Главные вкладки

    Урок окружающего мира "Путешествие в дальние страны. Австралия" (2 класс, ОС "Школа 2100").
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Ходунова Марина Владимировна

    Урок знакомтсва с новым материком (Австралия)  по плану, которого мы придерживались, знакомясь с другими материками.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc83.5 КБ
    Microsoft Office document icon soobshcheniya_detey.doc29.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (ОС «Школа 2100»)

    Тема урока: Путешествие в дальние страны. Австралия.

    Цели урока: 1-я линия развития – знакомство с целостной картиной  

                         мира:        

    1. Познакомить детей с природой Австралии, с коренными

     жителями Австралии, её достопримечательностями.

    1. Повторить природные зоны и тепловые пояса Земли.
    2. Научить использовать карты для получения информации.

    2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру:

    4) Уважительно относиться к другим народам, живущим на земле.

    5) Беречь богатства природы в повседневной жизни.

    Тип урока: комбинированный урок.

    Используемые учебники и учебные пособия:

    учебник-тетрадь по окружающему миру «Наша планета Земля» ч. 2

     (авт. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан).

    Методы обучения: проблемный, деятельностный.

    Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

    Оборудование: ноутбук, проектор, картинки.

    Ход урока:

    I. Организация класса (самоопределение к деятельности).

    С давних времён из века в век
    Узнать стремился человек
    Как труден путь, что там вдали?
    И снаряжал он корабли,
    И опускался до глубин,
    И поднимался до вершин.
    Материки он открывал,

    Как мир прекрасен узнавал.
    За знанья жизнь отдать он мог,
    Садитесь, и начнём урок.

    II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

    У детей учебник открыт на с. 96 – 97.

    - Посмотрите на карту полушарий и скажите, на каких материках мы уже побывали. (СЛАЙД 1)

     (Северная Америка, Южная Америка, Африка, Евразия)

    - Где мы еще не были? (В Австралии и Антарктиде)

    - А куда мы сегодня отправимся в путешествие, догадайтесь? Это самый маленький материк и самая маленькая часть света.  (Австралия)

    - Тема нашего урока: Путешествие в дальние страны. Австралия. (СЛАЙД 2)

    - Какие цели у каждого нашего путешествия?

    (Узнаем, как был открыт материк,  о географических объектах материка, какой климат, какие животные и растения обитают на этих материках, познакомимся с жителями и достопримечательностями.) (СЛАЙД 3)

    - Ребята, а как можно было в те времена попасть в Австралию?

    (Только морским путём)

    - Мы тоже отправимся в путешествие на корабле. (СЛАЙД 4)

    - Итак, представьте, что мы подплываем к берегам Австралии. (СЛАЙД 5)

    III. Совместное «открытие» знаний.

    1. Открытие Австралии. Рассказ учителя.

    - Двести с лишним лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук обнаружил неизвестную землю и водрузил на берег нового материка английский флаг. Материк назвали «Южной землей», или Австралией. Это открытие считается официальным открытием Австралии. Однако, западное побережье Австралии и ранее посещали путешественники.  (СЛАЙД 6)

    2. Географические объекты Австралии. Работа по учебнику с физической  картой Австралии.  (с. 96 – 97, с. 101)      

    А) – Следуя целям нашего путешествия, определите географическое положение Австралии.

    (Учебник с 96 – 97.  Австралия расположена в Восточном полушарии. Полностью находится в Южном полушарии.  Учебник с. 101 Восточные берега Австралии омывает Тихий океан, на севере, западе и юге – Индийский океан. Недалеко от Австралии находятся острова Новая Гвинея, Новая Зеландия, Тасмания.)

    - А какое  время суток в Австралии, когда у нас ночь? А какое там сейчас время года?

    - Поскольку через Австралию проходят те же меридианы, что и через Россию, то время суток там не отличается от России, а вот время года там противоположное: в июле - разгар зимы, а в январе – лето, потому что Австралия целиком лежит к югу от экватора.

