Рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Кротенко Ирина Леонидовна

Рабочая программа по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx51.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса изобразительное искусство для 4 классов общеобразовательных учреждений Б.М. Неменского. Изобразительное искусство: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение.

Целью прохождения настоящего курса является формирование художественной культуры учащихся как неотемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:

  • формирование у обучающихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
  • формирование художественно – творческой активности школьника;
  • овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

Основное её содержание составляют сведения о всех основных видах пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника  в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом литературы, музыки, истории, естествознания. Для лучшего усвоенияконкретных тем уроков требуются наглядные материалы – произведения изобразительного искусства, сходные теме, которой посвящён урок. В качестве дополнительного материала используются записи отрывков нужных музыкальных произведений и стихотворные фрагменты.

Методические особенности изучения предмета:

Содержание курса изобразительное искусство открывает возможность сформировать у учащихся общепредметные/специальные предметные умения:

  1. работать с  живописными и графическими материалами;
  2. видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир;
  3. выполнять простые приемы живописными и графическими материалами с помощью линии,пятна, цвета, в объеме;
  4. наблюдать украшать,фантазировать;
  5. учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с предметами художественной деятельности (кисти, карандаши ) быту и на производстве.

Программа направлена на формирование учебно-управленческих умений и навыков, учебно-коммуникативных, учебно-информационных умений и навыков, развитие логического мышления на основе формирования умений сравнивать, классифицировать, обобщать, делать выводы, анализировать, сопоставлять.

          Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под  редакцией Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.1-4 классы. «Изобразительное искусство» Москва«Просвещение».       

УМК состоит из:

  1. учебник:  Горяева Н.А, Неменская Л.А. и др. «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник». 4 класс. -  М.: Просвещение.
  2. рабочая тетрадь: Неменская Л.А. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская.» Рабочая тетрадь 4 класс. - М.: Просвещение.
  3. программа:   «Изобразительное искусство» разработана  для 1-4 классов общеобразовательных учреждений на основе авторской   программы «Изобразительное искусство» Рабочие

программы под редакцией Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и  др.

1-4 классы. Москва «Просвещение».

Учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2017/2018

 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

            —  декоративная художественная деятельность;

            —  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

          Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

         В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для начального общего  образования  и в соответствии с учебным планом МОУ школы № 6 г.о. Жуковский Московской обл. на изучение изобразительное искусство в 4 классе отводится 1 час в неделю, 34часа в год.

Часы наобучение выделены: федерального компонента учебного плана.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  • •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  • выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России
  • и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.

        .

Используемые типы уроков, технологии, методы и средства обучения

В системе уроков планируются использование следующих типы уроков:

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида. 

Урок - контрольная работа. Проводится на двух уровнях: уровень базовый (обязательной подготовки) - «3», уровень продвинутый - «4» и «5».

         Применяются технологии индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения,  технологии уровневой дифференциации, развивающего обучения и воспитания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстративных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;
  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;
  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;
  • степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового                       (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения

         Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, модели и др.), ЦОРы, ЭОРы, организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Оценка знаний и умений обучающихся проводится в форме выставки, практических и контрольных работ.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен:

знать: 

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России;
  • известные центры народных художественных ремесел России;

уметь: 

  • применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать  произведения выдающихся отечественных художников;
  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

применять на практике полученные знания и умения:

  • для самостоятельной творческой деятельности
  • обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.

Владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориента-ционной, рефлексивной.

Литература и средства обучения

  1.  Основная литература
  • Сборник рабочих программ. Школа России. 1-4 класс.- М.: Просвещение.
  • Программа  «Изобразительное искусство» разработана  для 1-4 классов общеобразовательных учреждений на основе авторской   программы «Изобразительное искусство» Рабочие программы под редакцией Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.1-4 классы. Москва«Просвещение» .

2. Дополнительная литература

  • Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по изобразительному искусству.)
  • Отрывки музыкальных произведений в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по изобразительному искусству.)

3. Учебные и справочные пособия.

  • Горяева Н.А, Неменская Л.А. и др. «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник». Учебник 4 класс. -  М.: Просвещение.
  • Неменская Л.А. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» Рабочая тетрадь 4 класс. - М.: Просвещение.

4. Учебно-методическая литература.

  • Неменский Б. М., Неменская Л. А.,  Коротеева Е. И. и др.Изобразительное искусство:  Методическое пособие: 1-4 классы. – М.: Просвещение.
  • Давыдова М.А.  Поурочные разработки по изобразительному искусству. 4 класс. М.:ВАКО.

5. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)

  • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  • Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  • Мультимедийный проектор.
  • Экспозиционный экран.
  • Компьютер.
  • Сканер.
  • Принтер лазерный.

Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Дата

По плану

Фактически

1.

Истоки родного искусства

9

04.09-10.11

2.

Древние города нашей Земли  

7

13.11-12.01

3.

Каждый народ — художник

11

15.01-06.04

4.

Искусство объединяет народы

7

16.04-31.05

Всего

34ч

Содержание

Тема 1.   Истоки родного искусства (9 часов)

Элементы содержания темы.

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Практическая работа №1. Создание панно – образ традиционной русской деревни.

Тема 2.   Древние города нашей Земли  (7 часов)

Элементы содержания темы.

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Практическая работа №2. Макет древнего города.

Проект.(Тему проекта учащиеся выбирают самостоятельно)

Тема 3.            Каждый народ — художник (11 часов)

Элементы содержания темы.

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Практическая работа №3.  Панно «Праздник в Японии»

Тема 4.  Искусство объединяет народы (7 часов)

Элементы содержания темы.

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание — великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

Практическая работа №4. Лепка из пластилина: образ народных героев.

Поурочное планирование 4 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Дата

  факт.

 «Истоки родного искусства» 9 часов

1.

2.

Пейзаж-родной земли.

Гармония жилья и природы.

2

.1,2 неделя

3.

4.

Красота и мудрость русской избы.

2

3,4 неделя

5.

6.

7.

Образ русского человека.

Русская национальная одежда.

Символика формы и цвета.

3

5-7 неделя

8.

9.

Русские народные праздники.

2

8,9 неделя

 «Древние города нашей земли» 7 часов

10.

11.

Древнерусский город.

2

10,11неделя

Каникулы

12

13.

Древние соборы-храмы-памятники.

2

12,13 неделя

14.

15.

Узорочье теремов.

Расписные интерьеры. Изразцы.

2

14,15 неделя

16.

Древнерусские воины-защитники.

1

16 неделя

 «Каждый народ – художник» 11 часов

17.

18.

19.

Образ художественной культуры Древней Греции.

3

17-19 неделя

20.

21.

22.

Образ художественной культуры Древней Японии.

3

20-22 неделя

23.

Искусство народов гор и степей.

1

23 неделя

24.

25.

26.

Образ художественной культуры Западной Европы.

3

24-26 неделя

27.

Многообразие художественных культур в мире.

1

27 неделя

«Искусство объединяет народы» 7 часов

28.

29.

Все народы воспевают материнство.

2

28,29 неделя

30.

Мудрость старости.

1

30 неделя

31.

Искусство всех народов объединяет людей и в радости, и в горе.

1

31 неделя

32.

33.

Борцы за свободу и справедливость.

2

32,33 неделя

34.

Искусство народов мира.

1

34 неделя

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания №1

ШМО учителей начальных классов

От ______________.

_____________(Рамина Е.Е.)

«СОГЛАСОВАНО»

Зам.директора по УМР

______________(Фокина Е.В.)

______________________



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...