Рабочая программа по ИЗО 4 класс с дом. заданиями
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Рабочая программа по ИЗО,  4 класс "Школа России", с дом . заданиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ СОШ№1»

СОГЛАСОВАНО                                                                 УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по   НМР                                           Директор МАОУ «ПСОШ№1»

                                 /Чойбсонова В.Ц./                                                          /Б.А. Ринчино/                              

                                                                                                                                                                  «___» ______________ 2018года                                    «___» ______________ 2018 года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по  изобразительному искусству

на 2018-2019 учебный год

                                     

Ступень обучения (класс)____4 «Г» (начальное общее образование)

Количество часов 34 часа, 1 час в неделю                      Уровень базовый

                                                                                         

Учитель   Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Программа разработана на основе  примерной  программы  начального образования (письмо Минобрнауки РФ от 07.07.05г. №03 – 1263),  рабочей программы Б. М. Неменского  «Изобразительное искусство»

                                                                             РАССМОТРЕНО на МО

                                                                            Протокол №_____от

                                                                             «____»__________2018г.

                                                                   Руководитель МО                                                                                                                                        

с.Петропавловка

Пояснительная записка

        Данная программа составлена на основе Федерального закона  «Об образовании в РФ» от29.12.2012г. №273, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г №373), Примерной программы начального образования по предмету «Изобразительное искусство» М. –Просвещение, 2009г., Учебного плана МАОУ «Петропавловская СОШ №1» Джидинского района РБ, Федерального перечня учебников, утвержденного  Министерством образования и науки РФ от 31.03.2014г №253 ( с изменениями и дополнениями)

       Программа адресована учащимся 4 класса  «Г» МАОУ «Петропавловская СОШ №1».

        Образовательная область «Искусство» представлена курсом «Изобразительное искусство»

      Содержание примерной рабочей программы Б.М.Неменского направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

     Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить целостные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

     Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Нормы оценки                                                                                                                          

 Отметка «5»

 учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;                                        

 правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;                                                                                                                                        

 верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

 умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

 Отметка «4»

 учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

 гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

 умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

 Отметка «3»

 учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 допускает неточность в изложении изученного материала.

 

Общая характеристика учебного предмета

Для реализации программного содержания используется УМК «Школа России»:

      Л.А.Неменская Изобразительное искусство.  Москва «Просвещение» 2013 г.

Примерная программа начального образования: Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.05г. №03 - 1263.

 Программа «Изобразительное искусство» Б.М. Неменский. Издательство: «Просвещение»,

2010г.

Программа соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования.

Цели обучения:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;                                                          
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;                                                                                                              4
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе; своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.                                                                                  

  Материал программного уровня направлен в первую очередь на расширение общего  кругозора учеников.

Место учебного предмета в плане

       В федеральном базисном учебном плане на изучение курса «Изобразительное искусство» в 4 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

5

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Результаты освоения предмета

Требования к уровню подготовки обучающихся                                                              

В результате изучения изобразительного искусства ученик научится

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;                  
  • известные центры народных художественных ремесел России;
  • основные цвета спектра в пределах акварельных красок;                                  
  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками;

уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  • верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную часть рисунка;
  • определять величину и расположение изображения в зависимости от размеров листа бумаги;
  • передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  • передавать в тематических рисунках пространственные отношения;
  • выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщённых форм растительного мира и геометрических форм;
  • лепить простейшие объекты действительности, животных с натуры, фигурки народных игрушек;
  • составлять простейшие аппликационные композиции;

Ученик получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.

Личностные, метапредметные результаты изучения курса ИЗО :

Личностные результаты

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;                                                                                                                          
  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;    
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.                                    

        Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).                                                                
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.                                                                                                                              

Коммуникативные УУД

  • Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
  • Донести свою позицию до собеседника;
  • Оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.            
  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.                                                                    
  • Учиться согласованно работать в группе:
  • Учиться планировать работу в группе;
  • Учиться распределять работу между участниками проекта;
  • Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Национально-региональный компонент

        В составлении  учебной программы внесены дополнения из жизни, быта, истории населения Бурятии, Джидинского района.  В начале учебного года планируется посещение районного музея «Джидинская районная галерея», где дети знакомятся с произведениями народных мастеров живописи, историей создания музея, экспонатами музея. Также в процессе обучения  дети постоянно обращаются к своим истокам – истории края, семьи, героям Джиды, Бурятии. При изучении темы «Истоки искусства твоего народа»  и «Древние города нашей земли» делается опора на жизненные наблюдения детей. Это село, родная улица, дом.  Особое значение придается  народной одежде бурятского народа и казаков-станичников.  Здесь же акцент делается на бурятские  народные праздники  «Сурхарбан», «Сагаалган».   При изучении темы  «Каждый народ – художник»  наряду с искусством разных народов используются русские казачьи и бурятские народные костюмы. В конце учебного года нужно особое внимание уделить героизму земляков, отстоявших свободу и независимость нашего народа в Великой Отечественной войне.  Также акцентировать внимание детей на то, что война – это не только Победа, но и огромное людское горе.  В конце года подвести детей к пониманию, что мировая культура создается всеми народами, нашей в том числе.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование разделов

и тем

Всего

часов

В том числе

К/работы

Уроки

л/р,п/р

экскурсии и т.п.

1

Истоки искусства твоего народа

8

7

1

2

Древние города нашей земли

7

7

3

Каждый народ - художник

11

10

1

4

Искусство объединяет народы

8

8

Календарно – тематическое планирование

№п/п

Наименование разделов и тем

Дата

Содержание урока

(основные виды деятельности)

Виды и формы контро-

ля

Дом.

задание

Истоки искусства твоего народа(8 часов)

1

Пейзаж родной земли. Экскурсия  (Моя Бурятия)

Сент

3

Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками.

Нарисовать пейзаж родной земли.

(по впечатлениям от экскурсии)

2

Красота разных времен года (Искусство родного края)

10

Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками

Индив.

Ежеур.

Рисунок в цвете

«Осень»

Найти самый красивый дом вашей улицы

3

Гармония жилья с природой (Творчество народных мастеров)

17

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы.

Индив.

Ежеур.

Смотреть деревянные наличники домов. Сделать эскизы

4

Деревня – деревянный мир

24

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкций русской избы

Индив.

Ежеур.

Народная одежда из бабушкиного сундука- просмотр, эскиз.

5

6

Образ красоты человека (Красота народной одежды)

Образ красоты человека (Красота народной одежды)

Окт.

1

8

Приобретать представления об особенностях русского женского образа. Понимать и анализировать конструкцию русского национального костюма. Различать деятельность Братьев - Мастеров при создании русского костюма.

Индив.

Ежеур.

Индив.

Ежеур.

Эскиз одежды другого народа

Рисунок в цвете. Эскиз о праздниках Джиды

7

8

Народные праздники. (Сурхарбан, Сагаалган)

Экскурсия в музей

Народные праздники. (Сурхарбан, Сагаалган)

15

22

Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников

Индив.

Ежеур.

Впечатле ния от музея

Докончить рисунок в цвете

Просмот реть иллюстрации к учебнику по чтению –крепости на Руси

Древние города нашей земли (7 часов)

9

Древнерусский город – крепость. Родной угол

29

Познакомиться с древнерусской архитектурой. Беседа  по картинам художников, изображающих  древнерусские города. Конструирование  башен-бойниц из бумаги.

Индив.

Ежеур.

Докончить работу

(линейный рисунок)

10

Древние соборы

Нояб

12

Получать представления о конструкции древнерусского каменного собора. Моделировать древнерусский храм.

Индив.

Ежеур.

Просмотреть иллюстрации храмов

к учебнику  «Литератур-ное чтение»

11

Древний город и его жители

19

Беседовать о красоте русской природы. Анализировать полотна известных художников. Работать над композицией пейзажа с церковью.

Индив.

Ежеур.

Рисунок в цвете.  Воины – защитники в  учебнике «Литература»

12

Древнерусские воины - защитники

26

Анализировать картины известных художников: образ героя картины. Изображать в графике древнерусских воинов ( князя и его дружину).

Индив.

Ежеур.

Докончить картину в цвете.

Рассказ о жизни  людей в русских городах

13

Города русской земли

Дек.

3

Беседовать  о красоте исторического образа города и его значении для современной архитектуры Изобразить живописно или графически наполненного жизнью людей древнерусского города

Индив.

Ежеур.

Найти иллюстрации теремов, сделать набросок.

14

Узорочье теремов

10

Познакомиться с декором  городских архитектурных построек и  декоративным украшением интерьеров. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат. Подготовить фон теремных палат.

Индив.

Ежеур.

Рисунок в цвете

15

Беседа «Пир в теремных  палатах»

17

Знакомство с картинами художников. Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров при создании теремов и палат.  Создавать изображения на тему праздничного пира.

Индив.

Ежеур.