    Б) - Что можете сказать о водных системах самой Австралии?

    (Здесь протекает река Муррей, соленое озеро Эйр.) (СЛАЙД 7)

    - Муррей - единственная большая река Австралии. Общая протяженность Муррея с Дарлингом на двести километров больше, чем у Волги.

    - Озеро Эйр -  является крупнейшим озером Австралии и самой низкой её точкой — около 15 м ниже уровня моря. В сухой сезон оно практически пересыхает, обнажается дно. Вода  в  нем  появляется  только  после обильных  летних  ливней. Постоянных пресных озер в Австралии нет.

    В) - Расскажите по карте о рельефе Австралии.

    (Большую часть территории страны занимают обширные пустыни и низменные территории. Здесь нет действующих вулканов. На востоке страны находятся  горы – Большой Водораздельный хребет.)

    - Большой Водораздельный хребет – сильно разрушенные, невысокие горы с максимальной высотой на юге (гора Косцюшко, 2228 м). Австралия — единственный материк, где нет действующих вулканов.  (СЛАЙД 8)

    3. Климат и природные зоны Австралии. Работа с картой природных зон.       (с.104 – 105)

    - В каких тепловых поясах расположена Австралия? (В жарком и умеренном поясах)

    - А какой климат в Австралии? (Жаркий и сухой)

    - Предположите, почему в Австралии так жарко и сухо?

    - Давайте, сравним климатические условия Африки и Австралии.

    (Задание в учебнике на с. 76)

    - Там, где в Африке проходит северный тропик, располагается пустыня Сахара. Климат там жаркий и сухой. Южный тропик проходит через всю Австралию. Климатические условия на южном и северном тропике похожи. Значит в Австралии тоже много пустынь и саванн.  (СЛАЙД 9)

    Чтение текста в учебнике на с. 76.

    Вывод:  - Австралия – самая засушливая часть света.

    4. Население и страны Австралии.

    А) Рассказ учителя.

    - Первоначально Британия использовала Австралию как место ссылки каторжников. А когда здесь были открыты золотые россыпи, и оказалось, что шерсть австралийских овец ничуть не хуже английских, сюда поехали добровольные переселенцы из Европы.

    - Поэтому большая часть жителей Австралии – это потомки переселенцев с Британских островов (англичан, ирландцев и шотландцев). Первые европейцы встретили в Австралии коренных жителей – аборигенов. (СЛАЙД 10)

    - Почему у них такая темная кожа?

    (Темная кожа защищает от палящих лучей солнца.)

    - Сейчас в Австралии живет почти 20 миллионов человек. Аборигены сохранились лишь в глубинных местах Австралии.

    Б) Знакомство со столицей, флагом и гербом Австралии.

    - Посмотрите на карту мира (учебник с. 112 – 113) и скажите, какие государства расположены на материке Австралия? (СЛАЙД 11)

    (Только одно государство.)

    - Австралия, единственное государство, занимающее целый материк.

    - Найдите ее столицу. (Канберра) (СЛАЙД 12)

    - Какие символы есть у каждого государства?

    - А это флаг и герб Австралии. (СЛАЙД 13)                                                     - Какой флаг напоминает флаг Австралии? (Флаг Великобритании) (СЛАЙД 14)

    - Чем отличаются эти флаги?

    - На австралийском флаге изображены звезды по числу штатов страны, образующие фигуру созвездия Южного Креста. Южный Крест занимает на Южном небе такое же положение, как у нас – Большая Медведица.  (СЛАЙД 15)

    - Как вы думаете, а что обозначает синий цвет флага? (Синий цвет флага - символ океана, окружающего со всех сторон Австралию.)

    - Что находится в центральной части герба? (щит) (СЛАЙД 16)

    - На сколько частей разделен герб? Вы догадались почему? (6 штатов)

    - Что вы видите в верхней части герба? (звезду)

    - Сколько лучей у этой звезды? (семь)

    - Вы можете сказать, что обозначают 6 лучей? (6 штатов)

    - А 7 луч символизирует федеральный (столичный) округ Канберру.  

