Конспект по изобразительному исусству "Труд художника для твоего дома"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Гусельникова Юлия Николаевна

3 класс

Тема занятия: «Труд художника для твоего дома»  (Изображение ковра)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_izobrazitelnomu_isusstvu.docx75.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области

«Черепановский педагогический колледж»

Название учебной дисциплины: изобразительное искусство

Дата проведения: 22.10.2020

Школа: МКОУ СОШ № 2

Класс:  3 «Б»

Тема занятия: «Труд художника для твоего дома»

Тип занятия: комбинированный

Цель занятия: изображение эскиза ковра.

Задачи:

Дидактические: знакомство с историей ковроткачества;

Развивающие: содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать

Воспитательные: воспитывать интерес к рисованию.

Планируемые результаты занятия:

Предметные:

  1. учить действовать по плану и планировать свои действия;
  2. намечать последовательность выполнения рисунка

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Осознавать учебную задачу, принимать ее, стремиться к успешному ее решению.
  2. Контролировать процесс, результаты одноклассников и своей деятельности. Познавательные:
  1. Формировать познавательный интерес к окружающей действительности.

Коммуникативные:

  1. развивать фантазию, наблюдательность, художественный вкус;
  2. воспитывать интерес к оформительской деятельности.

Личностные:

  1. развивать личность учащихся средствами искусства и формировать у них опыт художественной деятельности.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение

Основные понятия: орнамент, симметрия, ритм.

Ресурсы занятия: для учителя - учебник 3 класса с. 43, ИКТ (презентация);

для учащихся -  альбом, кисти, акварель, простой карандаш, вода, непроливайка.

г. Черепаново

2020-2021 учебный год

Ход учебного занятия

п/п

Этап

занятия

Образова-тельная

задача этапа занятия

Методы, приёмы и формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Дидактичес-кие сред-ства, интер. оборудов.

Плани-руемые рузультаты

1.

Орг. момент

Организо-вать учащихся на изучение нового материала

Фронталь-ная форма

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Николаевна. Я проведу у вас занятие по изобразительному искусству.

Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем и запоминаем.
Ни минуты не теряем.

- Давайте мысленно пожелаем, друг другу удачи, чтобы урок прошёл замечательно. Проверти, чтобы на парте был учебник, альбом, кисти, акварель простой карандаш.

Приветствуют учителя.

Выполняют указания учителя.

проверяют свое рабочее место

 ИКТ

Материа-льные инструменты

Личност-ные

2.

Мотива-ция

Мотивиро-вать на учебную деятельность

Словесный метод.  Фронтальная форма

- Сейчас мы с вами просмотрим видеоролик «Песенка про художников»

- Какое теперь у вас настроение?

Готовы работать? Настроение улучшилось?

Смотрят

Весёлое

Да

ИКТ (видео)

Коммуни-кативные

3.

Целепола-гание

Определить тему и цель занятия

Фронталь-ная

Словес-ный метод

- Сегодня нам на урок передали загадочный конверт, в котором что-то находится. Но чтобы его открыть и узнать загадочное послание, давайте отгадаем загадку, которая написана на конверте:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь, акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще – мольберт-треножник, Потому что я … - Правильно! Запомните ответ загадки, он вам пригодится!

 - А теперь я достаю содержимое из конверта и развешиваю на доску. - Чтобы узнать тему занятия вам нужно отгадать ребус.

- Верно, тема занятия «Труд художника для твоего дома».

- А что художник создаёт для твоего дома?

- Обратите внимание на слайд, на котором изображены предметы, в которые свой труд вложил художник.

- Сегодня наш урок будет посвящен предмету, который согревает дом в холода. Угадайте его.

На полу улёгся мило,
По нему с утра ходила.
Ноги тонут, как в песке.
Но шагают налегке.
И ещё! — на нём летают!
В сказке всякое бывает!
И красив, не нужен спор!-
Мягкий ласковый … . (ковёр)

- Точно, это ковёр!

- Как вы думает, какова цель занятия?

- Правильно, цель занятия – изображение эскиза ковра. 

Кем вы будете сегодня на уроке?  Какую работу вы должны будете выполнить?

- Сегодня на уроке вы будете художниками-дизайнерами вы придумаете и нарисуете эскиз предмета интерьера.

Слушают учителя

Художник Наблюдают

Разгадывают ребус

«Труд художника для твоего дома»

Создает эскизы для предметов быта ( кружки, ложки, часы, досточки и т. д.)

Ковёр

Рассуждают

художниками-дизайнерами

придумать и нарисовать эскиз предмета интерьера

Конверт




ИКТ (презента-ция)

Регуляти-ные

Познавате-льные

4.

Актуали-зация знаний

Повторить изученный ранее материал

Фронталь-ная

форма

Словес-ный и нагляд-ный метод

- Что такое ковер?


-Ребята, где вы раньше могли видеть ковер?

-Какой формы они бывают?

-Каким они цветом бывают?

-Что на них изображено?

- Для чего нужен ковер, как вы думаете?

-Ребята, вы хотите, чтобы я вам более подробно рассказала много интересной информации о коврах?

Расуждают

Дома, у бабушек, в гостях, в магазине и т.д.

Круглые, квадратные, овальные, прямоугольные

Яркие, темные, различных цветов

Узоры растительного орнамента, животного, геометрические фигуры, различные завитки

Теплота, уют

ИКТ

Коммуникативные

Познавате-льные

5.

Организа-ция позва-тельной деятель-ности

Открыть новые знания

Фронталь-ная

 форма

Словесный метод

- Ковёр (др.-рус. ковьръ, коверъ) — плотное тканое изделие из пряжи различного рода (или синтетическая его имитация), употребляемое для покрытия полов, иногда других поверхностей в помещении (столов, диванов и т. п.) в декоративных, утеплительных целях.

- История ковроткачества тянется издалека. Обычай украшать свое жилье коврами пришел к нам еще c древних времен. Их использовали в качестве утеплителя жилища, защиты в холодное время года.

Также в истории встречались случаи, когда ковер представлял собой место хранения важной для человека информации, настоящую книгу.

Первые картины на ткани, изготовленные в ковровой технике, появились в XVI - XI веке до н.э. Именно их изображения были найдены в гробнице египетского фараона Тутмоса 4. А древнейшее в истории изображение, на котором показан процесс первого ковроткачества – это фреска X столетия.

На сегодняшний день древнейший персидский ковер хранится в Эрмитаже. Найден он был на Алтае. Родина этого тканого полотна до сих пор не известна. Правда, некоторые предположения на этот счет все же имеются. Специалисты склоняются к мнению, что это настоящее произведение искусства было создано в Западной или же Центральной Азии.

- Изготовление ковров бывает ручное и машинное.

Познакомимся с технологией изготовления ковра вручную:

это дело требует усидчивости и выполнения работы до мельчайших деталей. Изготавливают ковры на специальном ткацком станке (обратите внимание на слайд). Ремесленники всегда относятся к процессу с почтением и не терпят спешки. Итак, основными этапами являются:

  • создание цветного узора, продуманного до мелочей. Также определяются: длина, форма, материал ткани;
  • подготовка шерсти. Часто для того чтобы ткать, используют овечью шерсть, реже – козью и верблюжью. Животных стригут в возрасте 8-12 месяцев, именно в этот период материал считается идеальным для работы. Далее шерсть моют, чешут, сушат, окрашивают;
  • изготовление пряжи. Перед тем, как ткать, делают нити. Пряжа годится для работы, когда в ней 5-7 нитей;
  • собственно ковроткачество. Если ткань небольшая, над ней работает один мастер, если полотно большое – целая команда. За один месяц можно выткать 5-7 кв.м.

После того, как декоративный шедевр создан, его моют, сушат и следят за тем, чтобы он был тщательно растянут, иначе он может сесть. После этой процедуры его стригут, выравнивая высоту ворса. Только после всех перечисленных этапов можно оценивать узор и работу.

-А вот машинное изготовление ковров не уступает ручному. Машинное производство ковров развернулось в XIX веке и на сегодня этим способом производится большая часть всех ковров на земле. Сегодняшние фантастические в сравнении с позапрошлым столетием технологии позволяют создавать настоящие шедевры, радующие добротностью и внешним видом. Более того, их часто сложно отличить от изделий ручной работы.

- Как вы думаете, а какова роль художника в изготовлении ковров?

- Верно! Он рисует эскиз для ковров, чтобы на них были изображены различные узоры, иллюстрации.

- Предположите, из каких материалов состоит ковер? Из чего его могут изготавливать? Предположите.

- Люди научились делать ковры из самых разнообразных материалов. Естественно, от материала этого изделия зависит и его внешний вид.

- В основном ковры делаются из натуральных, искусственных или синтетических волокон. При этом до сих пор шерстяные ковры считаются самыми лучшими, поскольку имеют очень продолжительный срок эксплуатации. С другой стороны, синтетические волокна намного дешевле и доступнее и позволяют заметно разнообразить ассортимент изделий.

