Рабочие программы для обучающихся 1 и 2 класса VIII вида.
рабочая программа по математике (1 класс) по теме

Ефремова Светлана Леонидовна

 

Рабочие программы составлены  на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая коррекционная программа VIII вида индивидуальное обучение

УМК по 1 классу

Учебные программы:

  1. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2012. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

  1. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида 1-4 классов под редакцией В.В.Воронковой. М.: Просвещение, 2009. Допущено Министерством образования Российской Федерации.

Учебники:

  1. Букварь. 1 класс: Учеб. для спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Математика. 1 класс. Учеб. для спец. (коррекц.) общеобразоват. учреждений VIII вида. В 2 ч. / Т.В.Алышева. – М.: Просвещение, 2012.

Тетради: 

1. А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. Пропись.  Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 3 ч. – М. : Просвещение, 2010.

  1. Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся специальных  (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 2 ч. – М. : Просвещение, 2010

МАТЕМАТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коррекционно-развивающее  обучение.

Программа VIII вида. Индивидуальное обучение.

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни  и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных    учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин.

Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей, ситуаций.

Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием - материализация, Т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно- практической деятельности и действий с числами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

      Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Успех обучения математике во многом зависит от тщательного изучения учителем индивидуальных особенностей каждого ребенка класса (познавательных и личностных): какими знаниями по математике владеет учащийся, какие трудности он испытывает в овладении математическими знаниями, графическими и чертежными навыками, какие пробелы в его знаниях и каковы их причины, какими потенциальными возможностями он обладает, на какие сильные стороны можно опираться в развитии его математических способностей.
      Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
      Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.
      Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени в процессе обучения математике.
      В программе указаны все виды простых задач, которые решаются в каждом классе, а начиная со 2 класса — количество действий в сложных задачах. Сложные задачи составляются из хорошо известных детям простых задач.
      Решения всех видов задач записываются с наименованиями.
      Геометрический материал включается почти в каждый урок математики. По возможности он должен быть тесно связан с арифметическим.
      В младших классах закладываются основы математических знаний, умений, без которых дальнейшее продвижение учащихся в усвоении математики будет затруднено. Поэтому на каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний по математике, особенно знаниям состава чисел первого десятка, таблиц сложения и вычитания в пределах десяти, однозначных чисел в пределах 20, знаниям таблиц умножения и деления. При заучивании таблиц учащиеся должны опираться не только на механическую память, но и владеть приемами получения результатов вычислений, если они их не запомнили.
      Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Самостоятельно выполненная учеником работа должна быть проверена учителем, допущенные ошибки выявлены и исправлены, установлена причина этих ошибок, с учеником проведена работа над ошибками.
      Домашние задания обязательно ежедневно проверяются учителем.
      Наряду с повседневным, текущим контролем за состоянием знаний по математике учитель проводит 2—3 раза в четверти контрольные работы.
      Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.
      Однако есть в каждом классе часть учащихся, которые постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Они могут участвовать во фронтальной работе со всем классом (решать более легкие примеры, повторять объяснения учителя или сильного ученика по наводящим вопросам, решать с помощью учителя арифметические задачи). Для самостоятельного выполнения этим ученикам требуется предлагать облегченные варианты примеров, задач, других заданий.
      Учитывая указанные особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.
      Усвоение этих знаний и умений дает основание для перевода учащихся в следующий класс.
      Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу вспомогательной школы по всем предметам, кроме математики. Эти учащиеся (с так называемым локальным поражением или грубой акалькулией) не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету.
      Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе, они обучаются в пределах своих возможностей, соответственно аттестуются и переводятся из класса в класс.
      Решение об обучении учащихся по индивидуальной программе по данному предмету принимается педагогическим советом школы.

ПРОГРАММА

    ЧИСЛА. ВЕЛИЧИНЫ

      Названия, обозначение чисел от 1 до 9. Счет по 1 и равными группами по 2, 3 (счет предметов и отвлеченный счет). Количественные, порядковые числительные. Число и цифра 0. Соответствие количества, числительного, цифры. Место каждого числа в числовом ряду (0—9). Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно.
      Число 10. Число и цифра. Десять единиц — 1 десяток.
      Состав чисел первого десятка из двух слагаемых. Приемы сложения и вычитания. Таблицы состава чисел в пределах 10, ее использование при выполнении действия вычитания. Название компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Переместительное свойство сложения (практическое использование).
      Название, обозначение, десятичный состав чисел 11—20 
2. Числа однозначные, двузначные. Сопоставление чисел 1—10 с рядом чисел 11—20. Числовой ряд 1—20, сравнение чисел (больше, меньше, равно, лишние, недостающие единицы, десяток). Счет от заданного числа до заданного, присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5. Сложение десятка и единиц, соответствующие случаи вычитания.
      Единицы (меры) стоимости — копейка, рубль. Обозначение: 1 к., 1 р. Монеты: 1 к., 5 к., 10 к, 1 р., 2 р., 5 р. Размен и замена.
      Простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.
      Точка. Прямая и кривая линии. Вычерчивание прямой линии с помощью линейки в различном положении по отношению к краю листа бумаги. Прямая, отрезок. Длина отрезка. Черчение прямых, проходящих через 1—2 точки.
      Единицы (меры) длины — сантиметр. Обозначение: 1 см. Измерение отрезка, вычерчивание отрезка заданной длины.
      Единицы (меры) массы, емкости — килограмм, литр. Обозначение: 1 кг, 1 л.
      Единица времени — сутки. Обозначение: 1 сут. Неделя — семь суток, порядок дней недели.
      Вычерчивание прямоугольника, квадрата, треугольника по заданным вершинам.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны знать:
     - количественные, порядковые числительные в пределах 20;
     - состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
     - десятичный состав двузначных чисел, место единиц и десятков в двузначном числе;
     - линии — прямую, кривую, отрезок;
     - единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;
     - название, порядок дней недели, количество суток в неделе.
      Учащиеся должны
уметь:
      -читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 20, присчитывать, отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5;
     - выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых, использовать переместительное свойство сложения: 5 + 3, 3 + 5, 10 + 4, 4 + 10;
      -решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, их заместителей, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи, предложенному сюжету, на заданное арифметическое действие;
      -узнавать монеты, заменять одни монеты другими;
     - чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок;
     -чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по заданным вершинам.
      
Примечания.
      1. Присчитывание и отсчитывание в пределах 20 только по 1—2 единице.
      2. Сумма и остаток вычисляются с помощью предметов приемом пересчитывания или присчитывания, отсчитывания.
      3. Замена одних монет другими производится в пределах 10 к., 5 р.
      4. Черчение и измерение отрезков выполняются с помощью учителя.
      5. Прямоугольник, квадрат, треугольник вычерчиваются по точкам, изображенным учителем.