    - Кто поддерживает щит на гербе? (кенгуру и страус эму)

    - Они поддерживают щит с обеих сторон в обрамлении цветущих ветвей эвкалипта.

    - Выскажите свои предположения, почему на гербе Австралии изображены именно эти животные?

    - На гербе Австралии изображены – кенгуру и страус эму. Не потому, что это уникальные животные, обитающие только на австралийском континенте. А потому, что кенгуру и эму оба наделены природой специальным устройством коленей, не позволяющим им  ходить назад. Именно поэтому эти животные изображены на гербе Австралии как символ движения вперёд, прогресса.

    (- Герб изображен в виде щита, поддерживаемого с обеих сторон кенгуру и страусом-эму  в обрамлении цветущих ветвей эвкалипта. Щит разделен на 6 частей, каждая из которых заключает в себе эмблему соответствующего штата. В верхней части герба помещена семиконечная звезда, шесть лучей которой обозначают 6 штатов, а седьмой луч символизирует федеральный округ Канберру. Герб в настоящем виде существует с 1912 года.)   

    - А мы переходим к животному и растительному миру Австралии.

              Физкультминутка

    Путешествуя по странам
    Утомились мы в пути.
    Предлагаю вам, ребята,
    Встать и с корабля сойти (Ученики встают и шагают на месте)
    Посмотреть направо,
    Посмотреть налево, (Повороты головой)
    Потянуться к солнцу,
    Удивиться: "Где мы?" (Пожать плечами)
    Пролетают птицы,
    Крылья расправляют (Машут руками)
    Деревья - великаны
    Ветками качают.
    Через ручьи и кочки
    Мы перепрыгнем ловко,
    Для первооткрывателей
    Всегда нужна сноровка. (Прыжки)
    Вдыхаем свежий воздух,
    Как бабочки кружимся (Повороты вокруг себя)
    И на цветок чудесный
    Спокойно мы садимся. (Садятся за парты)

    5. Растительный и животный мир Австралии.    (СЛАЙД 17)

    А) - А более подробно о кенгуру вы сможете узнать из фильма. Все внимание на экран.

    - Что интересного вы узнали из фильма о кенгуру?

    Б) - О страусе эму расскажет нам Агаев Дмитрий.  (СЛАЙД 18)
            СТРАУС ЭМУ  — нелетающая птица. Эму очень большая птица и может достигать в высоту до 2х метров. Масса Эму до 60 кг. Страус Эму является частью Австралийской культуры и даже представлен на гербе Австралии.  Страус Эму быстро бегает и может развивать скорость до 50 км/час. В отличии от других страусов, Эму не купается в песке, а предпочитает воду и довольно неплохо плавает. Питаются ягодами, семенами, плодами и мелкими животными. Самка Эму откладывает тёмно-зелёные яйца (от 5 до 20 яйц), но насиживанием занимается самец. В Австралии помимо диких страусов эму водятся и  ручные, которых можно покормить с рук. Ручных эму разводят в специальных заповедниках. Мясо эму пригодно в пищу, также в пищу используются яйца. Также ценится жир эму, он обладает болеутоляющим действием.

    - Ребята, откройте карту «Животный мир Австралии» на с. 109 учебника.

    - Рассмотрите ее внимательно  и скажите, какие еще животные там обитают?

    - Предположите, а какая главная особенность животных этого континента?

    (Там обитают сумчатые животные и много птиц.)

    В) – Ребята, отгадайте такую загадку:

    Забавный медвежонок с большою головой.
    На вид, словно спросонок, медлительный такой
    Питается лишь ночью древесною листвой.
    А днём он есть не хочет, и спит в листве густой.
    (Коала).  (СЛАЙД 19)

    - Коала – некрупный зверь плотного телосложения. Обликом коала немного напоминает медведя (отсюда его название – сумчатый медведь). Коалы обычно молчаливы и подают голос в случае опасности. Испуганный или раненый коала кричит и «плачет», как ребенок. Движения коалы медленны. Они населяют эвкалиптовые леса и почти всю жизнь проводят в кронах этих деревьев. Днем коала спит, ночью лазает по деревьям, отыскивая корм. В день коале требуется до 1 кг листьев. Обычно у них рождается один детеныш. В возраст 7 – 8 месяцев детеныш покидает материнскую сумку и переселяется на спину матери. Мать терпеливо носит его и охраняет. Лишь в возрасте 1 года детеныш окончательно покидает мать.