Из этого следует, что ковры по материалам подразделяются на 2 вида:

1. Ковры из натуральных материалов (относят: шерстяные ковры
-
 Её преимущества:

  • Шерсть необычайно эластична и упруга.
  • После сжатия быстро выпрямляется.
  • Неплохо чистится и отлично впитывает воду.
  • Она плохо горит.
  • Смотрится шерстяной ковёр солидно и благородно, при этом он способен активно прослужить полвека и более.

Шёлковые ковры

Настоящие ковры из шёлка делаются из легчайшей нити, которая вырабатывается гусеницами бабочки тутового шелкопряда. Такие ковры стоят намного дороже шерстяных. Обратим внимание на свойства таких ковров:

  • они обладают невероятной прочностью;
  • очень нежны на ощупь;
  • благодаря уникальному блеску очень эффектно смотрятся на полу.

Шёлковая нить не только очень прочная, но и гибкая, благодаря чему, а также своей тонкости, она позволяет в мельчайших подробностях прорабатывать рисунок ковра.

Циновки

К коврам можно отнести также и циновки – плотные безворсовые петлевые ковры из натуральных растительных волокон (тростника, джута, сизали, льна, риса и пр.).

Преимущества циновки:

  • Придумано множество видов переплетения нитей, поэтому на рынке существует огромное разнообразие плетеных ковров.
  • При хождении по циновкам стопы ног испытывают массажный эффект.

Очень часто циновками декорируют дачи и загородные дома – лежащая на полу циновка сделает помещения в них более уютными, а пол – более тёплым.

Ковры из хлопка

Современные ковры из хлопка имеют следующие важные свойства:

  • высокая теплопроводность;
  • прекрасно впитывают влагу;
  • хорошо чистятся.

2. Ковры из синтетических материалов

Ковры из вискозы

Это искусственный продукт переработки древесной целлюлозы из-за характерного блеска в своё время получил название «искусственный шёлк». Ковры из вискозы, прекрасно имитирующей натуральный шёлк, на свету красиво переливаются. Они достаточно легковесны, а их воздушная структура делает интерьер более «лёгким». 

Ковры из полипропилена

Волокно из полипропилена – самое распространённое, оно применяется в ковроткачестве и для изготовления основы, и в качестве ворса.

Ковры из полипропилена имеют следующие положительные свойства:

  • почти не выцветают на солнце;
  • легко расстаются с пятнами и слабо пачкаются;
  • не мнутся;
  • не впитывают влагу;

А также еще существуют акриловые ковры, ковры из полиэстера, ковры шегги, нейлоновые ковры и многие-многие другие.

- Ребята, мы просмотрели достаточно много различных ковров. Хочется добавить, что ковры бывают ворсовые и безворсовые .Как вы думаете, в чем их отличие?

- У безворсовых ковров нити переплетают полотно создавая определенный рисунок, не оставляя открытых концов ворса, тем самым его можно сравнить с вязаным изделием. Что касается ворсовых ковров, то в них нити завязываются в узелок, а свободные концы составляют лицевую сторону и могут достигать пятнадцати сантиметров. Ворсовые более теплые и приятные для ног, но минусом является сложность в их чистке. Такой ковер будет приятным дополнением интерьера и неотъемлемым элементом уюта спальни.

 - Мы просмотрели достаточно много видов ковров, скажите, какого цвета мы увидели ковры? Из каких цветов они состоят?

- Цвет оказывает на нас очень сильное воздействие. Все древние народы придавали большое значение влиянию цвета и наделяли разные цвета символическим смыслом. У многих народов красный цвет – цвет солнца и любви, зелёный – цвет юности, обновления и надежды, а белый – цвет чистоты и невинности.

- Но кроме цвета что мы можем увидеть на ковре?
- Верно,ребята! У каждого ковра есть свой рисунок и свой ритм.
- Вспомните, что такое ритм?


- Если  мы разделим ковер пополам, то что мы заметим?

-Правильно, все 2 части ковра будут одинаковые. Как это называется?

Это называется - симметрией.

Для того чтобы нам почувствовать себя художниками и нарисовать ковер, давайте вспомним, что такое орнамент и какие виды его существуют.


  Таким образом, ковры- это неотъемлемая часть нашего дома. Благодаря коврам создается красота и уют в доме. В настоящее время можно выбрать ковер такой, какой захочешь, с различными узорами, иллюстрациями.

Физминутка

Ветер тихо клён качает

Вправо, влево наклоняет

Раз наклон, два наклон

Зашумел листвою клён (2р)

Слушают и смотрят на слайд

Слушают

Различные узоры, иллюстрации на коврах

Рассуждают

Слушают

Рассуждают

Красные, желтые, зеленые и т.д.

