Рабочая программа для обучающихся с ТНР вида 5.2 по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс)

Золотарёва Анастасия Николаевна

Рабочая программа для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи вида 5.2 по изобразительному искусству 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_izo.docx91.08 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, рабочей программы по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 1-4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений/Б.Н. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.– М.: Издательство «Просвещение», 2015», ориентирована на работу по УМК «Школа России».

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рациональнологический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности. Доминирующее значение имеет направленность программ на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. Изобразительное искусство как один из учебных предметов имеет важное значение для обучающихся с ТНР. Изобразительная деятельность способствует сенсорному развитию обучающихся, их мышления и познавательной деятельности, формированию личности, обеспечивает богатые возможности для устранения недостатков развития. В процессе обучения изобразительному искусству осуществляется эстетическое, нравственное и трудовое воспитание.

Цели курса: 

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;  

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;  
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Основными задачами обучения изобразительному искусству являются:

-  развитие  эстетических чувств и  понимания прекрасного,  способности

наслаждаться  искусством,  раскрывать  специфику  художественно-образного отображения действительности средствами графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства;  

-  формирование  первоначальных  представлений  о  роли изобразительного  искусства  в  жизни  человека,  его  роли  в  духовно-нравственном развитии человека;

-  формирование  основ  художественной  культуры,  эстетического отношения  к  миру,  понимания  красоты  как  ценности,  потребности  в художественном творчестве;

-  ознакомление  с  выдающимися  произведениями  изобразительного искусства  и  архитектуры  разных  эпох  и  народов,  с    произведениями декоративно-прикладного искусства и дизайна;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

-  овладение  элементарными  практическими  умениями  и  навыками  в различных видах художественной деятельности;

-  развитие  способностей  к  выражению  в  творческих  работах  своего отношения к окружающему миру;

- усвоение элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования  с  натуры,  по  памяти,  по  представлению;  формирование  умения самостоятельно выполнять сюжетные рисунки;

-  развитие  изобразительных  способностей,  художественного  вкуса, творческого воображения;

-  развитие  способностей  к  художественно-образному,  эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства и умения отражать их в речи;

-  коррекция  недостатков  познавательной  деятельности  путем систематического  и  целенаправленного  воспитания  и  развития  правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;  умения  находить  в  изображенном  существенные  признаки, устанавливать их сходство и различие;

- коррекция недостатков в развитии мелкой моторики;  

-  развитие  зрительного  восприятия,  оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических умений и навыков;

- усвоение слов, словосочетаний и фраз, на основе которых достигается овладение изобразительной грамотой.

Межпредметные  связи  учебного  предмета  «Изобразительное искусство» с учебными предметами «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий  мир»,  «Основы  религиозных  культур  и  светской  этики», «Музыка»  обеспечивают  обогащение  и  уточнение  эмотивной  лексики, развитие  рефлексии,  передаваемых  чувств,  отношений  к  природе, культурным  традициям  различных  народов  и  стран,  их  музыке,  былинам, сказкам,  человеческим взаимоотношениям;  формирование представлений о роли  изобразительного искусства  в  организации  материального  окружения человека.

Рабочая программа ориентирована на использование следующих учебников:

- Неменская  Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.

- Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс.

- Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс.

- Неменская  Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 168 ч. Предмет изучается: в 1(1 дополнительном) классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка —главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической  сфере —  эмоционально-ценностное отношение к  окружающему  миру  (семье,  Родине, природе,  людям);  

толерантное принятие  разнообразия  культурных явлений;  

художественный  вкус  и  способность к  эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей  жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись,  графика,  скульптура, декоративно-прикладное  искусство, художественное конструирование);  

стремление использовать художественные умения  для создания  красивых  вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

умении  видеть и  воспринимать  проявления художественной культуры в окружающей  жизни  (техника,  музеи, архитектура, дизайн,  скульптура и др.);

желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении  содержания  и  выразительных средств произведений  искусства;

активном использовании  языка изобразительного искусства и  различных  художественных  материалов для освоения содержания  разных учебных предметов (литературы, окружающего мира,  родного  языка и др.);

обогащении ключевых компетенций  (коммуникативных, деятельностных и  др.)  художественно-эстетическим  содержанием;

умении  организовывать  самостоятельную художественно-творческую  деятельность, выбирать средства для реализации  художественного замысла;

способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные  результаты  освоения  учебного  предмета «Изобразительное искусство»:

- понимание образной природы изобразительного искусства;

-  представление  о  роли  искусства  в  жизни  и  духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность  основ  художественной  культуры, в  том  числе  на материале художественной культуры родного края;

-  развитие  эстетического  чувства  на  основе  знакомства  с  мировой  и отечественной художественной культурой;

-  умение  воспринимать,  элементарно  анализировать  и  оценивать произведения искусства;

- освоение средств изобразительной деятельности;

- умение использовать инструменты, материалы в процессе доступной изобразительной  деятельности,  а  также  умение  использовать  различные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации;

-  способность  к  совместной  и  самостоятельной  изобразительной деятельности;

- умение осуществлять эстетическую оценку явлений природы, событий окружающего мира;

-  знание  и  различение  видов  художественной  деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура),  декоративной  (народные  и  декоративно-прикладные  виды искусства);

-  применение  художественных  умений,  знаний  и  представлений  в процессе выполнения художественно-творческих работ;

- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

-  способность  передавать  в  художественно-творческой  деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-  овладение  навыком  изображения  многофигурных  композиций  на значимые жизненные темы;

-  умение  компоновать  на  плоскости  листа  и  в  объеме  задуманный художественный образ;

-  умение    определять  замысел  изображения,  словесно  его формулировать, следовать ему в процессе работы;

- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками  изображения  средствами  аппликациями  и  коллажа  (по  рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям);

- сформированность зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических умений и навыков;

- умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

-  умение  строить  высказывания    в  форме  суждений  об  объекте,  его строении, свойствах и связях;

-  умение  использовать  речь  для  регуляции  изобразительной деятельности;

- овладение терминологическим аппаратом изобразительного искусства(употреблением  слов,  словосочетаний,  фраз,  обеспечивающих  овладение изобразительной грамотой);

- знание правил техники безопасности.

Содержание учебного предмета

Изучение  содержания  учебного  материала  по  изобразительному искусству  осуществляется  в  процессе  рисования,  лепки  и  выполнения аппликаций.

Программой  предусмотрены  следующие  виды  рисования:  рисование  с натуры, рисование на темы, декоративное рисование. При обучении этим видам изобразительной  практической  деятельности  решаются  как  учебные,  так  и коррекционные задачи.

Рисование с натуры способствует формированию у обучающихся умения внимательно рассматривать предметы, анализировать их форму, пропорции и конструкцию, определять соотношения между объектами изображения и т.д. В процессе  рисования  с  натуры  развиваются  зрительное восприятие,  внимание обучающихся, их воображение и творческое мышление.

Занятия по рисованию с натуры могут быть длительными (1-2 и даже 3 урока) и кратковременными (выполнение набросков и зарисовок в течение 10-20  минут).  Как  правило,  наброски  и  зарисовки  выполняются  в  начале,  в середине или в конце урока, но начиная со II класса, им посвящается весь урок.  

 Предметы для рисования с натуры в  I  (I дополнительном) и II классах ставятся  перед  обучающимися  во  фронтальном  положении.  Объекты изображения, за небольшим исключением, располагают несколько ниже уровня зрения обучающихся. Знакомя обучающихся с натурой, учитель прежде всего создает  условия  для  ее  эмоционального,  целостного  восприятия.  Внимание обучающихся  в  основном  направляется  на  определение  и  передачу  общего пространственного  положения,  конструкции,  цвета  изображаемых  объектов. Чтобы облегчить обучающимся передачу сходства с натурой, им предлагают изображать в натуральную величину  предметы  небольших размеров  (листья, фрукты, игрушки, грибы и др.).  

Со II класса обучающихся учат сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, проводить планомерный анализ этого предмета, в котором важное место занимает выявление общей формы. При этом используются обводящие по контуру  движения  рукой,  которые  затем  повторяются  в  воздухе,  а  также соотнесение формы изучаемого предмета со знакомой геометрической формой («На что похоже по форме на круг или на треугольник?» и т.п.).

При анализе объекта для изображения внимание обучающихся обращают на  вертикальные  и  горизонтальные  линии,  добиваются  их  правильного воспроизведения  в  изображении.  Сопоставляя  объект  и  рисунок,  уже  во  II классе обучающимся показывают целесообразность использования некоторых вспомогательных линий (осевой линии, линии, обрисовывающей общую форму объекта и т.д.), а с III класса требуют их применения.

В  последующих  классах  учебные  задачи  постепенно  усложняются. Обучающиеся должны научиться более точно передавать форму изображаемых предметов,  особенности  их  конструкции  и  пропорций,  а  также  соблюдать целесообразную последовательность при выполнении рисунка. Большое  внимание  при  рисовании  с  натуры  следует  уделять  показу рациональных  способов  изображения,  обеспечивающих  передачу  в  рисунке сходства с натурой. В I (I дополнительном) - II классах  для обучающихся с ТНР при  рисовании  таких  трудных  для  изображения  объектов,  как  человек, животное,  птицы  и  др.,  наряду  с  планомерным  анализом,  вычленением геометрических  форм,  полезен  показ  доступного  обучающимся  простейшего способа  изображения,  отвечающего  требованиям  грамотного  построения рисунка  с  натуры.  В  более  старших  классах  способы  изображения  следует усложнять,  вводить  вспомогательные средства  для  более точной  передачи  в рисунке соотношения частей и конструкции изображаемых объектов.

При  показе  способа  изображения  нового  и  сложного  объекта  в  I  (I дополнительном) и  II  классах  допускается поэтапное  рисование  совместно  с учителем (обучающийся рисует в альбоме, учитель – на доске).

Рисунки на темы выполняются по памяти, на основе предварительных целенаправленных  наблюдений.  В  процессе  рисования  на  темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивных  особенностей  объекта,  пространственного  положения, освещенности,  цвета  предметов,  а  также  формируется  умение  выполнять рисунок выразительно. Необходимо поощрять самостоятельность обучающихся в  выборе  тем  и  их  раскрытии,  использование  оригинальных  композиций  и техники исполнения.

В  I  (I  дополнительном)  -  II  классах  задача  тематического  рисования сводится к тому, чтобы обучающиеся смогли изобразить отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске (например, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя»).

В  III-IV  классах  перед    обучающимися  ставятся  простейшие изобразительные  задачи  правильно  передавать  зрительное  соотношение величины  предметов,  усвоить  правило  загораживания  одних  предметов другими.

Чтобы помочь обучающимся припомнить образы ранее рассматриваемых предметов используются тесты, подобранные учителем и содержащие задания с описанием  двух-трех  предметов.  Задания  включают  обозначение  знакомого графического  образа  и  воспроизведение  известных  пространственных отношений, отношений по цвету и величине.

Ставя перед обучающимися задачу, передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть  сюжет  отрывка  литературного  произведения,  проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них  замысла,  активизации  зрительных  образов.  После  объяснения  учителя  обучающиеся  рассказывают,  что  следует  нарисовать,  где,  как  и  в  какой последовательности.

Для обогащения зрительных представлений  обучающихся используются книжные иллюстрации, таблицы с изображением людей и животных, различные репродукции, плакаты, открытки, фотографии.

В  процессе  рисования  на  темы  осуществляется  обучение  способам передачи пространства (начиная с  I  (I дополнительного) класса) посредством формирования  у  обучающихся  понятия  об  изломе  пространства  и  границе излома (граница стены и пола, земли и неба), умений правильно размещать в рисунке  предметы  на  поверхности  пола  или  земли.  В  рисунках  на  темы целесообразно  наряду с  цветными  карандашами использовать акварельные и гуашевые краски.

С  целью  повышения  речевой  активности  обучающихся  используются

различные  приемы  (словесное  описание  структуры  объекта,  особенностей объектов,  включаемых  в  тематический  рисунок,  определение последовательности работы над рисунком и т.п.).

У обучающихся  I  (I дополнительного)  -  III классов  предусматривается развитие умения видеть многообразие цветов, различать и составлять сложные оттенки  цветов  посредством  смешения  красок.  В  IV  классе  представления обучающихся о цвете расширяются.

Начиная  с    IV  класса,  осуществляется  ознакомление    обучающихся  с понятием «единая точка зрения» и развитие навыков передачи перспективного уменьшения формы и пропорций изображаемых предметов в зависимости от их положения по отношению к рисующему, изучается  влияние  света на  цвет и приемы  выделения  объемной  формы  предметов  средствами  светотени  и  с помощью цвета.

Декоративное  рисование  –  является  одним  из  видов изобразительного искусства. Источником для данного вида изображения является многообразное народное  искусство,  в  орнаментах  которого  отражается    природа  и национальная культура. Основное    назначение декоративного рисования – это украшение самых разных предметов. Особенностью народного декоративного узора является  ритмическое повторение  тех или иных элементов рисунка.

На  уроках  декоративного  рисования  происходит  знакомство  с творчеством  мастеров  городецкой    живописи,  нижегородской  резьбы, дымковской игрушки,  травяного узора Хохломы. Обучающиеся  осваивают в процессе  обучения  навыки  свободной  кистевой  росписи  и  первоначальную технику изображения узоров.

В  процессе  обучения  лепке  обучающиеся  работают  с  предметами, имеющими  определенную  форму  и  конструкцию,  что  обеспечивает взаимодействие двигательно-осязательных и зрительных ощущений.

Знакомятся  с  пластичными  материалами  (глина,  пластилин  и  др.);  с основными  способами  лепки  (конструктивный,  скульптурный, комбинированный),  приемами  соединения  деталей  (прижатие,  примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание).  

На практической части урока обучающиеся выполняют работы в технике пластилиновой живописи (плоская рельефная и др.), процарапывания, из колец, лепка  на  форме,  отпечатывание,  а  также  заглаживание,  декорирование приспособлениями и инструментами.

На занятиях в  I  (I  дополнительном) классе  обучающиеся знакомятся с мягким  материалом  (глиной,  пластилином  и  др.).  Они  узнают,  что  объем занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон. Знакомятся с  предметной  лепкой.  Учатся  превращать  комочки пластилина  в изображаемый предмет (лепка с натуры фруктов и овощей, жанр натюрморт).

Во  II  классе  обучающиеся  учатся  лепить  из  куска  пластилина,  путем вытягивания и вдавливания, передавая композицию. Узнают, что изображения, созданные в объеме, тоже выражают наше отношение к миру. 158  

В III классе обучающиеся лепят игрушки по выбору, знакомятся с видами игрушек, лепят посуду, определяя ее назначение, знакомятся с миром театра кукол  (лепка дымковских  коней и т.п.).  Используют в работе  декоративную

лепку.

На уроках в  IV классе  значительно возрастает коллективная работа на уроке (лепка фигуры человека в движении, пропорции тела человека).

На занятиях аппликацией так же, как и на занятиях лепкой у обучающихся развивается  способность  изображать  предметы  и  явления  окружающего, выражать свои впечатления и замыслы.  

Аппликация  развивает  декоративное  чувство,  способствует  развитию колористического чувства и композиционных навыков, дает возможность перед наклеиванием  попробовать  по-разному  разложить  вырезанные  фигуры  и выбрать наилучший вариант их размещения. Занятия развивают воображение и фантазию, пространственное мышление, восприятие, способствуют раскрытию творческого  потенциала  личности  и  т.д.  Для  развития  познавательных  и творческих  способностей  обучающихся  используются  впечатления  от прочитанных сказок, литературных произведений.

Аппликация состоит в изготовлении различных плоских изображений – узоров,  орнаментов,  рисунков,  картин  –  путем  вырезания  и  укрепления  на поверхности разнообразных по форме, материалу, цвету и фактуре деталей или иных подобранных материалов (цветная бумага, ткани, кожа, соломка, береста, шпон и т.п.)

Для выполнения аппликации необходимо, чтобы обучающиеся овладели техникой  складывания  изображения  из  частей  и  наклеивания  их,  владели техникой самостоятельного вырезания формы предметов.

Занятия  аппликацией  в  I  (I  дополнительном)  классе  носят подготовительный  характер.  Формируется  представление  о  различных  видах используемого  материала  и  способов  их  обработки.  Учащихся  обучают различать  и  понимать  особенности  различных  видов  аппликаций.  Отрабатываются  приемы  коллективной  творческой  работы  в  процессе построения геометрического орнамента, оригами, «обратной» аппликации.

Во  II  классе  обучающиеся  учатся  читать  схемы  выполнения  изделия, работать  с  инструментами,  выполнять  аппликацию  с  использованием растительного орнамента различных видов его композиции. проводить анализ самостоятельной и коллективной работы.  

На занятиях в  III –  IV классах обучающиеся выполняют декоративное панно  в  технике  аппликации  (оригами,  плетение,  обрывная  аппликация,  по контору).  Работа выполняется как самостоятельно, так и коллективно.

В программе для каждого класса предлагается речевой материал, который  обучающиеся  должны  усвоить  в  течение  года:  примерный  перечень  слов, словосочетаний, понятий, терминов.

Целенаправленно  проводимая  словарная  работа  обеспечивает  прочное усвоение  обучающимися  слов,  словосочетаний  и  фраз,  на  основе  которых достигается усвоение изобразительной грамоты.

В  структуру  учебного  предмета  «Изобразительное  искусство»  входят следующие разделы: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты)»,  «Значимые темы искусства», «Опыт художественно – творческой деятельности».