    Г) -   О ЕХИДНЕ нам расскажет Лазаренко Никита. (СЛАЙД 20)

    ЕХИДНА ЖИВЁТ  в сухих зарослях кустарников. Нор она не роет. Главная её защита – иглы. Потревоженная, ехидна сворачивается в шар, как ёж. Днём она спит, а ночью отправляется на поиски насекомых.   У неё очень тонкий слух, но плохое зрение. Ехидна питается муравьями, термитами и другими насекомыми, а иногда и  мелкими животными. Она разоряет муравейники, сдвигает тяжёлые камни, толкая их лапами, чтобы найти червей и насекомых. Рассказывают об одном зоологе, который запер на ночь ехидну  у себя в доме на кухне. Наутро он был очень удивлён, увидев, что ехидна передвинула в кухне всю мебель. Самка откладывает одно яйцо и вынашивает его в сумке.  Интересно, что Австралийская ехидна изображена на 5-центовой монете и на юбилейной монете в 200  долларов, выпущенной в Австралии в 1992 г. А ехидна Милли была одним из талисманов Летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее.

    Показать слайд 21 – 5-центовая монета, юбилейная монета в 200 долларов.

    Показать слайд 22 – талисман Олимпийских игр 2000 г.

    - Талисманами Летних Олимпийских игр в Сиднее в  2000г. стали редкие животные кукабурра (австралийский зимородок-хохотун), утконос и ехидна. Причем кукабурру назвали Олли (в честь Олимпиады), утконоса – Сид (от слова Сидней), а ехидну – Милли (от слова "миллениум").

      - Латинское слово "миллениум" означает временной период, равный 1000 лет.

    - А  греческой мифологии Ехидна – это чудовищный демон, наполовину женщина, наполовину змея. Ее лицо было бы красивым, если бы злоба не искажала его черты. Ехидна жила в глубокой пещере в горах, куда заманивала людей и пожирала их. (СЛАЙД 23)

    - Конечно, удивителен животный мир Австралии. Это и знаменитое кенгуру, и неотразимо симпатичные коалы,  утконосы с ехиднами и настоящее птичье царство. (СЛАЙД 24)

    - Растительный мир Австралии не менее удивителен. Сейчас вы в этом убедитесь.

    Е) -  Жукова Алена подготовила сообщение об эвкалипте.  (СЛАЙД 25)

    ЭВКАЛИПТ  называют “алмазом лесов”, “деревом жизни” и “деревом чудес».  Всё удивляет в этих необычных деревьях — и быстрый рост, и гигантские размеры, и гладкие стволы. В дупле старого эвкалипта могут свободно разместиться несколько десятков человек. За год австралийский гигант прибавляет в росте 5 метров! В эвкалиптовом лесу всегда чистейший воздух с особенным ароматом.  В таком лесу всегда солнечно, вы не увидите в нем тени. Это из-за того, что листья эвкалипта всегда повернуты ребром к солнцу, и солнечные лучи проскальзывают сквозь них. На одном и том же дереве можно увидеть листья разной формы. Древесина этих деревьев обладает высокой прочностью, а из листьев получают эфирные масла.

    Ж) - А Фроликова Анастасия нам расскажет о бутылочном дереве. (СЛАЙД 26)

            В Австралии, в самых сухих областях растут БУТЫЛОЧНЫЕ ДЕРЕВЬЯ. Эти деревья достигают 15 м в высоту, а внизу расширяются до 2м. Оно увенчано густой кроной, состоящей из узких листьев длиной 8 см. Бутылочное дерево действительно похоже на бутылку. В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников. Кроме того, из бутылочного дерева добывают сладкий сок, очень полезный и питательный.

