Рабочая программа по ИЗО - 2 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Дядич Валентина Геннадьевна

Рабочая программа по ИЗО - 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_izo.docx480.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                                     «Елизаветинская средняя общеобразовательная школа»

      Утверждаю

      Директор  школы

_____________________

                             Гридин Б.М..

«___» __________2018 г.

     Согласовано

Зам. директора школы  по УВР

_____________________

                                Лау А.А.

«___» __________2018 г.

     

         Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

«___» __________2018 г.

протокол № _____

                                                 

                                                                                         РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                                   «ИЗО»

                                                     

                                                                                                   2 класс

   

УМК: «Школа России»

Разработчик программы: Дядич Валентина Геннадьевна, учитель I  категории.

                                                                   

                                                                                                Елизаветинка 2018.

                                                                                     

                                                                                        Пояснительная записка.

 Цели и задачи учителя на учебный год:  

Формировать основные предметные компетенции на уроках (способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач урока), эффективное построение учебного процесса  для успешного овладения учащимися базового уровня знаний, соответствующего стандарту образования, воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в изменяющихся условиях жизни;

Формировать у учащихся умения и желания самосовершенствоваться.

Основная цель: научить ребенка учиться, создать условия для становления субъектных качеств, активизировать деятельность учащихся».

Учиться знать – что предполагает развитие умений обучающихся наращивать день ото дня свои знания и навыки;

Учиться делать – означающий акцент на практическом применении полученных знаний;

Учиться жить вместе – развитие  коммуникативных навыков, необходимых для жизни в обществе, где нет дискриминации, насилия и все располагают равными возможностями для саморазвития и развития своих семей и общин;

Учиться быть – означает акцент на тех навыках, которые необходимы человеку для развития своего потенциала.

В процессе своей деятельности решаю следующие проблемы:

  • быть актуальным, то есть соответствовать потребностям школы, социальному заказу, тенденциям общественного развития, региональной и

федеральной образовательной политике;

  • идти в ногу со временем: усовершенствовать отдельные стороны педагогической деятельности; уметь комбинировать элементы известных методик; разработать новые средства их применения, ставить и решать новые педагогические задачи.
  • иметь результативность: на уровне знаний учащихся; в личностном развитии учащихся; в методическом и научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса;
  • быть оптимальным, то есть достигать более высоких результатов при экономной затрате сил и времени.
  • быть стабильным: подтверждать эффективность опыта при изменении условий, достигать устойчивые положительные результаты на протяжении длительного времени. Опыт должен содержать рациональную идею, которую могут использовать другие педагоги.

Всего  этого можно добиться при использовании образовательных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности, развитие критического мышления, познавательную активность.

Для достижения цели ставлю следующие задачи:

  • Обеспечить различные индивидуальные траектории получения полноценного образования, учитывая способности, возможности, интересы обучающихся;
  • Повысить качество проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
  • Формировать мотивацию к учебным предметам, ответственность у учащихся за результаты своего труда, стимулировать работы учеников в зависимости от их индивидуальных способностей;
  • Совершенствовать виды и формы диагностики и контроля;
  • Совершенствовать информационную культуру учащихся.
  • Совершенствовать знания в области современной психологии и педагогики.

                                           

                                                          ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

     Использование системно - деятельностного подхода ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся, формированию универсальных учебных действий.

   Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом    деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями:

                                                                     Технологи и методы организации учебного процесса.

  • Педагогические технологии.
  • Проблемное обучение.
  • Разно-уровневое обучение.
  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Здоровье сберегающие технологии.
  • Технология исследовательской и проектной деятельности
  • Методам  исследовательской деятельности  предлагается учить детей уже с первого класса:
  • «подумать самостоятельно»;
  • «спросить у другого человека»;
  • «посмотреть в книгах»;
  • «посмотреть по телевизору»;
  • «получить информацию у компьютера»;
  • «понаблюдать»;
  • «провести эксперимент»;

                            Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

  • наличие  проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность ученика;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение

методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.        

                                             

                                                                              Организация проектной деятельности.

       Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

     Этапы разработки проекта

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Выбор темы проекта

Учитель выбирает темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем  отбирает темы и предлагает классу для оюсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагает классу для обсуждения

1.1

Выделение подтем в тему проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора.

Каждый ученик выбирает себе продтему или предлагает новую.

Учитель принимает участие в обсуждении подтемы проекта.

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну для себя.

1.2

Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравшие себе конкретные подтемы и виды деятельности.

Учащиеся выбрали свои роли  группируются в соответсвии с ними в подгруппы

1.3

Подготовка материалов к иссл. работе, формулировка вопросов на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный учитель заранее обрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие  в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответов вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением в классе.

1.4

Определение форм выражения итогов

проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении.

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и др.

2

Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность.

3.

Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4.

Презентация

Учитель организует экспертизу, например, в качестве экспертов приглашает старших школьников или параллельный класс, так же, возможно, родителей и др.

Докладывают о результатах своей работы

5.

Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки.

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

По мнению А. Шацкого учебно-исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая  связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая  наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

 постановку проблемы;

 ознакомление с литературой по данной проблеме;

 овладение методикой исследования;

 сбор собственного материала;

 анализ;

 обобщение;

 выводы.

     В результате применения исследовательского метода обучения учащиеся приобретают определённые качества личности, такие как:

• гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно, приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике  для  

решения   проблем;

• учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их  преодоления;

• грамотно работать с информацией;

• коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конф. ситуации и умеют выходить  из них;

• могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

                                                                                   Методы организации деятельности учащихся.

Под методом обучения следует понимать  способ взаимод. учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка.  

Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать сл. образом:

  1. Методы организаций и осуществления учебно-познавательной  деятельности

а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.

б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.

в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.

г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.

  1. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной  деятельности

а) методы стимулирования интереса к учению (познават. игры, учебные    дискуссии, создание     эмоционально-нравственных ситуаций);

б) методы стимулир. долга и ответств. (убеждения, предъявл. требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).

  1. Методы контроля  и самоконтроля   за эффективностью  учебно-познавательной  деятельности

а)методы устного контроля и самоконтроля

б) методы письменного контроля и самоконтроля

в)методы практического контроля и самоконтроря

Словесные методы:

•   объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и

зависимости, закономерности, т.е. раскрывается лог. природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инстр.);

•    рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер(сюжетный,
         иллюстративный, информационный);

•    работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно

организовывать процесс познания;

•    изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода  учащимся

передаются  научные   знания,   добытые   человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и

воспроизвести усвоенное;

•    повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во  времени. Оно

может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

•   описание - вид изложения, в котором дается последоват. перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окр.  

действительности;

•   рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

•   проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении

вопросов и проблем, поставленных учителем;

•  беседа - форма  овладения  учащимися  информацией в   вопросно- ответном рассуждении, в  диалоговом общении. В беседе предусмотрены

простые и сложные  вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого

вопроса, задачи  следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.

К практическим методам относятся:

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных  представлений и

понятий, умений и навыков.

Опыты - самостоятельно выполняемая учащимися   работа   по   изучению  нового  материала, требующая  практических  исследовательских  

умений  и  обращаться с различным оборудованием.

Практические методы учения это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование

практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные

работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными

путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные

знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая  

деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение

знаний и  умений по образцу.

Методы проблемного обучения: 

  •  проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

•  частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для

обучения их  выполнению  отдельных  шагов  решения  и этапов исследования;

•  исследовательские методы - способы  организации   поисковой,   творческой   деятельности  учащихся  по  решению  новых  для  них  познавательных  

проблем.  Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

  • Метод   проектов   предполагает   самостоятельный   анализ   заданной   ситуации   и   умение   находить   решение  проблемы. Проектный  метод  

объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

  • Кейс-метод. Ученики исследуют  ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения,

выбирают лучшие из возможных решений.

творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.

  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой,

целями  обучения.

Методы  обучения  применяются  в  единстве с  определенными  средствами  обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные  устройства,

технические средства и др.).

Средства обучения имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей   образования, т.е.

комплекс методов,   форм,   содержания, а   также   специальных    средств   обучения.   Под   специальными   средствами   обучения   понимаются  

технологии обучения.

  Дидактические   средства   для   эффективного   достижения   целей   образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники

информации, индивидуальные средства  учащихся, такие  как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д.  Все средства можно

разделить на: вербальные (учебники, рабочие тетради, тетради контрольных и проверочных работ) и наглядные (картины, схемы, таблицы, видео,

слайды, мультимедиа, опыт, натуральные  объекты, плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

 Формы организации урока:

Фронтальная работа.  Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей  

познавательной задачи.  Умение  держать  в  поле  зрения  весь  класс, видеть  работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной

работы, стимулировать  активность  учащихся. Учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие

намеченным аспектам цели урока.

Групповая форма. Главными  признаками  групповой   работы   учащихся  являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных

учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под

непосредственным руководством  лидера   группы   или  учителя. Это  организация  таких  учебных  занятий, при  которых  единая  познавательная  

задача   ставится   перед  определенной группой  школьников. Величина   группы   различна, в   зависимости   от   содержания   и   характера   работы  

она  колеблется   от  3  до  6 человек, но не более, ибо в более  многочисленных группах невозможно обеспечить активную  работу всех членов группы.  

В. В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, выделил составляющие:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность),

распределение  обязанностей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.

6. Сообщение   учащихся   по   вызову    учителя   о    полученных  результатах, общая дискуссия   в  классе под руководством учителя, дополнения и

исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.

Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».

 Работа в парах. Один из   активно   применяемыми   формами организации урока   для   меня это работа в парах. Здесь общее задание делится между

партнерами.  Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она

способствует  развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика

становится общественно полезной, и  каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.

Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без

контакта  с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ,

задачу, проводит опыт, пишет   сочинение,   реферат,   доклад   и   т. д.  Преимущества  этой  формы  организации  учебной  работы в том, что она

позволяет каждому ученику углублять и  закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки,  опыт познавательной творческой

деятельности. Однако индивидуальная форма имеет недостатки: ученик   изолированно   воспринимает, осмысливает и  усваивает учебный материал, его

усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат  этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя.

          Индивидуальная работа с детьми

Основные принципы отбора форм и  методов: 

1. Соответствие принципам обучения.

2. Соответствие учебному содержанию.

3. Соответствие урока и задачам этапа.

4. Учет реальных возможностей учащихся.

5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.

6. Соответствие уровню методической подготовки учителя.

Личностные результаты.

отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

•чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

•уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

•понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,     потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

                                                                                                       Метапредметные результаты.

характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:                                                                                      

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;                      
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение  планировать и  грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих  задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих   результатов.

                                                                                                Предметные результаты 

характеризуют опыт учащихся   в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

• сформированность первоначальных представлений о роли изобразит. искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

• сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,

• эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

• овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

• овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, худ. конструировании), а также в специфических формах худ. деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровое фото, видеозапись, элементы мультипл. и пр.);

• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

• понимание образной природы искусства;

• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; способность передавать в  художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения искусства у обучающихся будут сформированы основы художественной культуры:

•        представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;

• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;

• сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, худ. вкус;

•появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

• установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;

• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства:

  • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • три сферы художественной деятельности и их единство;
  • роль изображения, украшения, построения в передаче художником своего     •отношения к предмету или явлению;
  • роль фантазии в искусстве, связь фантазии и реальности;
  • многообразие природных форм, их рациональность и красота;
  • основные и составные цвета;
  • цель использования художником выразительности цвета, линии, пятна в творчестве;
  • имена художников и их произведений, знакомство с которыми произошло на уроках изобразительного искусства.

Обучающиеся должны уметь:

  • уметь делать осмысленный выбор материала и приемов работы для передачи своего отношения к тому, что изображается;
  • иметь навыки работы кистью, навыки смешивания красок;
  • иметь навыки работать гуашью, навыки свободного заполнения всего листа бумаги изображением, а также навыки работы мелками, графическими материалами;
  • иметь навыки построения композиции на всем листе;          
  • уметь работать с мягкими материалами (глина, пластилин), конструировать из бумаги;
  • учиться навыкам изображения линий разного эмоционального содержания;
  • развивать навыки использования цвета, его насыщения для выражения эмоций;
  • совершенствовать умения свободно владеть цветовой палитрой, живописной фактурой,
  • свободно заполнять лист цветовым пятном;
  • уметь смешивать цвет, получать желаемые оттенки, эмоционально изменять выразительность цвета в зависимости от поставленной творческой задачи;
  • уметь сочетать объемы для создания выразительности образа;
  • уметь эмоционально строить композицию с помощью ритма, объемов, их движений;
  • творчески работать в паре, группе, коллективе сверстников (распределять роли, подчинять свои действия общим интересам, то есть творчески сотрудничать).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

                                                   Чем и как работают художники?          

1.

Три основных цвета – жёлтый, красный, синий

2.

Белая и черная краски

3.

Пастель и цветные мелки, акварель, их  выразительные возможности

4.

Выразительные возможности аппликации

5.

Выразительные возможности графических материалов

6.

Выразительность материалов для работы в объеме

7.

Выразительные возможности бумаги

8.

Неожиданные материалы. Для художника любой материал может стать выразительным  (обобщение темы четверти)

                                                                           Реальность и фантазия.

1.

Изображение и реальность

2.

Изображение и фантазия

3.

Украшение и реальность

4.

Украшение и фантазия

5.

Постройка и реальность

6.

Постройка и фантазия

7.

«Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки» всегда  работают  вместе (обобщение темы)

                                                      О чем говорит искусство?

