Формы и методы работы учителя с родителями младших школьников
статья на тему

В данной работе рассказывается о необходимости взаимодействия учителя и родителя, о роли этого взаимодействия. Автор также говорит об этапах работы с родителями и формулирует основные правила общения с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы

учителя с родителями

младших школьников

Учитель начальных классов

МБОУ «Мариинская гимназия»

г.Ульяновска

Чекалина Наталья Николаевна

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                           стр.

   Введение……………………………………………………….    1

1. Необходимость взаимодействия родителей со школой.

    Роль этого взаимодействия………………………………….     1

2. Этапы работы с родителями…………………………………    2

3. Учитель – родители: правила общения…………………….     4

4. Формы и способы общения учителя с родителями………..     9

5. Родительское собрание – одна из основных форм общения

    с родителями…………………………………………………     11

 

  Заключение…………………………………………………….     13

  Литература…………………………………………………….      14

  Приложение……………………………………………………     15

-1-

ВВЕДЕНИЕ

        Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности

учителя, особенно начинающего. Эта работа требует разносторонней под-

готовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Учитель должен

уметь к тому же найти подход не только к своему ученику, но и к его родителям. В данной работе будут рассмотрены вопросы о необходимости

взаимодействия родителей со школой, об этапах работы с родителями, о

правилах и формах общения с ними, о родительском собрании, как об од-

ной из основных форм общения родителей с учителем.

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ СО
  ШКОЛОЙ. РОЛЬ ЭТОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
.

        В настоящее время обострились проблемы организации взаимодейст- вия школы с семьёй, набирает силу процесс отчуждения родителей от шко-

лы. Повседневные заботы, переориентация сознания взрослого поколения

на другие, преимущественно материальные жизненные ценности приводят

к всё большей рассогласованности действий двух социальных институтов.

        Учитель часто вынужден идти на прямой или скрытый конфликт с

семьёй, выступая в роли проповедника « отмирающих» постулапов. И не-

редко традиционный путь прямого воздействия на родителей оказывается несостоятельным. Согласно методическому предписанию учитель опреде-

ляет степень необходимости влияния на семью ,  выбирает из системы нужные методы и, используя просветительские формы воздействия на родителей, корректирует их воспитательную деятельность

.Безусловно, прямое воздействие эффективно, поскольку даёт родите-

лям образец правильного действия и заключает в себе пример для подражания. Несостоятельность же приёма заключается в том, что в этом

случае действия учителя не учитывают субъективные особенности каждой

семьи. В своё время великий Я.Корчак заметил, что воспитатель в своей

деятельности « вынужден поступать так, как знает и умеет, а главное –

как может.»

        Действительно, воспитательные действия отца и матери ребёнка за-

программированы прежде всего опытом родительской семьи, обусловлены

нравственными качествами и интеллектуальным развитием, стилем взаимо-

отношений в собственно созданной семье и другими факторами. Зависи-

мость от просветительской деятельности школы исключать совсем также

нельзя.

-2-

        

        Использование приёма прямого воздействия в практике школы не слу-

чаен. Он идет от методической литературы, с которой будущие учителя знакомятся еще в период своей студенческой жизни, изучая замечательные книги В.А.Сухомлинского и А.С.Макаренко.

        Этот приём привлекает простотой его осуществления, яркими примерами совершенствования семейной атмосферы. Так, например, в талантливом  руководстве по семейному воспитанию « Родительской педагогике» В.А.Сухомлинского мастерски выписан почти совершенный образец применения всех методов семейного воспитания.

        Великий гуманист проповедует счастливый образ. Советы его рассчитаны на тех, кто социально, интеллектуально и морально готов к

восприятию и переносу идеального образа вечных ценностей в свою воспита-

тельную практику. При этом тесная связь и содружество семьи и школы – обязательное условие воспитания школьников.

        « Мы должны организовать семейное воспитание и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного

воспитания. Школа должна руководить семьёй,» - говорил А.С.Макаренко(4).

        Школе и семье трудно друг без друга успешно осуществлять воспитание молодого поколения. Только совместные усилия учителей и

родителей дают возможности улучшить как учебно-воспитательную работу в школе,  так и воспитание школьников в семье. Поэтому важна работа учителя с родителями, особенно, с теми, чьи дети ходят в начальную школу.

2. ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

        Объединение усилий учителя и родителей в процессе воспитания детей

- непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Нам представляется, что принципиальные условия для её решения заключаются в создании особ ой формы общения между родителями и учите-

лем, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.(см.2)

        Основные характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами. На каждом из этапов можно отметить определённое

соотношение и движение внутренних и внешних целей.

        Первый этап – трансляция родителям положительного образа ребёнка. Благодаря этому с самого начала между учителем и родителями складывают-

ся  доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредотачиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «заб-

вения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения

ребёнка в школе. Данный этап может быть обозначен как этап «перестанов-

-3-

ки  акцентов».

        Второй этап – трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье ( особенности общения ребёнка со сверстниками, его

учебной деятельности и т.п.) Например, данные социометрического исследования могут оказаться неожиданными и интересными для родителей.

        Третий этап- ознакомление учителя с проблемами семьи в воспитании ребёнка. На этом этапе учитель поддерживает диалог с родителями, в кото-

ром последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что дан-

ный этап является третьим, а не первым ( что, казалось бы логичнее) не слу-

чайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой

доверительности возникает потребность поделиться с учителем сведениями о проявлениях индивидуальности ребёнка ( его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных.

Необходимо подчеркнуть, что позиция учителя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнёрская ( общение на равных). Благодаря этому ста-

носится возможным переход к четвёртому, заключительному и определяюще

му перспективы дальнейшего сотрудничества этапу.

        Четвёртый этап – совместное исследование и формирование личности

ребёнка. Девизом данного этапа общения может быть «Давайте узнавать вместе!» Исследование подобного рода общения в ситуации эксперимента показывают большие возможности  сплочения учителя и родителей на базе

совместной деятлеьности. Содержание такой работы может быть следую-

щим: изучение направленности и типа протекания реакций ребёнка на те

или иные неприятности; изучение особенностей мышления, внимания, памяти и т.п.

        Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного , деятельностно опосредованного общения учителя и родите-

лей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребёнка, их го-

товности осуществлять коррекцию их собственных установок, « транслируе-мых» малышу.

        Отмеченная выше динамика внешних и внутренних целей при организации доверительно-делового контакта такова: на первом этапе внешней целью является « перестановка акцентов», а внутренней – установление доверительных отношений с родителями. На втором этапе внешняя цель может быть обозначена как ознакомление с проблемами се-

мьи в воспитании ребёнка, а внутренняя – как формирование и подкрепле-

ние установки к сотрудничеству. На третьем этапе внешняя цель – дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, а внутренняя – вызвать потребность в исследовании , а также в поощрении ребёнка. На четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают. Это совместное исследование личности ребёнка и формирование её на основе перестройки собственных стереотипов общения с детьми.

-4-

3. УЧИТЕЛЬ-РОДИТЕЛИ: ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

        Когда учитель принимает незнакомый ему класс, его в одинаковой

степени волнует, что из себя представляют его будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они помощниками учителя.

        С первого дня знакомства с родителями стоит им сказать: чтобы дети выросли духовно здоровыми, необходим постоянный контакт с учителем, аб-

солютная откровенность в отношениях воспитателей, согласованная работа.

Знакомство с жизнью семьи целесообразно начать ас анкеты, которую по просьбе учителя мамы или папы заполняют перед началом учебного года. Эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его

умения находить общий язык с родителями , опираться на их помощь, поддержку. Не зная ( или плохо зная) учеников и их родителей, не создав

дружного коллектива, невозможно решать задачи обучения и воспитания детей.

        Общение школьных и домашних воспитателей имеет свои особенности. Кто хоть раз был свидетелем такой ситуации : встречаются учительница и мать ученицы, здороваются и … расходятся, не обменявшись

ни словом. Думается, такое представить трудно. И не только потому, что они не каждый день встречаются. Хотя учитель и родители должны время от

времени видеться, интересоваться всем тем, что происходит на их общей

« воспитательной территории.» Секрет неестественности приведённой ситуации состоит в том, что учитель и родители нуждаются друг в друге как

основные носители информации о ребёнке. Каждый из них знает о школьнике то, чего порой не знает другой. Необходимость общения настоль-

ко велика, что, лишившись его, процесс воспитания принимает ущербный характер.

        Вместе с тем, общение двух воспитателей – шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными цен-

ностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учитель и родители передают друг другу. Знание того, что окружает ребёнка, чем он

дышит, помогает выработать единую линию воздействия, сопоставить точки зрения на воспитание, разрешить противоречия. А они случаются и нередко. Ведь учителя и родители воспитывают ребёнка в специфических условиях: одни – в школе, планомерно, обдуманно, другие – дома, где воспитание более « таинственно» и свободно.

        Достижение взаимопонимания между школьными и домашними воспитателями – процесс сложный и многогранный. Здесь нет и не может быть неучтенных мелочей. Общение выгодно обеим сторонам. Учителя при-

обретают в лице родителей добрых и надежных помощников , отцы и матери обогащаются педагогическими идеями, методами и подходами к детям. Од-

нако, чтобы учителя и родители понимали друг друга, необходимо взаимное

-5-

желание к установлению истины, новый тип отношений, своеобразные коды общения.

        Итак, первый код обозначим так: умение войти в контакт, сосредото-

чить на себе внимание партнёра.

        Это умение даётся нелегко, однако оно абсолютно необходимо. Когда

его нет, возникает опасное расхождение между целями, которые ставит педагог в общении с родителями, и средствами ( поведением, словами, интонацией), с помощью которых он пытается этих целей достичь.

        Представьте себе такую ситуацию. Вы встречаете по дороге из школы мать своего ученика. Вам есть что сказать о её сыне. Но та явно не расположена к разговору. Она спешит по своим делам. Можно, конечно, отложить разговор на другое, более удобное, но отдаленное время, пригласить её в школу. Но Вы чувствуете, что отложив разговор, можно многое упустить. Кроме того, Вы хорошо знаете, что современная женщина-

мать всегда напряжена, постоянно спешит. Как войти в контакт? Как заин-

тересовать, настроить на « Вашу волну»?

        Основным средством человеческого общения является слово. Оно служит важнейшим источником информации о человеке, о его состоянии и свойствах личности. Педагог должен уметь использовать слово, чтобы не навредить собеседнику, будь то ребёнок или его родители. В педагогическом общении слово является, пожалуй, главным условием оптимального управления процессом контакта, особенно на первом этапе. Оно либо способствует вхождению в контакт, либо ставит на его пути барьер. « Слово – тончайшее прикосновение к сердцу, оно может стать и нежным благоуха-

ющим цветком, и живой водой, возвращающей веру в доброе, и острым ножом, и раскалённыи железом, и комьями грязи… Мудрое слово доставляет

радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду,»- писал

В.А.Сухомлинский в своей книге « Сердце отдаю детям».

        Бывает и так: человек не сказал ни единого резкого слова, но тон его

Речи предопределяет дальнейшее поведение собеседника. Общеизвестно

Высказывание К.С.Станиславского о том, что одна и та же простая фраза, произнесённая с разной интонацией, разным логическим ударением, может получить двенадцать своеобразных значений. Понятно, что из такого многообразия нюансов педагог должен выбрать тот единственный, что необходим в каждой конкретной ситуации.

        Интонационная чуткость речи очень важна при вступлении в контакт…

Вернёмся к нашей ситуации. С чего начала учительница? Конечно, с привет-

ствия:

- Здравствуйте, Нина Петровна.- И весело, без заигрывания, продолжила дружелюбным тоном: - Как хорошо, вовремя мы встретились. Сережа-то по сочинению четверку получил. Что мы с Вами, Нина Петровна, можем сделать, чтобы закрепить этот успех?

-6-

        Вам не стало тепло от такого начала контакта? Не захотелось остановиться и прикинуть, что же « мы с Вами можем сделать…» Вот

то-то! Остановилась и мать ученика. Наверное, не только от приятной ин-

формации о сыне, а ещё и от того, что учительница поставила её в положение равно ответственного и уважаемого человека.

        Взгляд, жест, улыбка – богатые экспрессивные средства, помогающие войти в контакт. Учитель, владеющий разнообразными выразительными средствами, сумеет создать комфортное, веселое настроение в самые напряжённые моменты.