    6. Достопримечательности Австралии.

    - Австралия не богата памятниками старины. Наиболее известные архитектурные сооружения Австралии расположены в Сиднее. Это – здание Оперного театра и Сиднейский мост.

    А) СИДНЕЙСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР. (СЛАЙД 27)

    - Что вам напоминает здание оперного театра? (Корабль, плывущий по воде.)

    Сиднейский оперный театр - является символом Сиднея и одной из главных достопримечательностей Австралии. Он признан одним из выдающихся сооружений современной архитектуры в мире.

    Б) УЛУРУ или АЙЕРС-РОК. (СЛАЙД 28)

    - В центре континента высится громада Айерс-Рок, или Улуру (Священная), как называют ее аборигены. Главная особенность  скалы – это игра цветов, зависящая от освещения: на рассвете он черный, утром – багрово-коричневый, в полдень – слепяще-оранжевый, на закате – пламенно красный.

    III. Самостоятельное применение знаний.

    Выполнение задания 9 в рабочей тетради на с. 68.

    - Обведите красным карандашом обитателей Австралии.

    - Ребята, а каких животных вы не обвели? (Белых медведей и пингвинов)

    - Почему? (Потому что эти животные обитают в Антарктиде)

    - А вот с этим материком мы познакомимся на следующем уроке.

    IV. Итог работы. Рефлексия.

    - Вот и закончилось наше путешествие.

    - Давайте обобщим все то, о чем сегодня шла речь на уроке.

    - А помогут нам в этом Назар, Нина, Никита.

     Ученица. Мы в Австралии бывали!
    Мы Австралию видали!
    А ведь раньше никогда мы не ездили туда?

    Ученик.

    А со мною так случилось:
    Мне Австралия приснилась.
    Вот послушайте сейчас
    Мой короткий сон – рассказ.
    Я летел на вертолете,
    А быть может, – самолете.
    Вдруг увидел из окна:
    Подо мной лежит страна.
    С парашютом я спустился,
    И на суше очутился,
    Осмотрелся – ни души,
    Все дороги хороши.
    Чтобы не замерзнуть вдруг,
    Я отправился на юг
    Только странно, чем южней –
    Холодней и холодней.
    Я увидел дивный лес:
    Там деревья до небес.
    И бутылки там растут,
    И лианы там и тут.

    Ученица.

    Очень странная страна –
    Любит пошутить она?
    Эти звери погляди,
    Носят сумки впереди.
    Ну, а этот ради шутки
    Нос свой одолжил у утки.
    Мишка этот как бандит,
    Он на дереве сидит.
    Ну, а это, кто такой
    Появился предо мной?

    Ученик.

    Это – местный житель
    Страны сей долгожитель.
    От него же я узнал,
    Что в Австралию попал.
    Что ее Тасман открыл,
    Кук открытье закрепил.
    Австралия – богатая страна
    Имеет уголь, нефть и золото она.
    Имеет развитое производство,
    Большое место занимает овцеводство.
    Я мог бы еще что-нибудь узнать,
    Но тут будильник зазвенел –
    Пора вставать.

    - Что нового вы узнали для себя на уроке?

    - Где пригодятся знания?

    - Давайте отметим ребят, которые больше всех помогли в открытии знаний?

    Оценки за урок.

    - Ребята, удивительный символ Австралии – кенгуру благодарит вас за помощь и работу на уроке, и дарит вам на память о нашем путешествии вот таких кенгурят. 

    V. Домашнее задание. (СЛАЙД 29)

    - Ребята, как вы думаете, а что я вам задам на дом?

    Творческое задание: подготовить сообщение о любом животном или растении Австралии.

    Если останется время – включить фильм об Австралии.



