Рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Аксентьева Вера Павловна

Рабочая программа по ИЗО для 4 класса разработана согласно ФГОС. Цель-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_4_klass.docx42.19 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Оерская средняя общеобразовательная школа» - «Тохойская основная общеобразовательная  школа»

РАССМОТРЕНО

На заседании МС

«1» сентября 2018 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

«1» сентября 2018 г.

                                        УТВЕРЖДАЮ:

                                      Директор школы

                                    «1» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

         по____ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ,   4 КЛАСС__________________

(предмет, класс)

34

(количество часов в год, в неделю)

АКСЕНТЬЕВА ВЕРА ПАВЛОВНА

(ФИО учителя)

__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________

(должность)

2018/2019 учебный год

с. Тохой

2018 г

                                         1.Пояснительная записка.

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе:

-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;

-  Федерального  образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями), а также:

- примерной образовательной программы начального общего образования и

- авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»);

- учебного плана Филиала МБОУ «Оёрская СОШ» - «Тохойская ООШ»;

- Федерального перечня учебников ;

- Положения о рабочей программе ОУ.

Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека иобщества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Общая характеристика курса.

 «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.

Программа построена так, чтобы дать школьникам  представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.

Включение национально-регионального компонента.

     Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов: - бурятского фольклора; художественных текстов писателей Бурятии, статистических данных;музейных материалов; традиций народных праздников; флоры и фауны Бурятии; народных промыслов; этнологии и этнографии Бурятии.  

Описание места учебного предмета в учебном плане

     На  изучение  курса «Изобразительное искусство» во  4  классе  отводится  34 часа в  год по 1 часу в неделю.


2. Планируемые результаты освоения предмета.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
  • Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умениеорганизовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
  • Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитиичеловека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценкепроизведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественныйобраз;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красотуприроды различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;

умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате освоения программы ученик научится:

  • различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственногозамысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать ихспецифику;
  • эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшенийчеловека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народныххудожественных промыслов в России (с учетом местных условий).
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Ученик получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
  • видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональноеотношение;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы иучаствовать в коллективных работах на эти темы.

Учебно-тематическое планирование.

№п/п

Наименование разделов

Общее кол-во часов

1

Истоки родного искусства

8

2

Древние города нашей земли

7

3

Каждый народ - художник

11

4

Искусство объединяет народы

8

Итого

34

3. Содержание  курса «Изобразительное искусство».

Истоки родного искусства 8 ч.

1

Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли.

Художественные материалы (урок постановки и решения учебной задачи)

НРК: Пейзаж родной земли.

2

Красота природы в произведениях русской живописи (урок постановки и решения учебной задачи)

3

Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы

(урок постановки и решения учебной задачи)

4

Деревня – деревянный мир (урок постановки и решения учебной задачи)

НРК: Моя родная деревня.

5

Красота человека. Русская красавица (урок постановки и решения учебной задачи)

6

Образ русского человека в произведениях художников (урок постановки

и решения учебной задачи).

7

Календарные праздники (урок постановки и решения учебной задачи)

НРК: Праздники «Сагаалган», «Сурхарбан».

8

Народные праздники (урок постановки и решения учебной задачи).

Древние города нашей земли -7 ч.

9

Родной угол (урок постановки и решения учебной задачи).

10

Древние соборы (урок постановки и решения учебной задачи).

11

Города Русской земли (урок постановки и решения учебной задачи).

12

Древнерусские воины- защитники (урок постановки и решения учебной задачи).

13

«Золотое кольцо России» (урок постановки и решения учебной задачи).

14

Узорочье теремов (урок постановки и решения учебной задачи).

15

Праздничный пир в теремных палатах (урок постановки и решения учебной задачи).

Каждый народ – художник – 11 ч.

16

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры (урок постановки и решения учебной задачи)

17

Искусство оригами (урок постановки и решения учебной задачи).

18

Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре (урок постановки и решения учебной задачи).

19

Народы гор и степей (урок постановки и решения учебной задачи)

НРК: Юрты в произведениях художников Бурятии.

20

Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры (урок постановки и решения учебной задачи).

21

Города в пустыне (урок постановки и решения учебной задачи).

22

Древняя Эллада (урок постановки и решения учебной задачи).

23

Олимпийские игры (урок постановки и решения учебной задачи).

24

Средневековый город (урок постановки и решения учебной задачи).

25

Образ готического храма в средневековом городе (урок постановки и решения учебной задачи).

26

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение (урок постановки и решения учебной задачи) НРК: Моя родная Бурятия и её достопримечательности.

Искусство объединяет народы – 8 ч.

27

Тема материнства в искусстве (урок постановки и решения учебной задачи).

28

Образ Богоматери в русском и западно - европейском искусстве (урок постановки и решения учебной задачи).

29

Мудрость старости (урок постановки и решения учебной задачи).

НРК: Мудрость старости в произведениях бурятских художников

30

Сопереживание. Дорогою добра (урок постановки и решения учебной задачи).

31

Герои- защитники (урок постановки и решения учебной задачи).

32

Героическая тема в искусстве разных народов (урок постановки и решения учебной задачи).

33

Юность и надежда (урок постановки и решения учебной задачи).

34

Искусство народов мира (обобщение темы). (Обобщающий урок. Урок постановки и решения учебной задачи).

4.Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения фактически

Коррекция

1.

Истоки родного искусства 8 ч.

Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли.Художественные материалы 

1

05.09

2.

НРК: Пейзаж родной земли.

1

12.09

3.

Красота природы в произведениях русской живописи 

1

19.09

4.

Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы

1

26.09

5.

Деревня – деревянный мир 

1

03.10

6.

НРК: Моя родная деревня.

1

10.10

7.

Красота человека. Русская красавица 

1

17.10

8.

Образ русского человека в произведениях художников 

1

24.10

9.

Календарные праздники 

1

31.10

10.

НРК: Праздники «Сагаалган», «Сурхарбан».

1

14.11

11.

Народные праздники 

1

21.11

12.

Древние города нашей земли -7 ч.

Родной угол 

1

28.11

13.

Древние соборы 

1

05.12

14.

Города Русской земли 

1

12.12

15.

Древнерусские воины- защитники 

1

19.12

16.

«Золотое кольцо России» 

1

26.12

17.

Узорочье теремов 

1

14.01

18.

Праздничный пир в теремных палатах 

1

21.01

19.

Каждый народ – художник – 11 ч.

Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры 

1

28..01

20.

Искусство оригами 

1

04.02

21.

Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре

1

11.02

22.

Народы гор и степей 

1

18.02

23.

НРК: Юрты в произведениях художников Бурятии.

1

25.02

24.

Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры 

1

05.03

25.

Города в пустыне 

1

12.03

26.

Древняя Эллада 

1

19.03

27.

Олимпийские игры

1

03.04

28.

Средневековый город 

1

10.04

29.

Образ готического храма в средневековом городе 

1

17.04

30.

Многообразие художественных культур в мире. Обобщение 

1

24.04

31.

НРК: Моя родная Бурятия и её достопримечательности.

1

02.05

32.

Искусство объединяет народы – 8 ч.

Тема материнства в искусстве 

1

09.05

33.

Образ Богоматери в русском и западно - европейском искусстве 

1

16.05

34.

Мудрость старости. НРК: Мудрость старости в произведениях бурятских художников

1

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...