«Мезенская роспись – росписи Севера»
план-конспект по изобразительному искусству (изо)

Анна Сергеевна Нысвятыпасхо

Данное занятие проводится с группой детей  младшего школьного возраста по теме «Мезенская роспись – росписи Севера». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с красотой русской природы, учим детей выполнять основные элементы росписи, формируем умение держать правильно кисть,  а также происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiy_mezenskaya_rospis.doc526.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия к образовательной программе

«МАСТЕРОК»

 «Мезенская роспись – росписи Севера»

Цель занятия: познакомить с традициями мезенской росписи, историей, особенностями колорита и техническими особенностями.

Задачи:

  1. Формирование представлений об особенностях мезенской росписи;
  2. научить выполнять основные элементы росписи.
  3. развить чувство композиции и формы в процессе работы;
  4. воспитание  в детях чувство прекрасного, уважения и любви к миру окружающего его;

Оборудование и материалы:

- для педагога: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран

- для детей: бумага, краска, кисти, простой карандаш

Методы обучение

Этапы занятия

Методы обучения

Дидактическая цель

Мотивационный

Словесный

-беседа

Создать условия для понимания новой учебной информации.

Информационно-аналитический

По степени активности познавательной деятельности учащихся:

- частично поисковый;

- исследовательский

Создать условия для формирования знаний о технике письма и правилах постановки руки

Практический (Самостоятельная работа)

Репродуктивный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый. Метод стимулирования.

Создать условия для осознания и формирования умения применять полученные  знания при выполнении практической работы.

Подведение итогов

Метод контроля.

Создать условия для проверки уровня усвоения знаний и умений.

Структура занятия

Этапы занятия

Учебные задачи этапа

Содержание этапа

Показатели выполнения учебных задач этапа

Организационный

Обеспечить творческую обстановку для работы на занятии и психологическую подготовку детей к общению и предстоящей беседе о мезенской росписи

1.Приветствие.

2.Проверка готовности воспитанников к занятию и подготовленности помещения (рабочих мест детей и педагога) к занятию.

3. Концентрация внимания детей.

Позитивный  настрой педагога и детей;

- быстрота организационного момента;

- оснащённость кабинета и оборудования к работе;

- установление внимания всех детей;

Мотивационный

1.Организовать познавательную деятельность детей, подготовить их к усвоению нового материала.

2. Сформировать

целенаправленный характер учебной деятельности.

1. Сообщение темы занятия.

2. Постановка перед детьми учебной проблемы.

1.Целенаправленая деятельность  обучающихся.

2. Эффективность восприятия и освоения нового материала.

3. Осмысление обучающимися практической значимости изучаемого материала.

Вид деятельности - познавательная

Информационно-аналитический

и выполнение практической работы

1. Дать обучающимся представления об истории развития мезенской росписи.

2. Сформировать усвоения обучающимися метода воспроизведения изучаемого материала через практическую работу.

3.На        основе приобретённых знаний выработать соответствующие навыки и умения в практической работе.

1.Организация внимания детей.

2.Организация педагогом процессом восприятия, осмысления детьми нового материала.

3.Овладение содержанием материала.

4. Выработка

соответствующих

навыков и умений: правильная постановка руки, освоение стилистических особенностей росписи.

1.Уровень владение кистью и правильность выполнения элементов росписи.

2.Действия детей в процессе беседы.

3. Умение учащихся узнавать и

Сопоставлять элементы росписи с символическим значнием.

.

4.Активное участие в подведении итогов бесед.

Вид деятельности – практическая

Рефлексия

1.Зафиксировать у детей те

знания, которые им

необходимы для

самостоятельной

работы.

2. Добиться повышения

уровня осмысления

изученного материала,

глубины его

понимания.

1.Более полное

осмысления учащимися

учебного материал, освоение

новых понятий.

2. Закрепление нового

материала.

3. Подведение итогов

занятия: что нового

узнали, чему научились.

1. Умение отражать

Основные мысли  нового

материала.

2. Умение  обозначать

существенные признаки

ведущих понятий, изучаемых на занятии.

3.Качество ответов детей.

Вид деятельности - учебная

Оценочный

1. Подвести итоги

занятия

1.Мотивирование детей на дальнейшее занятие по изучению народных промыслов России.

1. Активное участие в

подведение итогов занятия.

Вид деятельности - игровая


Ход занятия

Организационный

Перед началом занятия педагог проверяет готовность рабочих мест детей к проведению занятий.

Мотивационный

Педагог. Добрый день! Меня зовут Анна Сергеевна. Ребята, давайте вместе

посмотрим один фрагмент. Будьте внимательны.

Просмотр видеофрагмента.

Педагог. Сегодня мы с вами познакомимся с загадочной росписью, Мезенской. Слышали вы ребята, что ни будь об этой росписи?

Ответ детей. Нет

Педагог. А хотите узнать?

Ответ детей. Да!

Педагог.

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.


Информационно-аналитический

Педагог.

Сначала рассмотрим историю росписи. Как и большинство других народных промыслов свое название мезенская роспись получила от местности в которой зародилась. Ребята, как вы думаете, от какого слова она образовалась? Эта роспись зародилась в Удорском районе, вы слышали название этого района?