    Предварительный просмотр:

    ЕХИДНА АВСТРАЛИЙСКАЯ

    ЕХИДНА ЖИВЁТ  в сухих зарослях кустарников. Нор она не роет. Главная её защита – иглы. Потревоженная, ехидна сворачивается в шар, как ёж. Днём она спит, а ночью отправляется на поиски насекомых.   У неё очень тонкий слух, но плохое зрение. Ехидна питается муравьями, термитами и другими насекомыми, а иногда и  мелкими животными. Она разоряет муравейники, сдвигает тяжёлые камни, толкая их лапами, чтобы найти червей и насекомых. Рассказывают об одном зоологе, который запер на ночь ехидну  у себя в доме на кухне. Наутро он был очень удивлён, увидев, что ехидна передвинула в кухне всю мебель. Самка откладывает одно яйцо и вынашивает его в сумке.  Интересно, что Австралийская ехидна изображена на 5-центовой монете и на юбилейной монете в 200  долларов. А ехидна Милли была одним из талисманов Летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее.

    БУТЫЛОЧНОЕ ДЕРЕВО

            В Австралии, в самых сухих областях растут БУТЫЛОЧНЫЕ ДЕРЕВЬЯ. Эти деревья достигают 15 м в высоту, а внизу расширяются до 2м. Оно увенчано густой кроной, состоящей из узких листьев длиной 8 см. Бутылочное дерево действительно похоже на бутылку. В нижней части ствола между корой и древесиной находится отделение, вмещающее значительное количество воды. Это очень важно для путешественников. Кроме того, из бутылочного дерева добывают сладкий сок, очень полезный и питательный.

    ЭВКАЛИПТ

     ЭВКАЛИПТ  называют “алмазом лесов”, “деревом жизни” и “деревом чудес».  Всё удивляет в этих необычных деревьях — и быстрый рост, и гигантские размеры, и гладкие стволы. В дупле старого эвкалипта могут свободно разместиться несколько десятков человек. За год австралийский гигант прибавляет в росте 5 метров! В эвкалиптовом лесу всегда чистейший воздух с особенным ароматом.  В таком лесу всегда солнечно, вы не увидите в нем тени. Это из-за того, что листья эвкалипта всегда повернуты ребром к солнцу, и солнечные лучи проскальзывают сквозь них. На одном и том же дереве можно увидеть листья разной формы. Древесина этих деревьев обладает высокой прочностью, а из листьев получают эфирные масла.

    СТРАУС  ЭМУ

            СТРАУС ЭМУ  — нелетающая птица. Эму очень большая птица и может достигать в высоту до 2х метров. Масса Эму до 60 кг. Страус Эму является частью Австралийской культуры и даже представлен на гербе Австралии.  Страус Эму быстро бегает и может развивать скорость до 50 км/час. В отличии от других страусов, Эму не купается в песке, а предпочитает воду и довольно неплохо плавает. Питаются ягодами, семенами, плодами и мелкими животными. Самка Эму откладывает тёмно-зелёные яйца (от 5 до 20 яйц), но насиживанием занимается самец. В Австралии помимо диких страусов эму водятся и  ручные, которых можно покормить с рук. Ручных эму разводят в специальных заповедниках. Мясо эму пригодно в пищу, также в пищу используются яйца. Также ценится жир эму, он обладает болеутоляющим действием.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"

    Урок-практикум окружающего мира во 2 классе  УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей  зоны  леса умеренного климата и ...

    урок окружающего мира по теме "Экосистема болота" Образовательная программа 2100" 3 класс

    Технологическая карта урока Предмет: Окружающий мир. Класс: 3 Количество уроков в неделю: 2 (всего 68 часов в учебный год ). учебная программа: Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Дан...

    Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида

    Материал содержит технологическую карту урока к уроку по окружающему миру 2 класса "Путешествие в дальние страны. Австралия и Антарктида"....

    Конспект урока по теме "Путешествие в дальние страны: Австралия и Антарктида !

    Знакомство с особенностями стран: Австралии и Антарктиды...

    Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

    Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс

    Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс...