Конспект урока изобразительного искусства" Хохломская роспись."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

Сваткова Олеся Юрьевна

Конспект урока  изобразительного искусства" Хохломская роспись." 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hohlomskaya_rospis.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №2 Карасукского района,

 г. Карасука

Конспект урока

Хохломская роспись.

Составила:

учитель начальных классов

Сваткова Олеся Юрьевна

Тема: хохломская роспись.

Цель:

Ознакомить учащихся с хохломской росписью и приемами её выполнения.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру.

 Развивать творческую активность, воображение, образное представление, аккуратность.

Формировать навыки работы с художественными материалами.

 Освоить основные виды хохломского орнамента травка, пряник, под фон, кудрина.

Материально техническое обеспечение: репродукции с изображениями произведений хохломской росписи,  хохломские изделия, мел, доска, гуашь, кисти, лист бумаги, баночка с водой, ноутбук, интерактивная доска.

Литература: Бедник Н. Хохлома – Ленинград,2015

www.gold-hohloma.narod.ru. www.s-museum.ru

www.hohloma.nnov.ru

Задачи урока

Познакомить с историей  хохломского промысла и основными элементами росписи.

  Подведение итогов урока. Демонстрация и обсуждение выполненных работ.

Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой
  2. Приветствие и представление учителя

  Проверка  готовности учащихся к уроку.

Сегодня на уроке, прежде чем приступить к новой теме, мы вспомним, что мы изучали на предыдущих занятиях.

Как называется общая тема курса?

Декоративно -прикладное искусство  в жизни человека.

Что обозначает декоративно прикладное искусство?

 Декоративно прикладное искусство обозначает оформление бытовых предметов, окружающих человека, мебели, тканей, оружия, посуды, украшений одежды.

- Всё это называется народным промыслом.

-Что же такое народные промыслы?

 Народным промыслом называют районы, где преобладает распространение определенного вида народного искусства.

III. Объяснение нового материала.

 Сегодня на уроке мы познакомимся  с народными промыслами, познакомимся с одной из красивейших росписей по дереву – хохломской.

Демонстрация хохломских изделий

-Послушайте стихотворение и скажите о чём оно

-Какие краски использует поэт?

 Чтение литературного отрывка

 Мир волшебной хохломы

 Удивляя,

 Прорастая,

 Как-то празднично жива

 Молодая,

 Непростая,

 Черно-красная трава.

 Листья рдеют,

 Не редея

 От дыхания зимы:

 Входим в царство Берендея -

 В мир волшебной Хохломы.

Начало показа презентации.

-Почему называют волшебная хохлома?

Хохломскую посуду сравнивают с золотой, так и говорят «золотая хохлома». И действительно, хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала-дерева. Труд и талант народных мастеров превращают обычные чаши, бочонки, солонки и многое другое в «золото».(слайд2,3,4,5)

-Почему назвали хохлома?

 Возвращаясь к истории развития хохломской росписи можно, сказать, что-хохлома так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи изделия из окрестных сел и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за ее пределами. И в сознании покупателей красочная посуда стала ассоциироваться с именем торгового села.(6,6,8,9)

 Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи-край насыщенной истории и самобытной культуры.

 Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.

-Какие предметы быта изготавливают мастера?( плошки и ложки, вазы, бокалы, тарелки, панно, но ещё и целые наборы посуды для кваса, компота и т.д., а также предметы мебели.)

Демонстрация изделий хохломы.

Посмотрите внимательно на эти изделия и скажите, какой орнамент здесь изображен? Но прежде давайте вспомним, что же означает слово орнамент?

Орнамент - это украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.(10)

Какие виды орнамента вы знаете?

Геометрический - узор, состоящий из геометрических фигур (ромбы, круги и т. д.). (11)Растительный – узор, состоящий из растительных элементов (цветы, травы, листья).  (12) Орнитоморфный – узор, где основным мотивом является изображение образа птицы.(13)  Зооморфный – узор, где основным мотивом является изображение животных.(14)

- А теперь подумайте, какие виды орнамента встречаются в хохломской росписи?

- В хохломской росписи встречается растительный, травяной и орнитоморфный орнаменты.

-Каждый орнамент можно различить.

-Чем они различаются? ( цвет, размер,узор, форма)

- Теперь давайте посмотрим, какие цвета используют художники в хохломской росписи.

- В хохломской росписи основные цвета красный и черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки-пропиток.

Виды хохломской росписи

Хохломская роспись бывает  двух видов: верховое письмо  и фоновое. Верховое письмо - это травная роспись, роспись «под листок». (15) Фоновое письмо - это кудрина, роспись «под фон». (16)

Верховое письмо выполняется по серебристому фону. «Травкой» в росписи называется орнамент, выполненный отдельными ритмично расположенными мазками. Главные  элементы  «травинки» имеют свои названия: «завитки», «травинки», «осочки», «капельки», «усики», «кустики».(17)

Криуль(18,19,20,21,22)

III Практическая самостоятельная работа

Прежде чем приступить к выполнению практической части урока хочу обратить ваше внимание еще раз на приемы работы кистью по овладению письма данной росписи. Все элементы травного орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверности листа.

Показ приемов работы кистью при написании элементов росписи.

-Берём кисть и примакиваем (показ)

 Раздается раздаточный материал

Последовательность выполнения тарелки

VI. Итог урока.

 Просмотр выполненных работ.

Критерии оценивания

∙Композиционное размещение на листе бумаги

∙Правильность выполнения

∙Аккуратность

∙Цветовое решение

∙Композиция

∙Орнаментальность

Разгадывание кроссворда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Хохлома, роспись по дереву"

Конспект урока по декоративно-прикладному тскусству...

Урок изобразительного искусства. "Гжельская роспись. Роспись блюдца"

Урок изобразительного искусства "Гжельская роспись. Роспись блюдца" предназ начен для проведения в 4 классе....

Конспект урока для 1 класса по теме "Хохломская роспись. Роспись изделия." +презентация

Цель: содействовать эстетическому восприятию и оценке учащимися хохломской росписи в украшении разных предметов быта.Планируемые результаты:Личностные: развивать образное мышление у учащихся, а также ...

Конспект урока "Городецкая роспись" (2 класс, УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с особенностями городецкой росписи, формирование умений составлять из элементов городецкой росписи композицию и украшать изделие.П...

Конспект открытого занятия "Роспись эскиза разделочной доски в технике Городец"

Цель: развитие устойчивой познавательной мотивации учащихся в области народных промыслов, приобщение детей к народному искусству....

Конспект урока технологии по теме "Городецкая роспись. Роспись разделочной доски"

Комбинированный урок-объяснение, урок-практика,который познакомит с историей Городецкой росписи и научит детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи...