Главные вкладки

    Формы и методы работы учителя начальных классов по развитию произвольного внимания у учащихся 1 класса
    учебно-методический материал (1 класс) на тему

    Девянина Елена Олеговна
    Непременным условием успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте. Школа предъявляет высокие требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или от неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. При наличии внимания, мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. В настоящее время стали актуальными проблемы развития произвольного внимания и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Для учителя начальных классов проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны невнимательность, несобранность, отвлекаемость для детей 6-7 лет, т.е. первоклассников. Их внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределено, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Формы и методы работы учителя начальных классов по развитию произвольного внимания у учащихся 1 класса

    Непременным условием успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания в младшем школьном возрасте. Школа предъявляет высокие требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

    Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или от неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. При наличии внимания, мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.

    В настоящее время стали актуальными проблемы развития произвольного внимания и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения внимания.

    Для учителя начальных классов проблема развития внимания детей является традиционной. Это во многом обусловлено особенностями психического развития младших школьников. Наиболее характерны невнимательность, несобранность, отвлекаемость для детей 6-7 лет, т.е. первоклассников. Их внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределено, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих произвольное управление поведением в целом и вниманием в частности.

    Произвольное внимание – высшая психическая функция, проявляющаяся в способности контролировать, регулировать ход выполнения деятельности и ее результаты, необходимо ставить вопрос о специальной работе по развитию внимания у детей. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте реализует характерные для этого возраста задачи развития в наибольшей степени «работает» на становлении полноценного внимания у детей. Однако сама эта деятельность для своего осуществления требует начального уровня сформированности произвольного внимания. Его недостаток нередко и обуславливает неуспешность школьников в учении, что влечет за собой необходимость специальной психолого-педагогической развивающей работы в этом направлении.

    Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

    Целью данной работы является определение форм и методов работы учителя начальных классов по развитию произвольного внимания у учащихся 1 класса.

    При этом решаются задачи:

    1. Изучить и обобщить имеющиеся теоретические разработки по проблеме организации работы педагога, направленной на развитие произвольного внимания учащихся 1 класса.
    2. Провести психодиагностическое обследование с целью выявления уровней развития произвольного внимания у детей, обучающихся в 1 классе.
    3. Составить и апробировать серию коррекционно-развивающихся занятий, направленных на развитие произвольного внимания учащихся 1 класса
    4. Провести вторичное психодиагностическое обследование с целью оценки эффективности проведенной психокоррекционной работы.

    Объектом нашего исследования является произвольное внимание учащихся 1 класса.

    Предметом нашего исследование является организация коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие произвольного внимания у учащихся первого класса.

    Цель, задачи, объект и предмет исследования определили формулировку гипотезы: мы предполагаем, что при организации работы педагога, направленной на развитие произвольного внимания, уровень развития произвольного внимания учащихся 1 класса может повыситься.

    Для достижения поставленной цели нами определены следующие методы исследования.

    1. Теоретический – анализ психолого-педагогической литературы.
    2. Практические: психодиагностические (тестирование); психокоррекционные (коррекционно-развивающие игры, тренинг); методы первичной математической статистики.

    База исследования: МОУ Охнинская средняя школа поселка Витим, Ленского района САХА (Якутии) 1 «А» класс.

    Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

    Практическую значимость нашей работы мы видим в том, что разработанные нами занятия могут быть использованы педагогами-психологами и учителями начальных классов при построении работы с деться 6-7 лет по развитию произвольного внимания, а также учащимися, характеризующимися нарушением внимания.

    Исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, а в определённом смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Права автора первой научной системы психологии и, одновременно, основания психологии внимания принадлежат В. Вундту (ассистенту Г. Гельмгольца).

    Изучение внимания в нашей стране проводилось в основном с целью тестирования его свойств у лиц различных категорий. Особую группу образуют исследования психофизиологических показателей внимания. К авторам, работы которых имеют фундаментальное значение, относятся Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и Д.Н. Узнадзе

    Развитие произвольного внимания является одним из самых актуальных вопросов в современной педагогике и психологии. Практически все педагоги и психологи обращаются к этой проблеме.

    Целью нашего практического исследования было определить формы, методы работы педагога-психолога по развитию произвольного внимания у учащихся первого класса.

    Для достижения поставленной цели нами было выполнено следующее.

    Изучена и обобщена психолого-педагогическая литература по проблеме организации работы педагога, направленной на развитие произвольного внимания учащихся 1 класса, сделаны выводы: педагог должен понимать важность развития произвольного внимания у детей 6-7 лет, владеть способами помогающими развитию произвольного внимания. В необходимых случаях обращать внимание на нарушения внимания и своевременно реагировать на подобные проявления. Так как в младшем школьном возрасте внимание играет очень важную роль в учебной деятельности, интеллектуальном развитии и его развитии в целом. 

         Изучение психолого-педагогической литературы позволило организовать опытно-практическую работу, которая включала три этапа:

    1. Констатирующий
    2. Формирующий
    3. Контрольный.

