Рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Рабочая программа по ИЗО для 4 класса разработана согласно ФГОС. Цель-воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_4_klass.docx | 42.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Оерская средняя общеобразовательная школа» - «Тохойская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО На заседании МС «1» сентября 2018 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР «1» сентября 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы «1» сентября 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по____ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, 4 КЛАСС__________________
(предмет, класс)
34
(количество часов в год, в неделю)
АКСЕНТЬЕВА ВЕРА ПАВЛОВНА
(ФИО учителя)
__________________________УЧИТЕЛЬ_________________________
(должность)
2018/2019 учебный год
с. Тохой
2018 г
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями), а также:
- примерной образовательной программы начального общего образования и
- авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (УМК «Школа России»);
- учебного плана Филиала МБОУ «Оёрская СОШ» - «Тохойская ООШ»;
- Федерального перечня учебников ;
- Положения о рабочей программе ОУ.
Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека иобщества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика курса.
«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.
Включение национально-регионального компонента.
Включение младших школьников в процесс активного усвоения традиционных народных знаний и умений идет через использование на уроках материалов: - бурятского фольклора; художественных текстов писателей Бурятии, статистических данных;музейных материалов; традиций народных праздников; флоры и фауны Бурятии; народных промыслов; этнологии и этнографии Бурятии.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Изобразительное искусство» во 4 классе отводится 34 часа в год по 1 часу в неделю.
2. Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
- Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умениеорганизовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно- нравственном развитиичеловека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценкепроизведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественныйобраз;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красотуприроды различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате освоения программы ученик научится:
- различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственногозамысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать ихспецифику;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшенийчеловека;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народныххудожественных промыслов в России (с учетом местных условий).
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.
Ученик получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональноеотношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы иучаствовать в коллективных работах на эти темы.
Учебно-тематическое планирование.
№п/п | Наименование разделов | Общее кол-во часов |
1 | Истоки родного искусства | 8 |
2 | Древние города нашей земли | 7 |
3 | Каждый народ - художник | 11 |
4 | Искусство объединяет народы | 8 |
Итого | 34 |
3. Содержание курса «Изобразительное искусство».
Истоки родного искусства 8 ч.
1
Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли.
Художественные материалы (урок постановки и решения учебной задачи)
НРК: Пейзаж родной земли.
2
Красота природы в произведениях русской живописи (урок постановки и решения учебной задачи)
3
Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы
(урок постановки и решения учебной задачи)
4
Деревня – деревянный мир (урок постановки и решения учебной задачи)
НРК: Моя родная деревня.
5
Красота человека. Русская красавица (урок постановки и решения учебной задачи)
6
Образ русского человека в произведениях художников (урок постановки
и решения учебной задачи).
7
Календарные праздники (урок постановки и решения учебной задачи)
НРК: Праздники «Сагаалган», «Сурхарбан».
8
Народные праздники (урок постановки и решения учебной задачи).
Древние города нашей земли -7 ч.
9
Родной угол (урок постановки и решения учебной задачи).
10
Древние соборы (урок постановки и решения учебной задачи).
11
Города Русской земли (урок постановки и решения учебной задачи).
12
Древнерусские воины- защитники (урок постановки и решения учебной задачи).
13
«Золотое кольцо России» (урок постановки и решения учебной задачи).
14
Узорочье теремов (урок постановки и решения учебной задачи).
15
Праздничный пир в теремных палатах (урок постановки и решения учебной задачи).
Каждый народ – художник – 11 ч.
16
Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры (урок постановки и решения учебной задачи)
17
Искусство оригами (урок постановки и решения учебной задачи).
18
Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре (урок постановки и решения учебной задачи).
19
Народы гор и степей (урок постановки и решения учебной задачи)
НРК: Юрты в произведениях художников Бурятии.
20
Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры (урок постановки и решения учебной задачи).
21
Города в пустыне (урок постановки и решения учебной задачи).
22
Древняя Эллада (урок постановки и решения учебной задачи).
23
Олимпийские игры (урок постановки и решения учебной задачи).
24
Средневековый город (урок постановки и решения учебной задачи).
25
Образ готического храма в средневековом городе (урок постановки и решения учебной задачи).
26
Многообразие художественных культур в мире. Обобщение (урок постановки и решения учебной задачи) НРК: Моя родная Бурятия и её достопримечательности.
Искусство объединяет народы – 8 ч.
27
Тема материнства в искусстве (урок постановки и решения учебной задачи).
28
Образ Богоматери в русском и западно - европейском искусстве (урок постановки и решения учебной задачи).
29
Мудрость старости (урок постановки и решения учебной задачи).
НРК: Мудрость старости в произведениях бурятских художников
30
Сопереживание. Дорогою добра (урок постановки и решения учебной задачи).
31
Герои- защитники (урок постановки и решения учебной задачи).
32
Героическая тема в искусстве разных народов (урок постановки и решения учебной задачи).
33
Юность и надежда (урок постановки и решения учебной задачи).
34
Искусство народов мира (обобщение темы). (Обобщающий урок. Урок постановки и решения учебной задачи).
4.Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения фактически | Коррекция |
1. | Истоки родного искусства 8 ч. Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли.Художественные материалы | 1 | 05.09 | ||
2. | НРК: Пейзаж родной земли. | 1 | 12.09 | ||
3. | Красота природы в произведениях русской живописи | 1 | 19.09 | ||
4. | Деревня – деревянный мир. Русская деревянная изба. Конструкция и украшения избы | 1 | 26.09 | ||
5. | Деревня – деревянный мир | 1 | 03.10 | ||
6. | НРК: Моя родная деревня. | 1 | 10.10 | ||
7. | Красота человека. Русская красавица | 1 | 17.10 | ||
8. | Образ русского человека в произведениях художников | 1 | 24.10 | ||
9. | Календарные праздники | 1 | 31.10 | ||
10. | НРК: Праздники «Сагаалган», «Сурхарбан». | 1 | 14.11 | ||
11. | Народные праздники | 1 | 21.11 | ||
12. | Древние города нашей земли -7 ч. Родной угол | 1 | 28.11 | ||
13. | Древние соборы | 1 | 05.12 | ||
14. | Города Русской земли | 1 | 12.12 | ||
15. | Древнерусские воины- защитники | 1 | 19.12 | ||
16. | «Золотое кольцо России» | 1 | 26.12 | ||
17. | Узорочье теремов | 1 | 14.01 | ||
18. | Праздничный пир в теремных палатах | 1 | 21.01 | ||
19. | Каждый народ – художник – 11 ч. Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры | 1 | 28..01 | ||
20. | Искусство оригами | 1 | 04.02 | ||
21. | Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре | 1 | 11.02 | ||
22. | Народы гор и степей | 1 | 18.02 | ||
23. | НРК: Юрты в произведениях художников Бурятии. | 1 | 25.02 | ||
24. | Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры | 1 | 05.03 | ||
25. | Города в пустыне | 1 | 12.03 | ||
26. | Древняя Эллада | 1 | 19.03 | ||
27. | Олимпийские игры | 1 | 03.04 | ||
28. | Средневековый город | 1 | 10.04 | ||
29. | Образ готического храма в средневековом городе | 1 | 17.04 | ||
30. | Многообразие художественных культур в мире. Обобщение | 1 | 24.04 | ||
31. | НРК: Моя родная Бурятия и её достопримечательности. | 1 | 02.05 | ||
32. | Искусство объединяет народы – 8 ч. Тема материнства в искусстве | 1 | 09.05 | ||
33. | Образ Богоматери в русском и западно - европейском искусстве | 1 | 16.05 | ||
34. | Мудрость старости. НРК: Мудрость старости в произведениях бурятских художников | 1 | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...