Главные вкладки

    Конспект урока по теме "Путешествие в дальние страны: Австралия и Антарктида !
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Терёхина Марина Владимировна

    Знакомство с особенностями стран: Австралии и Антарктиды

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon bondarenko_okruzhayushchiy_mir.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Школа:М ОУ СОШ №2

    Класс: 2

    Предмет: окружающий мир

    Форма проведения: традиционная

    Тема: Путешествие в дальние страны: Австралия и Антарктида

    Цель: Знакомство с особенностями стран: Австралии и Антарктиды

    Задачи:

    образовательные:

    1. познакомить детей с природой Австралии и Антарктиды;
    2. познакомить с коренными жителями Австралии, ее достопримечательностями;
    3. повторить природные зоны и тепловые пояса Земли;

    развивающиеся:

    развивать:

    1. развивать умение использоваться картой для получения информации;
    2. развивать внимание, мышление, познавательный интерес

    воспитательные:

    воспитывать:

    1. воспитывать самостоятельность, прививать интерес к предмету;
    2. воспитывать коммуникативные качества

    Оборудование: презентация,  атлас

    План.

    1. Орг. момент.
    2. Проверка пройденного материала
    3. Формирование темы и целей
    4. Актуализация знаний
    5. Работа по теме: (Австралия и Антарктида)
    1. . Беседа;
    2. . Работа по карте;
    3. . Работа по учебнику;

    3.Дополнительный материал

    4. Физминутка

    5.  Закрепление изученного материала

    6. Д/З

    7.  Поведение итогов.

    Ход урока

    I. Орг.момент.

    И снова в путешествие нам надо отправляться.

    А в этом путешествии на вас я буду полагаться,

    На вашу эрудицию в дороге опираться.

    У. Здравствуйте, ребята, садитесь.

    ІІ. Повторение пройденного материала.

    У. Где мы побывали на прошлом уроке?

    Д. В Северной и Южной Америке.

    У. По каким государствам мы путешествовали?.

    Д. Канада, США, Мексика, Бразилия.

    У. Вспомните столицы этих государств.

    У. Какие флаги у этих стран? Соедините государство с его флагом.

    ІІІ. Формирование темы и целей.

    У. Где мы еще не были?

    Д. В Австралии и Антарктиде.

    У. Ребята, а хотели бы вы там побывать? А что бы вы хотели там увидеть?

    У. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

    Д. Путешествию по этим материкам (слайд)

    У. Какие цели у каждого  нашего путешествия?

    Д. Узнаем, какие животные обитают на этих материках, какой климат, познакомимся с жителями и достопримечательностями.

    ІV. Актуализация знаний.

    У. Чтобы отправиться в путешествие, нам нужно подготовиться (групповая работа)

    У. Ребята, что вы уже знаете об Австралии: климате, населяющих животных,  о людях, проживающих в Австралии?

    У. Тогда что мы можем взять с собой, отправляясь в путешествие по Австралию? А складывать мы будем в этот чемодан! Молодцы

    У. А что вы уже знаете об Антарктиде?

    У. Тогда что мы положим в наш чемодан, отправляясь в путешествие  по Антарктиде? Молодцы

    У. Ну вот наши чемоданы готовы, мы оправляемся в путешествие!

    V. Работа над новой темой

     Знакомство с Австралией

    Рассказ учителя

    У. К путешествию мы готовы. Куда отправимся сначала? Итак, в путь.

    У. Австралия – самый маленький материк. Найдите на карте. Двести с лишним лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук  обнаружил неизвестную землю и водрузил на берег нового материка английский флаг. Материк назвали «Южной землей» или Австралией.

    Работа с картой

    У. Найдите у себя в атласах Австралию. В каких тепловых поясах расположен этот материк?

    У. Сделайте вывод о климате на этом материке

     У. Давайте сравним Африку и Австралию.  В каких тепловых поясах расположена Африка?

    Д. Там, где в Африке проходит северный тропик, располагается пустыня Сахара. Климат там жаркий и сухой. Южный тропик проходит через всю Австралию. Климатические условия на южном и северном тропике похожи. Значит в Австралии тоже много пустынь и саван. Давайте посмотрим на карту в учебнике.

    У. Ребята, где расположены пустыни в Австралии? (В центре материка)

    У. Правильно, ребята, а ближе к краю материка расположены саваны – это пространство занятое травянистой растительность.