Календарно-тематическое планирование

урока  

Тема урока

Кол-во

часов

Сроки

Медиа

ресурсы

1-2  четверть – 48 ч

Подготовка к изучению математики

1

Цвет, назначение предметов

1

2

Круг

1

3

Большой - маленький

1

4

Одинаковые, равные по величине

1

5

Слева - справа

1

6

В середине, между

1

7

Квадрат

1

8

Вверху - внизу, выше- ниже, верхний –

нижний, на, над, под

1

9

Длинный - короткий

1

10

Внутри – снаружи, в, рядом, около

1

11

Треугольник

1

12

Широкий - узкий

1

13

Далеко – близко, дальше – ближе, к, от

1

14

Прямоугольник

1

15

Высокий - низкий

1

16

Глубокий - мелкий

1

17

Впереди – сзади, перед, за

1

18

Первый – последний, крайний, после, следом,  

    следующий за

1

19

Толстый - тонкий

1

20

Сутки: утро, день, вечер, ночь. Рано – поздно.

1

21

Сегодня, завтра, вчера, на следующий день

1

22

Быстро - медленно

1

23

Тяжелый - легкий

1

24

Много – мало, несколько

1

25

Один – много, ни одного

1

26

Давно - недавно

1

27

Молодой - старый

1

28

Больше – меньше, столько же, одинаковое

 (равное)  количество

1

29

Сравнение объемов жидкостей, сыпучих

веществ

1

Первый десяток

30-31

Число и цифра 1

2

32-34

Число и цифра 2

3

35

Шар

1

36-38

Число и цифра 3

3

39

Куб

1

40-42

Число и цифра 4

3

43

Брус

1

44-46

Число и цифра 5

3

47

Контрольная работа

1

48

Работа над ошибками

1

3-4  четверть – 51 ч

49

Точка, линии

1

50

Овал

1

51-52

Число и цифра 0

2

53-57

Число и цифра 6

5

58

Построение прямой линии через одну точку,

две точки

1

59-63

Число и цифра 7

5

64

Сутки, неделя

1

65

Отрезок

1

66

Самостоятельная работа

1

67-71

Число и цифра 8

5

72

Построение треугольника, квадрата,

прямоугольника

1

73-76

Число и цифра 9

4

77

Мера длины - сантиметр

1

78

Самостоятельная работа

1

79-82

Число и цифра 10

4

83

Меры стоимости

1

84

Мера массы - килограмм

1

85

Мера емкости - литр

1

Второй десяток

86

Число 11

1

87

Число 12

1

88

Число 13

1

89

Число 14

1

90

Число 15

1

91

Число 16

1

92

Число 17

1

93

Число 18

1

94

Число 19

1

95

Число 20

1

96

Контрольная работа

1

97

Работа над ошибками

1

98-99

Повторение

2

Пояснительная записка к комплекту учебных книг по чтению и письму для 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Авторы: Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.

Комплект учебных пособий по чтению и письму для первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида составлен по программе 0-4 классов под редакцией И.М.Бгажноковой. В данный комплект вошли альбом для добукварных занятий, учебник по чтению «Букварь» и тетради – прописи для обучения письму.

Изменения, внесенные авторами в комплект учебных книг для первого класса, по сравнению с уже действующим «Букварем» В.В.Воронковой, выразились в следующем:

1. Добукварный период, согласно программе, рассчитан на первую четверть (если учащиеся не занимались в нулевом классе). При этом на каждом уроке школьники готовятся и к чтению, и к письму без разделения данных занятий на отдельные предметы (чтение и письмо), как это было принято ранее. Данная позиция обусловлена, во-первых, тем, что коррекция сенсомоторной сферы учащихся и их речи направлена одновременно на подготовку обучения как чтению, так и письму. Во-вторых, включение в занятия упражнений, нацеленных на исправление недостатков слухового восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, артикуляции звуков, мелкой моторики руки, дает возможность варьировать деятельность детей в пределах одного урока, предупреждая утомление первоклассников и снижение их интереса к занятиям.

2. Выделение трех этапов обучения грамоте (вместо четырех) связано с временными границами учебного года (вторая, третья, четвертая четверти). При сильном составе класса учащиеся могут закончить обучение грамоте, уложившись в данные сроки. Однако, как указывает программа, третий этап изучения звуков и букв может быть перенесен на первую четверть второго года обучения. В этом случае послебукварный период продолжится всю вторую четверть второго класса. Данные изменения заложены в первую очередь в программе в связи с приходом в специальную школу детей с более сложными дефектами. Новые программные требования учтены и в первой учебной книге «Букваре».

3. В добукварный период предпочтение отдается игровым заданиям и упражнениям, так как у начинающих обучаться детей ведущей продолжает оставаться игровая деятельность. Опора на игровые сюжеты помогает первоклассникам адаптироваться к новым условиям школьной жизни. Вместе с тем, доля учебных заданий постепенно увеличивается, что готовит учащихся к работе с первой учебной книгой «Букварем».

4. Основной целью книги для чтения явилось развитие речи учащихся. При этом имеется в виду не только формирование словаря и грамматического строя школьников, но и коммуникативной функции их речи. Для реализации последней задачи в «Букварь» включены тексты с диалогами, которые могут быть использованы для подготовки первоклассников к формированию у них умения вести разговор, к развитию первоначального умения читать по ролям.

5. В книгу включено значительное количество упражнений по формо- и словообразованию. Это важный участок работы с первоклассниками, предупреждающей ошибки в грамматическом строе речи умственно отсталых детей и восполняющей те пробелы речевого развития, которые спонтанно не устраняются, как это происходит у дошкольников с нормальным интеллектом. С этой целью введены упражнения по добавлению последнего слова предложения не только с опорой на картинку, но и по смыслу, составление предложений по схемам в связи с сюжетными картинками, чтение слов, значение которых раскрывается с помощью предметных картинок или текста.

6. Во все три составных части комплекта включены задания, требующие решения простейших проблем, направленных на развитие мыслительных возможностей первоклассников. Здесь и дорисовывание предмета по его части, выбор рисунков по их описанию, исключение лишнего предмета, определение по тексту, кто прав или не прав, вывод о том, можно ли это сделать или нельзя и т.д.

7. Тексты для чтения, включенные в «Букварь», носят познавательный характер. По возможности авторы старались их сделать интересными для детей по содержанию. Здесь забавные случаи с различными животными, описание их примечательных качеств, игры детей, их хорошие и плохие поступки, профессии близких людей, характер их деятельности и т.д.

8. Для развития интереса школьников к первой книге для чтения в нее включены различные игровые задания: загадки, разбросанные кубики с буквами, из которых нужно собрать определенное слово, кроссворды, стихотворения с наглядным представлением содержания каждой строчки, введение условных обозначений в виде мальчика Володи, который «участвует» в работе школьников, привлекая внимание детей к выполнения тех или иных заданий и др.

9. В «Букварь» включены герои многих народных и литературных сказок, а также тексты, связанные с этими героями. Это потребует от учителя, воспитателя и родителей предварительного пересказа сказок, о героях которых пойдет речь в «Букваре». Авторы надеются, что рисунки и тексты, связанные со сказками, явятся стимулом для обязательного знакомства детей с данными сказками, расширения их кругозора и развития речи.

10. Большое внимание в «Букваре» уделено развитию важнейшей операции для формирования чтения и письма – звукослоговому интонированию (проговариванию) слов. С этой целью все вновь появляющиеся на страницах книги слоги и слова сопровождаются схемами. Первоначально эти схемы заполнены буквами, что дает школьникам опору при проговаривании звуков. В дальнейшем учащиеся с ориентировкой на схему интонируют звуки слога или слова, заполняя схему изученными буквами (все звуки слов, предлагаемых для установления последовательности звукового ряда, даются в сильной позиции).

11. Выделение звука из слова производится только из начала и конца слова. Это зафиксировано в схемах, приведенных в «Букваре». Средняя позиция звука в слове исключена из анализа. Как показала практика, а диссертационное исследование Е.Н. Буслаевой подтвердило данное наблюдение учителей, школьникам легче протянуть каждый звук слова, чем услышать его в средней позиции. При этом польза данной аналитической операции для умственно отсталых учащихся сомнительна. Она практически не нужна ни для чтения, ни для письма.

12. Некоторые подвижки произведены в порядке изучения звуков и букв. В частности, в значительной степени разведены по времени свистящие и шипящие. Еще в шестидесятых годах прошлого столетия исследование В.И.Бельтюкова и Л.В.Неймана показало, что наиболее сложными для дифференциации являются звуки /С/ и /Ш/. Эта позиция ученых была учтена при определении последовательности введения знаков. Кроме того, на более поздние сроки отодвинуто изучение звука и буквы Р, в связи с отсутствием, как правило, этого звука в речи учащихся, а также сложностью его постановки и введения в речь. Следует отметить, что все основные закономерности порядка изучения звуков и букв, сформулированные первым методистом специальной школы М.Ф.Гнездиловым, в новой книге для чтения первого класса сохранены.

13. Большая работа заложена в «Букваре» по различению гласных и согласных звуков и букв, их обозначающих. Для различения данных групп звуков вводится различный цвет гласных и согласных буквенных знаков при первоначальном знакомстве с ними, в цветовом варианте эти же буквы даются в схемах. На всех «Володиных» страницах гласные и согласные буквы размещаются в домиках под крышами того же цвета. Дополнительно для протягивания и пропевания гласных звуков введены прямые и волнистые линии. Все наглядные опоры, приведенные в «Букваре», облегчают дифференциацию данных групп звуков и букв, что в дальнейшем поможет детям, во-первых, читать прямые слоги с опорой на гласную, во-вторых, легче овладеть правилами правописания гласных и согласных букв (четко различая их) во втором и последующих классах.

14. Кроме аналитико-синтетического метода обучения грамоте, обеспеченного в «Букваре» выполнением различных операций по звуковому анализу и синтезу, в книге широко представлен слоговой метод, ориентированный на более сохранную механическую память учащихся. Слоговой метод представлен разнообразными слоговыми таблицами, где слоги заключены в сетку, которая помогает зрительно более четко воспринять каждый слог и возвращаться к слоговым структурам, читая их по вертикальным или горизонтальным линиям.

15. Для лучшего запоминания букв в «Букварь» включены рисунки предметов, по абрису сходные с изображениями буквенных знаков и имеющих в своем названии начальный звук, обозначенный данной буквой.

16. Впервые в комплект для специальной школы включены прописи для обучения письму (три тетради в соответствии с тремя этапами букварного периода). На каждой странице представлены упражнения в написании элементов букв и собственно букв, бордюры, как тренировочные упражнения, а также задания игрового характера, направленные на развитие воображения учащихся (дорисовывание фигур). В прописи включены задания на списывание с печатного и рукописного шрифта.

17. В прописях вводятся одновременно написания прописных и строчных букв, что исключает расхождение в их изучении при чтении и письме. Кроме того, начиная с первых страниц «Букваря» и прописей предлагаются задания на чтение и написание предложений, имен собственных, что предполагает использование заглавных букв.

18. В связи с трудностями, присущими умственно отсталым учащимся в графическом изображении рукописных букв, авторы ввели некоторые упрощения в написании ряда букв: А, У, Н, В, Ш, И, К, Б, Ю, Чч, Ц, Щ.

Представленный учебный комплект написан на основе программы под редакцией И.М. Бгажноковой и предназначен для обучения грамоте умственно отсталых детей в специальных школах VIII вида. Весь комплект книг состоит из «Альбома» для добукварных занятий; «Букваря», являющегося книгой для формирования первоначальных навыков чтения; «Прописей», рассчитанных на каждый этап обучения грамоте и помогающих учителю сформировать каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения.

Комплект учебных материалов для учащихся первого класса сопровождается «Методическим пособием для учителей», в котором представлены методические рекомендации по использованию учебного пособия.

ПРОГРАММА

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

      1. Знакомство с классом и школой, с режимом дня. Беседы о том, что находится в классе. Беседы на темы: «Порядок в классе», «Учитель и ученики», «Имя и отчество учителя», «Имена и фамилии учеников», «Ученики и учителя других классов», «Перемены в школе, их назначение», «Я и моя семья», «Окружающий меня мир».
      2. Привитие учащимся навыков учебной деятельности: умения правильно сидеть за партой, вставать, слушать объяснения и указания учителя, поднимать руку при желании что-то сказать, просить разрешения выйти из класса.
      3. Изучение уровня общего развития и подготовленности учащихся к обучению грамоте в процессе фронтальной и индивидуальной работы.
      4. Развитие устной речи учащихся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям, по картинкам и по вопросам.
      Специальная работа с учащимися, имеющими недостатки произношения (совместно с логопедом) и расстройства движений рук (совместно с врачом), в течение первого года обучения и в последующих классах до полного исправления дефекта.
      5. Уточнение и развитие слухового восприятия учащихся. Развитие речевого слуха, формирование фонематического восприятия.
      Различение звуков в окружающей действительности (стук, звон, гудение, жужжание и др.). Различение звуков и простых звукосочетаний в речи в связи с наблюдениями окружающей действительности и играми.
      Выработка у учащихся умения отчетливо повторять произносимые учителем слова и фразы, практически различать слова, сходные по звуковому составу (жук — лук, стол — стул, палка — лапка).
      Деление простого предложения (из двух-трех слов) на слова. Деление простых по структуре слов на слоги (
у-хо, ру-ка, го-ло-ва). Выделение из слов некоторых гласных и согласных звуков (а, у, м и др.), различение их в словах (узнавание и называние слов, начинающихся с данных звуков).
      6. Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый).
      Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путем подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета (зрительный диктант).
      Конструирование простых, хорошо знакомых детям предметов (домик, столик, скамейка, лесенка, забор, оконная рама, елочка и др.).
      Выработка у учащихся умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
      7. Специальная подготовка к обучению письму.
      Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.
      Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям. Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.
      Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные), переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).
      Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД

      Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
      
1-й этап. Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х.
      Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале и в конце слова (в зависимости от того, в каком положении этот звук легче выделяется).
      Образование из усвоенных звуков и букв слов (
ау, уа, ам, ум и др.), чтение этих слов с протяжным произношением.
      Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов, сравнение их. Составление и чтение слов из этих слогов.
      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
о, м, с.
      
2-й этап. Повторение пройденных звуков и букв и изучение новых: ш, л, н, ы, р.
      Достаточно быстрое соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце).
      Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
      Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (
ма-ма, мы-ла).
      Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (
сом).
      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
ш, л, а, х, н, р.
      Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.
      Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.
      
3-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: к, п, и, з, в, ж, б, г, д, й, ь, т.
      Подбор слов с заданным звуком и определение его нахождения в словах (в начале, в середине, в конце).
      Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (
па, ли, лук, вил).
      Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур (
пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
      Чтение предложений из двух-трех слов.
      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д.
      Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.
      Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.
      Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.
      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.
      Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.
      
4-й этап. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.
      Практическое различение при чтении и письме гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких.
      Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (
тра, кни, пле).
      Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
      Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных:
е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э.
      Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур, и предложений из трех-четырех слов. Прописная буква в именах людей (практическое ознакомление).
      Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.
      Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.
      Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

УСТНАЯ РЕЧЬ

 Организованное участие в общей беседе (умение слушать вопрос, отвечать на него, используя слова вопроса; говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга). Составление простых нераспространенных предложений на основе демонстрируемого действия и действия, изображенного на картинке; добавление к ним одного пояснительного слова по вопросам чем? что? куда? где? (Саша рисует (чем?) карандашом. Саша рисует (что?) дом. Зина идет (куда?) в школу. Зина учится (где?) в школе).
      Правильное употребление форм знакомых слов в разговорной речи.
      Использование предлогов
в, на и некоторых наиболее употребительных наречий (хорошо — плохо, близко — далеко и др.).
      Подготовка к связному высказыванию в виде ответов на 2—3 вопроса.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА ГОД (5 ч)

      Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      Учащиеся должны
уметь:
      различать звуки на слух и в произношении;
      анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
      плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;
      отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
      слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;
      отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;
      писать строчные и прописные буквы;
      списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.
      Учащиеся должны
знать:
      наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

Тематическое планирование по письму и развитию речи в 1 классе

/5 часов в неделю. 165 часов в год/

Коррекционно-развивающий уровень

п./п.

Тема урока

Кол-во

уроков

Дата

1

День знаний.

1

Добукварный период

2

Знакомство с наиболее распространёнными цветами (чёрный, белый, красный, синий, зелёный, коричневый).

1

3

Работа с цветными полосками. Различие их по цвету.

1

4

Воспроизведение различных сочетаний из цветных полосок.

1

5

Различение по цвету двух комбинаций цветных полосок.

1

6

Различение расположения цветных полосок в двух сочетаниях.

1

7

Разложение целого на составные части. Составление целого из отдельных частей. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник.

1

8

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, круг. Конструирование из геометрических фигур.

1

9

Различие геометрических фигур различных цветов и размеров. Конструирование из геометрических фигур.

1

10

Различение геометрических фигур из цветных полосок. Письмо палочек.

1

11

Различение геометрических фигур по цвету, размеру, взаимн. Расположению. Письмо длинных и коротких наклонных линий.

1

12

Различение геометрических фигур и цветных полосок. Письмо палочек с закруглением внизу.

1

13

Разложение предмета на составные части и составление его из отдельных частей. Письмо палочек с закруглением вверху.

1

14

Разложение предмета на составные части и составление его из составных частей. Закрепление навыка написания палочек с закруглением внизу и вверху.

1

15

Письмо элементов букв – р, у, д – длинная палочка и длинная палочка с петлёй внизу.

1

16

Письмо первого элемента букв Л, М, А. Закрепление и повторение пройденного материала.

1

17

Письмо овала. Письмо палочек с закруглением вверху и внизу.

1

18

Письмо полуовала – элемента буквы “с”. Письмо палочек и бордюра.

1

19

Письмо овала с соединением, палочки с закруглением внизу, вверху, длинной палочки с петлёй.

1

20

Письмо полуовала – элемента буквы “э”.

1

21

Проверочная работа.

1

Букварный период

1

22-23

Буква “а”. Знакомство со строчной буквой “а” и упражнения в её написании.

2

24-25

Буква “у”. Знакомство со строчной буквой “у” и упражнения в её написании.

2

26

Слова ау, уа. Звуко-буквенный анализ и письмо слов. Правила соединения букв. Упражнения написания данных слов.

1

27-28

Буква “м”. Знакомство со строчной буквой “м” и упражнения в её написании.

2

29

Обратные слоги ам и ум. Звуко-буквенный анализ и письмо данных слогов. Заглавная буква “М”.

1

30-31

Прямые открытые слоги у, му. Звуко-буквенный анализ и письмо слогов.

2

32

Сравнительный звуко-буквенный анализ и написание слогов ам-ма, ум-му. Прописные буквы “А”, “У”.

1

33-34

Буква “о”. Знакомство со строчной буквой “о” и упражнения в её написании. Заглавная буква “О”.

2

35

Слоги у, мо. Звуко-буквенный анализ и написание.

1

36

Упражнения в написании слогов ам-ма, ум-му, у-мо после сравнительного звуко-буквенного анализа их. Составление и написание слова у-ма.

1

37-38

Буква “с”. Знакомство со строчной буквой “с” и упражнения в её написании. Заглавная буква “С”.

2

39

Слоги с буквой “с”. Звуко-буквенный анализ и написание обратных ас, ос, ус и прямых открытых слогов у, со, су. Письмо слогов ас-са, ус-су, ос-со после их сравнительного звуко-буквенного анализа.

1

40-41

Составление и написание слов с буквой “с” (о-са, у-ма). Предложения с этими словами.

2

42-43

Буква “х”. Знакомство со строчной буквой “х” и упражнения в её написании. Письмо слогов с буквой “х” после их звуко-буквенного анализа.

2

44

Составление и написание слов с удвоенными слогами су-хо, му-ха, у-хо, у-ха и предложения из данных слов. Заглавная буква “Х”.

1

45-46

Проверочная работа.

2

47-48

Буква “ш”. Знакомство, упражнения в её написании. Заглавная буква “Ш”.

2

49

Слоги и слова с буквой “ш”. Звуко-буквенный анализ написания обратных (аш, у, уш) и прямых открытых слогов (ша, шо, шу). Предложения.

1

50-51

Сравнительный звуко-буквенный анализ слов с буквами с-ш (Ма-ша, Са-ша, у-му, у-ма, су-шу). Предложения с этими словами.

2

52-53

Буква “л”. Знакомство со строчной буквой “л” и упражнения в её написании. Заглавная буква “Л”.

