Урок изобразительного искусства в 3 классе "Твои игрушки"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Технологическаяя карта урока ИЗО в 3 классе. Знакомство с народными промыслами.

На уроке учащиеся: 

- учатся различать игрушки дымковского и филимоновского художественного промысла;

-  выполнять лепку фигурок по мотивам народных игрушек;

- развивают художественный вкус, фантазию, творческое воображение;

- учатся  создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения;

- научатся  характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они изготовлены.

 

 

На уроке использована 

 

        фронтальная работа

        индивидуальная работа

        работа в парах.

 

 Итог урока :расширить представления учащихся о народных художественных промыслах; воспитывать уважительное отношение к работам народных мастеров.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izo_v_3_klasse_2.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Фоменко Ирина Ивановна, учитель начальных классов  

БОУ СОШ №10 станица Васюринская МО Динской район

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 3 класс

УМК:   «Школа России», «Изобразительное искусство» Москва, «Просвещение» 2015г.

Тема урока: «Твои игрушки». 

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Цель: расширить представления учащихся о народных художественных промыслах; воспитывать уважительное отношение к работам народных мастеров.

Задачи:

- учить различать игрушки дымковского и филимоновского художественного промысла;

- учить выполнять лепку фигурок по мотивам народных игрушек;

-развивать художественный вкус, фантазию, творческое воображение;

- учить создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения;

- учить характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они изготовлены.

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроке:

Познавательные УУД:

- научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о приемах лепки народных игрушек.

Регулятивные УУД:

-  научатся приниматьи сохранять учебную задачу;

- сохранять уверенность в своих силах;

- анализировать собственную деятельность на уроке.

        Коммуникативные УУД:

- овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками;

- научатся корректно отвечать на вопросы, делать выводы.

Формирование личностных результатов:

  • понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;
  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению.

Оборудование:

Пластилин, дощечка, стеки, салфетки, образец изделия, игрушки (дымковские, филимоновские);

учебник  ««Изобразительное искусство» Москва, «Просвещение» 2015г.;

Организация пространства:

  • фронтальная работа
  • индивидуальная работа
  • работа в парах.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку.

- Сегодня, ребята мы поговорим об игрушках, но необычных, а народных. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были – везде встретим чудо мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Сегодня вы научитесь лепить разные фигурки по мотивам народных промыслов.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

II.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- В старину купить игрушку было не по карману русскому крестьянину. А ведь его ребятишкам тоже хотелось играть. Но нашлись в пригородах и деревнях замечательные придумщики и умельцы. Из чего только не мастерили «ребячью забаву» - игрушки! Из мочалок, тряпок, дерева, соломы…  Ну а там, где жили гончары, - лепили из глины. Изготовление глиняных игрушек – особая отрасль гончарного дела. Мастера – игрушечники чаще всего изготовляют игрушки-свистульки в виде коней, птиц, козлов, баранов. В глубокой древности игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Их дарили друг другу на праздники. Игрушки обладали магической силой и в представлении наших предков оберегали людей от всякого зла.

В глиняной игрушке живут образы, уже знакомые нам: конь, птица, баба. Они живут в памяти народа и продолжают его древние традиции.

- Начнем знакомство с народной игрушкой дымковского промысла.

Ученик читает стихотворение

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней то-то есть о радуги,

От капелек росы,

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично,

В ней молодость – изюминка!

В ней удаль и размах!

Сияйте, охра с суриком,

По всей  земле в домах.

- Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?  Оказывается глиняные игрушки делали зимой и ранней весной когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Чтобы обжечь игрушки, печь топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

 Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

Учитель демонстрирует игрушки. Обращает внимание на особенности дымковской игрушки.

-Исследователи связывают изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «Свистуньей», или «Свистопляской». Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) – все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, вместе с тем появлялись и яркие игрушки, какой и была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки уступили место простой, но яркой игрушке, изготовляемой на продажу.

- Опишите дымковскую игрушку. (Дымковская барыня очень нарядна. На голове – кудри, шляпки, кокошники. На плечах пелерина, пышные рукава. В руках – сумочка, зонтик, собачка и др. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, горошины.

Особой выдумкой отличаются фигурки, изображающие животных и птиц. Очень красивы дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. На его груди всегда сияет круг – символ солнца).

- И по сей день дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам.

- Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему?

- Как можно расписать игрушки, какие элементы лучше выбрать? (Кружки, полоски, волны, точки, кольца).

- Какие цвета любят мастера Дымково? (Яркие, нарядные: красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый).

