4кл_ИЗО_РП и КТП_2018-19гг (умк 2100)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Коняхина Наталья Александровна

Аннотация к рабочей программе по ИЗО  для 4 класса  ( ПРОГРАММА 2100)

 

Нормативно-методические материалы:

Федеральные  государственные образовательные стандарты начального общего образования, 2009г.

Федеральный  перечень учебников, рекомендованных  Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях на 2018/2019 уч. год;

Основная образовательная программа начального общего образования

ГБОУ гимназия

Программа для начальной школы по УМК «Школа 2100»

Реализуемый УМК:

Изобразительное искусство. Разноцветный мир. Учебник. 4 класс. Ковалевская Е. Д., Куревина О. А.

Место учебного предмета в учебном плане:

В соответствии с учебным планом на изучение изобразительного искусства в 4 классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю - 34 часа за учебный год.

Цели и задачи изучения предмета:

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности как части общечеловеческой культуры.

2. Воспитание эстетического чувства.

3. Получение первоначальных знаний об искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать различные произведения искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности

Основные задачи курса:

1. Знакомство с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией;

2. Воспитание зрительской культуры и умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства;

3. Создание условий для развития грамотной речи на языке изобразительного искусства;

4. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры;

5. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов;

6. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

7. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);

8. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4kl_rp_i_ktp_izo_2018-19gg_umk_2100.docx64.59 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт рабочей программы

Тип программы

Рабочая

Название, автор и год издания предметной учебной программы, на основе которой разработана Рабочая программа

Изобразительное искусство О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская- М.: Баласс, 2013

Категория обучающихся

Учащиеся 4 класса

Сроки освоения программы

1 год

Объем учебного времени

34 часа

Форма обучения

Очная

Режим занятий

1 час в неделю

Статус рабочей программы                                      

Рабочая программа составлена на основе  Федерального государственного образовательного  стандарта   начального общего образования, примерной программы начального общего образования.


Содержание рабочей программы:

I Пояснительная записка.

1. Общая характеристика учебного предмета

2. Цель и задачи учебного предмета

3. Место предмета в учебном плане

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета

6. Содержание учебного предмета

7. Требования к уровню подготовки обучающихся

8. Учебно- методические средства обучения

9. Материально – техническое  обеспечение

II. Поурочно-тематическое планирование

                                                    I Пояснительная записка

1. Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться и на основе авторской программы «Изобразительное искусство», разработанной О.А.Куревиной, Е.Д. Ковалевской, которая является составной частью образовательной системы «Школа 2100». Программа разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей младших школьников.

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря  развитию современных информационных технологий современные школьники  по  сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней  давности гораздо больше информированы,  рациональнее и логичнее мыслят, но в то же  время у многих из них  существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием  красоты мира.

Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретновизуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

2. Цель и задачи учебного предмета

Цель курса «Изобразительное искусство»  в начальной школе – саморазвитие личности ребенка, выявление и развитие его творческого потенциала, осознание учеником целеположения его собственной деятельности.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике;

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.

Для достижения цели решается следующая группа задач:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

3. Место предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС НОО и учебным планом гимназии  программа  рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

При  изучении каждой темы, при  анализе произведений искусства необходимо постоянно  делать  акцент  на   гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и  человеческой жизни.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

У ученика будут сформированы

  • приобретение ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • уважительное отношение к творчеству как своему, так и других людей;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач;
  • способность к оценке своей учебной деятельности
  • приобретение духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • готовность к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • приобретение навыков самостоятельной и групповой работы.
  • развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов

морального поведения, понимания чувств других людей и сопереживание им

Выпускник получит возможность для формирования

  • Внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
  • выраженной устойчивой, учебно-познавательной мотивации учения
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач
  •  адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности
  • морального самосознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям
  • установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение их благополучия

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Выпускник научится

  • проговаривать последовательность действий на уроке, принимать и сохранять учебную задачу
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно выполненное задание от неверного, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
  • различать способ и результат действия
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать

Выпускник получит возможность научиться

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

Познавательные УУД:

Выпускник научится

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике алгоритмов, самостоятельно выполнять творческие задания.
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников  (включая  электронные,  цифровые),  в  открытом  информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ использовать знаково-символические средства, в том числе модели( включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач, основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • осуществлять синтез как составление целого из частей
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаком и их синтеза устанавливать аналогии владеть рядом общих приемов решения задач

Выпускник получит возможность научиться

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
  • осознанно и произвольно строить        сообщение        в устной и письменной форме
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
  • произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач

Коммуникативные УУД:

  • пользоваться языком изобразительного искусства:

 а) доносить свою позицию до собеседника;

б) оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать высказывания собеседников;
  • договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
  • согласованно работать в группе:

а) планировать работу в группе;

б) распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Выпускник получит возможность научиться

•        учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной

•        учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию                

•        аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров

в сотрудничестве при выработке общего решения, в совместной деятельности

•        продуктивно        содействовать        разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех его участников

•        с        учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

•        задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

•        осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

•        адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования, и регуляции своей деятельности

Предметные результаты:

        В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:

- будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;

-  начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;

-  сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

  - устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

- появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;

- установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

- овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;

- смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;

-  научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;

- получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;

- смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­ прикладное искусство) и участвовать в художественно­ творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально­ ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­ творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­ творческого замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­ творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно­ прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­ творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­ творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­ прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­ творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

6. Содержание учебного предмета

  1. Общее представление о художественных материалах.

Правила работы инструментами, используемыми в практической работе при выполнении художественных произведений различных видов.

2. Основы композиции.

Совокупность всех средств художественной выразительности в создании целостного художественного изобразительного и пластического образа.

  1. Компоненты изобразительной деятельности.

Средства художественной выразительности (ритм, колорит, фактура, соотношение частей, композиция, свет и тень)

Взаимосвязь художественного образа и ассоциаций.

Простейший анализ художественного произведения, его структура.

Роль эмоционального состояния при создании художественного образа.

Знакомство с особенностями современного дизайна, фотографии, компьютерной графики.

Восприятие художественного образа как средство гармонизации человека в контексте художественного процесса. Музеи мира.

Название раздела

Количество часов

Монументально-декоративное искусство

4

Новые виды искусства

1

На пути к мастерству

23

 Учимся видеть и говорить на языке искусства

6

Всего

34

7. Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу четвёртого класса обучающиеся должны научиться:

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;

• понимать и уметь  объяснять, что такое монументальная живопись (роспись, фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая скульптура), икона, дизайн, художник- дизайнер,  фотография, градации  светотени,  рефлекс,  падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная

перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива,  пропорции, идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;

• рассказывать о  живописных произведениях с  использованием уже   изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• чувствовать и уметь  описать, в чём  состоит образный характер

различных произведений;

• уметь   рассказывать  о  том,   какие  изобразительные средства используются в различных картинах и как они  влияют на  настроение,  переданное в картине.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Развитие умений:

• рисовать цветными карандашами  с переходами цвета и передачей  формы предметов;

• рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций светотени;

• разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;

• работать в смешанной технике (совмещение различных  приёмов работы акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).

4. Углублять  и расширять  понятие  о некоторых  видах  изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (филимоновские и  дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).

5.  Изучать  произведения признанных мастеров  изобразительного   искусства    и   уметь   рассказывать  об   их         особенностях (Эрмитаж).

6. Иметь понятие  об изобразительных средствах живописи и графики:

• композиция, рисунок, цвет для  живописи;

•  композиция, рисунок, линия,  пятно,  точка,  штрих  для графики.

8. Учебно- методические средства обучения.

Литература для обучающегося:

  1. О.А. Куревина, Е. Д. Ковалевская. Изобразительное искусство "Разноцветный мир". Учебник. 4 класс. - М.: Баласс, 2013

Литература для учителя:

     1.  «Изобразительное искусство» Методические рекомендации для учителя. Автор С.В. Паршина. Москва, «Баласс», 2016

  2. Изобразительное искусство» Учебник для 4 класса. Авторы Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Москва, «Баласс», 2013

Список электронных образовательных ресурсов:

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/

9.  Материально – техническое  обеспечение:

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.

4. Документ камера


II Поурочно – тематическое планирование

по изобразительному искусству 4 класса (1 ч. в неделю,  всего 34 часа)

№ урока

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Планируемые результаты обучения

Стр учебника

Вид контроля

Дата проведения

УУД

Освоение предметными умениями

план

факт

Монументально-декоративное искусство 4 ч.

1

Монументальное декоративное искусство. Рождение монументальной  живописи

Изучение нового материала

Виды монументально-декоративного искусства,           происхождение монументальной живописи         

Личностные: 

Уважительно относиться к творчеству, как своему, так и других людей.

Понимать особую роль

культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

Регулятивные:  Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- Учиться работать по предложенному учителем плану;

давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

Познавательные:  - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

Знать: особенности фресковой живописи

Уметь: - выполнить творческое задание и ответить на вопросы учебника

- рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси

- рассказывать о происхождении монументальной живописи

С.6-7

Текущий

1 нед. сент

2

Что такое фреска. Что такое мозаика и витраж.

Изучение нового материала

Фресковая живопись.  

Мастера фрески,  работавшие в  Средние века на Руси:  Феофан Грек  и   Андрей Рублёв .

Техника монументально-декоративного искусства, как мозаика и витраж

 Знать: особенности фресковой живописи

Уметь: - выполнить творческое задание и ответить на вопросы учебника

- рассказывать о таких мастерах фрески, работавших в Средние века на Руси

- рассказывать о происхождении монументальной живописи

С.8-11

Текущий. Практическая самостоятельная работа

2 нед сент

3

 Русская икона. Звенигородская находка.

Комбинированный урок

История иконы на Руси.

Звенигородские иконы,  написанные Андреем Рублёвым

Знать: об истории иконы на Руси

Уметь: рассказывать об истории иконы на Руси

С.12-13

Текущий.

3 нед сент

4

Монументальная скульптура.

Изучение нового материала

Особенности и задачи монументальной скульптуры

Знать: памятники героям Великой отечественной войны, приведенные в учебнике

С.14-15

Текущий

4 нед сент

Новые виды искусства 1 ч

5

Новые виды искусств: дизайн и фотография.

Изучение нового материала

Различные виды фотографий.

Отличие художественных фотографии от других видов  искусства.

Познавательные:  

- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);

Знать: задачи дизайна, различные виды фотографий

Уметь: - рассказывать о происхождении дизайна и целях работы художников-дизайнеров

- отличать художественные фотографии от других видов этого искусства

С.16-19

Практическая работа. Анализ работ

1 нед. окт.

На пути к мастерству ( 19 ч)

6

На пути к мастерству. Родная природа. Поэт пейзажа. Изучаем работу мастера (И. Левитан «Печальная, но дивная пора»).

Изучение нового материала

Связь художественных ассоциаций с жизненными впечатлениями и их передача в образе

Познавательные:  - Преобразовывать информацию из одной формы в другую, самостоятельно выполнять творческие задания;

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

 - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроке изобразительного искусства и следовать им.

- Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные: Самостоятельно определять и описывать собственные чувства, возникающие в результате созерцания, обсуждения наблюдаемых объектов.

Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению задании

Познавательные:  - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД

•Делать предварительный отбор  источников информации

Добывать новые  знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой   жизненный  опыт   и  информацию,  полученную  на уроке.

Личностные:

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве.

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Знать: о творчестве И.Левитана, его картины об осени.

Уметь: - подбирать к картинам подходящие стихи

- написать осенний пейзаж по воображению или с натуры в рабочей тетради

С.20-21

Текущий

2 нед окт

7

Изучаем работу мастера (Д. Митрохин «Яблоки»). Твоя мастерская: использование разных видов штриховки.

Изучение нового материала

Приемы штриховки цветными карандашами

Знать: различные виды штриховки для более выразительной передачи объема

Уметь: на примере рисунка Д.Митрохина «Яблоки», как можно передать объем предмета с помощью цветных карандашей

С.22-23

Текущий

3 нед окт

8

Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень.

Изучение нового материала

  Понятие   о   светотени:  свет,  тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень

 Знать: где на предмете самое светлое место, а где – самое темное, понятие о конструкции предмета

Уметь: определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень

С.24-25

Практическая индивидуальная работа

4 нед окт

9

Твоя мастерская: конструкция предмета.

Комбинированный урок

Знать: где на предмете самое светлое место, а где – самое темное, понятие о конструкции предмета

Уметь: определить, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень

С.25

Практическая коллективная работа. Анализ работ

2 нед нояб

10

Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.

Комбинированный урок

Создание композиции по опорной схеме

Иметь  представление  о  значении рамки   для   цельности  восприятия любой  Выполнить   с    помощью   опорной схемы композицию «Летние зарисовки» и оформить работу

Знать: о значении рамки для цельности восприятия любой творческой работы

Уметь: составлять и использовать для создания композиции опорную схему

С.26-27

Текущий. Практическая коллективная работа. Анализ работ

3 нед нояб

11

Композиция на заданную тему. Оформление творческих работ.

Комбинированный урок

С.27

Текущий. Практическая индивидуальная работа

4 нед нояб

12

Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

Комбинированный урок

  Представление  о   значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ

Знать: о значении зарисовок с натуры для создания более значительных творческих работ

Уметь: выполнить творческое задание, оформить свои работы и организовать в классе выставку рисунков и иллюстраций с животными

С.28-29

Практическая работа. Анализ работ

5 нед нояб

13

Зарисовки животных. Твоя мастерская: от зарисовок к иллюстрации.

Комбинированный урок

С.28-29

Текущий. Практическая работа. Анализ работ

1 нед декаб

14

Отмывка. Гризайль.

Изучение нового материала

Уметь: изучить материалы и выполнить творческие задания учебника

С.32-33

Практическая работа.

2 нед декаб

15

Композиции и ее основные законы.

Комбинированный урок

Рисование с натуры в любом  материале  простой  натюрморт,  стараясь следовать основным законам композиции

Знать: основные законы композиции

Уметь: нарисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции

Практическая работа.