2

54-57

Слоги и слова с буквой “л”. Звуко-буквенный анализ и написание обратных (ал, ол, ул) и прямых открытых слогов (ла, ло, у). Предложения с изученными слоговыми структурами.

4

58-59

Буква “ы”. Знакомство с буквой “ы”, упражнения в её написании. Слово мы.

2

60

Слоги и слова с буквой “ы”. Предложения с этими словами.

1

61-62

Буква “н”. Знакомство с буквой “н” и упражнения в её написании. Обратные и прямые открытые слоги с буквой “н”.

2

63

Слова, состоящие из одного закрытого слога (сам, сон, сын, нос и т.д.). Предложения.

1

64

Упражнения в написании слов, состоящих из удвоенных слогов, слов, предложений.

1

65-66

Буква “р”. Знакомство с буквой “р”, слоги прямые и обратные.

2

67

Прописная заглавная буква “Р”. Предложения с буквой “р”.

1

68-69

Упражнения в написании слов с р-л, после звуко-буквенного анализа.

2

70

Закрепление написания пройденных букв, слогов, слов и предложений.

1

71-72

Буква “к”. Слоги, слова из 3-х букв, состоящие из одного слога (мак, сук, рак, лук). Предложения.

2

73

Составление и письмо слов из усвоенных слогов, структур (кош-ка, ук-ла и т.д.). Списывание с доски и словаря.

1

74

Прописная заглавная “К”. Предложения.

1

75-76

Закрепление написания пройденных букв, повторение пройденного.

2

77

Повторение пройденного в I полугодие.

1

78-79

Буква П, п. Слоги, слова с буквой “п”.

2

80

Предложения со словами с буквой “п”.

1

81-82

Списывание с доски слов и предложений с изученными буквами.

2

83

Буква Т, т. Слоги с буквой “т”.

1

84

Слова и слоги с буквой “т”.

1

85

Предложения с буквой “т”.

1

86-87

Буква И, и. Слоги и слова с буквой “и”.

2

88

Предложения с буквой “и”.

1

89-90

Составление и письмо слов из усвоенных букв.

2

91-92

Буква З, з. Слоги и слова с буквой “з”.

2

93-94

Составление слов и предложений из слов с буквой “з”.

2

95-96

Буква В, в. Слоги и слова с буквой “в”.

2

97

Предложения со словами с буквой “в”.

1

98

Составление и письмо слов из усвоенных букв.

1

99-100

Буква Ж, ж. Слоги и слова с буквой “ж”.

2

101-102

Жи-ши. Слова с этими слогами.

2

103-104

Буква Б, б. Слоги и слова.

2

105-106

Прописная буква “Б”. Предложения.

2

107-108

Буква Г, г. Различие слогов и слов с буквами г-к (икра-игра).

2

109

Составление и написание предложений. Прописная буква “Г”.

1

110

Буква Д, д. Письмо элементов и самой буквы. Слоги и слова ды-ди, дым-Дима.

1

111-112

Прописная буква “Д”. Упражнения в чтении слов с буквой “д”. Предложения.

2

113-114

Буква “й”. Слоги и слова с буквой “й”.

2

115-116

Письмо слов и предложений с буквой “й”.

2

117

Контрольная работа.

1

118-119

Буква “ь”. Знакомство. Письмо.

2

120

Звуко-буквенный анализ и письмо слов с “ь”.

1

121-122

Твёрдые и мягкие согласные.

2

123-124

“ь” – знак в середине слова.

2

125-126

Буква Е, е. Знакомство. Письмо.

2

127

Слова с “е” в начале слова. Обозначение мягкости согласного.

1

128-129

Заглавная буква “Е”. Упражнения в написании слов с пройденными структурами.

2

130

Буква Ё, ё. Слоги и слова, письмо слогов и слов: дё, нё, лё, деньги, несли, ёжики.

1

131-132

Прописная буква “Ё”. Проверочная работа.

2

133

Буква Я, я. Письмо элементов и в целом. Слоги и слова .

1

134-135

Прописная “Я”. Предложения.

2

136-137

Буква Ю, ю. Письмо по элементам и в целом. Слоги, слова.

2

138-139

Предложения с буквой “ю”. Прописная заглавная буква “Ю”.

2

140

Буква Ц, ц. Письмо элементов и в целом буквы “ц”. Слоги, слова: ца, цо, цу, курица, заяц, яйцо.

1

141

Заглавная буква “Ц”. Предложения с буквой “ц”.

1

142-143

Буква Ч, ч. Письмо слогов, слов: ча-чу, ча-сы, чу-лок.

2

144-145

Предложения с буквой “ч”.

2

146

Буква Щ, щ. Письмо, слоги, слова ча-ща.

1

147

Предложения с буквой “щ”.

1

148

Проверочная работа.

1

149

Буква Ф, ф. Письмо по элементам и в целом. Слоги, слова.

1

150-151

Заглавная “Ф”. Предложения с “ф”.

2

152

Буква Э, э. Элементы, слоги, слова.

1

153

Прописная заглавная буква “Э”. Письмо предложений с буквой “э”.

1

154-155

Буква Ъ. Письмо “ъ”. Слова с “ъ”. Сравнение слов с “ъ”: сели- съе-ли.

2

156-157

Подготовка к контрольной работе.

2

158

Контрольная работа за II полугодие.

1

159-161

Повторение пройденного.

3

162

Годовая контрольная работа.

1

163-165

Повторение.

3



Предварительный просмотр:

                                                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета «Русский язык» для  2  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе программы  специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида  авторов А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская, С.В.Комарова «Русский язык. 1 – 4  классы» (2010 г)

Цели и задачи:

Цель программы: развивать устную и письменную речь учащихся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности; обобщить, дать представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных проблемах письменной речи и правилах, регулирующих грамотное письмо.

Задачи рабочей программы:

  • выработать осмысленное отношение к употреблению в речи слов и предложений;
  • развивать мыслительные умения: анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное;
  • познакомить учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слова, синонимами;
  • выработать навыки грамотного письма;

Содержание программы:

ПОВТОРЕНИЕ  (7 ЧАСОВ)

    Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.

ЗВУКИ И БУКВЫ  (20 ЧАСОВ)

Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.

Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных.

Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
      Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах.

Гласные ударные и безударные.

Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.

Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.

Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб - грибы).

СЛОВО (32 ЧАСА)
        Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).

 Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.

 Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.

Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.

 Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
-называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие?;

-нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;

-подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств),

-сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);

 -согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.

         Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя)

         Разделительный ъ.

Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (16 ЧАСОВ)

Практическое знакомство с построением простого предложения.

Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).

Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

 Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска)

Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

 Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.

 Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.

Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).

 Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

— различать сходные по начертанию буквы;

— дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
— делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
— списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного текстов;

 — писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;

 — писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;

—составлять предложение по картинке;

— подбирать по вопросам названия предметов и действий;
— называть свой домашний адрес.