А сейчас познакомимся с другой игрушкой. В деревне Филимоново Тульской области с давних времен делают филимоновские игрушки.

Фигуры с вытянутыми пропорциями, мягкими очертаниями формы выглядят очень стройными и изящными. Они вылеплены из белой, с синеватым оттенком, вязкой и податливой глины. Филимоновские игрушки почти всегда со свистком. Высокие стройные крестьянки часто держат что-то в руках: ребенка, курицу и т.д. Мужские фигуры статные, длинноногие, немного смешные.

Очень большое разнообразие персонажей у филимоновской игрушки. Здесь удивительные кони с длинными, как у жирафа шеями, коровки, петухи, курицы, собаки, свиньи и разные диковинные существа.

У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную, стройную шею, что тпридает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.

- Какие цвета используют мастера? (Желтый, красный, зеленый -  основные цвета росписи филимоновской игрушки).

Личностные УУД:

имеют желание учиться новому и способны к организации своей деятельности(планированию, контролю, оценке); эстетически воспринимают изделия декоративно-прикладного искусства.

Познавательные УУД:

извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные УУД: 

инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации, отвечают на вопросы, делают выводы.

Регулятивные УУД:

ориентируются в учебнике, принимают и сохраняют учебную задачу.

Физкультминутка

«Бабочки»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Личностные УУД: положительно относятся к занятиям с двигательной деятельностью, сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью.

 

III. Творческая практическая деятельность.

Проверка организации рабочего места.

Итак, ребята, мы познакомились с народной игрушкой дымковского и филимоновского промыслов. Думаю, вы согласитесь с выводом о том, что каждая из них хороша по-своему. Они поражают своей простотой и выразительностью. Ярок и красочен живописный язык народных игрушек.

А теперь, попробуем сами вылепить такие игрушки. Сегодня вы будете мастерами игрушечных дел.

Самая интересная игрушка-барыня по дымковским традициям:

- начинаем лепить игрушку с юбки в виде широкого колокола;

- затем прикрепляем торс в виде кубика, вытягивая шею;

- на нее укрепляем голову в виде шарика;

- к плечам прикрепляем «колбаски», осторожно сгибаем их к талии»

- голову обрамляем шляпкой;

- все места соединений хорошо заглаживаем.

В процессе лепки учитель контролирует правильность приемов работы с пластилином. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учеников.

     

Регулятивные УУД:

при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану, умеют корректировать деятельность:вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Коммуникативные УУД: строят понятные для партнера высказывания, формулируют собственное мнение, адекватно используют средства устной речи для решения коммуникативных задач, в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят варианты решения учебной задачи.

Познавательные УУД:

анализируют поделку и план работы над изделием, выделяя основные этапы и приемы его изготовления.

IV. Итоги урока. Рефлексия

Учитель организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ. Комментирует и оценивает качество выполненной работы по критериям.

Проводит беседу по вопросам.

- Соответствует ли выполненное изделие задуманному плану?

- Насколько хорошо вы спланировали и использовали урочное время?

- Что можно было сделать по-другому?

- Чему научились сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

Регулятивные УУД:

оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Личностные УУД:

сориентированы на уважительное отношение к труду мастеров, обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Каргапольская игрушка"

Презентация "Каргопольская игрушка" . В данной работе представлена информация о Каргополье, об узорах, используемых  для росписи каргопольских игрушек, варианты различных игрушек....

Презентация к уроку изобразительного искусства на тему "Дымковская игрушка"

Презентацию можно использовать на уроках изобразительного искусства или технологии, посвящённых изучению народных промыслов....

Урок изобразительного искусства в 3 классе. Тема "Дымковская игрушка. Рисование элементов орнамента".

Используемые средства: Учебник, глиняные игрушки (индюк, барыня, водоноска), изготовляемые в Дымковской слободе. Фотографии с изображением народных игрушек.Листы  бумаги для рисования с кон...

Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование новогодней игрушки". 2 класс коррекционной школы VIII вида

Конспект урока изобразительного искусства по теме "Рисование новогодней игрушки". 2 класс коррекционной школы VIII вида. Форма проведения урока - заочное путешествие....

Презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе "Дымковская игрушка"

Цель:•способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;•закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушкеЗадачи:•продолжать знакомить детей с на...

Технологическая карта урока изобразительного искусства :"Каргопольская глиняная игрушка " (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тема урока изобразительного искусства: «Каргопольская глиняная игрушка».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления об истории возникно...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Филимоновская глиняная игрушка» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки; расписывание глиняной игрушки.Задачи урокаДидактические:1)...