3 нед декаб

16

Композиции и ее основные законы.

Комбинированный урок

Практическая коллективная работа.

4 нед декаб

17

Родная история и искусство. Народные промыслы: нижегородская резьба по дереву.

Комбинированный урок

Особенности нижегородской резьбы по  дереву

Уметь: изучить особенности нижегородской резьбы по дереву и выполнить в процессе изучения материала задания учебника

С.34-35

Практическая работа. Анализ работ

 3 нед январ

18

Линейная перспектива.

Изучение нового материала

Знакомство с основами дизайна. Алгоритм работы над дизайнерским проектом

Знать: что такое точка схода

Уметь: делать простые построения перспективы, находить точку схода в произведениях известных художников

С.36-37

Практическая самостоятельная работа

4 нед январ

19

Линейная перспектива.

Изучение нового материала

Средства худ. выразительности: воздушная и линейная перспектива

С.36-37

Практическая индивидуальная работа.

5 нед января - 1 нед февр

20

Фигура человека. Пропорции.

Изучение нового материала

Изучить пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле

 Знать: пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле

Уметь: выполнить задания учебника и тетради, сделать несколько набросков с натуры

С.40-41

Практическая индивидуальная работа.

2 нед февр

21

Фигура человека. Пропорции.

Комбинированный урок

С.40-41

Практическая индивидуальная работа.

3 нед февр

22

Фигура человека. Пропорции.

Комбинированный урок

Иметь представление о необходимости соблюдения  определённых пропорций  при создании образов сказочных героев

Знать: пропорции человеческой фигуры, иметь представление о модуле

Изучение пропорций человеческой фигуры; определение различий пропорций мужской и женской фигуры.

С.40-41

Практическая индивидуальная работа.

4 нед февр

23

Фигура человека. Пропорции.

Комбинированный урок

С.40-41

Практическая индивидуальная работа.

5 нед февраля-1 нед марта

24

Для  любознательных: китайский рисунок кистью.

Изучение нового материала

Представлять особенности китайского искусства рисования. 

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания

Уметь: самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника

С.42-43

Практическая индивидуальная работа.

 2 нед марта

Учимся видеть и говорить на языке искусства (6 ч.)

25

Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр.

Комбинированный урок

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний

Познавательные:  - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь: - самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника -

С.44-45

Практическая индивидуальная работа.

3 нед марта

26

Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр

Комбинированный урок

Ведущие  художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж,

 эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

Уметь: - самостоятельно изучить тему, выполнить в процессе изучения материала задания учебника и тетради;

- подготовить постановку кукольного спектакля

 

С.44-45

Практическая индивидуальная работа.

4 нед марта

27

Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр.

Комбинированный урок

С.44-45

Практическая индивидуальная работа. Анализ работ

1  нед апреля

28

Для любознательных: родная история и искусство – русский народный театр.

Комбинированный урок

С.44-45

Практическая индивидуальная работа. Анализ работ

2нед апреля

29

Учимся видеть:

Эрмитаж

Изучение нового материала

Знать  историю основания  Эрмитажа  .

Рассказывать о живописных произведениях  на   языке  искусства

Знакомство с историей создания Эрмитажа.

Расширение знаний

обучающихся о жанрах изобразительного искусства. Создание виртуальной экскурсии.

Знать: историю основания Эрмитажа

Уметь: рассказывать о живописных произведениях на языке искусства

С.46-63

Текущий

3 нед апреля

30

Учимся видеть: Эрмитаж

Комбинированный урок

С.46-63

Текущий.. Анализ работ

4 нед апреля

        На пути к мастерству ( 4 ч)

31

Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (А. Дейнеко «Оборона Севастополя», П. Оссовский  «Салют Победы»)

Изучение нового материала

Разработка макета классного «Альбома Славы». Коллективная работа.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Знать: работы советских художников, посвященные Великой Победе

Уметь: разработать макет альбома

С.38-39

Текущий

Практическая работа

5 нед. апреля-1 нед. мая

32

Родная история и искусство. Изучаем работы мастеров: (М. Кугач «Дед и внук»).

Изучение нового материала

С.38-39

Текущий.

Коллективная работа

2 нед мая

33

Проекты.

Комбинированный урок

Алгоритм работы над дизайнерским проектом

Выполнять своими руками подарки родным к праздникам; проводить анализ задания с опорой на схему; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа.

С.79

Практическая коллективная работа

3 нед мая

34

Проекты.

Комбинированный урок

Алгоритм работы над дизайнерским проектом

С.79

Практическая коллективная работа

4 нед мая




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.

Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....

Тематическое планирование уроков. 3 класс. УМК "Школа 2100"

Готовое календарно - тематическое планирование помоет подготовится к новому учебному году....

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...