                           

Календарно-тематическое планирование по предмету «Русский  язык»

 (3 часа в неделю, 102 часа)
                   
Программа: Э.В.Якубовская, С.В Комарова, А.К.Аксенова.  Русский язык 2 класс: (программы специальных(коррекционных) учреждений VIII вида, 0-4 классы, 2010.)

Учебник: Якубовская Э.В., Павлова Н.В.,  Русский язык. 2 класс: Просвещение М.:, 2012.

№ урока

Тема урока

Тип урока

Знания, умения, навыки

Часы

Дата

ПРЕДЛОЖЕНИЕ  7  часов

1

Повторение

Обучающиеся должны знать:

• виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и интонации.
Обучающиеся должны уметь: • оформлять предложения в устной речи и на письме;
• ставить знаки препинания
(«.»; «!»; «?»);
вычленять слова из предложения;
• правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным текстом;
• устно составлять 3—5 предложений на определенную тему

2-3

Предложение.

4

Распространенные предложения

Изучение нового материала

5

Слово.

6

Предложение и текст.

Закрепление

7

Контрольное списывание №1.

Контроль ЗУН

ЗВУКИ И БУКВЫ  8 часов

8-9

Звуки и буквы

Изучение нового материала

Обучающиеся должны знать:
• гласные и согласные буквы и звуки, уметь их различать;
• звук [й], буквой;
• гласные ударные и безударные;
• согласные твердые и мягкие;
• согласные звонкие и глухие, парные и непарные.

 

10

Гласные звуки и буквы

Закрепление.

11

Согласные звуки и буквы.

Закрепление.

12-14

Звуки и буквы

Закрепление.

15

Контрольное списывание №2.

Контроль ЗУН

СЛОГ. УДАРЕНИЕ. 6 часов

16

Ударение.

Изучение нового материала

Обучающиеся должны уметь:

делить слова на слоги;
• соотносить число звуков с числом букв в словах;
• находить ударный слог;
• переносить слова;
• писать слова с сочетаниями
жи-щи, ча-ща, чу-щу;
• обозначать мягкость согласных звуков на письме;
• писать слова с непроверяемыми написаниями;
• четко, без искажений писать строчные и прописные буквы, соединения, слова;
• писать под диктовку текст (1 5— 17 слов) с изученными орфограммами

17

Уточнение представлений о слоге.

Закрепление.

18

Слог

Изучение нового материала

19-20

Перенос слов по слогам.

Изучение нового материала

21

Контрольное списывание №3.

Контроль ЗУН

ТВЕРДЫЕ И   МЯГКИЕ   СОГЛАСНЫЕ  ЗВУКИ И БУКВЫ  12 часов

22

Различай Р-Л

Изучение нового материала

Обучающиеся должны знать:
• гласные и согласные буквы и звуки, уметь их различать;
• звук [й], буквой;
• гласные ударные и безударные;
• согласные твердые и мягкие;
• согласные звонкие и глухие, парные и непарные

 

23-24

Парные согласные Б-П

Изучение нового материала

25-26

Парные согласные В-Ф

Изучение нового материала

27-28

Парные согласные Г-К

Изучение нового материала

29

Звонкие и глухие согласные

Закрепление.

30

Шипящие согласные

Изучение нового материала

31

Свистящие согласные

Изучение нового материала

32

Различай шипящие и свистящие согласные

Закрепление.

33

Контрольное списывание № 4.

Контроль ЗУН

34-38

Гласные буквы  Е,Ё,Я,Ю

Изучение нового материала

5 ч

39-43

Твердые и мягкие согласные

Изучение нового материала

44

Различай твердые и мягкие согласные

Закрепление.

45

Контрольное списывание №5.

мягкий знак на конце слов 4 часа

46-49

Мягкий знак на конце слов

Изучение нового материала

ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ   9   часов

50-56

Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы «кто?». «что?»

Изучение нового материала

57

Повторение

Закрепление.

             ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ 6 часов

58-60

Заглавная буква в словах: в именах; фамилиях; кличках животных

Изучение нового материала

Обучающиеся должны знать:
• слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета.
Обучающиеся должны уметь:

• писать большую букву в именах собственных 

61-62

Повторение

Закрепление.

63

Контрольное списывание №6

Контроль ЗУН

ГЛАГОЛ   6 часов

64-69

Понятие о словах, отвечающих на вопрос «что делает?».

Изучение нового материала

ПРЕДЛОГИ  5 часов

70-71

Понятие предлога

Изучение нового материала

72-73

Написание предлогов

Закрепление

74

Контрольное списывание №7

Контроль ЗУН

75-77

Непроизносимые согласные

Изучение нового материала

ПРЕДЛОЖЕНИЕ  16  часов

78-79

Предложения.

Изучение нового материала

80-84

Понятие о тексте. Выделение предложения из текста

Изучение нового материала

85-86

Начало предложения.

Изучение нового материала

87-89

Составление  текста по картинке

Изучение нового материала

90-93

Вопросительные предложения.

Изучение нового материала

94

Контрольное списывание №8

Контроль ЗУН

95-102

Повторение за год

Закрепление

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета «математика» для  2  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе программы  специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIII вида  авторов М.Н. Перова, Т.И.Бугаева «Математика» 1 – 4  классы» (2010г)

Математика, являясь одним из важных общеобразовательных предметов, готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

      Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

      Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.

      Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными.

      Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.

      Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика.

      В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике, к количественным изменениям элементов предметных множеств и чисел, измерению величин. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных для детей ситуаций.

      Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др.

      Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики в младших классах учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Стандарт начального общего образования по математике.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-развитие образного и логического мышления, воображения;

- формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

-освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • счёт в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
  • таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
  • названия компонента и результатов сложения и вычитания;
  • математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на»;
  • различие между прямой, лучом, отрезком;
  • элементы угла, виды углов;
  • элементы четырёхугольников – прямоугольника, квадрата, их свойства;
  • элементы треугольника.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счёте и измерении одной мерой;
  • решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задачи;
  • узнавать, называть, чертить отрезки, углы – прямой, тупой, острый – на нелинованной бумаге;
  • чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
  • определять время по часам с точностью до 1 часа.

Примечания.

  • Решаются только простые арифметические задачи.
  • Прямоугольник, квадрат вычерчиваются с помощью учителя.
  • Знание состава однозначных чисел обязательно.
  • Решение примеров на нахождение суммы, остатка с переходом через десяток (сопровождается подробной записью решения).

Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика»

(3 часа в неделю, 102 часа)
                   
Программа: М.Н. Перова, Т.И.Бугаева «Математика» 2 класс: (программы специальных(коррекционных) учреждений VIII вида, 0-4 классы, 2010.)

Учебник: Т.В. Алышева: Математика. 2 класс. В 2 частях (VIII вид). Рабочая тетрадь для учащихся специальных образовательных учреждений по  Математике. 2 класс, в 2 частях, Просвещение М.: 2012.

№ урока

Тема урока

Тип урока

Часы

Дата

1 четверть 27 часов

Повторение 9 часов

1

Понятие: выше-ниже, толстый-тонкий.

Закрепление

2

Счёт предметов в пределах 10.

Закрепление

3

Порядковый счёт.

Закрепление

4

Прямой и обратный счёт в пределах 10.

Закрепление

5

Предыдущее и последующее число.

Закрепление

6

Состав чисел в пределах 10.

Закрепление

7

Отрезок. Сравнение по длине.

Закрепление

8

Сравнение чисел

Закрепление

9

Самостоятельная работа

Контроль ЗУН

Числа от 10 до 20      18 часов

10

Числа 11,12, 13.

Изучение нового материала

11

Счёт в пределах 11,12, 13.

Изучение нового материала

12

Предшествующее и последующее число.

Изучение нового материала

13

Числа 14,15, 16.

Изучение нового материала

14

Счёт в пределах 14,15, 16.

Изучение нового материала

15

Предшествующее и последующее число.

Изучение нового материала

16

Числа 17,18,19

Изучение нового материала

17

Счёт в пределах 17,18,19

Изучение нового материала

18

Числа 10,20

Изучение нового материала

19

Счёт  пределах 10,20.  Предшествующее и последующее число.

Изучение нового материала

20-21

Мера длины:  дм.

Изучение нового материала

22-23

Увеличение числа на несколько единиц.

Изучение нового материала

24-26

Уменьшение числа на несколько единиц.

Изучение нового материала

27

Контрольная работа

Контроль ЗУН

2 четверть 21 час

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток  21 час

28-29

Повторение

Закрепление

30-31

Луч

Изучение нового материала

32-38

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

Изучение нового материала

39-44

Вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

Изучение нового материала

45

Углы. Прямой, тупой, острый угол.

Изучение нового материала

46-48

Сложение и вычитание при измерении длины

Изучение нового материала

49

Самостоятельная работа

Контроль ЗУН

3 четверть 31 час

Сложение и вычитание чисел 31

50-52

Сложение и вычитание при измерении длины

Изучение нового материала

53-54

Меры времени

Изучение нового материала

55-58

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток.

Изучение нового материала

59-60

Углы. Прямой, тупой, острый угол.

Изучение нового материала

61-63

Решение арифметических задач .

Изучение нового материала

64-67

Сложение чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

Изучение нового материала

68-69

Прибавление  6

Изучение нового материала

70-72

Прибавление 7

Изучение нового материала

73-75

Прибавление 8

Изучение нового материала

76-79

Прибавление 9

Изучение нового материала

80

Контрольная работа

Контроль ЗУН

4 четверть  23 часа

Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток  21час

81-82

Четырехугольники. Квадрат. Прямоугольник.

Изучение нового материала

83-84

Вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

Изучение нового материала

85-87

Вычитание 5

Изучение нового материала

88-90

Вычитание 6

Изучение нового материала

91-93

Вычитание 7

Изучение нового материала

94-95

Вычитание 8

Изучение нового материала

96-97

Вычитание 9

Изучение нового материала

98

Треугольники

Изучение нового материала

99-100

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.

Закрепление

101-102

Контрольная работа.

Работа над ошибками

Контроль ЗУН

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая коррекционная программа VIII вида предмета «Чтение и развитие речи» для  2  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе программы  специальных (коррекционных) программ общеобразовательных учреждений VIIIвида  авторов А.К. Аксенова, Э.В.Якубовская, С.В.Комарова «Чтение и развитие речи». 0 – 4  классы» под ред. И.М. Бгажноковой  (2010г)

Чтение является сложным видом интеллектуальной деятельности, поэтому его элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.        

Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениям интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т.д. Занятия планируются педагогом с учетом необходимости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

Обучение чтению умеренно и тяжело умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Порядок прохождения звуков и букв диктуется данными фонетики с учетом специфических особенностей познавательной деятельности воспитанников, прежде чем знакомить учащихся с той или иной буквой, необходимо провести большую работу по усвоению соответствующего звука (выделение и различение его, правильное произношение).

Освоение слоговых структур и упражнения в чтении слов, состоящих из усвоенных слогов, должны проводиться на основе тщательного звукового анализа и синтеза. В соответствии с этим на уроках грамоты широко используются такие дидактические пособия, как фишки, разрезная азбука, карточки со слогами, букварные настенные таблицы.

Во втором классе продолжается букварный период (II этап). В этот период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры. В программе предложена примерная последовательность изучения букв. Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур может быть изменен, т.к  необходимо, чтобы  он был более доступным и учитывал особенности аналитико-синтетической стороны деятельности   умственно отсталых детей. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное отчетливое произнесение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков, последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур.                        

Буква изучается в определенной последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов их расположения, сравнение с другими, ранее изученными буквами.  Важным моментом является соотнесение звука и буквы.                            

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау ,уа), затем обратные слоги (ам ,ум), после этого прямые слоги (ма, му) требующие особого внимания при обучении слитному их чтению.                                  

Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.    

II этап букварного периода: 

  • Повторение пройденных звуков и букв.
  • Изучение новых: н, ы, к, п, т, и, в, б, г.
  • Образование открытых и закрытых слогов из вновь изученных звуков и букв, чтение этих слогов протяжно и, по возможности, слитно.
  • Составление из букв разрезной азбуки и чтение из двух усвоенных слоговых структур, а также предложений из двух слов.
  • Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (ког, сом).

     Основными задачами обучения чтения в 2 – 4 классах являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух  и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.

     У школьников формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.

     Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.

     В программе даётся примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию, навыков устной речи и объёму внеклассного чтения.

     Тематика произведений подобрана с учётом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств.

     Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно на каждом году обучения. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения.

     С выразительностью речи учащиеся знакомятся в 1 – 2 классах. Систематическое формирование начинается в 3 классе.

     Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений.

     Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстрационным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся. Большое внимание уделяется развитию связной устной речи.                                                                                

По базисному учебному плану общего образования детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на чтение во 2 классе отведено в неделю 2 часа.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

  • читать по слогам короткие тексты;
  • слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
  • по вопросам учителя и по иллюстрации рассказывать, о чём читали или слушали.

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3 – 5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.

Нормы техники чтения.              1 класс – 5 – 10 слов, 2 класс - 15 – 20 слов, 3 класс - 25 – 30 слов, 4 класс - 35 – 40 слов. 

Календарно-тематическое планирование по предмету «Чтение и развитие речи»

(2 часа в неделю, 68 часов)
                   
Программа: А.К. Аксенова, Э.В.Якубовская, С.В.Комарова «Чтение и развитие речи». 0 – 4  классы» под ред. И.М. Бгажноковой 2 класс: (программы специальных(коррекционных) учреждений VIII вида, 0-4 классы, 2010.)

Учебник: Аксенова, Ильина, Шишкова: Чтение. 2 класс. В 2 частях (VIII вид). Учебник для коррекционных образовательных учреждений. М.: Просвещение М.: 2012.

№ урока

Тема урока

Тип урока

Часы

Дата

1 четверть часов

Снова школьный звонок прозвенел (9ч.)

1

В. Осеева «Первое сентября»

Изучение нового материала

2

Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»

Изучение нового материала

3

И. Бутмин «Забыл»

Изучение нового материала

4

В. Голявкин «Первый урок»

Изучение нового материала

5

В.Драгунский «Учительница»

Изучение нового материала

6

А. Барто «Первый урок»

Изучение нового материала

7

А. Аксёнова «Если бы я не учился»

Изучение нового материала

8

Г. Ладонщиков «Лучший друг»

Изучение нового материала

9

Обобщение темы.

Вот и осень пришла (9ч.)

10

И.Токмакова «Осенние листья»

Изучение нового материала

11

Г.Скребицкий, В.Чаплина «Лес осенью»

Изучение нового материала

12

Я. Аким «Грибной лес», «Отгадай, что это»

Изучение нового материала

13

В. Калинина «Осень»

Изучение нового материала

14

Э. Шим «Кто как одет»

Изучение нового материала

15

«Отгадай, какие это овощи», беседа об овощах. Ю.Тувим «Овощи»

Изучение нового материала

16

Н.Артюхова «Отгадай, что это»

Изучение нового материала

17

Я.Тайц «Всё здесь»

Изучение нового материала

18

М.Пришвин «Полянка в лесу»

Изучение нового материала

2 четверть 14 часов

Ребятам о зверятах (14ч.)

19

Н.Калинина «Про белочку»

Изучение нового материала

20

К.Ушинский «Ёж и заяц»

Изучение нового   материала

21

Г.Ладонщиков «Мои друзья»

Изучение нового материала

22

Г.Цыферов «Ёжик»

Изучение нового материала

23

Е.Чарушин «Собака»

Изучение нового  материала

24

Б.Житков «Охотник и собаки»

Изучение нового материала

25

С.Козлов «Как Черепаха пела песню»

26

В.Бианки «Музыкант»

27

С.Маршак «Где обедал воробей?»

Закрепление

28

М.Родина «Снежинки», Е.Трутнева «Первый снег»

Изучение нового материала

29

А.Седугин «Сосульки»

Изучение нового материала

30

Я.Тайц «Поезд»

Изучение нового материала

31

И.Соколов – Микитов «Зима в лесу»

Изучение нового материала

32

А.Митяев «В январе»

Изучение нового материала

3 четверть 20 часов

Волшебница зима (5ч) Умелые руки не знают скуки (7ч.)

Что такое хорошо и что такое плохо (8 ч)

33

В.Бундин «Хорошо, когда много снега»

Изучение нового материала

34

А.Митяев «Ёлка»

Изучение нового материала

35

З.Александрова «Дед Мороз»

Изучение нового материала

36

А.Гарф «Наш тополь»

Изучение нового материала

37

В.Голявкин «Как я помогал маме мыть полы»

Изучение нового материала

38

Д.Родари «»Чем пахнут ремёсла», «Какого цвета ремёсла?»

Изучение нового материала

39

М.Сергеев «Что такое работа?»

Изучение нового материала

40

В.Сутеев «Умелые руки»

Изучение нового материала

41

Н.Павлов «На машине»

Изучение нового материала

42

Б.Заходер «Заболела эта книжка»

Изучение нового материала

43

«Пузырь, Соломинка и Лапоть» (сказка)

Контроль ЗУН

44

Р.Качанов «Про Машу»

Изучение нового материала

45

В.Осеева «Просто старушка»

Изучение нового материала

46

Ю.Тувим «Письмо ко всем детям»

Изучение нового материала

47

С.Макеев «Урок вежливости»

Изучение нового материала

48

«Упрямые козы» (сказка)

Изучение нового материала

49

К.Ушинский «Умей обождать»

Изучение нового материала

50

Я.Аким «Жадина»

Изучение нового материала

51

А.Аксёнова «Кругликова»

Изучение нового материала

52

Г.Скребицкий «Прощай зима!»

М.Пришвин «Жаркий час»

Изучение нового материала

4 четверть (16ч.)

Весна, весна! И всё ей радо! (8ч.)

53

Э.Лукьянов «Как весна пришла»

Изучение нового материала

54

И.Соколов – Микитов «Весна»

Изучение нового материала

55

Э.Шим «Солнечная капля»

Изучение нового материала

56

С.Маршак «Апрель», Н.Сладков «Апрельские шутки»

Изучение нового материала

57

А.Аксёнова «В парке»

Изучение нового материала

58

Н.Сладков «Грачи прилетели!», «Кто это?»

Е.Серова «Ландыш»

Изучение нового материала

59

Т.Волжина «Оладушки»

Изучение нового материала

60

В.Данько «Листики проснулись»

Г.Цыферов «Лосёнок»

Изучение нового материала

Здравствуй, лето! (5ч.)

61

Э.Шим «Как пасут кроликов»

Изучение нового материала

62

Н.Калинина «Как Сашу обожгла крапива»

Изучение нового материала

63

В.Татаринов  « Какого цвета лето?»

Изучение нового материала

64

В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?»

Изучение нового материала

65

П.Мочалов «Как Толя муравьям помогал»

Изучение нового материала

Мы любим сказки (3ч.)

66

«Лиса и кувшин» (сказка)

Изучение нового материала

67

«Как собака друга искала» (сказка)

Изучение нового материала

68

Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок»

Изучение нового материала

УМК 

Индивидуальное  коррекционно-развивающее  

обучение  детей  с  ОВЗ  VIII вида

  1. Русский язык:

Учебник: Якубовская Э.В., Павлова Н.В.,  Русский язык. 2 класс: Просвещение М.:, 2012.

Рабочая тетрадь для учащихся специальных образовательных учреждений по  Русскому языку. 2 класс, в 2 частях, Просвещение М.: 2012.

  1. Математика:

 Учебник: Т.В. Алышева: Математика. 2 класс. В 2 частях (VIII вид).

 Рабочая тетрадь для учащихся специальных образовательных учреждений по  Математике. 2 класс, в 2 частях, Просвещение М.: 2012.

  1. Литературное чтение:

Учебник: Аксенова, Ильина, Шишкова: Чтение. 2 класс. В 2 частях (VIII вид). Учебник для коррекционных образовательных учреждений. М.: Просвещение М.: 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 4 класс(VIII вида)

Рабочая программа предназначена для коррекционной школы VIII вида в 4 классе 2 полугодие...

Рабочая программа по математике (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по истории (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по биологии (7 класс VIII вида, индивидуальное обучение)

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по чтению 2 класс VIII вида

В данном материале представлена рабочая программа по чтению и развитию речи для 2 класса специальой коррекционной шкопы VIII вида...

Рабочая программа по математике 2 класс VIII вида

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основные требования к учащимся, содержание предмета и тематическое планирование....