Урок ИЗО в 3 классе "Посуда в твоем доме. Хохлома"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Сивохина Надежда Георгиевна

Тема данного урока сформулирована в соответствии с программой Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Тип данного урока – урок-восхождение, что предполагает постепенное подведение учащихся к пониманию нового материала. Строится такой урок на основе знаний, полученных на предыдущих уроках, знаний, полученных на основе наблюдений и на основе опорных понятий об искусстве. Творческая работа детей проявляется в их активном участии в беседе, умении вести творческий поиск. Практическая работа проходит в игровой форме (дети работают в мастерской народных умельцев), что способствует приобщению их к народному творчеству. Данный урок проходит с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izo_vo_3_klasse._posuda_v_tvoem_dome.rar1.37 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока изобразительного искусства в 3 классе

«Посуда в твоем доме. Хохлома»

Сивохина Н.Г,

учитель начальных классов

ГБОУ Школа №2095 «Покровский квартал»

г. Москва

Тип урока: Урок – восхождение.

Цели: 1) изучение видов декоративно-прикладного искусства: Хохломы и Гжели;

2) развитие цветового восприятия, чувства ритма, творческого воображения;

3) воспитание интереса и любви к народному искусству

Оборудование: выставка посуды, гжельская и хохломская посуда, компьютер, проектор, презентация, видеоролик о Хохломе, бумага, гуашь, кисти (для учителя), медали «Мастер Хохломы»;

для учащихся: учебник (Е.И.Коротеева. Изобразительное искусство), шаблоны посу-ды желтого цвета, белая бумага, гуашь, кисти, «шпажки», ватные палочки, фишки для выбора лучшей работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цели: проверить готовность к уроку, сконцентрировать внимание учащихся.

Проверь, дружок, ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ко всем ли пожаловала кисточка–принцесса со своими слугами – красками, со своей подругой–палитрой и верным стражем–платочком, который утешит принцессу, если она промокнет в воде?

Слайд 1.

  1. Беседа на основе знаний учащихся.

Цели: актуализация знаний учащихся, подготовка к восприятию нового материала.

  1.  (Зрительный ряд – выставка различных предметов посуды.)

Посмотрите, как красиво сегодня в нашем классе! Какая разная посуда представлена на нашей выставке! И дома у всех есть разная посуда. Вы ее должны были внимательно рассмотреть. Расскажите, какая она?

А из всякой ли посуды можно есть?

Нужна ли посуде красота? Зачем?

Как вы думаете, кто и как создает эту красоту?

Обобщение ответов детей: учебник, с.24.  

А что такое сервиз? Похожи ли предметы в сервизе по форме и росписи или можно взять разную посуду и просто поставить ее вместе, рядом? Кто может рассказать?

  1. Практическая работа.

Давайте рассмотрим изделия нашей выставки. Найдите похожие. Соберите сервиз.

(Дети отбирают хохломскую и гжельскую посуду.)

Почему вы отобрали именно эти изделия: что у них общего, что их объединяет? Что отличает от остальных изделий? (Материал, изображение, цветовая гамма.)

Почему остальные предметы посуды вы не объединили в сервиз?

  1. Постановка темы и целей урока.

А вы хотите познакомиться с особенностями этих двух удивительных, необыкновенных по красоте, но при этом таких разных видов русского народного промысла? А попробовать превратиться в настоящих мастеров народного творчества и расписать посуду?

Ну что ж, сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас, друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

  1. Изучение нового материала.

Цели: познакомить с отличительными особенностями изделий  Хохломы и Гжели, дать понятие «травного орнамента», научить выделять элементы растительного узора Хохломы, научить приемам рисования элементов «травки».

  1. Сравнение хохломской росписи и Гжели.

Какие краски использовал художник, расписывая эту посуду? Как мы называем такие цвета?  (Синий, голубой, фон белый – холодные цвета.)

С чем у нас ассоциируются такие оттенки? (Небо, зима, снег.)

Снежно-белая посуда, расскажи нам, ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми.

Подарило небушко ей свою акварель,

Что это за роспись, кто знает? Это … (Гжель.)

Слайд 2.

 Гжель нравится всем. А чем она отличается? Да, прежде всего своим цветом.

Он всегда одинаково бело-синий. Сами гжельцы говорят, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получилась роспись!

А теперь давайте сравним ее с той посудой, что стоит рядом. Какие цвета

 использовались в росписи этой посуды? (Красный, золотой, желтый, зеленый –

теплые цвета.)

Золотом и алым цветом вся посуда расцвела.

Солнцем, ягодами, летом вдруг исполнилась она!

Угадаешь, что за чудо? Это чудо … (Хохлома.)

Слайд 3.

Какое настроение возникает у вас при рассматривании хохломский изделий? (Радостное, веселое, торжественное.)

Этого и хотели добиться художники. Ведь жизнь простого человека никогда не была легкой, а золото символизирует счастье, достаток. Своими изделиями мастера старались подарить человеку счастье. Народные мастера сумели сделать посуду не хуже золотой боярской. Она так же красива, богата, нарядна, но пользоваться ею могли и крестьяне, потому что она была дешевой. Так появилась посуда с хохломской росписью. Ее так и называют «золотая хохлома».

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди называют Хохломой!

Обобщение: чтение учебника, с.22-23.

Слайд 4.

  1. Знакомство с «травным» орнаментом.

Ну что ж, а теперь давайте узнаем секрет хохломской росписи и научимся выполнять такие великолепные узоры.

Итак, начинается сказ

Не про нас, не про вас,

А про чудесный рисунок волшебной травы.

Выросла золотая трава на ложке.

Распустился красивый цветок на плошке.

Ягода клюквы поспела на поварешке.

Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.

Вы уж подумали – сказка началась? А это быль.

Смотрите: побежала тонкая кисть художника по стенкам посуды, по донышку – и потянулись узором черные и красные завитки. Здесь и травка, и клубничка, и мелкая ягодка.

 Слайд 5.

 Слайд 6-7

Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и никогда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: то чуть изменит очертания листа, то по-другому изогнет веточку, то цветы разбросает и ягоды – и тот же самый мотив заговорит вдруг по-новому.

Но мастера вовсе не стремятся показать растения в точности такими, какими мы их видим в лесу. Хохломские изображения только в самом общем виде передают красоту живой природы.

Как называют такой прием? (Стилизация, декоративное рисование.)

А что такое орнамент? (Узор, составленный из повторяющихся и чередующихся элементов.)

А как мы назовем травы, цветы, ягоды одним словом? (Растения.)

Вот и узор, составленный из растений, называется растительным орнаментом. Видов растительного орнамента в хохломской росписи несколько, но самый любимый и стародавний из них – «травный» орнамент, или просто «травка».

Что же такое «травка»? Это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые былинки, написанные по 3, по 5 и больше – «кустиком». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими листочки. Очень часто среди кустиков и веточек травки художник помещает ягодки, цветы, птиц, рыбок. Такой орнамент тоже называют «травным», или именем ягодки или цветка.  

 

Слайд 8

  1. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

По солнышку, по солнышку

Дорогой луговой

Иду по мягкой травушке

Я летнею порой.

И любо мне, и весело,

Смотрю по сторонам,

Веселым, ярким, красочным

Я радуюсь цветам.

Мы ножками потопали,

Мы ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  1. Упражнение в изображении элементов «травного» орнамента.

Давайте научимся рисовать элементы «травки». Приготовьте белый лист бумаги, красную и черную краски, кисти.

Нужно соблюдать 2 правила:

  • «Травку» пишут сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Узор получается легкий, подвижный. При этом кисточку держат тремя пальцами, перпендикулярно поверхности листа.
  • При выполнении этой работы воды нужно брать поменьше, тогда рисунок будет ярче и не будет растекаться.

(Далее совместно с учителем выполняются упражнения в изображении элементов «травки». При этом по ходу работы каждому элементу подбирается образная характеристика–прилагательное, глагол–аналогично  элементу «стебель».)

  • «Стебель». Тонкий, гибкий, изящный. Он будто стелется, волнуется.
  • «Осочки». (Детей здесь может выручить заточенная палочка – «шпажка».)
  • «Травинки».
  • «Капельки».
  •  «Усики».

  • «Завитки».
  • «Кустик».

 Слайд 9 - 10.      

Пользуются мастера в работе над «травкой» не только кистью, но и «ляпуш-кой» или «тычком», (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки). «Тычком» они пишут  мелкие «ягодки». Мы же воспользуемся ватной палочкой. Обмокнув «тычок» в краску, наносим горошины-ягоды.