    Практическое исследование было выстроено по плану с предварительным и итоговым измерением на одной группе.

    У каждого исследователя имеется свой путь и способы развития произвольного внимания с помощью предложенных разными исследователями психодиагностических методик нами был выявлен уровень развития произвольного внимания детей 6-7 лет т.е. 1 класса. Это позволило нам установить, что практически у всех детей уровень развития произвольного внимания находится в стадии становления и имеет низкий уровень развития произвольного внимания. Подтверждением нашей гипотезы о том, что при организации комплексной работы по развитию произвольного внимания с детьми первого класса можно повысить уровень развития произвольного внимания явилась существенная разница в результатах констатирующего и контрольного этапа исследования.

    С  помощью метода тестирования провели психологическое обследование с целью выявления уровней развития произвольного внимания у детей, обучающихся в 1 классе, в ходе которого получены результаты, которые представлены в таблице 3, на рисунке 1, в приложении 2 представлены данные в процентном соотношении: 8 детей – 66 % из 12-100 % имеют низкий уровень развития произвольного внимания. Эти дети имеют очень слабую произвольность внимания, не могут длительно сосредотачиваться на работе, не собраны, их внимание слабо организовано, имеют небольшой объем, плохо распределяемо, легко отвлекается, неустойчиво, что во многом объясняется недостаточной зрелостью регулирующих нейрофизиологических механизмов обеспечивающих произвольное управление вниманием.

     4 ученика - 34 % имеют уровень ниже среднего. Таким детям свойственны трудности при концентрации внимания в значимых ситуациях, их внимание не совсем устойчиво, оно может переключаться с одного объекта на другой, распределение внимания слабо развито.

    В классе, где проходило обследование, детей с высоким и средним уровнем развития произвольного внимания не обнаружено.

    Таким образом, результат диагностики показал, что внимание детей этого класса находится в стадии становления. Следовательно, тренинг и коррекционно-развивающие занятия  необходимы для этих детей.

    На формирующем этапе опытно-практического исследования составили и апробировали серию коррекционно-развивающих занятий, основной целью которых было развитие произвольного внимания учащихся 1 класса. Занятия включали в себя обучающие игры, тренинги направленные на развитие зрительного, моторного, слухового внимания. Занятия опирались на познавательный интерес и на игровую мотивацию. Игры имели цель, задачу, правила, действия и требовали сосредоточенности. Занятия были выстроены по принципу возрастания сложности. Успешности коррекционно-развивающих занятий способствовали: высокая мотивация детей, и их заинтересованность

    Провели вторичное психодиагностическое обследование с целью оценки эффективности проведенной психокоррекционной работы, в ходе, которого получили результаты, которые представлены в таблице 4, на рисунке 2, приложении 8 отражает полученные результаты в процентном соотношении.

    У 7 детей, что составляет 58 % от общего количества учащихся 1 класс А, уровень развития произвольного внимания повысился до среднего уровня развития произвольного внимания. Это свидетельствует о том, что эти дети способны фиксировать внимание одновременно на большом числе объектов, умеют отключаться от посторонних раздражителей во время умственной работы способны сосредотачиваться в течение определенного времени на объекте, явлении в соответствии с целью, поставленной самостоятельно или другим человеком (учителем, родителем).

     У 5 учеников, что составляет 42 %, повысился от уровня низкого до ниже среднего.

    При вторичном диагностическом обследовании, детей с низким уровнем развития произвольного внимания не выявлены.

    Результат контрольного этапа позволяет говорить о том, что дети стали более организованными, научились длительно сосредотачиваться и концентрировать свое внимание. Таким образом, развитие произвольного внимания в случае гармоничного управления этим процессом в течение первого года обучения может проходить довольно интенсивно, т.к. результат вторичного диагностического обследования показал что, под влиянием различной деятельности, в том числе и игры, уровень развития произвольного внимания значительно улучшился.

    Следовательно, намеченная нами цель «определить формы и методы работы педагога-психолога, направленной на развитие произвольного внимания у учащихся 1 класса» достигнута через осуществление поставленных задач.

    Организация коррекционно-развивающей работы с учащихся младшего школьного возраста, направленной на развитие произвольного внимания, может проходить в следующих формах: индивидуальная и групповая, традиционная и нетрадиционная, длительная (не допускается использование однократной формы, т.к. невозможно будет решить поставленных задачи).

    Работа по коррекции и развитию произвольного внимания у младших школьников будет эффективна при использовании следующих методов: коррекционно-развивающие упражнения, игровые методы, тренинговые упражнения.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы и методы работы учителя с родителями младших школьников

    В данной работе рассказывается о необходимости взаимодействия учителя и родителя, о роли этого взаимодействия. Автор также говорит об этапах работы с родителями и формулирует основные правила общения ...

    «Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»

     Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...

    Формы и методы работы учителя с родителями

    Выступление на педагогическом совете...

    Родительское собрание "Развитие произвольного внимания у учащихся начальных классов".

    Материалы  для развития произвольного внимания  родителям учеников начальных классов....

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

    Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

    Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

    : в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....