Главные вкладки

    4кл_ИЗО_РП и КТП_2018-19гг (умк 2100)
    календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

    Коняхина Наталья Александровна

    Аннотация к рабочей программе по ИЗО  для 4 класса  ( ПРОГРАММА 2100)

     

    Нормативно-методические материалы:

    Федеральные  государственные образовательные стандарты начального общего образования, 2009г.

    Федеральный  перечень учебников, рекомендованных  Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях на 2018/2019 уч. год;

    Основная образовательная программа начального общего образования

    ГБОУ гимназия

    Программа для начальной школы по УМК «Школа 2100»

    Реализуемый УМК:

    Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебник. 4 класс. Ковалевская Е. Д., Куревина О. А.

    Место учебного предмета в учебном плане:

    В соответствии с учебным планом на изучение изобразительного искусства в 4 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю - 34 часа за учебный год.

    Цели и задачи изучения предмета:

    Основные цели курса

    1. Воспитание культуры личности как части общечеловеческой культуры.

    2. Воспитание эстетического чувства.

    3. Получение первоначальных знаний об искусствоведческом аспекте.

    4. Развитие умения воспринимать и анализировать различные произведения искусства.

    5. Развитие воображения и зрительной памяти.

    6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности

    Основные задачи курса:

    1. Знакомство с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией;

    2. Воспитание зрительской культуры и умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства;

    3. Создание условий для развития грамотной речи на языке изобразительного искусства;

    4. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры;

    5. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов;

    6. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

    7. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);

    8. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 4kl_rp_i_ktp_izo_2018-19gg_umk_2100.docx64.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Паспорт рабочей программы

    Тип программы

    Рабочая

    Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа

    Изобразительное искусство О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская- М.: Баласс, 2013

    Категория обучающихся

    Учащиеся 4 класса

    Сроки освоения программы

    1 год

    Объем учебного времени

    34 часа

    Форма обучения

    Очная

    Режим занятий

    1 час в неделю

    Статус рабочей программы                                      

    Рабочая программа составлена на основе  Федерального государственного образовательного  стандарта   начального общего образования, примерной программы начального общего образования.


    Содержание рабочей программы:

    I Пояснительная записка.

    1. Общая характеристика учебного предмета

    2. Цель и задачи учебного предмета

    3. Место предмета в учебном плане

    4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    5. Планируемые результаты освоения учебного предмета

    6. Содержание учебного предмета

    7. Требования к уровню подготовки обучающихся

    8. Учебно- методические средства обучения

    9. Материально – техническое  обеспечение

    II. Поурочно-тематическое планирование

                                                        I Пояснительная записка

    1. Общая характеристика учебного предмета

    Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А.Куревиной, Е.Д. Ковалевской, которая является составной частью образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников.

    Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

    Благодаря  развитию современных информационных технологий современные школьники  по  сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней  давности гораздо больше информированы,  рациональнее и логичнее мыслят, но в то же  время у многих из них  существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием  красоты мира.

    Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретновизуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

    2. Цель и задачи учебного предмета

    Цель курса «Изобразительное искусство»  в начальной школе – саморазвитие личности ребенка, выявление и развитие его творческого потенциала, осознание учеником целеположения его собственной деятельности.

    Основные цели курса

    1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

    2. Воспитание в детях эстетического чувства.

    3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

    4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

    5. Развитие воображения и зрительной памяти.

    6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

    7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

    8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

    В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

    1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

    2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства

    3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

    4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;

    5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

    6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.

    Для достижения цели решается следующая группа задач:

    • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
    • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
    • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
    • овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
    • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

    3. Место предмета в учебном плане

    В соответствии с ФГОС НОО и учебным планом гимназии  программа  рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

    4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.

    Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

    Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

    Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

    Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

    Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

    Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

    Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

    Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

    Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

    Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

    Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

    5. Планируемые результаты освоения учебного предмета

    Личностные результаты:

    У ученика будут сформированы

    • приобретение ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
    • уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;
    • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;
    • способность к оценке своей учебной деятельности
    • приобретение духовных и эстетических потребностей;
    • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
    • готовность к отстаиванию своего эстетического идеала;
    • приобретение навыков самостоятельной и групповой работы.
    • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов

    морального поведения, понимания чувств других людей и сопереживание им

    Выпускник получит возможность для формирования

    • Внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
    • выраженной устойчивой, учебно-познавательной мотивации учения
    • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач
    •  адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности
    • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»
    • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
    • морального самосознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
    • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
    • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение их благополучия

    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

    Выпускник научится

    • проговаривать последовательность действий на уроке, принимать и сохранять учебную задачу
    • работать по предложенному учителем плану;
    • отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
    • различать способ и результат действия
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
    • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать

    Выпускник получит возможность научиться

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
    • преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
    • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
    • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания
    • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

    Познавательные УУД:

    Выпускник научится

    • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
    • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
    • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
    • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
    • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
    • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников  (включая  электронные,  цифровые),  в  открытом  информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
    • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ использовать знаково-символические средства, в том числе модели( включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
    • строить речевое высказывание в устной и письменной форме
    • ориентироваться на разнообразие способов решения задач, основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
    • осуществлять синтез как составление целого из частей
    • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаком и их синтеза устанавливать аналогии владеть рядом общих приемов решения задач

    Выпускник получит возможность научиться

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет
    • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ
    • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
    • осознанно и произвольно строить        сообщение        в устной и письменной форме
    • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
    • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
    • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
    • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
    • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач

    Коммуникативные УУД:

    • пользоваться языком изобразительного искусства:

     а) доносить свою позицию до собеседника;

    б) оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

    • слушать и понимать высказывания собеседников;
    • договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
    • согласованно работать в группе:

    а) планировать работу в группе;

    б) распределять работу между участниками проекта;

    в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

    г) выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Выпускник получит возможность научиться

    •        учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

    •        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию                

    •        аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров

    в сотрудничестве при выработке общего решения, в совместной деятельности

    •        продуктивно        содействовать        разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников

    •        с        учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

    •        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

    •        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

    •        адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования, и регуляции своей деятельности

    Предметные результаты:

            В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

    - будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

    -  начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

    -  сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

      - устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

    - появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

    - установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    - будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

    Обучающиеся:

    - овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

    - смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

    -  научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

    - получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

    - смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

    Восприятие искусства и виды художественной деятельности

    Выпускник научится:

    • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­ прикладное искусство) и участвовать в художественно­ творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
    • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
    • эмоционально­ ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­ творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
    • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
    • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
    • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
    • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­ творческого замысла;
    • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­ творческой деятельности;
    • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­ прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
    • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
    • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­ творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
    • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­ творческой деятельности;
    • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
    • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
    • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­ прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­ творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
    • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
    • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
    • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
    • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
    • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
    • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

    6. Содержание учебного предмета

    1. Общее представление о художественных материалах.

    Правила работы инструментами, используемыми в практической работе при выполнении художественных произведений различных видов.

    2. Основы композиции.

    Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного художественного изобразительного и пластического образа.

    1. Компоненты изобразительной деятельности.

    Средства художественной выразительности (ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция, свет и тень)

    Взаимосвязь художественного образа и ассоциаций.

    Простейший анализ художественного произведения, его структура.

    Роль эмоционального состояния при создании художественного образа.

    Знакомство с особенностями современного дизайна, фотографии, компьютерной графики.

    Восприятие художественного образа как средство гармонизации человека в контексте художественного процесса. Музеи мира.

    Название раздела

    Количество часов

    Монументально-декоративное искусство

    4

    Новые виды искусства

    1

    На пути к мастерству

    23

     Учимся видеть и говорить на языке искусства

    6

    Всего

    34

    7. Требования к уровню подготовки обучающихся

    К концу четвёртого класса обучающиеся должны научиться:

    1. Овладевать языком изобразительного искусства:

    • иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

    • понимать и уметь  объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер,  фотография, градации  светотени,  рефлекс,  падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная

    перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива,  пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

    • рассказывать о  живописных произведениях с  использованием уже   изученных понятий.