        Кто-то может возразить: не предлагается ли тут лицемерие и наигранность? Не окажется ли всё фальшью, если в действительности не хочется ни улыбаться, ни жестикулировать? Что можно на это ответить.

Существует такая наука, как деонтология – наука о профессиональной этике.

Она неизбежно присутствует там, где профессиональная деятельность связана с взаимоотношениями между людьми, и включает в себя как обязательный компонент влияния личности на личность. Педагогическая

деятельность базируется на этом влиянии. Овладеть всем комплексом выразительных средств, помогающих глубже, ярче, талантливее выразить себя , добиться оптимальных результатов в общении – задача глубоко профессиональная. Владеет ими учитель или не владеет, говорит об уровне

его профессиональной и, в частности, психологической культуры.

        Выше уже говорилось о том, что эти умения даются нелегко. Но су-

ществует и выход. Прежде чем вступать в контакт с родителями, неплохо

было бы мысленно задать себе несколько вопросов : полностью ли я осознаю значение задуманных мною действий? В какой мере нахожусь сейчас во власти своих эмоций? Если в данный момент учитель захвачен отрицательными эмоциями, чувствует, что не может заинтересовать отца или

мать, разговор лучше отложить.

        Но что значит – полностью осознать задуманное действие? Это значит,

что учитель правильно понимает объективное содержание собственного поведения; правильно осознает цель своих действий и предвидит их прямые

и косвенные результаты. Разумеется, есть и другие способы вхождения в контакт.

        Второй код общения: взаимное уважение. Понимание должно пред-

шествовать советам.

        Третий код: понимание должно завершаться «развивающим» советом и

готовностью партнёра (родители) действовать самостоятельно.

        Чтобы оказать матери или отцу конструктивную помощь, важно раскрыть им возможности их ребёнка, убедить в необходимости опереться

на них ( « мальчишка способный») Каждому заботливому родителю хочется самому попробовать свои педагогические силы, чтобы убедиться , что он

может, а что пока нет, самому найти путь, по которому идти. Пусть сразу

у них не всё получится, но разве ребёнок может научиться ходить, не набив себе шишек? К чему это замечание?

-7-

        «Развивающий» совет, вероятно, потому так и называется, что он оставляет родителям место для самостоятельной, творческой деятельности. Сегодня многие родители имеют высшее образование. Поэтому учитель не все должен « разжёвывать» и в готовом виде  « класть в рот». Советы луч-

ше всего соотносить с возможностями родителей, привязывать к их опыту и индивидуальным особенностям. Злоупотребление подробными и многочисленными указаниями может дать противоположный результат.

        Родитель- личность воспитывающая, имеющая право на собственное педагогическое творчество. И чтобы не обременять её избыточными советами, учителю достаточно указать на « вход» приоткрыть «выход».

        Четвертый код: обе стороны благодарны за общение.

        Когда мы говорим о взаимопонимании учителя и родителей, то почему-то имеем в виду одну сторону общения – учителя. Он обязан, он должен соз-

дать условия для взаимопонимания , быть всегда внимательным и тактичным. Да, никто не спорит: учитель, опираясь на свои профессиональ-

ные навыки, должен создать платформу воспитательного единства с отцами и матерями. Но и другая сторона – родители- не имеют права на недоброжелательность, несдержанность и безответственность. Обеим сторо-

нам важно определить рубеж, который гарантирует равенство, взаимное уважение обеих партнёров.

        Вот формула, которой неплохо бы руководствоваться при общении:

« Мы оба и каждый из нас заинтересованы в том, чтобы ребенок вырос добрым, умным, знающим, чтобы раскрылись все его способности.» В этом

Случае учитель и родителиисходят из установки на радушие , искренность и доброту отношений. Словом, действует закон опережающей благодарности:

- Вы обратились ко мне за советом. Спасибо Вам за доверие.

- Мне всегда приятно с Вами встречаться и беседовать. Буду благодарна, если не откажитесь выслушать меня и посоветовать.

        Пятый код : придерживаться « открытого» общения. Обе стороны должны посвящать друг другу во все, что помогает понять ребёнка и проблемы, связанные с его воспитанием.

        У каждого человека, в том числе, и у ребёнка, есть личностные особен-

ности. Кто о них больше знает? Наверное, родители. А школьным воспитателям, чтобы корректировать развитие  ребёнка, надо ли о них знать?

