Урок ИЗО 3 кл 1 четверть, раздел"Искусство в твоем доме "
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Пинюгина Ольга Александровна

Конспект урока+ презентация к уроку,тема "Мамин платок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока+ презентация2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по изобразительному искусству 3 класс

Тема: Мамин платок

Задачи. 

  • Ознакомить с искусством художественной росписи тканей на примере павловопосадских платков.
  • Научить учащихся видеть, что декор платка связан с его назначением, т.е. с тем, для кого он, для будней или для праздника.

Прогнозируемые результаты: учащиеся научатся эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка; узнают основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный или геометрический); обретут опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение.

Учебные материалы:

  • ПК, презентация “Павловопосадские платки”,
  • Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство: Искусство вокруг нас: 3 класс /Под. Ред. Б. М. Неменского;

У учеников: альбом, гуашь, кисти, непроливайка, салфетка,.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, прочитайте тему нашего урока(«Мамин платок»).

Как вы считаете, ребята, давно ли появился платок, и какую роль он играл в ансамбле народного костюма? (Ответы детей).Слайд 2

III. Рассказ учителя. Слайд 3-6

Учитель. Головной платок был неизменным атрибутом женского костюма. Издревле женщины покрывали им голову. Предшественником платка на Руси считают белое льняное полотенце с вышивкой – убрус. Сведения о полотенцах-убрусах сохранились в письменных памятниках, начиная с ХII века. Полотенца-убрусы и платы – платки обычно носили сверх головного убора.

Мужской шейный платок поначалу имел исключительно прикладное значение - еще воины Древнего Китая и римские легионеры обматывали шею куском ткани в случае болезни или, желая защититься от холода и ветра.

Традиционным головным убором русских крестьянок 100-150 лет назад были шали и платки.

С конца 17 века он уступает место платку. Спустя век, в русском языке появилось слово “шаль”, заимствованное из персидского языка. А означает оно большой узорный платок.

Платки носили девушки и женщины в разное время года, в будни - попроще, в праздники - понаряднее, они придавали женскому костюму особую красочность и своеобразие. Платок наряду с сарафаном стал символом русского костюма.

У многих народов существовала традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой, женщина с непокрытой головой становится легкой добычей и вместилищем нечистой силы. Именно поэтому показаться простоволосой было верхом неприличия.

 В платке гармонично сочетаются русская ромашка, персидский лотос, иранские “бобы”, французские букетики “мильфлёр”, солнечные розетки, античные вазы и разнообразные вариации восточных орнаментов.

IV.Толковый словарь. Слайд 7

В дальнейшей работе встретятся слова, значение которых прочитайте.

Мануфактура -устар., фабрика, преимущественно текстильная. 

Набойка - способ нанесения рисунка на ткань посредством печати с резных досок. При печатании били по форме тяжелым чугунным молотком.  

Набивная-об узоре, рисунке, нанесённом на ткань; о ткани с таким узором, рисунком (нанесённым вручную или машинным способом).

Колорит  (итал. colorito, от лат. color - цвет), система цветовых сочетаний в произведениях изобразительного искусства. 

Композиция – гармоничное

расположение элементов

изображения в художественном

произведении.

Ритм- чередование одинаковых элементов в определенной последовательности.

V.Знаменитые платки. Слайд 8-9.

1) Первые сведения о появлении в Оренбуржье изделий из козьего пуха начали появляться еще в конце XVIII века, когда русские, закрепившись на Урале, вступили в торговые отношения с местным населением.

Суровый климат здешних мест, постоянно дующий резкий ветер побудили переселенцев заинтересоваться предметами одежды кочующих скотоводов, которые под легкой верхней одеждой носили теплые под

2) До появления крупной промышленности полотенца и платки ткались крестьянками на простых домашних станках. Их или украшали узорными ткаными полосами, вышивками или красили и набивали на них печатные узоры.

   Узор на ткань наносили резными деревянными досками: цветками и манерами. При печатании били по форме тяжелым чугунным молотком, чтобы краска лучше пропитывала ткань, откуда и пошел термин «набойка» или «набивка».

Демонстрация презентации «Платки из Павловского Посада». Слайд10-15.

Среди уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад.

Ежегодно Павлово Посадская платочная мануфактура выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов, скатертей из натуральных волокон. 

Показ 11-12 слайдов. Павлово Посадские платки набивные, шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникли в подмосковном городе Павловский Посад в 1860 - 1880 - х гг. купцами Я.И. Лабзиным и В.И. Грязновым.

В росписи павловских платков преобладают пышные цветовые букеты и гирлянды. По - прежнему популярен орнаментальный мотив "турецкие  огурцы", заимствованный у индийских шалей. Преобладает молочно - белый, черный, красный, темно - синий, вишневый фон.
На платочной мануфактуре сложилась единственная в своем роде  школа платочного рисунка. Работа над каждым новым изделием начинается с рисунка (крока).
 Каждый рисунок печатается в нескольких цветовых вариантах — колоритах на печатных столах с автоматическими печатными каретками. Самые ответственные операции выполняются вручную.

Павлопосадские платки. Показ 13–15 слайдов. В узорах павловского платка преобладают букеты и цветочные гирлянды. Популярны турецкий “огурец”, “медальоны”, овалы, звёзды. На платке можно увидеть античные вазы, лотосы, ромашки, птиц и древние символы. Но главным символом стала роза, играющая всеми цветами радуги.  Георгины – второй по частоте изображения цветок на павлопосадских платках. Часто в “букете” Павловопосадского платка художниками используются лилия, тюльпан и пион. Простор для творчества мастеров-художников дают разнообразные полевые цветы. Весеннее русское поле пестрит цветами разных расцветок, они все дополняют друг друга и подчеркивают яркость каждого. Меняются времена, технологии, а платок и шаль остаются лучшим подарком.

 Женские портреты в платках и шалях. Слайд16. 

Учитель. Что нового узнали? Что показалось особенно интересным? Что понравилось, запомнилось? (Ответы детей).

VI. Физкультминутка.

В яркий солнечный денёк (Исходное положение - сидя на корточках, сомкнув руки над головой).
Золотой расцвёл цветок.
(Встать, разводя руки в стороны).
Дует лёгкий ветерок –
Закачался наш цветок.
(Руки на пояс, наклоны вправо и влево).
Сильный ветер дует,
Лепестки волнует.
(Руки к плечам, кружатся).

VII. Практическая работа. создание эскиза росписи платка.

Учитель. Ребята, определите, каково участие Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании нарядных платков? Кто из Мастеров ведущий?

Ученики. Мастер Постройки помогает выбрать расположение узора на платке – на углах, в середине или на всём поле. Мастер Изображения помогает выбрать изображение на платке – птиц, цветы, бабочек или что-либо другое. А Мастер Украшения помогает превратить изображение в узор – выбрать цвет и ритм узора.

Создание эскиза росписи платка. Слайд 17-18. 

Учитель. Ребята, нарисуйте платок для своей мамы, платок или косынку для сестрёнки или бабушки. Постарайтесь, чтобы платки получились разными и соответствовали возрасту того, кому они предназначаются. Для работы вам понадобятся бумага и гуашь. Вначале рисунок выполните светлой краской, используйте свою фантазию, заполняйте платок изображениями трав, цветов, листьев, веточек, птичек, бабочек и др. в соответствующей замыслу цветовой гамме.

VIII. Итог.

Учитель. Чему учились на уроке? Что было самым интересным? (Ответы детей).

IХ. Выставка детских работ. Дети рассматривают работы друг друга и оценивают.

Использованые материалы. 

  1. Неменский Б.М. - Уроки изобразительного искусства. 1-4 класс. Поурочные разработки. ФГОС. М.: Просвещение, 2018.
  2. http://platki.ru
  3. http://www.kleopatra.ru
  4. http://muztunes.net
  5. http://slovonline.ru
  6. http://www.artgalery.ru
  7. http://kykolnik.dreamwidth.org

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посуда в твоем доме

Целевой план действий для учащихся: Познакомить детей с разнообразными формами посуды и ее декором; показать единство формы и декора при знакомстве с искусством Гжели; Формировать умения делать ...

Урок ИЗО для З класса (по программе Неменского), «Труд художника для твоего дома», Раздел:"Искусство в твоем доме", тема "Витраж"

Мной разработан цикл уроков по теме «Витраж». Разработка проводилась на основе программы М.Б.Неменскрго, которая принята как рабочая программа в нашей школе. Предметная линия учебник...

Урок ИЗО в 3 классе "Посуда в твоем доме. Хохлома"

Тема данного урока сформулирована в соответствии с программой Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Тип данного урока – урок-восхождение, что предполагает постепенное подве...

Техническая карта урока в 3 классе "Обои в твоем доме".

Ознакомление с понятиями «трафарет», «шаблон». Формировать умение создания трафарета и шаблона. Закрепление  умения пользоваться  палитрой, техникой мазка, линией пятном  как  сред...

Конспект урока с презентацией по теме "Искусство в твоём доме" в 3 классе, УМК Б.М. Неменского

Разработка урока с презентацией посвящена теме "Искусство в твоем доме" в 3 классе  в рамках УМК Б.М. Неменского. Понятие "народный промысел" рассматривается в новом материале...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Труд художника для твоего дома» (изображение художественного изделия) (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: заклепление у обучающихся представления о мастерах-художниках; создание изображения одного из изделий.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить представление о видах мастеров-художников...