Цветы» (развитие логического мышления и внимания), задание  «Противоположности» (развитие логического мышления), задание  «Кораблики» (развитие логического мышления).

Каждый блок представлял цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания.

Последовательное выполнение учебных заданий создавало условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствовали познавательным умениям. Успешное выполнение заданий служило основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являлись приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе полученный результат соотносился с поставленной целью и проводился самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом являлось умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности. Таким образом, представленная технология не только обеспечивала условия для формирования познавательных универсальных учебных действий, но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников. Для этого использовались такие задания как задание  «Выбери слово» (развитие логического мышления), задание  «Составь слово» (развитие внимания, процессов анализа и синтеза), задание  «Воспроизведение рассказа» (развитие смысловой памяти), задание  «Что было сначала?» (развитие логического мышления и процессов анализа и синтеза).

На четвертом этапе закреплялось умение учащихся действовать независимо от ситуации и применять полученный опыт в новых условиях, на материале других учебных предметов. Для этого использовались такие задания как задание  «Графический диктант» (развитие внимания, самопроизвольности), задание  «Дорисуй фигуру» (развитие логического мышления), задание  «Найди закономерность», задание «Найди одинаковые предметы» (развитие логического мышления, операций анализа и синтеза), задание  «Кто кем (чем) будет?» (развитие логического мышления),

Методика формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников предполагает соблюдение определенных условий для формирования познавательных универсальных учебных действий, а также наличие специально организованных занятий и четко структурированной программы. Таким образом, учитывая выше перечисленное мы можем рассчитывать на положительные сдвиги в ходе процесса формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития.

Предварительные результаты, полученные в рамках наблюдения и выборочной диагностики позволили выявить, что такие универсальные учебные действия как логические действия, в частности,  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); классификация объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений находятся на более высоком уровне у отдельной группы учащихся с задержкой психического развития (под влиянием специально организованных занятий), что позволяет говорить о положительной динамике в формировании познавательных универсальных учебных действий у данной категории учащихся.

Список литературы:

  1. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
  2. Ковалева, Г. С/ Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ /Г. С. Ковалева [и др.]. - /www. standart. edu. Ru (дата обращения 28.09.2014)
  3. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. – С. 59.
  4. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. – 251 с.
  6. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М.; Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2006. – 354 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика определения уровня развития универсальных учебных действий

Диагностика формирования  познавательных УУД в процессе изучения русского языка и математики по учебному комплекту Н.Ф. Виноградовой....

Статья на тему: "Профилактика и коррекция тревожности в младшем школьном возрасте".

Раскрываются основные причины тревожности, направления психопрофилактической и психокоррекционной работы с тревожными детьми, памятка учителю и рекомендации родителям....

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья на тему "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО  ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста...

Типовые диагностические задачи для определения уровня развития универсальных учебных действий (на основе методических рекомендаций Асмолова А.Г.)

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.  Учителю важно опр...

статья на тему: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....