Безусловно! Но как бывает на практике?

        Живет ребенок, ходит в школу, слывёт там « трудным». На него обру-

шивается масса отрицательных эпитетов: ленивый, тупой, драчун. Иногда это « сходит», компенсируется другими, положительными оценками в иных условиях ( например, в компании детей с такими же характеристиками) Но

Чаще всего негативная оценка остаётся на весь школьный период.

        Понятно, как это больно, неприятно для ребёнка. Это тягостное ощущение лишает его эмоционального благополучия. Но что он может изме-

нить, даже если знает, что совсем не такой? Как правило, ничего.

-8-

        

        Но близкие люди, особенно родители, тоже знают. Что их сын совсем

другой человек.  « А что делать, чтобы изменить мнение о сыне?»- спрашивают с тревогой родители. Идти, немедленно идти в школу и расска-

зать учителю о том хорошем и добром, что есть в ребенке, и совместными

усилиями стараться устранить то, что вредит его самочувствию, его воспи-

танию.

        « Открытое» общение между родителем и учителем , - огромная возможность выявления таких ценностей, которые способствуют рождению педагогических истин, возможность выверенного подхода к объекту воспитания.

        Шестой код: умение говорить и слушать партнёра.         

        Умеем ли мы слушать друг друга? В арсенале профессиональных средств педагога умение слушать- одно из важнейших. Человек, умеющий слушать, всегда терпеливый. Это великий человеческий талант.

        Учитель, который умеет слушать, не только не прервёт собеседника, но и не помешает ему высказать всё, что у него на душе. Он не выжидает, когда

выскажется собеседник, чтобы « гнуть своё» . От того, насколько учитель способен вести диалог, во многом зависит настроение родителей. Общение без учета ситуации, настроения партнёра ведёт к душевной глухоте.

         Умение говорить с партнёром предполагает и умение слушать его. Это

умение – проявление уважения к личности собеседника. Кроме того, для хорошего слушания необходима соответствующая обстановка. Лучше вести разговор после уроков, когда в учительской никого нет. Можно уединиться в кабинете директора. Сам разговор всегда следует начинать с положительных

моментов. Это – « золотое» правило общения учителя с родителями. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной вызова в школу,

поинтересуйтесь у отца или матери, что, по их мнению, должен и может

сделать учитель, как ему лучше поступить, и лишь затем пусть прозвучит совет, данный учителем.

        Седьмой код: умение отражать мысли и чувства партнёра по общению.

        Партнёров по общению можно сравнить с зеркалом. Оно отражает чувства, эмоции, выраженные в словах, жестах, походке, манере держать себя. Если учитель встречает родителя улыбкой, они отвечают тем же, если в голосе учителя металл, родители тут же настраиваются на аналогичный тон,

если же родителям ничего не даётся, им нечего и возвращать.

        Аналогичной будет и реакция учителя. Когда родители ведут себя аг-

Грессивно, нетактично по отношению к учителю, последнему, будь он хоть трижды благородным и доброжелательным, трудно удержаться, чтобы не

ответить грубость на грубость.

        Восьмой код: ребёнок является главной целью общения. Если между учителем и родителями существует неприязнь друг к другу, то её необходимо преодолеть во имя ребёнка. Стоит оговориться: принятие не есть

-9-

положительное отношение, как считают психологи. Можно принимать человека и относиться к нему нейтрально. Другое дело, что, принимая человека, выслушивая его, стараясь понять, мы тем самым открываем « во-

рота помощи».

        Для многих учителей, как показывают исследования, работа души становится стилем, внутренней потребностью в общении с родителями. Но, к сожаленью, не для всех. Ведь чтобы достичь такого уровня общения, надо набраться терпения, перебрать в уме множество вариантов, подумать подходы, получиться не один день ( а порой и не одну ночь). Но ясно одно: цель оправдывает средства.

        Бывает, что и родители не всегда принимают учителя. Чаще всего это происходит тогда, когда родители считают, что учитель несправедлив к их

детям, излишне строг. Есть родители, которые потребительски относятся к

школе и не склонны к сотрудничеству с учителем. Немало и таких, кто, испытав однажды стыд за плохую успеваемость своего ребёнка, бессильно ненавидят школу и учителей. Ломать стену отчуждения и недоверия в таких случаях непросто. Но как быть в подобных случаях? Оставить все, как есть?