    У. Дальше вот уже дальше по краям материка растут тропические леса.

    Вывод

    У. Австралия – самый маленький и самый засушливый материк. Около половины территории занимают пустыни и полупустыни, а остальное пространство покрыто влажными тропическими и эвкалиптовыми лесами

    У. Первые европейцы встретили в Австралии коренных жителей – аборигенов. Почему у них такая темная кожа?

    Д. Темная кожа защищает от палящих лучей солнца.

    У. Сейчас в Австралии живет свыше 18 млн. человек. Аборигены сохранились лишь в глубинных местах

    У. Достопримечательностью Австралии является  скала Айерс-Рок. Скала красноватого цвета высотой 348 м. Аборигены считают ее священным камнем.

    У. А знаете ли вы, почему её считают священной? Она очень необычная. Эта гора состоит из красного песчаника, особые свойства которого позволяют ему менять цвет в зависимости от освещения в течение суток. На рассвете чёрный силуэт горы светлеет, приобретая темно-лиловый оттенок. Солнце поднимается все выше, и Улуру вспыхивает пурпурно-красным цветом, затем озаряется розовым, а к полудню становится золотым. Весь день продолжается фантастическая игра цвета. К вечеру гора-"хамелеон" превращается в тёмный силуэт на фоне пустыни.

    У. Ещё одной из достопримечательностью Австралии является Сиднейский оперный театр.

    У. Ребята, посмотрите на крышу этого здания, что она напоминает?

    У. Крыша этого здания напоминает паруса кораблей, что делает это здание непохожим ни на одно другое в мире. Оперный театр  окружен водой с трёх сторон, он признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире.

     Знакомство со столицей, флагом и гербом Австралии

    У. Посмотрите на карту Мира  и скажите, какие государства расположены на материке Австралия?

    Д. Только одно государство

    У. Правильно, на всем материке расположена большая страна. Напишите, как она называется Австралия, как и материк.

    У. Найдите столицу Австралии

    Д. Канберра

    У. А это флаг и герб Австралии

    Какой флаг напоминает флаг Австралии?

    Знакомство с животным миром Австралии

    У. Может быть, кто-то знает, почему на гербе Австралии изображены эти животные? (ответы детей)

    У. В Австралии есть национальные парки и заповедники, где можно увидите много разнообразных животных.

    У. Ребята, какие вы знаете животных, которые обитают в Африке? Что вы знаете о них?

    У. В пустынях и полупустынях Австралии обитает много ящериц

    У. Австралия – место обитания самых диковинных животных. Ребята угадайте, что это за животное.

    Загляни к нему ты в сумку,

    Там увидишь ты малютку.

    Далёко он прыгает в длину

    Всем известный ...

    (Кенгуру)

    Главное животное – это кенгуру. Кенгуру обитает только в Австралии.

    У. Ребята, что вы про него знаете?

    У. Кенгуру ростом с человека, прыгает на сильных задних ногах, прижав к груди маленькие передние. Это животное вынашивает детёныша в особой сумке на животе.

    У. Ребята, а знаете ли вы какие у кенгуру детёныши? А я вам сейчас расскажу. Удивительно, но детеныши таких больших животных появляются на свет крошечными, всего около 25 мм,  и весом 2 г. и совсем беспомощными. Они – самые маленькие из малышей млекопитающих по отношению к размерам матери. В сумке кенгуренок находится около шести-девяти месяцев. Вот такие удивительные в Австралии животные живут.

    У. Также здесь водятся утконосы

    У. Ребята, знаете ли вы кто такие утконосы?

    У. Утконос - животное, которое откладывают яйца. А нос у него, как у утки. Водятся эти животные только в Австралии и ведут скрытный образ жизни.  Утконос – это ночное животное, и достаточно большую часть своей жизни он проводит в воде. Место его обитания – это берега озер и небольших рек на востоке Австралии. Они являются самыми ядовитыми млекопитающими в Австралии.

     Так же обитают в Австралии ехидна, сумчатые млекопитающие:  например коала - любимое животное австралийцев.

    У. Ребята, посмотрев на изображение коалы, что вы можете сказать о нём, а может, что-то про него знаете? Сейчас я вам него про него расскажу, после чего вы мне ответите на вопрос, а дружелюбны ли эти животные с людьми как вы считаете?

