Конспект урока по теме "Космическое путешествие"
план-конспект занятия по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3 класс)

Буланова Светлана Евгеньевна

Это занятие подходит для ребят 7-11 лет. Его здорово проводить накануне дня космонавтики.

Вариантов вступительной части (эмоциональное вхождение в тему)  могут быть и другие: 

кроссворд, состоящий из разных "космических" терминов (скафандр, ракета, планета и др.)

и содержащий ключевое слово "КОСМОС", которое дети смогут понять, угадав все остальные слова;

это может быть загадка о космосе, стихи, какая-то вещь, ассоциирующаяся с космосом

(например тюбик с космической едой, его можно сделать самостоятельно).

Работы по итогам урока получаются очень творческие, необычные и яркие. 

Попробуйте! И сообщайте о результатах:)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  Введение

  Актуальность темы «Космос» неиссякаема. Это самая обсуждаемая и, вместе с этим, самая загадочная область. Люди начали изучать космос с самых древних времен и продолжают это делать по сей день. С одной стороны, человечество много узнало о нем, а с другой – мы знаем мизерный процент от того, что происходит во Вселенной. Есть еще огромное количество вопросов, на которые предстоит найти ответы. Поэтому изучение темы «Космос» на уроке изобразительного искусства, предоставляет свободу для проявления воображения, фантазии, творческих способностей детей.

  А также, Самара – город, в котором собирают спутники, ракеты, делают самолеты. В нашем городе есть Авиационный институт, который считается одним из лучших в России. Ю. Гагарин, первый космонавт, полетевший в космос, – россиянин. Реабилитацию после своего первого полета он проходил в Самаре в санатории «Самарский». Поэтому тема космоса является благоприятной почвой для формирования чувства гордости за свой город и страну.

  Целью данного урока является создание самостоятельной творческой работы по воображению, развитие творческих способностей, образного мышления, передача эмоционального отношения к сюжету композиции.

Урок проводится для детей в возрасте 8 - 9 лет, учащихся третьего класса школы искусств. Занятие проводится в преддверии дня космонавтики в течение двух академических часов (1 час 20 мин.) в школе искусств «Радуга» №8. Для урока необходимо следующее оборудование:

- мольберты

- ноутбук и телевизор

- магнитная доска

- фотографии, книги, энциклопедии по теме «Космос»

- флешка или диск с музыкой

Занятие состоит из следующих частей:

  1. Эмоциональное вхождение в тему (просмотр видеоролика и беседа о космосе).
  2. Исполнение (учащиеся рисуют композицию на заданную тему).
  3. Подведение итогов.
  4. Рефлексия.                        

                                          Основная часть

       Урок на тему:  «Космические происшествия или я в космосе».

           

                      

Цель: создание самостоятельной творческой работы по воображению,

развитие творческих способностей, образного мышления, передача эмоционального отношения к сюжету композиции

 Задачи:

учебные:

 - работа над созданием  композиционного центра

 - работа с  цветовым ритмом, как выразительным средством композиции

      - создание цветовой гаммы, соответствующей сюжету и эмоциональному содержанию

познавательные:

- развитие интереса к освоению космоса

- формирование отношения к изобразительному искусству, как к особому языку

развивающие:

- развитие творческих способностей, образного мышления, фантазии

- расширение представлений о цвете

- расширение представлений о форме (на примере разных объектов: космических кораблей, инопланетян, скафандра и др.)

воспитательные:

- развитие чувства отзывчивости, эмоциональной сопричастности

     - формирование чувства гордости за свой  город и страну

Оборудование урока:

для учителя – ноутбук, телевизор, видеоролик «Хочу в космос!», презентация по теме: «Космос», музыка «Космические фантазии»;

для учащихся – бумага формата А2, карандаши простые, стерки, гуашь, масляная пастель, фломастеры (техника по выбору).

Зрительный ряд: презентация по теме «Космос», книги и фотографии по изучаемой теме из школьной библиотеки.

     Книги:

  1. Леопольдо Бенаккио. Большой атлас вселенной.
  2. Цветков В. И. Космос. Полная энциклопедия.

Музыкальный ряд: сборник  «Космические фантазии».

                                   

                                            Ход урока.

Организационный момент.

Ребята готовят свои рабочие места к уроку (ставят мольберты, стулья, прикрепляют бумагу к планшету, достают карандаши, краски и т.д.). Затем учитель просит всех собраться для беседы перед телевизором. Ребята садятся перед экраном, и учитель включает видеоролик «Хочу в космос», в котором собака по кличке Тюбик рассказывает о своем желании полететь в космос.

                                       Содержание ролика.

Собака тащит девочку к ракете.
Девочка: Тюбик, зачем ты меня сюда привел?
Тюбик: да вот, хочу в космос полететь, как Белка и Стрелка когда-то! Только как-то страшно одному. Я ведь ничего о космосе не знаю... Что с собой брать? Как себя  вести? И что я там могу увидеть?

Девочка: О! Не волнуйся,Тюбик! У меня есть замечательные друзья, которые тебе с радостью помогут! Ведь друзья должны помогать, правда, ребята?



У: ну что, ребята, поможем Тюбику, расскажем ему о космосе?

Д: да!

У: а что такое космос?

Д: планеты!

Д: звезды!

Д: спутники!

Д: космические корабли!

Д: инопланетяне! Метеориты!

У: молодцы!

У: ребята, а если мы с вами действительно отправимся в космос, что нам для этого понадобится?

Д: скафандр!

Учитель показывает первые слайды презентации с изображением разных скафандров).

У: а это (показывает) скафандр нашего знаменитого российского космонавта, который первым полетел в космос!

Д: да! Юрий Гагарин!

У: знаете! Молодцы.

У: вы какой скафандр выбрали бы себе?  

Д: этот! А я этот! (показывают).

У: а ты?

Е: вон тот!

У: а для чего нам скафандр?

Д: чтобы не замерзнуть! В космосе очень холодно.

Д: и чтобы не задохнуться!

У: правильно.

У: а еще что нам понадобится?

Д: космический корабль!

У: давайте посмотрим, какие они бывают (смотрим следующие слайды презентации).

У: еще что-то нужно будет?

Д: еда! В тюбиках! Вода.

У: Если мы увидим что-то необыкновенно красивое и интересное и захотим это запечатлеть, что нам пригодится?

Д: фотоаппарат! Видеокамера!

У: да!

У: мы готовы. Теперь осталось решить, куда мы полетим? Есть предложения?

Д: на луну!

Учитель показывает слайд с фотографией луны.

У: посмотрите, какая она красивая! Какие цвета вы видите в ней?

Д: серый, перламутровый, розоватый, зеленоватый, фиолетовый.

У: молодцы! А что вы знаете о луне?

Д: она вся в кратерах.

Д: там нет жизни. Она – спутник Земли.

У: замечательно. А какие еще планеты вы знаете?

Д: Марс!

У: а что вы знаете о Марсе?

Д: она красного цвета…

У: Она названа в честь бога войны Марса. Там есть гора Олимп. Марс имеет два спутника.

У: давайте на него посмотрим. Какого цвета Марс?

Д: оранжевый, сиреневый, желтоватый.

У: а какие еще планеты вы знаете?

Д: Юпитер!  Сатурн!

У: в чем их особенность?

Д: Юпитер – это самая большая планета солнечной системы. У Сатурна есть кольца!

У: молодцы!

У: а как вы думаете, есть в космосе неизвестные, неизученные планеты?

Д: да!

                                           Физкультминутка.

У: а как они выглядят? Какого они размера? Давайте покажем (дети выходят из-за мольбертов). Ребята изображают большие и маленькие планеты (встают, разводят руки в стороны, приседают, обхватывают руками колени, опускают голову).

У: а может быть такое, что на них есть какие-нибудь растения?

Д: да!

У: а какие?

Д: необычные какие-то, похожие на кактусы!

У: Давайте покажем, какие они. Изобразите их своим телом, пожалуйста.

 (дети встают, «надуваются», как кактусы).

У: а есть ли там деревья?

Д: да!

У: давайте покажем, какие там деревья (ребята вытягиваются, поднимают руки вверх). Физкультминутка заканчивается, дети возвращаются за мольберты.

У: а животные? Будет Тюбику, с кем подружиться?

Д: может и есть.

У: а можно ли встретить кого-нибудь в космосе?

Д: да! Инопланетян!

У: а как они могут выглядеть? И почему?  Есть ли у них волосы? Какая одежда, обувь?

У: а где они живут? Есть ли у них дома?

Д: есть. Только они выглядят по-другому.

У: ну, а теперь давайте нарисуем для Тюбика космос, расскажем, как там красиво и интересно!

У: что вам хочется нарисовать? Какой момент из нашего путешествия?

Д: я буду рисовать встречу с инопланетянами!

Д: а я то, как мы летим на космическом корабле к луне!

Д: а я буду рисовать себя и своих друзей в открытом космосе.

У: а все помнят, с чего мы начинаем любую картину?

Д: с размещения рисунка в листе!…..

У: правильно! С выбора расположения листа и размещения общих масс в формате. И помним, что в любой картине должно быть что-то главное. И это главное нужно выделить.

Если во время того, как дети рисуют, учитель видит, что у кого-то возникли затруднения в сочинении композиции, он предлагает несколько сюжетов:

1) Встреча с инопланетянами.

2) Какой-то момент из жизни инопланетян.

3) Город инопланетян.

4) Мы на неизвестной планете.

5) Мы на луне.

6) Мы летим!  

7) Мы собираемся лететь в космос.

Во время того, как дети рисуют, учитель включает фоном музыку «Космические фантазии» для создания и поддержания соответствующего теме эмоционального настроя.

В процессе индивидуальной работы с каждым учеником учитель корректирует, если это необходимо, композицию в листе, форму изображаемых объектов,  цветовую гамму.                                                

                                                   Итог.

У: Ребята, поднимите, пожалуйста,  все свои работы и покажите Тюбику на экране.

Учитель включает продолжение видеоролика:

Девочка: ну как, понравились тебе  работы моих друзей?
Тюбик: очень!
Девочка: да! Здорово у вас, ребята, получилось!

                                               

                                              Рефлексия

В конце урока учитель вешает на доску большую картинку или фотографию с изображением космического пространства и планет. Раздает детям маленькие, вырезанные из белой бумаги космические корабли,  и предлагает всем, кому понравилось сегодняшнее путешествие  и кто хочет полететь в космос еще раз, раскрасить мелками свой корабль, подписать на нем свое имя и фамилию и прикрепить на картинку, расположенную на доске. Таким образом, подводится итог урока, и выясняется, понравился урок детям или нет.

                                                       

                                                  Заключение

 

  Создание на уроке проблемной ситуации, представленной в видеоролике «Хочу в космос!» обеспечило стопроцентную мотивацию детей к работе по теме: «Космические происшествия». Учащиеся были очень активны в процессе беседы о космосе и просмотра презентации, с большим удовольствием, свободно сочиняли композиции, смело использовали цвет. В результате у детей получились интересные, выразительные, нестандартные по замыслу, сложные по цвету, и не похожие друг на друга работы. В конце урока все ребята наклеили свои бумажные космические корабли на картинку с изображением космоса, что говорит о формировании  у учащихся интереса к теме «Космос» и желании детей изучать ее в дальнейшем. Таким образом, поставленная цель урока достигнута, задачи решены.

Этот урок может проводиться не только в школах искусств, но и в студиях, на подготовительных отделениях художественных школ, центрах детского творчества.

                       

                     

                        Список использованных источников

         

                                             

                                               Литература:

  1. Леопольдо Бенаккио. Большой Атлас Вселенной. М.: БММ, 2007.
  2. Сморкалова Е.В. Основы изобразительного творчества.  Комплексная дополнительная образовательная программа. Самара,  ИИС ГБОУ ДОД СДДЮТ, 2012.
  3. Цветков В. И. Космос. Полная энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2011.

                 Фотографии (электронные ресурсы):

  1. http://loveopium.ru/kosmos/dalekij-kosmos-v-iyule-2012.html
  2. http://olpictures.ru/kartinki-kosmos.html
  3. http://realityzone.ru/kosmos.html?start=50

Музыка «Космические фантазии» (электронные ресурсы):

  1. http://get-tune.net
  2. http://muzofon.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по информатике "Путешествие в прошлое" 5 класс

Урок по информатике "Путешествие в прошлое" составлен в соответствии с ФГОС....

Конспект урока по теме "Путешествие в дальние страны: Австралия и Антарктида !

Знакомство с особенностями стран: Австралии и Антарктиды...

Конспект урока на тему "Путешествие по техническим станциям "Станция загадочная""

Станция « Загадочная»Загадки для юных техниковЗагадки знакомят с инструментами ручного труда, различными машинами и...

Конспект урока: "Кир Булычев "Путешествие Алисы"

Конспект урока: "Кир Булычев "Путешествие Алисы". 4 класс. Литературное чтение...

Конспект урока с презентацией "Путешествие по природным зонам России"

Конспект урока с презентацией для интерактивной доски по окружающему миру 4 класс УМК "Гармония"...