Нет, надо корректировать отношения родителей к школе, учителям. Не поняв причин, не вникнув в суть неприятия, учитель не сможет сформировать у отцов и матерей благожелательность и чувство ответственности за ребёнка.

        На что стоит опираться в общении с такими родителями? На разум и чувство, но, главное, пожалуй, на заинтересованность в судьбе собственного

ребёнка. Существует убеждение: нет родителей, равнодушных к успехам и неудачам своих детей. Каждая крупица неравнодушия должна быть замечена учителем и пущена в ход. Всю свою педагогическую и личную активность он должен употребить на то, чтобы убедить родителей словом и делом : я хочу, чтобы вашему ребёнку было хорошо. Родители обязаны в это поверить!  

Поддержка. Готовность помочь, доброе слово – что дождь в засуху.

-Пожалуйста, помогите мне. Вместе мы, знаете, горы свернем, - такое пред-

ложение к сотрудничеству, исходящее от учителя, несомненно, разбудит инициативу родителей, вернет веру в успех совместного воспитания.

        

4.ФОРМЫ И СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

        Формы связи семьи и школы весьма разнообразны. Наиболее оправ-

давшими себя можно считать регулярное посещение школы родителями, а

учителями – своих учеников, или совместные родительско-учительские собрания. При таком общении те и другие лучше познают индивидуальные особенности школьников, то даёт возможность найти наиболее правильный метод воспитания каждого ребенка в отдельности, определить его способнос-

ти и наклонности. Это помогает правильно налаживать учение и воспитание

-10-

детей.

        Начать работу с родителями будущих первоклассников необходимо ещё до начала учебного года. Так, за несколько дней до 1 сентября собрать родителей, провести с ними беседу и по их рассказам заочно познакомиться со своими будущими питомцами. Узнать об их способностях, наклонностях,

Физическом развитии; выяснить, какие у них любимые стихи, сказки, игры, чем они больше всего интересуются и т.д. После нескольких часов беседы учитель уже имеет довольно ясное представление о том, какие коррективы , дополнения и изменения придётся вносить в свой метод обучения детей. А родители узнают из бесед, что будут делать их дети во время учебы, как нужно обеспечить им нормальные условия дома. Особое  внимание уделить строгому соблюдению режима с первых же дней пребывания ребёнка за школьным столом.

        Такие беседы сближают учителя с родителями и помогают в дальнейшей работе.

        Кроме этого, многие школы проводят « день открытых дверей». Это значит, что в заранее определённый день и час коллектив школьных работников встречается с родителями. В этот день отец или мать может прослушать отчёт классных руководителей, лекцию о воспитании детей, посмотреть детскую самодеятельность, посетить разнообразные выставки работ учащихся и т.п.

        Важную роль играют родительские комитеты, которых выбирают уже на первом собрании. Родители – общественники являются хорошими помощниками школы.

        Также каждый учитель должен резервировать время для индивидуальных консультаций с родителями, о чем их надо поставить в известность. Эти консультации должны быть действительно индивидуальными, доверительными. Они сближают классного руководителя с родителями, облегчают воспитательную работу с детьми.

        В некоторых школах родители выпускают стенгазеты, в которых делятся опытом воспитания своих детей. Совместными усилиями родителей и учителей повышается успеваемость детей, укрепляется дисциплина в школе и дома.

        Многие учителя используют в своей практике проведение совместных праздников, викторин, вечеров с родителями. Это сближает пап и мам с детьми, с родителями другими, с учителем, а в детской среде воспитывает дух коллективизма, единой целой школьной семьи.  

-11-

5.РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ – ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ.

        Одной из основных форм общения учителя с родителями является

родительское собрание, которое проводится 1 рах в месяц. Они бывают организационными ( как правило, в начале года ), текущими ( в течение четверти) и итоговым ( в конце четверти, года). На каждом из собраний решаются вопросы и проблемы успеваемости в классе, организационные вопросы. Кроме этого, возникает ряд текущих проблем…

        В сентябре проводится организационное собрание родителей. На нём избирается родительский комитет в составе трех-пяти человек. Их кандидатуры следует тщательно продумать, побеседовать с ними до собра-

ния . Членами родительского актива могут быть люди, успешно воспитыва-

ющие своих детей, в противном  случае они не будут пользовааться авторитетом у родителей.  