Виды художественной деятельности

Восприятие  произведений  искусства.  Особенности  художественного творчества:  художник  и  зритель.  Образная  сущность  искусства: художественный  образ,  его  условность,  передача  общего  через  единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности  и  эстетике:  отношение  к  природе,  человеку  и  обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления  о  богатстве  и  разнообразии  художественной  культуры  (на примере  культуры  народов  России).  Выдающиеся  представители изобразительного  искусства  народов  России  (по  выбору).  Ведущие художественные музеи России (Русский музей, Эрмитаж и т.д.) и региональные музеи.  Восприятие  и  эмоциональная  оценка  шедевров  национального, российского  и  мирового  искусства.  Представление  о  роли  изобразительных (пластических)  искусств  в  повседневной  жизни человека, в  организации  егоматериального окружения.

Рисунок.  Материалы  для  рисунка:  карандаш,  ручка,  фломастер,  уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами.

Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы,  человека,  зданий,  предметов,  выраженные  средствами  рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись.  Живописные  материалы.  Красота  и  разнообразие  природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка.  Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания выразительного  образа  в  соответствии  поставленными  задачами.  Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.  Элементарные  приемы  работы  с  пластическими  скульптурными материалами  для  создания  выразительного  образа  (пластилин,  глина  – раскатывание,  набор  объема,  вытягивание  формы).  Объем  –  основа  языка скульптуры.  Основные  темы  скульптуры.  Красота  человека  и  животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное  конструирование  и  дизайн.  Разнообразие  материалов для художественного  конструирования и  моделирования (пластилин,  бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания  выразительного  образа  (пластилин  –  раскатывание,  набор  объема, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях  использования  навыков  художественного  конструирования  и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное  искусство.  Истоки  декоративно-прикладного искусства и его роль  в жизни  человека. Понятие о синтетическом характере народного  искусства  (украшение  жилища,  предметов  быта,  орудий  труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека

в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отраженной в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в

народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе  как  основа  декоративных  форм  в  прикладном  искусстве  (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты)  

Композиция.  Элементарные  приемы  композиции  на  плоскости  и  в пространстве.  Понятия:  горизонталь,  вертикаль  и  диагональ  в  построении композиции.  Пропорции  и  перспектива.  Понятия:  линия  горизонта,  ближе  - дальше,  дальше  -  меньше,  загораживание.  Роль  контрастов  в  композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное  и  динамичное  и  т.д..  Композиционный  центр  (зрительный  центр композиции).  Главное  и  второстепенное  в  композиции.  Симметрия  и асимметрия.  

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов.  Роль  белой  и  черной  красок  в  эмоциональном  звучании  и выразительности  образа.  Эмоциональные  возможности  цвета.  Практическое овладение  основами  цветоведения.  Передача  с  помощью  цвета  характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия.  Многообразие  линий  (тонкие,  толстые,  прямые,  волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих,  пятно  и  художественный  образ.  Передача  с  помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные  формы.  Трансформация  форм.  Влияние  формы  предмета  на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.  

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и  т.д.).  Ритм  линий,  пятен,  цвета.  Роль  ритма  в  эмоциональном  звучании композиции  в  живописи  и  рисунке.  Передача  движения  в  композиции  с помощью  ритма  элементов.  Особая  роль  ритма  в  декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства

Земля –  наш  общий  дом.  Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы  в  разное  время  года,  суток,  в  различную  погоду.  Жанр  пейзажа. Пейзаж  разных  географических  широт.  Использование  различных художественных  материалов  и  средств  для  создания выразительных  образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношение  к  природе  в  произведениях  авторов  –  представителей  разных культур,  народов,  стран  (например,  А.  К.  Саврасов,  И.  И.  Левитан,  И.  И. Шишкин, Н. К. Рерихё К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.)  

Знакомство  с  несколькими  наиболее  яркими  культурами  мира, представляющими  разные  народы  и  эпохи  (Древняя  Греция,  средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов  мира. Образ  человека  в искусстве разных народов мира. Образы культуры и декоративно -прикладного искусства.