    У. У коалы очень странная внешность: пушистая шкура, маленькие глаза, всегда настороженные уши, смешной нос, уплощенный и согнутый. Коала неподвижно сидит на дереве, охватив ветку или ствол передними лапами. Часто на спине матери сидит детеныш, такой же невозмутимо спокойный, как она. Коала напоминает плюшевого мишку. Мех у коалы пепельно-серый или серо-бурый, иногда рыжеватый или красноватый на спине, иногда серебристый, более светлый на брюхе. Обычно коала молчаливый, в случае опасности он может подавать голос. Испуганный или раненый коала кричит и «плачет», как ребенок. Образ жизни преимущественно ночной. Днем он часами сидит совершенно неподвижно. Даже если он не спит, то так же молча, не двигаясь, смотрит по сторонам. При встрече с человеком коала дружелюбны. Они прекрасно приручаются. Однако брать их на руки нужно осторожно, так как у них очень острые когти. В неволе коала очень привязываются к ухаживающим за ними и часто ведут себя, как избалованные дети: «плачут», когда от них уходят, и успокаиваются, если их ласкают. Наоборот, если к ним слишком пристают, то они защищаются зубами и когтями. Детёнышей мать терпеливо носит его на спине и охраняет, прижимая к себе, когда он спит или в случае холодной погоды. Детеныш очень любит спать в объятиях матери, а если ее нет, любит, когда его ласкает человек.

    У. В Австралии водится самая большая птица – страус эму. Это одна из немногих видов нелетающих птиц. У Эму мощные ноги с тремя пальцами позволяют птицам с легкостью преодолевать большие расстояния, развивая иногда скорость до 50 км/час. Эму также прекрасные пловцы и при возможности с удовольствием купаются в любых водоемах

    У. На ветвях дерева удобно устроился ленивец . Что вы можете сказать о них? Ребята, как вы думаете почему их так назвали?

    У. Ленивец это млекопитающее животное. Очень медлительные. Ленивцы питаются почти исключительно древесными листьями, хотя могут при случае съесть насекомое или мелкую ящерицу. Почти все время ленивцы проводят, вися на ветке дерева спиной вниз. Чтобы не падать с дерева, ленивцы обладают большими и острыми когтями. 15 часов в сутки ленивцы спят, но и бодрствуя, они передвигаются очень медленно и только когда это необходимо (отсюда название). Ленивцы настолько медлительны, что в их шерсти часто живет бабочки. Кроме того, в шерсти многих видов ленивцев живут сине-зелёные водоросли (бактерии, способные к фотосинтезу), придающие ленивцам зеленоватый цвет, делающий их незаметными, и являющиеся дополнительным источником пищи.

    У. Обитают там также дикая собака Динго.

    У.  Теперь мы увидели всю необычайность животного мира.

    У. Ребята, а знаете ли вы, какие растение растут в Австралии. В чём их необычайность?

    У. В Австралии - уникальная флора и фауна. Одним из местных растений является эвкалипт, который насчитывает здесь около 700 видов. Другими растениями являются: австралийская акация, хвощ полевой и чайное дерево – из которого делают  масло чайного дерева – которое полезно при различных заболеваниях, лечит кашель.

    Австралийские времена года противоположны Европейским и Североамериканским: лето начинается в декабре, осень в марте, зима в июне, а весна в сентябре. Температурные колебания не настолько сильны, за исключением пустынь, где дневная жара сменяется резким холодом ночью. Температура на большей части территории страны, за исключением горных районов, редко опускается ниже нуля. В стране более 500 национальных парков.

     Весной, если много дождей, в стране необычайно красиво, так как распускается много диких цветов.

    У. Вот на таком необычном материки мы сегодня побывали.

    VI Физминутка

    2. Знакомство с Антарктидой.

     Климат.

    У.Пора нам прощаться с Австралией и продолжить путешествие в Антарктиду. Найдите этот материк на карте.

    У. Ребята, что расположено на северном полюсе?

    У. А что же тогда расположено на южном полюсе? ( Антарктида). Верно, ребята

     У. Видный норвежский исследователь полярных областей

    Покорителем Южного полюса  является Рауль Амундсен.

    У. Почему Антарктида раскрашена в белый цвет?

    У. Ребята, а чем Антарктида отличается от Артика – северного ледовитого океана ( Артика – это замершей океан а Антарктида покрытый льдом материк)

    У. Ребята, а похожи ли Артика и Антарктида? Чем?

    У. Арктика и Антарктида очень похожи. По полгода не поднимается над горизонтом и царит полярная ночь. Снег там никогда не тает.

    У. Закройте глазки и представьте себе Антарктиду! А теперь расскажите, что было на вашей картине?

    У. Ребята, а знаете ли вы что такое айсберги?

    У. Айсберг (нем. Eisberg, «ледяная гора») — очень большой свободно плавающий кусок льда в океане или море. Если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет. Айсберги представляют очень большую опасность для судоходства. Один из наиболее известных примеров столкновения айсберга с судном — гибель «Титаника» в 1912 г.

    В айсбергах сосредоточена большая часть пресной воды на Земле.

    У. Оденемся теплее, потому что Антарктида встречает путешественников бескрайними ледяными пространствами. Климат очень суровый. Здесь отмечена самая низкая температура на Земле (- 88º С).

    Работа по учебнику.

    У. Почему в Антарктиде так холодно?

    У. Ребята, а как вы считаете, живут ли там люди или кто нибудь из животного мира? Если да то кто?

    У. Даже на таком холодном материке обитают различные животные.

     Животный мир.

    У. На этом суровом континенте нет постоянно проживающих людей, зато здесь, как ни странно, есть постоянно проживающие животные и даже растения.

     И это настоящее чудо! Ведь именно в Антарктиде зафиксирована самая низкая температура на планете -89,2°C, именно здесь с апреля по ноябрь почти непрерывно дуют сильные ветра, именно здесь большая толщина снежного покрова.

     Тем не менее, именно воды Антарктиды богаты зоопланктоном. Планктон (от греч.— блуждающие) — мелкие организмы, свободно плавающие в толще воды и не способные сопротивляться течению. Такими организмами могут быть бактерии и некоторые водоросли, яйца и личинки рыб, личинки различных беспозвоночных животных (зоопланктон). Планктон является пищей для всех остальных водных животных.

    Криль – основа питания обитающих на самом южном континенте тюленей, буревестников, поморников, пингвинов.

     В этом месте каждый вид растений и животных - уникален!

    На побережье Антарктиды обитают чайки, тюлени, королевские пингвины.

    У.  Ребята, что вы знаете про пингвинов? Что это за животные?

    У.   Ребята – пингвины это нелетающие животные. Кормятся эти удивительные нелетающие птицы раз в 14 дней. Природа наделила их способностью нырять на глубину до 20 метров и находиться там больше сорока минут. Пингвины могут пить и пресную, и соленую воду.

    Можно увидеть так же как проплывают касатки и киты.

    Научные экспедиции.

    У. Антарктида не принадлежит ни одному государству. Антарктида  - это материк дружбы. Здесь разрешена только научная деятельность. Антарктический континент представляет огромный научный интерес, так как располагает большой информацией для изучения атмосферы и климата Земли. Участники научных экспедиций из разных стран мира – это единственные люди, живущие на материке

    У. А сейчас, ребята, посмотрим, как хорошо вы усвоили тему. (Тест)

    VII Работа по новой теме

    У. И так, ребята, на каких материка мы сегодня путешествовали?

    У. С какой страной познакомились?

    У. Столица Австралии?

    У. Кому принадлежит материк Антарктида?

    У. Что вы узнали для себя нового на уроке?

    У. Что было трудным?

    У. Спасибо за внимание. Досвидание


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида

    Материал содержит технологическую карту урока к уроку по окружающему миру 2 класса "Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида"....

    Урок окружающего мира "Путешествие в дальние страны. Австралия" (2 класс, ОС "Школа 2100").

    Урок знакомтсва с новым материком (Австралия)  по плану, которого мы придерживались, знакомясь с другими материками....

    Конспект урока по математике "Решение задач. Странички для любознательных".

    Цели: закреплять навыки сложения и вычитания в пределах 100; совершенствовать умения решать задачи, а также чертить прямоугольники и отрезки; повторить соотношения между единицами длины.Ход урокаI. Ор...

    Конспект урока «Люди живут в разных странах».

    Развивающая программа Л.В. Занкова...

    Конспект урока музыки "Путешествие по разным странам мира. Петр Ильич Чайковский "Детский альбом"

    Конспект урока музыки для 1 класса с использованием конструктора Лего "Построй свою историю"....

    конспект урока по окружающему миру "Открытие новых земель. Неизведанная Антарктида"

    Конспект урока по окружающему миру "Открытие новых земель. Неизведанная Антарктида"...