1.

Изображение природы в различных состояниях

2.

Изображение характера животных

3.

Изображение характера человека; мужской образ

4.

Изображение характера человека; женский образ

5.

Образ человека в скульптуре

6.

Человек  и его  украшение

7.

О чём говорят украшения

8.

Образ  здания

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

                                                             Как  говорит  искусство?

1.

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

2.

Тихие (глухие) и звонкие цвета.

3.

Что  такое ритм линий?

4.

Характер линий  

5.

Ритм пятен

6.

Пропорции выражают характер

7.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции - средства выразительности (обобщение)

8.

Обобщающий урок года

Итоговая контрольная работа по

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

                 Рассмотри художественные материалы. Определи, в какой художественной

               деятельности их можно использовать. Соедини стрелками название

           художественного материала и вид художественной деятельности, в которой                       используется этот материал.

Художественные материалы

Виды художественной деятельности

Карандаш

аппликация

Бумага, ножницы, клей

Лепка

Пластилин

Декоративная роспись

Гуашь

Конструирование

Пастель

Живопись

Фломастеры, уголь

Рисование

       

    Рассмотри  репродукций, расположенных на доске. Определи, к каким

    видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием

    вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду.

    Живопись   Графика          Скульптура             Архитектура  ДПИ

Определи группы цветов. Запиши  номер, относящийся к данной группе

цветов.

    основные                            составные                            теплые                              холодные  

          Рассмотри предметы. Нарисуй геометрическую форму каждого предмета

                                        

                       1                       2               3                   4                     5              

          Рассмотри репродукцию картины И. И. Левитана «Золотая осень».  Вставь

           пропущенное слово или словосочетание.

Картина вызывает настроение______________________________________________

(умиротворенное, спокойное; грустное, печальное), потому что художник изобразил___________( осень, весну) которая окрасила природу в свои_____________

____ (осенние, весенние)   цвета ______________________________________________

(желтый, золотистый, оранжевый; голубой, фиолетовый , зеленый).

Они такие_____________(яркие, темные), что сначала, кажется: вся картина написана разными тонами ______________(желтого, голубого) цвета.

Это__________________ (золотая, холодная) осень. Она очаровывает своей красотой.

           

         Создай композицию на плоскости на одну из тем: «Весна пришла»,  «Морские

жители», «Цветущий сад». Тему для композиции и художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному вами образу, выбери самостоятельно.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

         

          Изобрази посуду (стакан, ложку, тарелку) по мотивам хохломской росписи. Укрась его растительным орнаментом, свойственным  данному промыслу

                                                                                                               Итоговая (годовая) контрольная  работа.

№ п/п

Планируемые результаты

Умение

Ур/сл. (БУ,ПУ)

Тип/з

(ВО,КО,РО)

К/во бал

1

различать виды худож. деятельности (рисунок, живопись,  скульптура,  художественное конструирование, дизайн, декоративно – прикладное искусство)

различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись,  скульптура,  художественное конструирование, дизайн, декоративно – прикладное искусство)

БУ

КО

2

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику.

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику.

БУ

КО

3

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

различать основные и составные цвета

БУ

КО

4

наблюдать, сравнивать, сопоставлять  и анализировать пространственную форму предмета

анализировать пространственную форму предмета

БУ

КО

5

узнавать, воспринимать, описывать и оценивать эмоционально шедевры своего, национального и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны ( разнообразие, красоту, трагизм и.т.д.) окружающего мира и жизненных явлений.

воспринимать и давать оценку на основе эмоционального восприятия шедеврам российского и мирового искусства

БУ

КО

6

участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и различные приемы работы с ними для передачи собственного замысла

участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художественные материалы и различные приемы работы с ними для передачи собственного замысла.

БУ

РО

1-2б

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

7

Использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента.

использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента

ПУ

РО

                                                                                               6. Ключ (правильные ответы и количество баллов)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

№ задания

Ответы

Оценивание

1. Рассмотри художественные материалы. Определи, в какой художественной деятельности их можно использовать.

Соедини стрелками название художественного материала и вид художеств. деятельности, в которой используется этот материал

                             карандаш - рисование;

              гуашь – живопись, декоративная роспись;

                        пастель – рисование;

                пластилин – лепка, конструирование;

                      фломастер, уголь – рисование

Правильно соединены стрелками виды художеств. деятельности и художеств. материал ( не менее 5стрелок из 7 возможных).