Родина моя – Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении  жилища,  предметов  быта,  орудий  труда, костюма.  Связь изобразительного  искусства  с  музыкой,  песней,  танцами,  былинами, сказаниями,  сказками.  Образ  человека  и  традиционной  культуры. Представление народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек  и  человеческие  взаимоотношения.  Образ  человека  в  разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета.  Темы любви,  дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание,  поддержку,  заботу,  героизм,  бескорыстие    и  т.д.  образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство  дарит  людям    красоту.  Искусство  вокруг  нас  сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов  красивых,  удобных  и  выразительных  предметов  быта,  видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни  человека,  в организации  его  материального окружения. Отражение  в  пластических  искусствах  природных,  географических  условий, традиций,  религиозных  верованиях  разных  народов  (на  примере изобразительного  и    декоративно-прикладного  искусства  народов  России). Жанр  натюрморта.  Художественное  конструирование  и  оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели, одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение  основ  рисунка,  живописи,  скульптуры,  декоративно-прикладного  искусства.  Изображение  с  натуры,  по  памяти  и  воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение  основами  художественной  грамоты:  композицией,  формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание  моделей  бытового  окружения  человека.  Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор  и  применение  выразительных  средств  для  реализации собственного  замысла  в  рисунке,  живописи,  аппликации,  скульптуре, художественном конструировании.

Передача  настроения  в  творческой  работе  с  помощью  цвета,  тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование  в  индивидуальной  и  коллективной  деятельности различных  художественных техник  и  материалов:  фотографии,  видеосъемки, бумажной  пластики,  гуаши,  акварели,  пастели,  восковых  мелков,  туши, карандаша,  фломастеров,  пластилина,  глины,  подручных  и  природных материалов.

Участие  в  обсуждении  содержания  и  выразительных  средств произведений  изобразительного  искусства,  выражение  своего  отношения  к произведению.


2. Тематическое планирование

1 (1 (дополнительный) класс

№ п/п

тема (раздел)

всего часов

основные виды учебной деятельности

Ты изображаешь, украшаешь и строишь (33 ч.)

1.

Ты учишься изображать

9

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Находить, рассматривать красоту (интересное, эмоционально-образное, необычное) в обыкновенных явлениях (деталях) природы (листья, капли дождя, паутинки, камушки, кора деревьев и т.п.) и рассуждать об увиденном ( объяснять увиденное).

Видеть зрительную метафору (на что похоже) в выделенных деталях природы.

Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев).

Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Создавать, изображать на плоскости графическими средствами (цветные карандаши, фломастеры) заданный (по смыслу) метафорический образ на основе выбранной геометрической формы (сказочный лес, где все деревья похожи на разные по форме листья)

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях  художников к детским книгам.

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской.

Создавать изображения на основе пятна методом от целого к частностям (создание образов зверей, птиц, рыб способом «превращения», т. е. дорисовывания   пятна (кляксы)

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т.д.).

Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С. Коненкова).

Овладевать первичными навыками изображения в объеме.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания

Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка).

Находить и наблюдать линии и их ритм в природе.

Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений маленькие сюжеты из своей жизни

Овладевать первичными навыками работы гуашью.

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т.д.), приводить примеры.

Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешения и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т.д.).

Изображать радость или грусть

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

2.

Ты украшаешь

8

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления.

Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т.д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги.

Составлять из готовых цветов коллективную работу (поместив цветы в нарисованную на большом листе корзину или вазу).

Понимать простые основы симметрии.

Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий.

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению.

Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д.

Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре.

Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах.

Освоить простые приемы техники монотипии.

Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты разнообразных фактур природного мира.

Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре

Развитие декоративного чувства

при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов.

Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность.

Овладеть первичными навыками работы в объемной аппликации и коллаже.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Получать первичные навыки декоративного изображения

Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т.д.)

3.

Ты строишь

11

Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением.

Анализировать, из каких основных частей состоят дома.

Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»)

Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т.д.), анализировать их форму, конструкцию, пропорции.

Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п., выявляя их форму, конструкцию, взаимосвязь частей

Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома.

Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции.

Составлять и конструировать из простых геометрических форм (прямоугольников, кругов, овалов, треугольников) изображения животных в технике аппликации

Понимать, что в создании формы предметов быта принимает участие художник-дизайнер, который придумывает, как будет этот предмет выглядеть.

Конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу.

Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии.

Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц.

Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности

4.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка.

Анализировать, в чем состояла работа Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе

Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

Придумывать, как достраивать простые заданные формы, изображая различных насекомых, птиц, сказочных персонажей на основе анализа зрительных впечатлений, а также свойств и возможностей художественных материалов

Повторять и затем варьировать систему несложных действий с художественными материалами, выражая собственный замысел.

Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание).

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Учиться поэтическому видению мира, развивать фантазию и творческое воображение.

Участвовать в создании коллективного панно-коллажа с изображением сказочного мира, применяя приобретённые навыки работы с художественными материалами.

Выделять этапы работы в соответствии с поставленной целью.

Соотносить цель, большую задачу с созданием отдельных деталей для панно.

Овладеть приемами конструктивной работы с бумагой и различными фактурами.

Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования

Любоваться красотой природы.

Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности.

Характеризовать свои впечатления от рассматривания репродукций картин и желательно подлинных произведений в художественном музее или на выставке.

Выражать в изобразительных работах свои впечатления от прогулки в природу и просмотра картин художников.

Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!»

ИТОГО

33

2 класс

№ п/п

тема (раздел)

всего часов

основные виды учебной деятельности

1.

Как и чем работает художник?

8

Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приёма «живая краска».

Овладевать первичными живописными навыками.

Изображать на основе смешивания трёх основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению.

Учиться различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и чёрной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы с гуашью. Создавать живописными материалами различны по настроению пейзажи, посвящённые изображению природных стихий.

Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы с пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе – дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов.

Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев.

Понимать выразительные возможности линии, точки, тёмного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Осваивать приёмы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы, зимний лес.

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объёмное изображение животного с передачей характера.

Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объёмные формы. Овладевать приёмами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в объёмные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

2.

Реальность и фантазия

7

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному

Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать  выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путём соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы с гуашь.

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоты природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).  Развивать навыки работы с тушью, пером, углем, мелом.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружевах, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры. Работать графическими материалами (роллеры, тушь, фломастеры) с помощью линий различной толщины.

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы, пропорции. Эмоционально откликаться на красоту различных построек в природе. Осваивать навыки работы с бумагой (закручивание, надрезание, складывание, склеивание). Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы.

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Осваивать приёмы работы с бумагой. Придумывать разнообразные конструкции. Создавать макеты фантастических зданий, фантастического города. Участвовать в создании коллективной работы.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих  урока знания. Понимать роль, взаимодействия в работе трёх Братьев-Мастеров (их триединство). Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней ёлки.

Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную деятельность и деятельность своих одноклассников.

3.

О чём говорит искусство?

11

Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы с гуашью.

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью

Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека. Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя сказочные и былинные персонажи).

Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.).  Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина.

Овладевать приёмами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление).  Создавать  в объем сказочные образы с ярко выраженным характером.

Понимать роль украшения в жизни человека.Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративые композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д.

Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противопожных по намерениям сказочных флотов.

Учиться видеть художественный образ в архитектуре.  Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. Приобретать опыт творческой работы.

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать  собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

4.

Как говорит искусство?

8

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать  эмоциональную выразительность тёплых и хлодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приёмы работы с кистью мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»).Развивать колористические навыки работы с гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костёр вечером, сказочная жар-птица и т.п.).

Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь  представление об эмоциональной выразительности цвета – глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природе. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю. Создавать колористическоебогатсво внутри одной цветовой гаммы. Закреплять умения работать кистью.

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалёвка – изображение весенней земли).Развивать навыки работы с пастелью, восковыми мелками.

Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определённым материалом можно создать художественны образ. Использовать  в работе сочетание различных инструментов и материалов. Изображать ветки деревьев с определённым характером и настроением.

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение(ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации.

Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.

Повторять и закреплять полученные знания и умения. Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.

Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.

ИТОГО

34

3 класс

№ п/п

тема (раздел)

всего часов

основные виды учебной деятельности

1.

Искусство в твоём доме

8

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы из которых они сделаны.Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых  образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции  и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её, добиваясь целостности цветового  решения.

Характеризовать связь между формой, декором посуды (её художественным образом) и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения( деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и её декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим образным решением.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с её функциональным назначением.

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому  и зачем он предназначен. Знать и объяснять варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам,  в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический).Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы).Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книги-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров  в создании форм открыток, изображений на них. Создавать открытку к определённому событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике).Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.  Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически оценивать работы сверстников.

2.

Искусство на улицах твоего города

7

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек посёлка. Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих  родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал).Эстетически воспринимать парк как единый , целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивания объёмно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приёмами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Москве и Санкт-Петербурге,  в родном посёлке, отмечая их роль в украшении посёлка. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники) выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решётку в общей композиции с изображением парка или сквера.

Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать  необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приёмы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрин как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень  нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика посёлка. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию (панно «Наш посёлок»).Овладевать приёмами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода.

3.

Художник и зрелище

11

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита).Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них  движение и характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать«Театр на столе»- картонный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладеть навыками создания объёмно-пространственной композиции.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания  эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать  навыки лаконичного,   декоративно-обобщённого изображения ( в процессе создания афиши или плаката)

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9мая), Нового года или  на  Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника .Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Овладевать навыками коллективного  художественного творчества.

4.

Художник и музей

8

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Иметь представление о самых  разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Иметь представление, что картина-это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые передаёт художник цветом (праздничное, радостное, грустное, таинственное, нежное).Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом.

Иметь представление об изобразительном жанре-портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению,  используя выразительные возможности цвета.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный  рассказ о человеке-хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением(праздничное, радостное, грустное).Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни, выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры, материалы которыми работают скульпторы. Лепить фигуру человека или животного, передавая пластику движения.

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.

ИТОГО

34

4 класс

№ п/п

тема (раздел)

всего часов

основные виды учебной деятельности

Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей Земли)

1.

Истоки родного искусства

8

Характеризовать красоту природы родного края.

Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности пейзажа родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов.

Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни

Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы.

Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма.

Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

Овладевать на практике элементарными основами композиции.

2.

Древние города нашей земли

7

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад).

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.

Знать картины художников, изображающие древнерусские города.

Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры.

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.

Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов.

Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение).

Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение.

Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города.

Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

Интересоваться историей своей страны.

Знать и называть картины художников, изображающих древнерусских воинов — защитников Родины (В. Васнецов, И. Билибин, П. Корин и др.).

Изображать древнерусских воинов  (князя и его дружину).

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Уметь анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории.

Выражать своё отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России.

Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества.

Создавать образ древнерусского города.

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат).

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат.

Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания).

Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.

Сотрудничать в процессе создания общей композиции.

3.

Каждый народ - художник

11

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных  художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин.

Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветки дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.

Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства.

Приобретать новые навыки  в изображении человека и природы, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки.

Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов.

Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру.

Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа.

Овладевать живописными навыками в процессе создания самостоятельной творческой работы.

Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии.

Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.

Создавать образ древнего среднеазиатского города.

Овладевать навыками конструирования из бумаги и орнаментальной графики

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные и архитектурные произведения.

Уметь характеризовать отличительные черты и конструктивные элементы древнегреческого храма, изменение образа при изменении пропорций постройки.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека.

Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах).

Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях.

Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе.

Создавать коллективное панно.

Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма).

Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы.

Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений.

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках.

Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно-творческой деятельности.

Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

4.

Искусство объединяет народы

8

Узнавать и приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Развивать навыки композиционного изображения.

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений).

Уметь объяснять, рассуждать,как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.

Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа.

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме).

Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре.

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты.

Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни.

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты.

Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира.

Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.

Участвовать в обсуждении выставки


3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Учебно-методическое обеспечение

1. Учебники:

Неменская  Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс.

Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс.

 Е.И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс.

Неменская  Л. А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.

2. Рабочие тетради (Русский язык).

Неменская  Л. А. Изобразительное искусство.  Твоя мастерская.   Рабочая тетрадь.1 класс

Неменская  Л. А. Изобразительное искусство.  Твоя мастерская.  Рабочая тетрадь.2  класс

Неменская  Л. А. Изобразительное искусство.  Твоя мастерская.  Рабочая тетрадь.3  класс

Неменская  Л. А. Изобразительное искусство.  Твоя мастерская.  Рабочая тетрадь.4  класс

II. Печатные пособия

Комплект таблиц по ИЗО

  • Основы декоративно – прикладного искусства
  • Стилизация
  • Композиция орнамента
  • Дымковские игрушки
  • Гжель
  • Хохломская роспись
  • Деревянные игрушки
  • Павлово – посадские платки
  • Вологодское кружево
  • Аппликация
  • Коллаж
  • Витраж
  • Мозаика 

III. Учебно-практическое оборудование

1. Краски акварельные, гуашевые.

2. Бумага А4.

3. Бумага цветная.

4. Фломастеры.

5. Восковые мелки.

6. Кисти беличьи, кисти из щетины.

7. Емкости для воды.

8. Пластилин.

9. Клей.

IV. Цифровые образовательные ресурсы

1. Электронное приложение к учебникам 1 - 4 класса.

2. Ресурсы Интернета

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru

- Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

- Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

- http://www.nachalka.com/

- http://www.zavuch.info/

- Методический центр: http://numi.ru/

V. Материально-техническое обеспечение

1. Мультимедийный компьютер

2. Экспозиционный экран навесной

3. Мультимедийный проектор

4. Выход в Интернет

5. Классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления постеров и таблиц

6. Репродукции картин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для обучающихся 1 и 2 класса VIII вида.

Рабочие программы составлены  на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида...

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по русскому языку для обучающихся 1 класса

    Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интелл...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по изобразительному искусству для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по математике для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...