    2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

    • чувствовать и уметь  описать, в чём  состоит образный характер

    различных произведений;

    • уметь   рассказывать  о  том,   какие  изобразительные средства используются в различных картинах и как они  влияют на  настроение,  переданное в картине.

    3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

    • рисовать цветными карандашами  с переходами цвета и передачей  формы предметов;

    • рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

    • разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

    • работать в смешанной технике (совмещение различных  приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

    4. Углублять  и расширять  понятие  о некоторых  видах  изобразительного искусства:

    • живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

    • графика (иллюстрация);

    • народные промыслы (филимоновские и  дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

    5.  Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного   искусства    и   уметь   рассказывать  об   их         особенностях (Эрмитаж).

    6. Иметь понятие  об изобразительных средствах живописи и графики:

    • композиция, рисунок, цвет для  живописи;

    •  композиция, рисунок, линия,  пятно,  точка,  штрих  для графики.

    8. Учебно- методические средства обучения.

    Литература для обучающегося:

    1. О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. Изобразительное искусство "Разноцветный мир". Учебник. 4 класс. - М.: Баласс, 2013

    Литература для учителя:

         1.  «Изобразительное искусство» Методические рекомендации для учителя. Автор С.В. Паршина. Москва, «Баласс», 2016

      2. Изобразительное искусство» Учебник для 4 класса. Авторы Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Москва, «Баласс», 2013

    Список электронных образовательных ресурсов:

    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

    9.  Материально – техническое  обеспечение:

    1. Персональный компьютер.

    2. Мультимедийный проектор.

    3. Экран проекционный.

    4. Документ камера


    II Поурочно – тематическое планирование

    по изобразительному искусству 4 класса (1 ч. в неделю,  всего 34 часа)

    № урока

    Тема урока

    Тип урока

    Содержание урока

    Планируемые результаты обучения

    Стр учебника

    Вид контроля

    Дата проведения

    УУД

    Освоение предметными умениями

    план

    факт

    Монументально-декоративное искусство 4 ч.

    1

    Монументальное декоративное искусство. Рождение монументальной  живописи

    Изучение нового материала

    Виды монументально-декоративного искусства,           происхождение монументальной живописи         

    Личностные: 

    Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

    Понимать особую роль

    культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

    Регулятивные:  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

    - Учиться работать по предложенному учителем плану;

    давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

    Познавательные:  - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

    а) донести свою позицию до собеседника;

    Знать: особенности фресковой живописи

    Уметь: - выполнить творческое задание и ответить на вопросы учебника

    - рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси

    - рассказывать о происхождении монументальной живописи

    С.6-7

    Текущий

    1 нед. сент

    2

    Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж.

    Изучение нового материала

    Фресковая живопись.  

    Мастера фрески,  работавшие в  Средние века на Руси:  Феофан Грек  и   Андрей Рублёв .

    Техника монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж

     Знать: особенности фресковой живописи

    Уметь: - выполнить творческое задание и ответить на вопросы учебника

    - рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси

    - рассказывать о происхождении монументальной живописи

    С.8-11

    Текущий. Практическая самостоятельная работа

    2 нед сент

    3

     Русская икона. Звенигородская находка.

    Комбинированный урок

    История иконы на Руси.

    Звенигородские иконы,  написанные Андреем Рублёвым

    Знать: об истории иконы на Руси

    Уметь: рассказывать об истории иконы на Руси

    С.12-13

    Текущий.

    3 нед сент

    4

    Монументальная скульптура.

    Изучение нового материала

    Особенности и задачи монументальной скульптуры

    Знать: памятники героям Великой отечественной войны, приведенные в учебнике

    С.14-15

    Текущий

    4 нед сент

    Новые виды искусства 1 ч

    5

    Новые виды искусств: дизайн и фотография.

    Изучение нового материала

    Различные виды фотографий.

    Отличие художественных фотографии от других видов  искусства.

    Познавательные:  

    - Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

    Знать: задачи дизайна, различные виды фотографий

    Уметь: - рассказывать о происхождении дизайна и целях работы художников-дизайнеров

    - отличать художественные фотографии от других видов этого искусства

    С.16-19

    Практическая работа. Анализ работ

    1 нед. окт.