Ответы детей.

Нет, не слышали.

Педагог.

Удора располагается по реке Мезень - отсюда и название росписи

Мезенская роспись одна из наиболее древних художественных промыслов. Расписные прялки и короба, широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Ребята, как вы думаете, для чего расписывали предметы быта?

Ответы детей.

Для красоты, для продажи, народ коми обменивал свои расписные прялки, короба на ткань, продукты питания.

А знаете ди вы ребята, что в мезени нет обычной народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют графическую форму.

Ответы детей.

Нет.

Педагог.

Мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы передать нам рассказ леса, ветра, земли и неба. Художник выстраивает узор, подчиняясь строгим правилам построения орнамента. Посмотрите на доску.

Педагог демонстрирует элементы росписи.

Педагог.

В древности Мезень писалась сажей и глиной, которые растворяли в настое смолы лиственницы. Выполнялась роспись размоченной на конце щепкой и пером тетерева, что указывает на очень древние традиции. А сегодня художники доски расписывают гуашью, акриловыми красками.

Педагог

Ребята, представьте, что вы мастера, живущие 500 лет назад. Как бы вы изобразили условно, графически солнце? Кто хочет показать на доске?

Дети выходят и показывают на доске с помощью мела.

Педагог

А как нарисовали бы землю? У вас получились очень интересные рисунки. А вот как мастера расписывали прялки и короба. Посмотрите, я раздала вам карточки с элементами мезенской росписи.

Дети изучают карточки с элементами росписи.

Педагог.

Прямая линия может означать и небо, и землю. Если она расположена наверху – это, как вы понимаете, небо. Символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом. К числу самых распространенных и любимых образов следует отнести изображение коней и оленей. Большинство из них имело красно-оранжевую окраску, несвойственную, как известно, лошадям. Длинные и тонкие ноги лошадей завершались на концах изображением перьев, подобных тем, которые рисовались у птиц.

Иногда на лошадях были нарисованы борющиеся друг с другом всадники. Изображаемые на прялках кони неземного происхождения, они олицетворяют огонь.

Педагог

Мы познакомились с элементами мезенской росписи, и теперь ваша задача – выбрать элемент: коня или оленя. Ребята, а чем они отличаются?

Ответы детей.

Педагог

Все отличие оленей от лошадей заключается в том, что вместо гривы у них за спиной такими же черными штрихами рисуются разветвленные рога.

Практическая работа

Педагог

Вам необходимо по шаблону обвести туловище животного и дополнить рисунок элементами, которые мы только что рассмотрели и выполнить в цвете. Туловище животного, какого цвета? Красного. Все остальные элементы смотрите на карточках и выполняете в цвете. Я рекомендую кисть № 2. Прежде чем начать работу, вы хорошо подумайте, какое именно животное вы будете рисовать.

Педагог

А сейчас подумайте и скажите, с чего грамотнее начинать работу?

Ответы детей

Педагог

Слушаем меня внимательно и смотрим. Сначала берём альбомный лист горизонтально и делим его пополам. Простым карандашом намечаем высоту нашего изображения двумя горизонтальными линиями, затем берём шаблон и располагаем его в полосу с левой стороны и обводим. (Правую сторону оставляем для домашнего задания). Затем дорисовываем ноги, рога или гриву, и дополняем рисунок элементами с карточки, которые вам понравились.

Рефлекс

Педагог

Ребята давайте вспомним и проговорим основные элементы росписи.

Оценочный

Педагог: Оценка «5» ставится за схожесть с элементов мезенской росписи, аккуратность и чёткость выполнения, грамотное расположение элемента на листе.

Педагог

Молодцы ребята! Вы прекрасна, освоили новую тему. Для закрепление полученных знаний. Вам предстоит дома выполнить самостоятельно творческую работу.

Прил. 1

https://pedportal.net/attachments/000/414/542/414542.jpg?1426890879

Элементы росписи

Искуство-детям. Мезенская роспись

Элементы росписи

Прил.2

Искуство-детям. Мезенская роспись

«Олени и кони»

http://uslide.ru/images/3/9342/960/img16.jpg

«Фрагмент прялки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему "Мезенская роспись" для 4 класса

Конспект урока включает в себя изучение обозначения элементов мезенской росписи, практическую часть (изображение одного из элементов росписи - олень или лошадь)...

Презентация к уроку рисования. Тема: "Мезенская роспись"

В данной презентации кратко описана история мезенской росписи, главные элементы....

Урок изобразительного искусства в 3 классе по программе Т. Я. Шпикаловой УМК "Перспектива" "Мезенская роспись"

На данном уроки учащиеся 3 класса знакомятся с народной росписью Севера - Мезенской росписью. Учатся рисовать основные элементы росписи....

Презентация "Мезенская роспись"

В презентации есть сведения о росписи,простые элементы и узоры....

Мезенская роспись.

Мезенская роспись....

Презентация к уроку ИЗО по теме "Мезенская роспись и палащельская роспись".

Презентация к уроку ИЗО по теме " Мезенская роспись по дереву и палащельская роспись"....