        Надо помнить, что выборы актива без предварительного отбора кандидатов приводят к тому, что в его состав попадают случайные люди, которые только числятся в активе и не ведут воспитательной работы, не ока-

зывают помощи учителю. Очень хорошо наметить состав родительского комитета так, чтобы в него входили не только матери, но и отцы. Это очень важно для индивидуализации воспитательной работы с мальчиками и де-

вочками, для проведения целого ряда внеклассных мероприятий.

          Намеченных кандидатов в родительский  комитет следует предложить родительскому собранию, мотивируя, почему выбор остановился на них. Если собрание решит заменить кого-либо в составе актива, надо прислу-

шаться  к его мнению. Не следует забывать, что нередко полезными членами актива бывают бабушки и дедушки, имеющие огромный опыт семейного

воспитания своих детей и внуков, воспитательной работы на производстве, в армии, в народном хозяйстве. Имея  больше времени для общественной работы в школе, чем родители, они под руководством классного руководите-

ля   могут принести значительную помощь в работе как с детьми, так и с родителями, особенно, в молодых семьях.

        Чтобы родители были действительными помощниками школы, следует с самого начала учебного года подключить их к решению тех воспитатель-

ных  задач, которые поставлены на год. Классный руководитель к первому

собранию должен подготовить сообщение, в котором необходимо осветить основное направление в работе школы, важнейшие мероприятия воспитательного характера на год, и на этом фоне четко определить, чего

школа ждет от семьи, в какой помощи нуждается, на что просит обратить

особое внимание. Это важно еще и потому, что родители будут знать, чем живет их ребенок в школе, чего хочет достичь коллектив класса. На всех

последующих собраниях классный руководитель не должен забывать информировать родителей о том, как коллектив класса и отдельные ученики

-12-

включились в достижение поставленных целей.

        На первом же собрании полезно напомнить родителям о режиме дня школьника младших классов. А родительскому активу режим дня надо иметь

на руках . Он будет им необходим для индивидуальной работе с родителями

при посещении семей…

        На текущих собраниях учитель знакомит родителей с успеваемостью

детей, указывает, на что нужно обратить внимание, решает вместе с родителями наболевшие вопросы, например, о питании, о дисциплине,

о проведении праздников и т.п.

         Проза сегодняшней жизни, к сожаленью, состоит в том, что более двух

третей родителей не читают педагогическую литературу и в жизни предпочи-

тают руководствоваться собственным здравым смыслом. Действительность

требует от учителя советов по семейному воспитанию другого характера,

в частности, воспитания ребенка в нездоровой семейной атмосфере. Книг

же с подобным содержанием сейчас крайне мало. Это обусловлено  , види-

мо, тем, что теория воспитания ребенка в семье вообще исключала возмож-

ность постановки такой проблемы. Однако практика упорно констатировала, что нормальное воспитание детей в нездоровой семейной атмосфере при дефиците мира и покоя возможно. И родительские собрания – одна из наибо-

лее эффективных форм повышения педагогической  культуры родителей,

формирующая их общественное мнение и помогающая им в воспитании де-

тей.

        Собрание можно проводить в виде дискуссии за круглым столом за чашкой чая на заранее определенную воспитательную тему. Перед  каж-

дым  собранием родителям предложить ответить на вопросы анкеты, которые позволят учителю лучше узнать интересы родителей, их компетентность

в рассматриваемых проблемах. Так, например, к собранию на тему « Воспитание у детей заботливого отношения к окружающим» родителям

могут быть предложены следующие вопросы : проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к вам и другим членам семьи: если да – то как- самостоятельно или по вашему совету, просьбе, требованию; умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие, сопереживание ( примеры); в каких

конкретных поступках проявлялась активность и инициатива ребенка в

оказании помощи; к кому в школе, дома ребенок проявляет заботливое

отношение?

         А дети пусть ответят на такие вопросы: любишь ли ты свой дом, своих родных – папу, маму? Почему? Что ты делаешь дома, чтобы помочь родителям? Как заботишься о них? Какого человека можно назвать заботли-

вым? Как поступает заботливый чедлвек по отношению к окружающим людям? Надо ли тебе заботиться одругих?