Слушают

узоры

Это повторение различных элементов, узоров в определенной последовательнос-ти.

Орнамент - узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов .

Растительные, животные и геометрические

Выполняют вслед за учителем

ИКТ

Раздаточ-ные материалы

Предмет-ные

Познавате-льные

Коммуни-кативные

6.

Применение полученных знаний

Научить создавать творческий продукт самостоятельно

Практический мето

Фронтальная рома

Индиви-дуальная форма

Сейчас мы с вами создадим свой ковер и распишем его как настоящие художники! Сначала давайте рассмотрим схемы размещения орнамента в квадрате. Я предлагаю вам почувствовать себя настоящими художниками и нарисовать свой собственный ковер. Подумайте, кому пригодится ваш ковер, может быть для вашего дома, или для подарка. Можете на доске посмотреть примеры различных ковров.

Приготовимся к работе:

1.Подготовьте все необходимое, уберите лишнее в сторону, откройте альбом. Формат ковра- альбомный лист.
2. Продумайте узоры на ковре. Подумайте, какие виды орнамента вы будете использовать. Не забывайте про симметричность, старайтесь, чтобы все узоры были одинаковые.

3.  Сделайте эскиз карандашом. Не давите на него.  Не забывайте про симметричность

4.Прорисовываем все элементы, дорисовываем. Следим, чтобы была не грязная работа

7. Выполните в цвете ковер. Сделайте раствор акварели ( в воду добавьте цвет краски, которую вы хотите использовать. ) выполните заливку фона ковра. Подумайте, какие цвета подойдут для заливки фона. Сначала заливаем фон в одном направлении, а уже после высыхания прорисовываем элементы в цвете.

Выполняют практическую работу.

Рисуют ковер

Материалы для работы

Предмет-ные

7.

Итог занятия

Закрепить полученные знания и сделать выставку работ

Фронталь-ная форма

Словесный метод

Выставка работ и оценивание

Ребята, прежде чем нам приступить к демонстрации своих работ, я вам напомню критерии оценивания ваших работ.

1. Композиция выполнена правильно

2.Верный выбор цветового решения

3.Самостоятельность

4.Аккуратность

5. Завершенность работы

Какая тема сегодняшнего занятия?

Что узнали нового? Что повторили?

Выходят, демонстрируют работы

Труд художника для твоего дома»

Отвечают

ИКТ

Личност-ные

8.

Рефлексия

Оценить свою деятельность на занятии

Словесный метод. Беседа. Фронталь-ная форма

«Лестница успеха»

На слайде вы видите лестницу из 3 ступенек, поднимите руку те, кто находится на самой высокой ступеньке, у кого сегодня все получилось выполнить, поднимите руку те, кто стоит на ступеньке посередине, у кого остались вопросы, кто не до конца выполнил желаемое, и поднимите руки те, кто находится на самой последней ступеньке, у кого ничего не получилось сегодня и материал не усвоил.

Оценивают себя

ИКТ (презента-ция)

Личност-ные

9.

Уборка рабочих мест

Убрать рабочее место

Фронталь-ная форма

А теперь приступаем к уборке своих рабочих мест.

Приводят в порядок своё рабочее место

Дидактические материалы

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и изобразительной деятельности «Художник и зрелище».

Предмет «Изобразительное искусство и Литературное чтение»Класс: 4 классЦель: творческий отчет по литературному чтению и изобразительной деятельности, показать сказку-пьесу, используя...

Урок ИЗО для З класса (по программе Неменского), «Труд художника для твоего дома», Раздел:"Искусство в твоем доме", тема "Витраж"

Мной разработан цикл уроков по теме «Витраж». Разработка проводилась на основе программы М.Б.Неменскрго, которая принята как рабочая программа в нашей школе. Предметная линия учебник...

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе по теме "Осенние листья. Мы - художники волшебники"

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе по теме "Осенние листья. Мы -  художники волшебники"...

Конспект урока изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме"

Урок изобразительного искусства на тему "Игрушки в нашем доме" (изображение животного)....

Конспект урока изобразительного искусства «Посуда у тебя дома» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей учащихся в процессе выполнения росписи; знакомство детей с разнообразием росписей, русским промыслом, техникой выполнения хо...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Труд художника для твоего дома» (изображение художественного изделия) (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: заклепление у обучающихся представления о мастерах-художниках; создание изображения одного из изделий.Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить представление о видах мастеров-художников...