    На пути к мастерству ( 19 ч)

    6

    На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).

    Изучение нового материала

    Связь художественных ассоциаций с жизненными впечатлениями и их передача в образе

    Познавательные:  - Преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания;

    - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

    а) донести свою позицию до собеседника;

     - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроке изобразительного искусства и следовать им.

    - Учиться согласованно работать в группе:

    а) учиться планировать работу в группе;

    б) учиться распределять работу между участниками проекта;

    в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

    г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

    Личностные: Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

    Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению задании

    Познавательные:  - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

    а) донести свою позицию до собеседника;

    Регулятивные УУД

    • Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Познавательные УУД

    •Делать предварительный отбор  источников информации

    Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

    Личностные:

    Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве.

    Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

    Знать: о творчестве И.Левитана, его картины об осени.

    Уметь: - подбирать к картинам подходящие стихи

    - написать осенний пейзаж по воображению или с натуры в рабочей тетради

    С.20-21

    Текущий

    2 нед окт

    7

    Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки.

    Изучение нового материала

    Приемы штриховки цветными карандашами

    Знать: различные виды штриховки для более выразительной передачи объема

    Уметь: на примере рисунка Д.Митрохина «Яблоки», как можно передать объем предмета с помощью цветных карандашей

    С.22-23

    Текущий

    3 нед окт

    8

    Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень.

    Изучение нового материала

      Понятие   о   светотени:  свет,  тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень

     Знать: где на предмете самое светлое место, а где – самое темное, понятие о конструкции предмета

    Уметь: определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень

    С.24-25

    Практическая индивидуальная работа

    4 нед окт

    9

    Твоя мастерская: конструкция предмета.

    Комбинированный урок

    Знать: где на предмете самое светлое место, а где – самое темное, понятие о конструкции предмета

    Уметь: определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень

    С.25

    Практическая коллективная работа. Анализ работ

    2 нед нояб

    10

    Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.

    Комбинированный урок

    Создание композиции по опорной схеме

    Иметь  представление  о  значении рамки   для   цельности  восприятия любой  Выполнить   с    помощью   опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу

    Знать: о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы

    Уметь: составлять и использовать для создания композиции опорную схему

    С.26-27

    Текущий. Практическая коллективная работа. Анализ работ

    3 нед нояб

    11

    Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.

    Комбинированный урок

    С.27

    Текущий. Практическая индивидуальная работа

    4 нед нояб

    12

    Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

    Комбинированный урок

      Представление  о   значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ

    Знать: о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ

    Уметь: выполнить творческое задание, оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными

    С.28-29

    Практическая работа. Анализ работ

    5 нед нояб

    13

    Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

    Комбинированный урок

    С.28-29

    Текущий. Практическая работа. Анализ работ

    1 нед декаб

    14

    Отмывка. Гризайль.

    Изучение нового материала

    Уметь: изучить материалы и выполнить творческие задания учебника

    С.32-33

    Практическая работа.

    2 нед декаб

    15

    Композиции и ее основные законы.

    Комбинированный урок

    Рисование с натуры в любом  материале  простой  натюрморт,  стараясь следовать основным законам композиции

    Знать: основные законы композиции

    Уметь: нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции

    Практическая работа.

    3 нед декаб

    16

    Композиции и ее основные законы.

    Комбинированный урок

    Практическая коллективная работа.

    4 нед декаб

    17

    Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.

    Комбинированный урок

    Особенности нижегородской резьбы по  дереву

    Уметь: изучить особенности нижегородской резьбы по дереву и выполнить в процессе изучения материала задания учебника

    С.34-35

    Практическая работа. Анализ работ

     3 нед январ

    18

    Линейная перспектива.

    Изучение нового материала

    Знакомство с основами дизайна. Алгоритм работы над дизайнерским проектом

    Знать: что такое точка схода

    Уметь: делать простые построения перспективы, находить точку схода в произведениях известных художников

    С.36-37

    Практическая самостоятельная работа

    4 нед январ

    19

    Линейная перспектива.