2. Рассмотри  репродукций, расположенных на доске. Определи, к каким видам пластических искусств они относятся. Запиши рядом с названием вида искусства номер репродукции, относящейся к данному виду

                                                                             

                                                   Живопись-5                            Графика-1                 Скульптура-3        

                                                                                           

                                            ДПИ -2                                                  Архитектура-4

Правильно определено не менее 3 репродукций

3. Определи группы цветов. Запиши  номер, относящийся к данной группе цветов.

             1                                            2                                                      

                                                          4                                        

            3                                                                    

                                 

              холодные             теплые              составные             основные

Правильно определены  все группы цветов

4.Рассмотри предметы. Нарисуй геометрическую форму каждого предмета.

1                          2               5  

 3                            4                                                    

Правильно определена форма всех предметов

5. Рассмотри репродукцию картины И.И. Левитана «Золотая осень».  Вставь пропущенное слово или словосочетание.

Картина вызывает настроение

__________________________ (умиротворенное, спокойное; грустное, печальное), потому что художник изобразил________( осень, весну) которая окрасила природу в свои_____(осенние, весенние)   цвета _____________(желтый, золотистый, оранжевый; голубой, фиолетового, зеленого). Они такие________

яркие, темные), что сначала, кажется: вся картина написана разными тонами ___________

(желтого, синего) цвета. Это_____________ золотая, холодная) осень. Она очаровывает своей красотой.

Левитан Золотая осень

Картина вызывает настроение умиротворенное, спокойное, потому что художник изобразил осень, которая окрасила природу в свои осенние цвета  желтый, золотистый, оранжевый. Они такие яркие,  что сначала, кажется: вся картина написана разными тонами  желтого цвета. Это золотая осень. Она очаровывает своей красотой.

Правильно вставлены недостающие слова и словосочетания.

6. Создай композицию на плоскости на тему «Весна пришла». Художественный материал, наиболее точно соответствующий задуманному тобой образу, выбери самостоятельно.

1) художественный материал выбран соответственно замыслу;

2) размещение на листе правильное

( размер фигур и их место положение соответствует размеру листа)

3 ) использованы средства художественной выразительности для создания художественного образа.

Работа удовлетворяет двум критериям  из трех.

Максимум  возможных баллов за работу

  7   б.

Суммируются набранные баллы

     б.

Процент выполнения заданий базового уровня высчитывается по формуле

БУ = кол-во набр. баллов : на макс.возм.балл. Х 100%

Качество выполнения заданий основной части

0-4б    0ур.- 0-64%

5-7 б  1ур.- 65-100%

                                                                                                       ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

№ задания

Ответы

Оценивание

7. Изобрази посуду (стакан, ложку, тарелку) по мотивам хохломской росписи. Укрась его растительным орнаментом, свойственным  данному промыслу.

1)Предмет грамотно размещен на плоскости листа,

2)правильно передана стилистика формы, пропорций, орнамента.

3) Орнамент располагается по форме предмета.

Работа удовлетворяет двум критериям из трех.

Максимум  возможных баллов за работу

  __3_  б.

Суммируются набранные баллы

  ___ б.

Процент выполнения заданий повышенного уровня высчитывается по формуле

ПУ = кол-во набранных баллов : на макс. возможных баллов Х 100%

Качество выполнения заданий дополнительной части

2-3б   2ур.- 50-100%

                                                                                      Анализ выполнения заданий:

                                                                     Контролируемые умения        

             Справились                                                      

Не справились (0 б)

                                                      Основная часть работы – обязательные задания.                                                                    

1

Различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись,  скульптура,  художественное конструирование, дизайн, декоративно – прикладное искусство)

__ч./__%

__ч./__%

2

Различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику.

_ч./

__ч./

3

Различать основные и составные цвета

__ч./__%

__ч./__%

4

анализировать пространственную форму предмета

__ч./_%

__ч./_%

5

воспринимать и давать оценку на основе эмоц. воспр-я шедеврам росс-кого и мирового ис-ва

6

участвовать в художественно – творческой деятельности, используя различные художествен. материалы и различные приемы работы с ними для передачи собственного замысла.

__ч./_%

__ч./_%

                                                                           Дополнительная часть работы – не обязательные для выполнения задания.

 1

использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента

__ч./_%

__ч./_%

                                                                                                  Анализ проверочной работы:

Класс

Количество учащихся по списку

Количество учащихся, выполнявших работу

Справились с заданиями БУ (чел.)/ процент от общего количества выполнявших работу

НЕ справились с заданиями БУ (чел.)/ процент от общего количества выполнявших работу

Справились с заданиями ПУ (чел.)/ процент от общего количества выполнявших работу

НЕ справились с заданиями ПУ (чел.)/ процент от общего количества выполнявших работу

2

_чел./%

_чел./_%

_чел./__%

_чел./_%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...