А как нарисовать «клубничку» или «малинку»? Попробуйте  догадаться.

Из таких элементов и составляет мастер узор. Узоры выходят затейливые, яркие, …  . Продолжите.

  1. Закрепление. Роспись шаблонов посуды.

Цели: закрепить полученные навыки в творческой работе, способствовать разви-тию детского воображения, воспитывать уважение к труду мастеров-умельцев.

- А сейчас представьте, что вы находитесь в мастерской и расписываете посуду, каждый из вас – художник. «Оживим» ее хохломской росписью!

   Слайд 11.

Но не забывайте об определенных правилах:

  1. Выбор цвета ограничен. Все должно быть строго и торжественно, как у хохломских мастеров. Какие краски вы будете использовать?
  2. Узор, который вы составите, должен соответствовать форме предмета. Вспомните, как составляют орнамент в круге (тарелочка), в квадрате, в полосе.
  3. Следите за заполнением всей формы рисунка.

Каждый расписывает один предмет, а из всех изделий мы сможем собрать один большой нарядный сервиз!

(Дети самостоятельно расписывают посуду «травным» узором. Учитель помогает отдельным ученикам.)

  1. Эстетическая оценка работы.
  1. Под видеоролик о Хохломе учащиеся вывешивают на доску

свои работы, а наиболее понравившиеся отмечают специальным значком.

Видеоклип «Хохлома».

Молодцы! По работам видно, что вы очень старались. Из такой посуды хочется не только есть и пить, но и поставить ее на стол и радоваться заключенной в ней красоте. А самое главное – у нас получился великолепный сервиз! И каждый для этого постарался!

  1. По итогам оценивания определяются «Мастера Хохломы», которым вручаются соответствующие медали.

  1. Рефлексия.

Понравился вам сегодня урок?

О каких народных промыслах узнали?

Как называется основной орнамент хохломских мастеров?

Хохлома – уникальный вид росписи, который никого не оставит равнодуш-ным. А тот, кто попробует расписать хохломскими узорами изделие, полюбит его навсегда и не спутает ни с каким другим.

  1. Домашнее задание.

Цель: организовать исследовательский поиск новых эстетических знаний.

На следующем уроке мы отправимся в Гжель, научимся работать, как гжельские мастера. Узнайте дома о Гжели побольше, найдите открытки, плакаты, образцы изделий.

Приложения:

  1. Посуда в твоем доме. Хохлома.ppt
  2. Хохлома. Видеоклип.avi
  3. Презентация

Используемая литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  2. Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, Л. А. Неменская и др. // Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд»,  1-9 классы.  – М.: Просвещение, 2013//, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 3-е издание.
  3. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе. – М., 2007.
  4. Губанова, Е.Н. Декоративно-прикладное искусство на уроках изобразительного искусства и трудового обучения / Е.Н. Губанова // Начальная школа.- М., 2004. - № 7.- С. 86 - 88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Посуда в твоем доме

Целевой план действий для учащихся: Познакомить детей с разнообразными формами посуды и ее декором; показать единство формы и декора при знакомстве с искусством Гжели; Формировать умения делать ...

Урок ИЗО для З класса (по программе Неменского), «Труд художника для твоего дома», Раздел:"Искусство в твоем доме", тема "Витраж"

Мной разработан цикл уроков по теме «Витраж». Разработка проводилась на основе программы М.Б.Неменскрго, которая принята как рабочая программа в нашей школе. Предметная линия учебник...

Техническая карта урока в 3 классе "Обои в твоем доме".

Ознакомление с понятиями «трафарет», «шаблон». Формировать умение создания трафарета и шаблона. Закрепление  умения пользоваться  палитрой, техникой мазка, линией пятном  как  сред...

Урок ИЗО 3 кл 1 четверть, раздел"Искусство в твоем доме "

Конспект урока+ презентация к уроку,тема "Мамин платок"...

Конспект по изобразительному исусству "Труд художника для твоего дома"

3 классТема занятия: «Труд художника для твоего дома»  (Изображение ковра)...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Труд художника для твоего дома» (изображение художественного изделия) (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: заклепление у обучающихся представления о мастерах-художниках; создание изображения одного из изделий.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить представление о видах мастеров-художников...