Докончить работу – яства, блюда, участники пира.

Каждый народ – художник (11 часов)

16

Страна восходящего солнца

24

Беседа о многообразии  представлений народов мира о красоте. Знакомство с особенностями японской культуры. Выполнение графического рисунка

Индив.

Ежеур.

Найти иллюстрации в книгах о Японии

17

 18

Образ художественной культуры Японии

Образ художественной культуры Японии

Янв

14

21

Познакомиться с традиционными представлениями красота японской и русской женщинами. Знакомство с произведениями японских художников. Выполнение портрета японской женщины в национальном костюме.

Индив.

Ежеур.

Индив.

Ежеур.

Красота женщины в Японии и России

Рисунок в цвете.  Иллюстрации  о жителях  Бурятии (цветные) из журналов

19

Искусство народов гор и степей

28

Беседа о разнообразии и красоте природы различных регионов нашей страны. Изображение  жизни людей в степи и горах.

Индив.

Ежеур.

Эскизы костюмов жителей пустынь

20

Города в пустыне

Февраль

4

Познакомиться с особенностями культуры Средней Азии. Наблюдать связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Выполнение аппликации.

Индив.

Ежеур.

Докончить аппликацию.

«Индийское кино»- беседа с бабушками, мамами.

21

 22

Искусство Индии

Искусство Индии

11

18

Беседа о художественной культуре Индии. Моделирование из бумаги конструкций  храмов.

Моделирование из бумаги

Индив.

Ежеур.

Индив.

Ежеур.

Найти иллюстрации храмов Индии, сравнить с дацанами.

Принести книги о Древней Греции

23

Древнегреческий праздник

25

Познакомиться с античным искусством Древней Греции. Работать в группах.

Индив.

Ежеур.

Эскиз «Рыцарь»

24

25

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Март

4

11

Беседовать о единстве форм, костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшении. Создавать коллективное панно.

Работать в группе.

Индив.

Ежеур.

Индив.

Ежеур.

Работа над деталями

Работа над деталями проекта

26

Многообразие художественных культур в мире

18

Выставка работ и беседа на тему «Каждый  народ-художник» Осознавать целостность каждой культуры. Обобщать свои знания по теме четверти.

Индив.

Ежеур.

Эскиз «Мама»

Искусство объединяет народы (8 часов)

27

Все народы воспевают материнство

Апр

1

Познакомиться с произведениями искусства, выражающими красоту  материнства. Наблюдать и анализировать  выразительные средства произведений. Изобразить образ матери и дитя.

Индив.

Ежеур.

Рисунок в цвете.  Фотографии бабушек и дедушек

28

Все народы воспевают мудрость старости

8

Беседовать о богатстве духовной жизни человека. Знакомство с полотнами известных художников. Выполнение портрета пожилого человека.

Индив.

Ежеур.

Докончить портрет в цвете.

29

Сопереживание – великая тема искусства

15

Рассказать, что искусство способно выражать человеческую скорбь, отчаяние и т. п. Знакомство с полотнами русских и европейских художников. Изобразить в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Индив.

Ежеур.

Эскиз «Война. Трагедия миллионов»

30

Экскурсия к памятнику. Герои, борцы и защитники.

22

Беседовать о героях-защитниках. Анализировать памятники героям-защитникам Приобретать собственный опыт в создании героического образа. Выполнение памятника героям войны в графике.

Докончить работу в графике

31

32

Юность и надежды

Юность и надежды

29

Май

6

Знакомство с произведениями изобразительного искусства, посвященными теме детства, юности, надежде. Высказываться и приводить примеры из личного опыта. Изобразить мечту о счастье, подвиге, путешествии.

Индив.

Ежеур.

Индив.

Ежеур.

Эскиз «Молодость»

Эскиз «Путешест вия»

33

34

Искусство народов мира

Искусство народов мира

13

20

Обобщать свои знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов.

Обобщить свои знания по теме «Искусство народов мира» Рассказывать об особенностях культуры разных народов.

Индив.

Ежеур.

Индив.

Ежеур.

Собрать понравивши еся книги, журналы с иллюстраци ями онародах мира

Посетить выставки, музеи (можно по интернету)

Учебно – методическое обеспечение

Литература для учащихся

  1. Л.А.Неменская Изобразительное искусство    Москва «Просвещение» 2014 г.

Литература для учителя

1.Б.М. Неменский.  Поурочные разработки по изобразительному искусству   Москва  «Просвещение» 2014г.

2. Образовательные ресурсы Интернета

 16

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...