    Изучение нового материала

    Средства худ. выразительности: воздушная и линейная перспектива

    С.36-37

    Практическая индивидуальная работа.

    5 нед января - 1 нед февр

    20

    Фигура человека. Пропорции.

    Изучение нового материала

    Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле

     Знать: пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле

    Уметь: выполнить задания учебника и тетради, сделать несколько набросков с натуры

    С.40-41

    Практическая индивидуальная работа.

    2 нед февр

    21

    Фигура человека. Пропорции.

    Комбинированный урок

    С.40-41

    Практическая индивидуальная работа.

    3 нед февр

    22

    Фигура человека. Пропорции.

    Комбинированный урок

    Иметь представление о необходимости соблюдения  определённых пропорций  при создании образов сказочных героев

    Знать: пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле

    Изучение пропорций человеческой фигуры; определение различий пропорций мужской и женской фигуры.

    С.40-41

    Практическая индивидуальная работа.

    4 нед февр

    23

    Фигура человека. Пропорции.

    Комбинированный урок

    С.40-41

    Практическая индивидуальная работа.

    5 нед февраля-1 нед марта

    24

    Для  любознательных: китайский рисунок кистью.

    Изучение нового материала

    Представлять особенности китайского искусства рисования. 

    Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания

    Уметь: самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника

    С.42-43

    Практическая индивидуальная работа.

     2 нед марта

    Учимся видеть и говорить на языке искусства (6 ч.)

    25

    Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр.

    Комбинированный урок

    Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

    Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний

    Познавательные:  - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

    Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

    а) донести свою позицию до собеседника;

    Регулятивные УУД

    • Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Уметь: - самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника -

    С.44-45

    Практическая индивидуальная работа.

    3 нед марта

    26

    Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр

    Комбинированный урок

    Ведущие  художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж,

     эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

    Уметь: - самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника и тетради;

    - подготовить постановку кукольного спектакля

     

    С.44-45

    Практическая индивидуальная работа.

    4 нед марта

    27

    Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр.

    Комбинированный урок

    С.44-45

    Практическая индивидуальная работа. Анализ работ

    1  нед апреля

    28

    Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр.

    Комбинированный урок

    С.44-45

    Практическая индивидуальная работа. Анализ работ

    2нед апреля

    29

    Учимся видеть:

    Эрмитаж

    Изучение нового материала

    Знать  историю основания  Эрмитажа  .

    Рассказывать о живописных произведениях  на   языке  искусства

    Знакомство с историей создания Эрмитажа.

    Расширение знаний

    обучающихся о жанрах изобразительного искусства. Создание виртуальной экскурсии.

    Знать: историю основания Эрмитажа

    Уметь: рассказывать о живописных произведениях на языке искусства

    С.46-63

    Текущий

    3 нед апреля

    30

    Учимся видеть: Эрмитаж

    Комбинированный урок

    С.46-63

    Текущий.. Анализ работ

    4 нед апреля

            На пути к мастерству ( 4 ч)

    31

    Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский  «Салют Победы»)

    Изучение нового материала

    Разработка макета классного «Альбома Славы». Коллективная работа.

    Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

    Знать: работы советских художников, посвященные Великой Победе

    Уметь: разработать макет альбома

    С.38-39

    Текущий

    Практическая работа

    5 нед. апреля-1 нед. мая

    32

    Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (М. Кугач «Дед и внук»).

    Изучение нового материала

    С.38-39

    Текущий.

    Коллективная работа

    2 нед мая

    33

    Проекты.

    Комбинированный урок

    Алгоритм работы над дизайнерским проектом

    Выполнять своими руками подарки родным к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

    С.79

    Практическая коллективная работа

    3 нед мая

    34

    Проекты.

    Комбинированный урок

    Алгоритм работы над дизайнерским проектом

    С.79

    Практическая коллективная работа

    4 нед мая




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

    Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....

    Тематическое планирование уроков. 3 класс. УМК "Школа 2100"

    Готовое календарно - тематическое планирование помоет подготовится к новому учебному году....

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

    ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

    ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...