        Наиболее интересные ответы детей следует прочитать на собрании. после чего родителя  охотно выскажут мнение по данному вопросу. Учитель соотнесет ответы детей с ответами их родителей и получит полное представ-

-13-

ление о стиле отношений внутри семьи. Анализируя ответы, учитель сделает выводы , которые помогут ему в дальнейшем улучшить воспитательную работу как с детьми, так и с родителями.

        К каждому собранию нужно подобрать и оформить выставку книг, журналов, иллюстраций, подходящих к данной  теме. Можно на собрание

пригласить библиотекаря, медика, работников милиции и т.д.

         И обязательно на каждом собрании необходимо подвести итоги работы с родителями, поблагодарить тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и выполняет работу в классе, оказывая помощь классному руководителю.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что учителю-классному руководителю необходимо вести работу с родителями, общать-

ся с ними, ведь только вместе с родителями . которые сталкиваются с детьми

 в домашней обстановке, можно воспитать человека. А фундамент зарождения личности закладывается именно в начальной  школе, поэтому так важно, чтобы родители и учитель были « заодно» и действовали только сообща, совместными усилиями.

-14-

ЛИТЕРАТУРА:

1. Т.Ю.Баракова. Работа с родителями //Начальная школа, -№5 -1994-с.69-71

2. Карпенко И.А.Петровский В.А. Контакт между воспитателем и родителя-

    ми как условие преемственности между детским садом и школой: Преем-

    ственность между детским садиком и школой в формировании личности

    ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. –Лиепас, 1986

3. В.Н.Кондратюк.Изучение методов семейного воспитания.// Начальная

   школа, - №1-1993 – с.70-72

4. А.С.Макаренко.Избранные педагогические сочинения, кн.1 изд-во АПН

   РСФСР , 1949, с.145

5. В.А. Петровский, А.М.Виноградова, Л.М. Кларина. Учимся общаться с

   ребенком.- М.:Просвещение, 1993

6. Г.И.Сотникова Делимся опытом работы с родителями.// Начальная школа,-

   №5 -1994.- с.69

7. Н.П.Спицын. Учитель- родители: правила общения// Начальная школа,

   №10. -1993 – с.66-72

8. Спутник классного руководителя.-М.:Просвещение, 1983

9. Н.А.Филиппов О воспитании школьника в семье.М.:Московский рабочий.

    1952

-15-

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Тема: родительское собрание

 Вид: организационное

 Дата проведения: начало сентября

Ход собрания: 

   1. Оргмомент: регистрация родителей

   2. Сообщение повестки родительского собрания

   3. Сообщение учителя об учебной программе на предстоящий учебный

год: какие предметы будут изучаться, что необходимо приготовить по каждому предмету в отдельности.

    4. Сообщение классного руководителя о воспитательных планах на новый учебный год: какие будут беседы, мероприятия, праздники

   5. Выборы родительского комитета ( 3-5 человек)

   6. Заполнение анкеты родителями : что они могут сделать для класса, чем

помочь.

   7. Ответы учителя на возникшие у родителей вопросы.

   8. Индивидуальные консультации с отдельными родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы учителя с родителями

Выступление на педагогическом совете...

Мастер-класс "Активные формы и методы использования особенности восприятия информации младшими школьниками при работе с ценностными понятиями" или «ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ 4D»

Очень часто педагог сталкивается с ситуациями, что занятие хорошо продумано и простроено, но остается некоторое но…, которое не может четко подтвердить, что задуманное и реализованное во время проведе...

КУРСОВАЯ РАБОТА Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания младших школьников

Содержание, формы и методы трудового обучения и воспитания   младших школьников...

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования...

Статья "Формы и методы работы учителя начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения детей младшего школьного возраста в условиях учреждения общего среднего образования

: в статье рассматривается проблема девиантного поведения детей в начальных классах. Авторы статьи рассматривают особенности проблемы, указали используемые методики....

«Выявление оптимальных форм и методов работы по сохранению здоровья младших школьников в процессе обучения и во внеурочное время»

Многие годы человек проводит в стенах общеобразовательный учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Сегодня нет необходимости доказывать, что ...